г. Владивосток |
|
06 мая 2024 г. |
Дело N А59-5017/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-1571/2024
на решение от 01.02.2024
судьи Р.В. Есина
по делу N А59-5017/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288)
к муниципальному казенному предприятию "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа (ИНН 6508010458, ОГРН 1186501001587)
о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы в общем размере 10 219 699,52 руб., пени в размере 321 716,75 руб., рассчитанных с 02.03.2021 по 31.03.2022,
третье лицо: Администрация Углегорского городского округа (ОГРН 1026500993683, ИНН 6508003210),
при участии: представители лиц, участвующих в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление, Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, ДМУ Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском о взыскании с муниципального казенного предприятия "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа (далее - ответчик, предприятие, МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство") 10 541 416,27 руб., из которых 10 219 699,52 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы, 321 716,75 руб. пени за просрочку внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитанные за период с 02.03.2021 по 31.03.2022.
Определением от 21.12.2022 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Углегорского городского округа.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 01.02.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что статус казенного предприятия исключает самостоятельность МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство". Предприятие находится в ведении Администрации Углегорского городского округа и финансируется за счет средств местного бюджета.
В связи с чем, отмечает, что в 2020 году ответчик не имел реальной возможности для осуществления мероприятий по ремонту котельных за счет собственных средств, такие мероприятия (в силу их значительной стоимости) могли быть осуществлены только при условии финансирования за счет средств местного и регионального бюджета. При этом необходимость финансирования этих мероприятий неоднократно доводилась до сведения учредителя предприятия. Кроме того, реализация этого мероприятия началась в 2020 году согласно принятой Администрацией Углегорского городского округа экологической программе на 2020 - 2022 годы и в принципе не могла быть закончена в 2020 году, так как согласно программе, была рассчитана до 2023 года.
Таким образом, полагает, что все расходы, понесенные ответчиком на мероприятия экологического характера в виде затрат на капитальный ремонт котельной N 1 и котельной "Керамик" в период с 2020 по 2023 годы, являются затратами, относимыми к отчетному периоду.
ДМУ Росприроднадзора по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Администрация Углегорского городского округа письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представила.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили, в связи с чем, апелляционный суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Основным видом деятельности МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (ОКВЭД 35.30). К дополнительным видам деятельности ответчика отнесены, в том числе: деятельность по забору, очистке и распределении воды (ОКВЭД 36.00); сбор и обработка сточных вод (ОКВЭД 37.00).
В процессе своей деятельности предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду: осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также сбросы загрязняющих веществ в водный объект.
В 2021 году в адрес Управления от МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" поступила декларация о плате за негативное на окружающую среду в 2020 году, согласно которой сумма выплаты составила 1 489 546,96 руб. Предприятием была произведена оплата согласно указанной декларации в размере 16 259,87 руб. Размер задолженности по плате за негативное на окружающую среду за 2020 год составил 1 473 287,09 руб.
В 2022 году МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" представлена декларация о плате за негативное на окружающую среду в 2021 году, в которой сумма платы исчислена в размере 8 746 412,43 руб. Внесение платы в указанном размере предприятием не осуществлено.
Размер невнесенной ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы составил 10 219 699,52 руб.
Поскольку в установленный законом срок внесение плата не было произведено, Управлением в адрес предприятия было направлено претензионное письмо N ВП-2022/28 от 24.05.2022 о необходимости уплаты задолженности.
Неисполнение МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" требований указанного претензионного письма, послужило основанием для обращения ДМУ Росприроднадзора в арбитражный с заявлением о взыскании 10 219 699,52 руб. задолженности по плате за негативное воздействие и 321 716,75 руб. пени за просрочку внесения указанной платы (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом 07.12.2023 на основании статьи 49 АПК РФ).
Суд первой инстанции, посчитав доказанными обстоятельства несвоевременного внесения МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021-2022 годы, удовлетворил заявленные ДМУ Росприроднадзора требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 7-ФЗ компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены, в том числе, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (часть 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Применительно к статье 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Так, согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ за осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 51.1 настоящего Федерального закона, хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления в соответствии со статьей 23.5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N2395-I "О недрах", взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категорию.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 5 абзаца 6 Определения Конституционного суда от 10.12.2002 N 284-0 по запросу Правительства Российской Федерации о проверке Конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую среду признана обязательным публично-правовым платежом. Данный платеж является фискальным сбором.
В то же время, законодательством об охране окружающей среды предусмотрена возможность вычета из суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Так, согласно пункту 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в целях настоящей статьи признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 настоящего Федерального закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Аналогичные положения содержатся в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N255), действовавших в период возникновения спорных правоотношений.
При этом пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ установлено, что государственная поддержка в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляется при реализации следующих мероприятий: 1) внедрение наилучших доступных технологий; 2) проектирование, строительство, реконструкция: систем оборотного и бессточного водоснабжения; централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух; 3) установка: оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления; автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды; 4) обеспечение полезного использования попутного нефтяного газа.
Таким образом, законом предусмотрена возможность снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае, если ее плательщик понес затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод, которые предусмотрены программой повышения экологической эффективности или планом мероприятий по охране окружающей среды.
Из материалов дела следует, что в 2021 и 2022 годах в адрес Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" поступили декларации о плате за негативное воздействие на окружающую природную среду в 2020 и 2021 годах соответственно, согласно которым сумма выплаты составила 1 489 546,96 руб. и 8 746 412,43 руб., между тем плата за негативное воздействие на окружающую природную среду в 2020 году внесена предприятием в размере 16 259,87 руб., внесение платы за 2021 год не производилось.
Таким образом, факт наличия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2020 и 2021 годы в размере 10 219 699,52 руб. (1 473 287,09 + 8 746 412,43) подтвержден материалами дела.
Доводы МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" о несении затрат на мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду в размере 14 290 560,18 руб., которые, по мнению предприятия, полностью покрывают размер исковых требований, были рассмотрены судом первой инстанции и признаны подлежащими отклонению, с чем соглашается апелляционная коллегия.
Так, на основании пункта 24 Правил N 255 при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил.
При этом согласно пункту 29 Правил N 255 расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при корректировке размеров платы и расходы на реализацию мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа при расчете показателя покрытия затрат, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
а) план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологической эффективности, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;
б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;
в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;
г) заверенная лицом, обязанным вносить плату, пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа.
Пунктом 30 Правил N 255 предусмотрено, что в случае если лицо, обязанное вносить плату, осуществляло в отчетном периоде корректировку ее размера либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, информация о наименовании и реквизитах (номер, дата) документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа), указывается в декларации о плате.
В соответствии с утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 10.12.2020 N 1043 (далее - Приказ N 1043) формой декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в графах 130 - 136 подлежит отражению сумма средств на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе платы за выбросы; выбросы ПНГ; сбросы; размещение отходов производства; размещение ТКО; размещение, в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами.
При этом согласно подпункту "б" пункта 3 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного указанным Приказом N 1043, к декларации о плате прилагается в том числе перечень документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) - в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа.
Между тем, направляя в адрес Управления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы, предприятие об уменьшении платы на стоимость понесенных им затрат на реализацию природоохранных мероприятий не заявило. Так, в графах 130 - 136 деклараций сумма понесенных затрат предприятием не указана, отражены нулевые показатели.
Соответствующие документы, подтверждающие произведенные затраты, предприятием к декларации о плате приложены не были, тогда как при рассмотрении дела в суде ответчик частично ссылается на документы (договоры N 34/20, N 35/20 от 13.04.2020, N 01-02.06.10.20Э, N 02-02.06.10.20Э от 06.10.2020, N 02-02.02.07.21Э от 02.07.2021, N 13-ШКХ/А-21 от 19.08.2021, счет-фактура N 942 от 29.01.2020, платежные поручения N 65 от 07.02.2020, N 265, N 266 от 16.04.2020, N 652 от 18.09.2020, N 725, N 726 от 12.10.2020, N 925, N 926 от 24.12.2020, N 533 от 06.07.2021, N 774 от 13.10.2021), датированные 2020 и 2021 годами, которых не могло не быть в его распоряжении на дату подачи предприятием в 2021 и 2022 годах спорных деклараций о плате.
При этом именно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в соответствии с пунктом 4 Правил N 255 осуществляется контроль за исчислением платы (далее - администратор платы).
В соответствии с пунктом 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату. Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления, своевременности внесения платы (пункт 38 Правил N 255).
В силу пункта 39 Правил N 255 при проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.
Таким образом, неотражение МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" в декларации о плате сведений о размере произведенных расходов на реализацию природоохранных мероприятий, а также непредставление подтверждающих документов не позволило Дальневосточному межрегиональному управлению Росприроднадзора проанализировать соответствующие затраты и дать им соответствующую оценку.
При этом арбитражный суд не вправе подменять в своей деятельности органы Росприроднадзора в части осуществления соответствующих функций по контролю за исчислением лицами платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств.
Кроме того, исследовав представленные Планы мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ на 2020-2023 годы, утвержденные директором МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" 15.01.2020, судом первой инстанции правомерно установлено, что они не в полной мере соответствуют предъявленным к ним требованиям.
В соответствии с пунктом 8.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Следовательно, план снижения сбросов загрязняющих веществ признается планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности в целях корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ, представление которых в составе пакета документов, подтверждающих реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду установлено пунктом 29 Правил N255.
Между тем представленные Планы не имеют сведений об ожидаемом эффекте раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, как этого требует пункт 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ. Какого-либо обоснования, что именно указанные мероприятия приводят или могут привести к снижению сбросов/выбросов загрязняющих веществ, представленные ответчиком планы не содержат.
Расчет снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к показателям по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов и сбросов, МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" также не представлен.
Таким образом, соотнести заявленные предприятием затраты на реализацию природоохранных мероприятий с показателями по каждому загрязняющему веществу, по которым предполагается снижение объема выбросов загрязняющих веществ, не представляется возможным.
При этом, как следует из положений Правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.12.2018 N 667, вычитание суммы затрат на реализацию природоохранных мероприятий производится из платы только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов), по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.
Целью установления платежей за негативное воздействие на окружающую среду является не столько фискальный интерес государства, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности государства и его граждан. Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что законодательство предусматривало возможность корректировки платы только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду), по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду. Таким образом, одного факта наличия затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду недостаточно для соответствующего снижения платы за негативное воздействие.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчик в спорный период не согласовал с уполномоченным органом планируемые природоохранные мероприятия. В этой связи понесенные им затраты на их реализацию не могут быть зачтены в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы.
При этом в силу пункта 12 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, пункта 28 Правил N255 затраты, указанные в пункте 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ и не учтенные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.
В этой связи, арбитражный суд обоснованно отметил, что ответчик не лишен возможности зачесть понесенные им затраты на реализацию природоохранных мероприятий, указанные им в представленных Планах мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ на 2020-2023 годы, в счет внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в последующие годы после их надлежащего оформления и согласования с уполномоченным органом.
Помимо этого арбитражным судом первой инстанции правомерно учтено, что часть понесенных предприятием затрат на реализацию природоохранных мероприятий, предъявленных им к вычету из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, произведена не в рамках спорного периода, что противоречит абзацу 2 пункта 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, в котором указано, что такие расходы на финансирование мероприятий должны быть понесены лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, именно в отчетном периоде.
Так, договор N 07-ШКХ/А-22 на капитальный ремонт Районной котельной N 1 с пятью котлами КВ-Р-7,56-150 заключен предприятием 18.04.2022, оплата по договору в размере 6 652 735,18 руб. и 6 999 964,82 руб. произведена платежными поручениями N 257 от 07.03.2022 и N 1185 от 01.12.2023, тогда как предметом взыскания является плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2020-2021 году.
Повторно заявленный довод жалобы о том, что предприятие находится в ведении Администрации Углегорского городского округа и финансируется за счет бюджетных средств бюджета, за счет которых и могли быть произведены мероприятия по ремонту котельных, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку сам по себе не является основанием для принятия к зачету затрат ответчика, произведенных на финансирование природоохранных мероприятий в более поздний срок - 2022-2023 годах, в счет внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы.
При этом предприятие не лишено возможности отразить данные оплаты, произведенные 07.03.2022 и 01.12.2023 по договору N 07-ШКХ/А-22 от 18.04.2022, в качестве затрат на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в дальнейшем при подаче деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за соответствующий период 2023 и 2024 годов.
На основании изложенного апелляционная коллегия признает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии в настоящем случае оснований для удовлетворения исковых требований Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора и взыскания с МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы в размере 10 219 699,52 руб.
Также Управлением было заявлено требование о взыскании с предприятия пени за несвоевременное внесение указанной платы.
В пункте 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункте 33 Правил N255 установлено, что несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Поскольку факт просрочки внесения МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора правовых и фактических оснований для начисления пени.
Размер пени в сумме 321 716,75 руб. рассчитан Управлением за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 за несвоевременное внесение платы в 2020 году и за период с 02.03.2022 по 31.03.2022 за несвоевременное внесение платы в 2021 году с учетом действия на территории Российской Федерации в период с 01.04.2022 по 30.09.2022 моратория на начисление финансовых санкций, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", а также с применением 1/300 ключевых ставок Банка России, действующих в соответствующий период просрочки.
Указанный расчет принят арбитражным судом первой инстанции, ответчиком не оспорен.
Между тем повторно проверив указанный расчет пени, апелляционная коллегия признает его методологически неверным, учитывая отсутствие прямого указания в законе учитывать при расчете пени соответствующие периоды действия ставок рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в течение просрочки.
Так, из буквального толкования положений пункта 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ и пункта 33 Правил N 255 следует, что размер пени при несвоевременном внесении платы за негативное воздействие подлежит расчету исходя из одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней.
Исходя из указанной нормы, при добровольной уплате названной пени ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, в случае, когда одновременно с взысканием пени заявлено требование о взыскании задолженности, должна применяться ставка, действующая на дату вынесения решения суда (поскольку отсутствует дата фактической оплаты задолженности). Данный механизм расчета неустойки позволяет обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
В рассматриваемом случае, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду до обращения Управления в арбитражный суд предприятием не уплачена.
В связи с чем, расчет пени должен быть произведен по ставке, действующей на дату вынесения резолютивной части решения суда - 18.01.2024, которая согласно Информационному сообщению Банка России от 15.12.2023 составляла 16%.
Осуществив самостоятельный расчет пени за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 с применением указанной ставки, коллегия установила, что ее размер за несвоевременное внесение платы в 2020 году составляет 310 372,48 руб. (1 473 287,09 * 1/300 * 16 * 395), в 2021 году - 139 942,59 руб. (8 746 412,43 * 1/300 * 16 * 30). Общий размер рассчитанной таким образом пени составляет 450 315, 07 руб. (310 372,48 + 139 942,59).
В то же время по смыслу положений статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, а предъявление требований в меньшем размере является правом истца и не нарушает прав ответчика.
В связи с чем, установив, что применение ставки в размере 16% существенно превысит размер пени, заявленный истцом, коллегия соглашается с необходимостью принятия расчета пени, сформированного Управлением.
При таких обстоятельствах, требования Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о взыскании с МКП "Шахтерское коммунальное хозяйство" пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы в размере 321 716,75 руб. также удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
С учетом удовлетворения требований Управления, освобожденного от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в полном объеме государственная пошлина за рассмотрение иска в размере 75 707 руб., вопреки доводам жалобы, обоснованно в порядке статьи 110 АПК РФ взыскана с предприятия, как с проигравшей стороны.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом результата рассмотрения настоящего спора расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся апелляционной коллегией на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.02.2024 по делу N А59-5017/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5017/2022
Истец: ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ШАХТЕРСКОЕ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" УГЛЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ УГЛЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА