г. Хабаровск |
|
06 мая 2024 г. |
А73-7242/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Жолондзь Ж.В., Коваленко Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ": Гужин Клим Вадимович, представитель по доверенности N 8 от 09.01.2024;
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ Невада": Романова Ирина Сергеевна, представитель по доверенности от 01.01.2023
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
на решение от 26.01.2024
по делу N А73-7242/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН: 1162724068352, ИНН: 2723187548, адрес: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д.57, помещ. III (1-72) 43, 44, 45, 46)
к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ Невада" (ОГРН: 1192724011919, ИНН: 2723205733, адрес: 680006, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Индустриальная, д.14, каб. 24)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Рядом" (ОГРН: 1062540032994, ИНН: 2540124075,адрес: 680014, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шкотова, д. 15А, помещ.8)
о взыскании 500 414, 81 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хабавтостранс ДВ" (далее - ООО "Хабавтостранс ДВ", региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ Невада" (далее - ООО "ДВ Невада", ответчик) с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности за услуги по выводу твердых коммунальных отходов за период с 01.07.2022 по 31.10.2022 в размере 472 089 руб., пени за период с 11.02.2023 по 26.05.2023 в размере 28 325, 37 руб., всего 500 414, 81 руб.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.07.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Рядом" (далее - ООО "Рядом", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Истец указывает, что материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком факт включения контейнерной площадки N 058825 в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - Реестр мест накопления ТКО) только 06.10.2022. До даты регистрации ответчиком собственной контейнерной площадки, на территории торгового центра "Выбор" по ул. Павла Морозова, д. 58Ж, находилась одна-единственная ни за кем не зарегистрированная контейнерная площадка, которой пользовались все собственники и арендаторы помещений данного торгового центра. На данной контейнерной площадке, в составе 11 размещенных на ней контейнеров, располагались 2 контейнера, принадлежащие ООО "ДВ Невада" (акт осмотра контейнерной площадки от 15.08.2022). Доказательств того, что контейнеры ответчика в спорный период времени находились в другом месте, стороной ответчика не представлено.
Впоследствии, ответчик оставляет в данном месте свой 1 контейнер и регистрирует там контейнерную площадку 06.10.2022 (акт осмотра контейнерной площадки ответчика от 20.10.2022). ООО "СВЕТОЧ фармацевтика" передвигает свои контейнеры (5 штук) в другое место и регистрирует отдельную контейнерную площадку N 061305 (акт осмотра контейнерной площадки от 19.05.2023).
Вышеизложенные факты опровергают вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не подкидывал мусор в контейнеры арендодателя, поскольку речь в данном случае идет не о "подкидывании отходов" в чужие контейнеры, а о нахождении контейнеров ответчика в составе иных контейнеров на незарегистрированной площадке.
Судом указано на то, что ответчиком ведутся журналы движения отходов, которые не содержат сведений о вывозе ТКО силами истца, однако ответчиком не предоставлено доказательств того, что собственник здания наделил его правами или обязанностями за осуществлением контроля заезда транспорта на территорию. Соответственно, такие полномочия имеются у собственника здания ООО "СВЕТОЧ фармацевтика".
Суд пришел к выводу, что истец не предоставил доказательств того, что он после выявления незарегистрированной (не включенной в Реестр) контейнерной площадки ответчика направил соответствующую информацию в орган исполнительной власти субъекта. Данный вывод противоречит нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела. Истцом предоставлены документы, свидетельствующие о том, что сведения об отсутствующих в Реестре мест накопления ТКО и Территориальной схеме контейнерных площадках в сентябре 2022 года направлены в Администрацию г. Хабаровска и в Министерство ЖКХ Хабаровского края. В списке содержалась информация, в том числе и по незарегистрированной никому не принадлежащей площадке, находящейся на территории ТЦ "Выбор".
Вывод суда первой инстанции о том, что в спорный период времени услуги по вывозу ТКО ответчику оказывало третье лицо, в связи с задержкой заключения договора, основанный, в том числе, на акте проверки Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, не соответствует положениям действующего законодательства, позиции Верховного Суда Российской Федерации и фактическим обстоятельствам дела. Ответчик обратился к региональному оператору с заявкой на заключение договора и соответствующими документами только в середине октября 2022 года. Вывод суда о законности оказания третьим лицом услуг по вывозу ТКО противоречит пункту 4 Правил N 1156, пунктам 6 и 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Представленный ответчиком в материалы дела Журнал учета движения отходов является ненадлежащим доказательством, поскольку ООО "ДВ Невада" является одним из арендаторов помещений торгового центра и не осуществляет контроль за въездом на территорию. ООО "Рядом", с которым у ответчика был заключен договор, статусом регионального оператора не обладает, деятельность по обращению с ТКО не осуществляет, тарифов по обращению с ТКО, утвержденных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, не имеет, в связи с чем, те или иные правоотношения ответчика с указанным третьим лицом не могут быть квалифицированы как надлежащее оформление вывоза именно ТКО.
Представленные истцом сведения системы спутникового мониторинга позволяют с достоверностью установить факт заезда спецтехники регионального оператора на закрытую территорию ТЦ "Выбор". Критическое отношение суда к сведениям системы ГЛОНАС свидетельствует о не понимании механизма работы данной системы. Поскольку контейнерная площадка ответчика N 058825 размещена на том же самом месте, где до этого стояли 11 никому не принадлежащих контейнеров, система отображает нахождение контейнеров в указанных координатах, в том числе за тот период, когда контейнерная площадка юридически отсутствовала.
Вывод суда о якобы надлежащем перемещении ответчиком отходов от источника образования до места захоронения в г. Комсомольск-на-Амуре, противоречит установленной постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 N 477-пр "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Хабаровского края" схеме потоков ТКО. Суд не выяснял, каким транспортным средством осуществлялся вывоз отходов ответчика, был ли это мусоровоз, имеющий функцию прессования отходов или иное транспортное средство.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 26.03.2024 в 14 часов 20 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания, от ООО "ДВ Невада" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении, приведенных в апелляционной жалобе доводов.
ООО "Рядом" отзыв на жалобу не представило.
Учитывая, что ООО "ДВ Невада" осуществляет деятельность торговой сети гипермаркетов "Самбери" в г. Хабаровске в том числе по ул. Павлика Морозова, д. 58 литер Ж (торговый центр "Выбор"), спор об оплате услуг по вывозу ТКО от которого рассматривается в настоящем деле и ранее с участием этих же сторон и третьего лица рассмотрен спор о взыскании задолженности за вывоз ТКО за аналогичный период от гипермаркета "Самбери" по адресу: г. Хабаровск, ул. Батуевская ветка, д. 20 (дело N А73-7250/2023) определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось до 02.05.2024 в связи с кассационным обжалованием решения от 08.12.2023 и постановления арбитражного апелляционного суда N 06АП-4/2024 от 07.02.2024.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддерживал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика возражала против доводов апелляционной жалобы, указала на законность и обоснованность решения, просила его оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проводилось в отсутствии третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Хабавтотранс ДВ" (региональный оператор) на основании заключенного 19.10.2021 с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1 с 01.07.2022 осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории городского округа "Город Хабаровск" и территории муниципального района имени Лазо.
Деятельность регионального оператора относится к регулируемой, в связи с чем, постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо на 2022 год, а также производственная программа на период с 01.07.2022 по 31.11.2022, в соответствии с которой в указанный период установлены величина тарифа за 1 тонну - 6 607,69 руб., за 1 куб. м - 779,71 руб.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 47/104 за период с 01.12.2022 по 31.01.2023 в размере 840,91 рубля за 1 куб. м.
Согласно публичной информации, 13.04.2022 в газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 года N 67, N 68 и официальном сайте http://tko27.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", региональным оператором размещено адресованное неопределенному кругу лиц - потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст предложенного им типового договора.
На основании договора аренды торговых помещений от 01.03.2016, соглашения об уступке прав и обязанностей от 29.03.2021, ООО "ДВ Невада" осуществляет предпринимательскую деятельность в арендуемых нежилых помещениях N 1-20, N 24, N27-30, N32, расположенные в нежилом здании Центр оптовой и мелкооптовой торговли "Строительные и хозбытовые товары" (далее - торговый центр) по адресу: г. Хабаровск, ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 58 лит. "Ж", общей площадью 1 823, 7 кв.м.
Условиями договора аренды торговых помещений (пункт 4.2) в обязанности арендатора входит вывоз твердых бытовых отходов, плата за негативное воздействие и окружающую среду и ее внесение в бюджет, содержание арендуемых помещений в надлежащем санитарном состоянии, обеспечении соблюдения требований противопожарных норм, установленных соответствующими техническими регламентами, СНиПами и т.д для данного рода объектов и вида деятельности.
06.07.2022 ООО "ДВ Невада" в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" направлена заявка о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объекта, расположенного в торговом центре по адресу: г. Хабаровск, ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 58 лит. "Ж".
ООО "Хабавтотранс ДВ" ответным письмом от 14.07.2022 N 3764/ХБДВ запросило предоставить дополнительные сведения и документы к поданной заявке, согласно установленным требованиям Постановления Правительства Российской Федерации ль 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
ООО "ДВ Невада" письмом от 19.07.2022 N 4888 предоставлены в адрес истца запрашиваемые документы: свидетельство о постановке на учет, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, устав, протокол о назначении директора, доверенность.
ООО "Хабавтотранс ДВ" по результатам рассмотрения предоставленных документов в адрес ООО "ДВ Невада" направлен запрос о предоставлении дополнительных документов.
Согласно письму от 02.08.2022 N 4651/ХБДВ региональный оператор просил предоставить данные об объектах недвижимости, документы о правах собственности (владения, пользования) объектами недвижимости, документы необходимые для расчета нормативов накопления ТКО, документы о наличии (отсутствии) у ООО "ДВ Невада" зарегистрированных контейнерных площадок.
Во исполнение данного письма ООО "ДВ Невада" предоставило указанные дополнительные документы письмом от 24.08.2022 N 7908.
ООО "ДВ Невада" в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" направлена заявка от 17.10.2022 о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объекта, расположенного в торговом центре по адресу: г. Хабаровск, ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 58 лит. "Ж", с информацией об установленных контейнерных площадках.
ООО "Хабавтотранс ДВ" осуществлен выезд на место (площадку) накопления ТКО, расположенную по вышеуказанному адресу, произведен осмотр и составлен соответствующий акт от 20.10.2022, согласно которому по указанному адресу установлен 1 металлический контейнер, доступ ограничен воротами, есть охрана.
ООО "Хабавтотранс ДВ" письмом направлен в адрес ООО "ДВ Невада" на подписание проект договора от 25.10.2022 N ТКО-559-ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на период с 01.07.2022 по 31.05.2023.
В свою очередь, ООО "ДВ Невада" направило в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" подписанный договор от 25.10.2022 N ТКО-559-ЮЛ с протоколом разногласий, согласно которому дату начала оказания услуг по обращению с ТКО следует считать с 01.11.2022.
Имеющиеся у ООО "ДВ Невада" разногласия с региональным оператором для их разрешения в порядке статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации или дополнения договора на основании пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на разрешение суда не были переданы, в связи с чем, в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и пунктом 8 (12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 которым также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком считается заключенным на условиях публичного типового договора по цене указанный региональным оператором в предложенном тексте договора.
Региональный оператор в обоснование иска указал, что в период с 01.07.2022 по 31.10.2022 фактически оказывал ООО "ДВ Невада" услуги по вывозу ТКО с установленной территориальной схемой обращения отходов в связи с чем, в 2023 году оформил и выставил универсальные передаточные документы (УПД) счета-фактуры на общую сумму 472 089,44 руб. в том числе: от 31.01.2023 N БИ01-002495 (за июль 2022 года на сумму 118 022, 36 руб.), от 31.01.2023 N БИ01-002496 (за август 2022 года на сумму 118 022, 36 руб.), от 31.01.2023 N БИ01-002497 (за сентябрь 2022 года на сумму 118 022, 36 руб.), от 31.01.2023 N БИ01-002498 (за октябрь 2022 года на сумму 118 022, 36 руб.).
Не исполнение обязательств оплаты и отказ удовлетворить претензию от 17.03.2023 N 4464/ХБДВ послужил основанием для обращения ООО "Хабавтотранс ДВ" с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), а также нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, регулирующие обращение с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Таким образом, оплате подлежат фактическим оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее по тексту также - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее по тексту также - Правила N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с Типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Указанными Правилами N 1156 так же установлен порядок заключения конкретного договора в соответствии с которым, договор заключается по заявке собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 5 Правил N 1156 предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 8 (11) указанных правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) указанных Правил.
В случае, если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8(14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10-ти рабочих дней со дня его получения (пункт 8 (16) Правил N 1156).
В силу пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, по общему правилу, в случае, когда между сторонами договор не подписан, договор является заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156, в связи с чем, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в отношении соответствующей категории объектов, на которых осуществляется деятельность.
На основании приведенных положений законодательства и обстоятельств конкретного спора, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным в отношении источника образования отходов и соответствующего места накопления ТКО согласно территориальной схеме на условиях публичного типового договора по цене указанный региональным оператором в предложенном тексте договора.
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 5 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем, исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.
Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
На территории Хабаровского края норматив накопления ТКО установлен приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12.03.2018 N 18 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края" (с учетом изменений) согласно которым для административных зданий, учреждений, контор (пункт 1), банков, финансовых учреждений (пп. 1.2) норматив на 1 сотрудника составляет 1,3197 куб. м (на одну расчетную единицу в год).
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо за период с 01.07.2022 по 30.11.2022 установлен за 1 куб. м - 779,71 руб.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 47/104 тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо за период с 01.02.2023 по 31.01.2023 установлен за 1 куб. м - 840,91 руб.
ООО "Хабавтотранс ДВ" применяло указанные нормативы и тарифы при расчете стоимости оказанных услуг.
Спора между сторонами о порядке расчета, применяемом тарифе и нормативе не имеется, спор касается самого факта оказания услуг региональным оператором в спорный период.
В соответствии с пояснениями ООО "Хабавтотранс ДВ" и расчетом региональный оператор в период с 01.07.2022 по 31.10.2022 оказывал услуги по адресу деятельности ООО "ДВ Невада" в торговом центре по ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 58, лит. "Ж", общая стоимость оказанных услуг составила 472 089, 44 руб.
Возражая относительно иска, ООО "ДВ Невада" сослалось на задержку в заключении договора на обращение ТКО с региональным оператором (в том числе неурегулированными разногласиями), необходимостью обеспечить вывоз ТКО с незарегистрированного места накопления отходов, не исполнение обязанностей региональным оператором, в связи с чем, в спорный период услуги оказало ООО "Рядом" имеющее действующую лицензию (N Л020-00113-2/00103188, приказ 83 от 09.03.2021) на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В подтверждение доводов ответчиком представлены следующие документы:
- договор от 01.04.2021 N Р1Хбр, заключенный с третьим лицом (ООО "Рядом");
- акты оказанных услуг по вывозу ТКО от 30.07.2022 N 215 на сумму 144 822 руб., от 30.07.2022 N 247 на сумму 111 842, 50 руб., от 31.08.2022 N 249 на сумму 126 144 руб., от 31.08.2022 N 252 на сумму 69 712, 50 руб., от 30.09.2022 N 282 на сумму 123 282 руб., от 31.10.2022 N 313 на сумму 109 350 руб., счета на оплату;
- платежные поручения от 23.08.2022 N 36189 на сумму 268 724, 50 руб. (оплата по вывозу ТКО за июль 2022 года), от 27.09.2022 N 63591 на сумму 195 856, 50 руб. (оплата по вывозу ТКО за август 2022 года), от 28.09.2022 N 64414 на сумму 69 712, 50 руб., (оплата по счету N 251 от 31.08.2022), от 21.11.2022 N 3342 на сумму 193 134, 50 руб. (оплата по вывозу ТКО за сентябрь 2022 года), от 20.12.2022 N 25406 на сумму 109 350, руб. (оплата по вывозу ТКО за октябрь 2022 года), от 31.08.2022 N 41612 на сумму 111 842, 50 руб. (оплата по счету N 247 от 30.07.2022);
- журнал по ведению учета в области обращения с отходами I-III квартала 2022 год обособленного подразделения ООО "ДВ Невада", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 58, лит. "Ж".
В соответствии с материалами и пояснениями, на указанную истцом дату 01.07.2022 у ответчика отсутствовала зарегистрированная за ним контейнерная площадка по ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 58, лит. "Ж" в г. Хабаровске, соответствующая площадка включена в реестр мест накопления ТКО 06.10.2022 за номером 058825 (письмо от 18.10.2022 N 11613, акт осмотра от 20.10.2022 N 1442).
Согласно письменным пояснениям ответчика, ООО "Хабавтотранс ДВ" только с ноября 2022 года приступил к вывозу ТКО с контейнерной площадки ответчика внесенной в реестр мест накопления N 058825. До указанного времени, ответчик складировал ТКО на арендуемой участке на площадке, откуда вывоз осуществлялся ООО "Рядом". После того как региональный оператор фактически приступил к вывозу, оказание услуг ООО "Рядом" прекращено.
В свою очередь, ООО "Хабавтотранс ДВ" при обращении в суд и ходатайстве об уточнении требований от 26.05.2023, возражениях от 26.06.2023 на отзыв указывало, что при осуществлении деятельности регионального оператора он осуществлял вывоз ТКО со всех контейнерных площадок, находящихся в территориальной схеме, расположенных на территории общего пользования в г. Хабаровска, в связи с чем, услуги для ООО "ДВ Невада" оказывались вне зависимости от места образования и складирования его отходов. Учитывая общедоступность контейнеров для сбора ТКО, ООО "ДВ Невада" имело возможность беспрепятственно складировать отходы на любой контейнерной площадке.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности оказания услуг в спорный период региональным оператором, установив, что услуги по вывозу ТКО за период с 01.07.2022 по 31.10.2022 оказывались ООО "Рядом" и отказал в удовлетворении иска в поленом объеме.
Выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Из материалов дела следует, что на момент оказания услуг ООО "Рядом" имеет действующую лицензию (N Л020-00113-2/00103188, приказ N 83 от 09.03.2021) на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При осуществлении лицензируемой деятельности ООО "Рядом" полученные отходы ООО "ДВ Невада" для последующей утилизации передавало ООО "Чистая планета" по договору от 01.01.2022 для последующего захоронения и утилизации в уполномоченный орган, осуществляющий деятельность по сбору, транспортированию и захоронению ТКО МУП "Спецавтохозяйство".
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела приемными квитанциями от 31.07.2022, от 31.08.2022, от 30.09.2022, от 31.10.2022; УПД от 31.07.202 N 3912, от 31.08.2022 N 4662, от 30.09.2022 N 5267, от 31.10.2022 N 6004, талонами и актами приема-сдачи отходов на городской полигон ТБО.
Таким образом, судом установлен характер движения ТКО ООО "ДВ Невада" в период с 01.07.2022 по 31.10.2022 от источника образования (ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 58, лит. "Ж") до законно установленного места переработки без участия ООО "Хабавтотранс ДВ".
Доказательств опровергающих вышеуказанные обстоятельства ООО "Хабавтотранс ДВ" в материалы дела не представлено.
В жалобе приведен довод относительно того, что в качестве источника образования отходов в торговом центре по ул. Морозова Павла Леонтьевича, д. 58, лит. "Ж" является контейнерная площадка арендодателя N 061305, которая использовалась всеми арендаторами нежилых помещений данного торгового центра, в том числе и ООО "ДВ Невада".
В обоснование данного довода заявитель жалобы ссылается на данные системы ГЛОНАСС, трекинги движения мусоровозов, маршрутные задания.
С учетом конкретных обстоятельства дела и представленных доказательств, которые повторно оценил апелляционный суд, указанный довод апелляционным судом не принимается.
Данные из системы ГЛОНАСС, трекинги движения мусоровозов не подтверждают фактическое оказание услуг на сумму 472 089, 44 руб. Из содержания отчетов системы ГЛОНАСС возможно установить нахождение транспортного средства на определенном маршруте, однако само по себе указанное обстоятельство не свидетельствует об оказании региональным оператором спорных услуг, в том числе транспортирование ТКО с объекта отходов, их обработку, обезвреживание и захоронение.
Согласно письменному отзыву управляющая компания ООО "СВЕТОЧ фармацевтика" ООО "Рент-Сервис" указала, что контейнеры ООО "ДВ Невада" находятся на охраняемой закрытой территории торгового центра, в период с 01.07.2022 по 31.10.2022 ответчик самостоятельно организовывал вывоз ТКО, свои отходы в контейнеры арендодателя не складировал.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют двусторонние акты оказанных услуг с указанием объема фактически вывезенного с объекта ООО "ДВ Невада" ТКО на заявленную сумму, что также свидетельствует о неоказании услуг по вывозу ТКО региональным оператором.
Ссылка на маршрутные задания также не принимается судом, поскольку в заезд на закрытую территорию и вывоз ТКО из контейнеров арендодателя не свидетельствует об оказании услуг по вывозу ТКО ответчику.
Суд также не принимает ссылку заявителя на акт осмотра, который составлен в одностороннем порядке.
Апелляционный суд так же отмечает непоследовательную позицию истца на стадиях рассмотрения спора в судах первой и апелляционной инстанций.
Так, изначально позиция истца в суде первой инстанции сводилась к тому, что ответчик имел возможность пользоваться общедоступными контейнерами, включенными в территориальную схему, далее - ответчик складировал отходы в контейнер общего пользования, который обслуживает истец; в апелляционной инстанции истец утверждает, что ответчик свои отходы складировал на контейнерную площадку арендодателя, откуда истец вывозил ТКО через подрядчика ООО "Квант".
Довод о том, что ООО "ДВ Невада" обратилось с заявкой на заключение договора и соответствующими документами только в середине октября 2022 года отклонен апелляционным судом как опровергающийся материалам дела, а именно заявкой на заключение договора по обращению с ТКО с региональным оператором ООО "Хабавтотранс ДВ" от 06.07.2022 N 3564, письмами от 19.07.2022 N 4888, от 24.08.2022 N 7908, которыми предоставлены дополнительные документы к заявке.
При этом из досудебной переписки не следует, что региональный оператор выразил согласие осуществлять вывоз без регистрации контейнерной площадки и до подписания договора.
Доводы жалобы о том, что осуществление деятельности по обращению с ТКО входит исключительно в компетенцию регионального оператора, подлежат отклонению, поскольку в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона об отходах о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
ООО "ДВ Невада" предоставлены доказательства осуществления вывоза ТКО иным лицом (ООО "Рядом") на основании заключенного с ним договора.
Присвоение истцу статуса регионального оператора и утверждение тарифа на услуги по обращению с ТКО (с установленным сроком введения его в действие), сами по себе не означают автоматическое оказание истцом услуг и, как следствие, не являются основанием для взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств в условиях недоказанности факта оказания соответствующих услуг ответчику (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2022 N 306-ЭС22-3869).
По данным основаниям является ошибочной ссылка заявителя жалобы на невозможность ООО "Рядом" оказывать услуги по транспортированию ТКО по причине отсутствие статуса регионального операторам в соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ, пунктом 4 Правил N 1156.
Доводы относительного того, что ООО "Чистая планета", МУП "Спецавтохозяйство г. Комсомольск-на-Амуре" не могут являться уполномоченными лицами по приему ТКО ООО "ДВ Невада" отклоняются апелляционным судом как опровергающие материалам дела
Согласно пункту 4.2.12 Приложения N 5 к территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края Постановления Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 N 477-пр "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Хабаровского края" места обработки нахождения объектов обработки ТКО ООО "Чистая планета" вправе:
- принимать на обработку отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, V класс опасности (ФККО 73510002725.);
- принимать на утилизацию отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, V класс опасности (ФККО 73510002725.);
Таким образом, ООО "Чистая планета" является уполномоченным лицом по приему ТКО, осуществляющим деятельность на основании действующей лицензии от 17.05.2018 N 2700329.
В соответствии с приложением N 10 (4) к территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края "Информация о местах накопления (перегрузки) твердых коммунальных отходов (со сроком складирование отходов на срок не более чем на одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения") Постановления Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 N 477-пр организацией, эксплуатирующей место (площадку) накопления ТКО в г. Комсомольск-на-Амуре является МУП "Спецавтохозяйство", причем накопления всех образуемых отходов, неограниченных ФККО.
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края вынесено постановление от 22.02.2023 N 6/2 "Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на объекте размещения твердых коммунальных отходов на объекте размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, мкрн. Старт - 4,3 км от автомобильной трассы г. Комсомольск-на-Амуре - р.п. Солнечный, в 2-х км восточнее пос. Хальгасо и пос. Старт и 100 м от реки Хольваси для потребителей МУП "Спецавтохозяйство" от 2023-2025 годы" которым утвержден плановый отбор захоронения твердых коммунальных отходов, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы по захоронению твердых коммунальных отходов, тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на объекте размещения твердых коммунальных объектов для потребителей МУП "Спецавтохозяйство" на 2023-2025 годы с календарной разбивкой.
Таким образом, МУП "Спецавтохозяйство" является уполномоченным лицом по накоплению (перегрузке) ТКО.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, применении норм материального и процессуального права, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2024 по делу N А73-7242/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7242/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: ООО "ДВ Невада"
Третье лицо: ООО "Рядом"