г. Челябинск |
|
06 мая 2024 г. |
Дело N А07-39132/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Калашника С.Е., Корсаковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2024 по делу N А07-39132/2023.
В судебном заседании принял участие представитель Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Мукатдарова Г.И. (доверенность N 3 от 22.12.2023, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Птичий Двор" (далее - заявитель, ООО "Птичий Двор", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Южно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, управление) о признании незаконным отказа в корректировке присвоенной предприятию категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и об обязании присвоить предприятию II категорию, как предприятию, оказывающему умеренное негативное воздействие на окружающую среду.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2024 (резолютивная часть решения объявлена 13.02.2024) требования заявителя удовлетворены, признан незаконным отказ Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в корректировке категории в зависимости ООО "Птичий Двор" от уровня негативного воздействия на окружающую среду, на управление возложена обязанность произвести присвоение ООО "Птичий Двор" II категории, как предприятию, оказывающему умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Также судом взыскано с Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в пользу ООО "Птичий Двор" 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление, не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В апелляционной жалобе управление указывает на отсутствие судебной оценки представленных им возражений, в которых было указано на следующие обстоятельства: при рассмотрении заявки общества о корректировке категории, присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), управлением было установлено, что общество не подпадает под федеральный государственный экологический контроль, в связи с чем управление в рамках своих полномочий перенаправило заявку общества в Министерство, которое, в свою очередь, рассмотрев заявку общества, отклонило его, указав на необходимость актуализировать сведения об объекте 9что подтверждается приложенным к уточненному отзыву управления скриншотом из кабинета природопользователя); в своем отзыве по делу Министерство отразило уже иную позицию, указав на отсутствие необходимость актуализации сведений об объекте; из указанных обстоятельств следует, что Министерство приняло по подведомственности от управления и рассмотрело по существу заявку общества, а не вернуло заявку обратно у управление; отказа в корректировке по заявке общества от управления не было; отказ присвоить предприятию II категорию объекта, оказывающего НВОС, получен не от управления, а от Министерства, а потому надлежащим ответчиком по делу является именно Министерство.
В судебном заседании представитель управления на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В представленных в материалы дела отзывах на апелляционные жалобы общество и Министерство против удовлетворения жалобы возражают, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Птичий Двор" зарегистрировано в качестве юридического лица 31.01.2003, имеет основной государственный регистрационный номер 1030204210255 и осуществляет деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы на расположенной на территории СП Черкасского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан птицефабрике, внесенной в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением I категория (код объекта, оказывающего НВОС - 80-0102-001344-П).
В связи с вступлением в силу с 01.01.2021 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" заявителем 06.09.2023 через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора подано в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора заявление (регистрационный N 9185091) о корректировке присвоенной объекту, оказывающему НВОС, категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в связи с изменениями критериев отнесения объектов к объектам 1,11,III и IV, а именно - категорий II (л.д.7-9).
20.09.2023 в личном кабинете природопользователя на сайте Росприроднадзора размещен результат рассмотрения указанного обращения общества со статусом - "Отклонено" и с комментариями (уведомлением) следующего содержания: "1. Объект не соответствует той категории, на которую претендует юридическое лицо в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (п.55 постановления Правительства РФ N 830 от 07.05.2022). 2. Необходимо актуализировать сведения об объекте с указанием полной и достоверной информации о выпускаемой продукции и источниках сброса сточных вод." (л.д.11).
Полагая, что указанное решение об отказе в корректировке присвоенной предприятию категории в зависимости от уровня НВОС является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "Птичий Двор" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением о признании этого решения незаконным и об обязании присвоить предприятию II категорию, как предприятию, оказывающему умеренное негативное воздействие на окружающую среду. При этом, требования предъявлены обществом к Южно-Уральскому межрегиональному управлению Росприроднадзора.
В связи с поступлением в суд первой инстанции отзыва управления, содержащего сведения о принятии оспоренного решения не управлением, а Министерством, в адрес которого заявление общество было переадресовано управлением 18.09.2023 (л.д.97-98), суд первой инстанции привлек Министерство к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Рассмотрев заявленные требования заявителя по существу, суд первой инстанции руководствовался выводами о принятии оспоренного решения управлением и о несоответствии такого решения закону.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Требования заявителя носят характер оспаривания решения органа, осуществляющего публичные полномочия, порядок их рассмотрения регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность обжалования решений, несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В силу статьи 5 Закона N 7-ФЗ, пунктов 4.1 и 4.20 Положения о Южно-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 10.01.2022 N 9, управление осуществляет федеральный государственный экологический контроль (надзор) и участвует в ведении федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
В силу статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1). При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности; уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2). Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3). Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 69 Закона N 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830 утверждены Правила создания и ведения Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 830), в соответствии с которыми, внесение сведений об объекте в государственный реестр, актуализация учетных сведений об объекте, исключение учетных сведений об объекте из государственного реестра, корректировка учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, а также предоставление содержащейся в федеральном государственном реестре и региональных государственных реестрах информации осуществляются в соответствии с настоящими Правилами на безвозмездной основе (пункт 20). Заявку на постановку объекта на государственный учет, заявления, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте, снятия объекта с государственного учета, корректировки сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, за исключением юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, подведомственном Федеральной службе безопасности Российской Федерации, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в сети "Интернет" (пункт 21). Постановка объекта на государственный учет, актуализация учетных сведений об объекте, снятие объекта с государственного учета и корректировка учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, подтверждаются записью в государственном реестре, внесенной территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой безопасности Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. О принятом Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решении о постановке объекта на государственный учет, об актуализации учетных сведений об объекте, о снятии объекта с государственного учета, о корректировке учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, или об отказе в принятии такого решения с указанием причин отказа юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, информируются соответственно территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации способом, который был выбран юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при подаче заявки на постановку объекта на государственный учет, сведений об актуализации учетных сведений об объекте, сведений о прекращении деятельности на объекте, а также заявлений, указанных в пунктах 44, 46 и 51 настоящих Правил (пункт 22). В случае непредставления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, по собственной инициативе сведений и документов, необходимых для включения сведений об объекте в государственный реестр, для актуализации учетных сведений об объекте, исключения сведений об объекте из государственного реестра, корректировки учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно запрашивает такие сведения и документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (пункт 23). Запрещается требовать от юридического лица, за исключением юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, подведомственном Федеральной службе безопасности Российской Федерации, индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, при постановке объекта на государственный учет, актуализации учетных сведений об объекте, снятии объекта с государственного учета, корректировке учетных сведений, содержащихся в государственном реестре: а) представления сведений и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой объекта на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием объекта с государственного учета; б) представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 24). Актуализация и корректировка содержащихся в государственном реестре учетных сведений об объекте осуществляются в порядке, установленном пунктами 6 - 10 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", и в соответствии с настоящими Правилами (пункт 37). Содержащиеся в государственном реестре учетные сведения об объекте корректируются территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по своей инициативе и (или) по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, в случаях: изменения критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий; выявления фактов внесения в государственный реестр учетных сведений об одном и том же объекте 2 раза и более; утраты объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности либо объединения объектов по единому назначению и (или) установлению неразрывной физической или технологической связанности; исправления допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок в сведениях, содержащихся в государственном реестре (пункт 42). В случае изменения критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции в целях корректировки сведений, содержащихся в государственном реестре: направляют в электронном виде с использованием средств государственного реестра учетные сведения об объектах, подлежащие включению (исключению) в федеральный государственный реестр или региональные государственные реестры в связи с изменением указанных критериев, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также обеспечивают включение представленных в соответствии с настоящим абзацем учетных сведений об объектах в государственный реестр; корректируют учетные сведения об объекте в государственном реестре; выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, свидетельство о постановке объекта на государственный учет в форме выписки из государственного реестра (пункт 43). Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, со дня вступления в силу изменений критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий вправе подать в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявление о корректировке присвоенной объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в связи изменениями критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий (пункт 44). Заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, указанные в пунктах 38, 44, 46, 49 и 51 настоящих Правил, должны содержать: полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (для иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; наименование объекта, поставленного на государственный учет; место нахождения объекта; код объекта в государственном реестре; ранее присвоенную категорию объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, с указанием абзаца (при наличии), подпункта, пункта критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий (в случае, предусмотренном пунктом 44 настоящих Правил); категорию объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, на присвоение которой претендуют юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с указанием абзаца (при наличии), подпункта, пункта критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий (в случае, предусмотренном пунктом 44 настоящих Правил); информацию об объекте (объектах), сведения о котором предполагаются к исключению из государственного реестра, в случае выявления фактов внесения в государственный реестр сведений об одном и том же объекте 2 раза и более, а также в случае утраты объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности или объединения объектов по единому назначению и (или) установлению неразрывной физической или технологической связанности (в случае, предусмотренном пунктом 46 настоящих Правил); наименование, место нахождения, код объекта (объектов) в государственном реестре, учетные сведения о котором предполагаются к исключению из государственного реестра (в случаях, предусмотренных пунктами 46 и 49 настоящих Правил); информацию о допущенных описках, опечатках, арифметических ошибках в сведениях, содержащихся в государственном реестре (в случае, предусмотренном пунктом 51 настоящих Правил); основания и доводы, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения; заявку на постановку объекта на государственный учет в отношении каждого из объектов, предполагаемых к постановке на государственный учет (в случае, предусмотренном пунктом 46 настоящих Правил) (пункт 52). Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об удовлетворении одного из заявлений, указанных в пунктах 38, 44, 46, 49 и 51 настоящих Правил: актуализируются, корректируются и исключаются учетные сведения в государственном реестре; юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, выдается свидетельство о постановке объекта на государственный учет в форме выписки из государственного реестра; юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, информируются об исключении дублирующихся учетных сведений об объекте из государственного реестра. При принятии решения об отказе в удовлетворении одного из заявлений, указанных в пунктах 38, 44, 46, 49 и 51 настоящих Правил, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, информируются о принятом решении с указанием причин отказа и обоснования принятого решения. Решение об отказе в удовлетворении одного из заявлений, указанных в пунктах 38, 44, 46, 49 и 51 настоящих Правил, принимается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в следующих случаях: отсутствие в одном из заявлений, указанных в пунктах 38, 44, 46, 49 и 51 настоящих Правил, сведений, предусмотренных пунктом 52 настоящих Правил; представление неполных и (или) недостоверных сведений; несоответствие объекта, на котором юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, на присвоение которой претендуют юридическое лицо или индивидуальный предприниматель; отсутствие факта внесения в государственный реестр сведений об одном и том же объекте 2 раза и более; отсутствие факта утраты объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности; отсутствие факта объединения объектов по единому назначению и (или) установления неразрывной физической или технологической связанности; отсутствие описок, опечаток, арифметических ошибок в учетных сведениях, содержащихся в государственном реестре; непредставление копии акта о консервации, ликвидации объекта; непредставление сведений, указанных в пункте 6 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (пункт 55).
Как указано выше, ООО "Птичий Двор" с 31.01.2003 осуществляет деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы на расположенной на территории СП Черкасского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан птицефабрике, внесенной в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением I категория (код объекта, оказывающего НВОС - 80-0102-001344-П).
С 01.01.2021 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", в соответствии с пунктами 10 и 11 главы 2 "Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории" которого предприятия по разведению сельскохозяйственной птицы с проектной мощностью мене 2 млн. птицемест и предприятия по производству мяса и мясопродуктов относятся к предприятиям II категории, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что согласно сведениям, предоставленным заявителем в Башкортостанстат (форма отчета 3-фермер), количество птицемест на предприятии общества по состоянию на 1 января 2023 года составило 131200 птицемест, что значительно меньше 2 млн. С момента последней актуализации сведений о предприятии в июле 2018 года и получения свидетельства об актуализации 24.07.2018 N 2290842 изменений на предприятии в указанной части не происходило.
06.09.2023 ООО "Птичий двор" в порядке пункта 44 Правил N 830 обратилось в управлением с заявлением (регистрационный N 9185091) о корректировке присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в связи с изменениями критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий, указав на необходимость присвоения объекту категории II и приложив к заявлению все предусмотренные пунктом 52 этих же Правил материалы.
Как верно указано судом первой инстанции, надлежащих и достаточных доказательств того, что объект не соответствует II категории или подтверждающих изменение осуществляемого на нем технологического процесса (характеристик вида деятельности), в материалы дела не представлено.
Наличие предусмотренных пунктом 55 Правил N 830 оснований для отказа в удовлетворении заявления общества материалами дела не подтверждено.
Необходимость актуализации сведения об объекте с указанием полной и достоверной информации о выпускаемой продукции и источниках сброса сточных вод (как на то указано в оспоренном решении) нормативно и фактически не обоснована.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности отказа в удовлетворении заявления общества о корректировке категории объекта.
Податель апелляционной жалобы правомерно обращает внимание на то обстоятельство, что доводу управления о том, что оспоренное заявителем решение принято не им, а Министерством, суд первой инстанции какой-либо оценки не дал.
Как указывает управление, поступившее в его адрес в электронном виде заявление общества о корректировке категории объекта от 06.09.2023 впоследствии (19.09.2023) было перенаправлено управлением в адрес Министерства, поскольку было выявлено, что спорный объект не соответствовал критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)". Именно Министерством, по утверждению управления, 20.09.2023 принято оспоренное заявителем решение об отклонении заявки общества от 06.09.2023. В подтверждение своей позиции управление приложило к отзыву по делу скриншот страницы официального ресурса Росприроднадзора в сети Интернет (л.д.38), в котором действительно отражена информация о перенаправлении заявления общества 19.09.2023 из Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (что соответствует также приложенным к заявлению общества документам - л.д.10-11).
Между тем, доказательств принятия оспоренного решения от 20.09.2023 именно Министерством материалы дела не содержат. Само решение оформлено в виде размещенного на сайте Росприроднадзора электронного уведомления об отклонении заявления с отражением причин такого отклонения, и не позволяет определить принявший это решение орган государственной власти. В то же время, в своем отзыве по делу от 05.02.2024, а также в отзыве на апелляционную жалобу Министерство требования заявителя по существу поддержало, и из этих отзывов не следует, что именно им принималось оспоренное решение. При этом, в соответствии с общедоступными сведениями Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объекта заявителя с регистрационным номером 80-0102-001344-П указаны уровень надзора - федеральный и уровень реестра - федеральный (что соответствует пояснениям общества о том, что с 21.05.2018 ООО "Птичий двор" состоит на учете в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду), то есть, именно управление, как орган федерального надзора несет обязанность по рассмотрению обращения заявителя и внесению требуемой заявителем корректировки сведений о спорном объекте.
В этой связи предъявленные к управлению требования заявителя обоснованно рассмотрены и удовлетворены судом первой инстанции в заявленном виде, включая возложение на управление обязанности произвести присвоение спорному объекту II категории, как предприятию, оказывающему умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
Таким образом, спор рассмотрен судом первой инстанции правильно, выводы суда по существу спора основаны на законе и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, оснований для их переоценки не имеется.
Распределение понесенных обществом при обращении в суд судебных расходов по уплате госпошлины произведено судом первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2024 по делу N А07-39132/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-39132/2023
Истец: ООО "Птичий Двор"
Ответчик: ЮЖНО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Министерство природопользования и экологии РБ