г. Санкт-Петербург |
|
06 мая 2024 г. |
Дело N А26-7582/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Изотовой С.В., Целищевой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Сутягин А.Н. по доверенности от 02.10.2023
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-347/2024) (заявление) общества с ограниченной ответственностью "Проект К" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2023 по делу N А26-7582/2023 (судья Таратунин Р.Б.), принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Проект К"
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Проект К" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:12:0022201:848, изложенном в письме от 25.05.2023 N 12854/12.4-21, и возложении обязанности принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявление, ссылаясь на то, что положения закона Республики Карелия от 23.09.2022 N 2742-ЗРК не подлежит применению, поскольку, во-первых, арендные правоотношения в отношении спорного земельного участка возникли в момент заключения договора аренды с правопредшественником заявителя, во-вторых, положения указанного закона относятся только к физическим лицам.
Определением апелляционного суда от 15.04.2023 в судебном заседании объявлен перерыв, заявителю было предложено в течение трех дней представить в материалы дела копии судебных актов, на которые он ссылается в апелляционной жалобе.
Судебное заседание после перерыва продолжено, явившийся в судебное заседание после перерыва представитель заявителя представил копии судебных актов во исполнение определения апелляционного суда от 15.04.2023.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.02.2022 между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия (арендодатель) и Екимовым В.А. (арендатор) был заключен договор N 71-м/12, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 10:12:0022201:848 площадью 13069 кв.м., расположенный на территории Мийнальского сельского поселения Лахденпохского района Республики Карелия.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
В указанных целях земельный участок и был предоставлен Екимову В.А. (пункт 1.2 договора N 71-м/12).
В соответствии с соглашением от 02.05.2023 Екимов В.А. передал ООО "Проект К" все права и обязанности арендатора по договору N 71-м/12.
Оспариваемым решением Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в чьи полномочия в силу Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N 390-П, входит предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, отказало в удовлетворении заявления ООО "Проект К" от 15.05.2023.
Предъявленные в арбитражный суд требования заявитель обосновал отсутствием правового запрета на предоставление ему в собственность испрашиваемого земельного участка.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Подпунктом 11 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
По общему правилу, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 1 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Случаи продажи таких земельных участков без торгов установлены в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и включают в себя продажу земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9).
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" установлено, что в 2022 и 2023 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка (подпункт "а" пункта 1).
Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 11.9 Земельного кодекса и пунктом 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Согласно Закону Республики Карелия от 26.06.2004 N 788-ЗРК "О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1 гектар.
Отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении ООО "Проект К" в собственность испрашиваемого земельного участка обоснован тем, что его площадь превышает установленный максимальный размер.
Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 10:12:0022201:848 составляет более 1,3 га.
При этом суд первой инстанции верно указал, что положения Закона Республики Карелия "О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" распространяются не только на правоотношения с гражданами и могут регулировать правоотношения с юридическими лицами, поскольку установленное данным законом ограничение направлено на исключение нахождения в собственности земельного участка с определенным предназначением (для личного подсобного хозяйства) свыше определенного размера и не обусловлено субъектным составом правоотношений.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2023 по делу N А26-7582/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7582/2023
Истец: ООО "Проект К"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Третье лицо: Стягин Александр Николаевич