город Воронеж |
|
7 мая 2024 г. |
Дело N А64-5294/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 мая 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "АгроЛидер": Зеленина Р.Н. - представителя по доверенности от 22.12.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от Министерства сельского хозяйства Тамбовской области: представители не явились, извещено надлежащим образом;
от Администрации Уваровского района Тамбовской области: представители не явились, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "АгроЛидер" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.02.2024 по делу N А64-5294/2019, по иску Министерства сельского хозяйства Тамбовской области, г.Тамбов (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому кооперативу "АгроЛидер", Уваровский район Тамбовской области (ОГРН 1136829005213, ИНН 6829093181), о взыскании задолженности в размере 67 264 182 руб., и по встречному иску Сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "АгроЛидер", Уваровский район Тамбовской области (ОГРН 1136829005213, ИНН 6829093181) к Министерству сельского хозяйства Тамбовской области, г.Тамбов (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) о признании решение о расторжении Соглашения недействительным,
третье лицо: Администрация Уваровского района Тамбовской области, Тамбовская область, г. Уварово
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области (далее также - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Сельскохозяйственному потребительскому сбытовому кооперативу "АгроЛидер" (далее - СПСК "Агролидер", ответчик) о взыскании гранта в размере 63 900 972,9 руб. - средства федерального бюджета, 3 363 209,1 руб. - средства бюджета области, а всего 67 264 182 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 25 968 121,67 руб., из которых: 24 669 715,64 руб. - в доход федерального бюджета и 1 298 406,03 руб. в доход бюджета области (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением арбитражного суда от 05.12.2019 встречное исковое заявление СПСК "Агролидер" о признании недействительным решения Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 01.04.2019 о расторжении Соглашения N 27 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы о 13.09.2017, принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Уваровского района Тамбовской области, произведена замена истца (ответчика по встречному иску) Управление сельского хозяйства по Тамбовской области на Министерство сельского хозяйства Тамбовской области.
Решением от 21.02.2024 первоначальные исковые требования удовлетворены. В удовлетворении встречного иска СПСК "Агролидер" отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, СПСК "Агролидер" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку имелись основания лишь для удовлетворения исковых требований в части взыскания части гранта, использованного не по целевому назначению в размере 700 000 руб., и отказе в удовлетворении остальной части иска в связи с избранием истцом ненадлежащего способа защиты своих прав, а также для удовлетворения встречных исковых требований ответчика о признании недействительным решения истца о расторжении Соглашения в целом.
Также указывает, что недостижение показателей результативности было обусловлено независящими от ответчика обстоятельствами. Считает, что вывод суда о том, что СПСК "Агролидер" использовал на реализацию проекта только 3 % собственных средств, вместо 40 % предусматриваемых полностью противоречит материалам дела. Также указывает, что суд не исследовал довод ответчика о возникновении непредвиденных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению Соглашения. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Министерство сельского хозяйства Тамбовской области указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представители Министерства сельского хозяйства Тамбовской области и Администрации Уваровского района Тамбовской области, не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что 13.09.2017 в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Тамбовской области "О бюджете Тамбовской области на 2017год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443, Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на подпрограмму "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, утвержденными постановлением администрации области от 01.02.2017 N 75, между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области (Управление) и Сельскохозяйственным потребительским сбытовым кооперативом "АгроЛидер" (Кооператив) было заключено Соглашение N 27 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, в соответствии с условиями которого Управление предоставляет Кооперативу Грант в размер 67 264 182 руб., путем перечисления на лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, а Кооператив принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию материально-технической базы в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными настоящим Соглашением (п.1.2 Соглашения).
В соответствии с п.4.3.2 Соглашения Кооператив обязан использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления Гранта на лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с Планом расходов (приложение N 1 к Соглашению).
Согласно п.4.3.4 Соглашения Кооператив обязан оплачивать за счет собственных средств и привлеченных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в Плане расходов в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретений.
Кооператив обязан использовать Грант исключительно в соответствии с Планом расходов. Допускается приобретение товара, оплата услуг либо выполненных работ по цене отличной от установленной в Плане расходов, при этом сэкономленные средства подлежат направлению на иные мероприятия Плана расходов и (или) бизнес-плана - в соответствии с пунктами 4.3.7 и (или) 4.3.10 настоящего Соглашения (п.4.3.6 Соглашения).
В соответствии с п.4.3.17 Соглашения Кооператив в течение 30 календарных дней с момента осуществления операции по расходованию средств (части средств) Гранта, а также собственных средств, достаточных для обеспечения уровня софинансирования затрат, предоставить в Управление:
- копии документов и реестр представленных документов, подтверждающих их целевое использование в разрезе целевых статей расходов в соответствии с приложением N 5 к Соглашению;
- копию кредитного договора (договора займа), подтверждающего наличие денежных средств, необходимых для реализации проекта (в случае, если используются заемные средства).
Приложением N 1 к Соглашению установлен план расходов Гранта на строительство молочного завода.
В дальнейшем в план расходов неоднократно вносились изменения, в соответствии с которыми были заключены Дополнительные соглашения от 14.05.2018, от 28.06.2018, от 10.08.2018, от 27.12.2018, от 12.02.2019.
Таким образом, целью реализации проекта является строительство здания молочного завода по адресу: Тамбовская область, Уваровский район в границах СХПК "Обловский" и приобретение технологического оборудования.
В соответствии с п.3.1.10 Порядка и п.4.3.2 Соглашения, срок освоения Гранта не может превышать 18 месяцев. В соответствии с дополнительным соглашением от 12.09.2019 к Соглашению, срок освоения Гранта истек 28.02.2019, и на основании п.4.3.17 Соглашения Кооператив в течение 30 календарных дней обязан был предоставить в Управление документы, подтверждающие целевое использование Гранта, т.е. до 28.03.2019.
Согласно представленным документам, Кооператив осуществил строительство (реконструкцию) здания молочного завода, в т.ч. приобретение технологического оборудования, на общую сумму 70 633 105,68 руб., из них: 67 263 682,02 руб. - средства Гранта, 3 369 423,66 руб. - собственные средства, что подтверждается представленными платежными поручениями.
При исследовании представленных Кооперативом документов, Управлением было выявлено, что платеж в сумме 700 000 руб., осуществленный за счет средств Гранта, в рамках договора подряда на выполнение проектных работ от 14.02.2018 N 10, является нецелевым, поскольку оплата проектных работ не входит в возможные направления расходования Гранта, предусмотренных п.4.1.10 Правил.
Кроме того, установлено, что по состоянию на 29.03.2019 соотношение софинансирования проекта собственными средствами не достигло 40%, предусмотренных п.4.3.4 Соглашения и п.4.1.11 Порядка.
25.11.2019 Управлением был осуществлен выезд на территорию молочного завода СПСК "АгроЛидер". При осмотре установлено:
* на территории имеется только металлический каркас здания с остеклением и металлическими открытыми воротами, оборудование фактически отсутствует;
* отсутствует внутренняя и внешняя отделка здания: нет полов, нет каких-либо перегородок (разделения на цеха), у основания металлического каркаса имеется незакрытое пространство, дыры. Строительные работы не ведутся, рабочие отсутствуют;
* территория не убрана: снаружи и внутри каркаса здания разбросан строительный мусор.
После проведения осмотра, у Управления возникла необходимость в дополнительной проверке документов, представленных Кооперативом в подтверждение целевого использования средств Гранта.
По результатам сопоставления результатов осмотра объектов и документов, установлено следующее.
Согласно представленному СПСК "АгроЛидер" договору от 21.08.2018 N 00000000082179420002/ЛВ-65/18, акту сдачи-приемки оборудования от 13.12.2018 и платежным поручениям об оплате оборудования, Кооператив приобрел и осуществил поставку оборудования на сумму 12 861 729 руб.: сепаратор сливкоотделитель саморазгружающийся Ж5-Плава ОС-5, стоимостью 3 200 000 руб.; резервуар для составления смеси для сметаны (термоизолированный с рамной мешалкой) ОСВ-6,3, стоимостью 742 900 руб.; ультрафильтрационная установка с функцией пастеризации ОГУ-П-5, стоимостью 8 918 829 руб. Однако, фактически указанное оборудование по месту нахождения молочного завода отсутствует.
Газовые котлы (4 шт.) и оборудование к ним на общую сумму 1 854 695 руб. находятся в с.Ульяновка Уваровского района Тамбовской области на складе у неустановленного лица.
Также, согласно представленным документам, СПСК "АгроЛидер" оплатил подключение холодного водоснабжения и водоотведения, осуществил монтаж внешнего и внутреннего газопровода высокого и низкого давления, установил пожарный гидрант и т.п. Указанные работы по факту отсутствуют.
Кооператив потратил средства Гранта в общей сумме 67 264 182 руб., из них:
* на приобретение оборудования - 33 952 572,82 руб., из которых: 12 861 729 руб. -фактически оборудование отсутствует; 1 854 695 руб. - находится не по месту нахождения завода у неустановленного лица.
* на строительно-монтажные работы - 32 611 609,2 руб., из которых: по результатам осмотра часть не выполнена.
* на осуществление проектных работ 700 000 руб. (в соответствии с условиями Соглашения денежные средства Гранта не могут быть по данному виду работ).
Таким образом, Управление установлено нецелевое использование средств Гранта на сумму 13 561 729 руб. (12 861 729 руб. - на оборудование, местонахождение которых не установлено, 700 000 руб. - на проектную документацию).
Истцом также установлено, что не завершено строительство здания завода, не осуществлены подключение холодного водоснабжения и водоотведения, монтаж внешнего и внутреннего газопровода высокого и низкого давления, не установлен пожарный гидрант, в целом не осуществлен монтаж оборудования, не выполнены другие работы.
В связи с нарушением Кооперативом условий Соглашения N 27 от 13.09.2017, Управлением в адрес СПСК "АгроЛидер" была направлена претензия о расторжении Соглашения в одностороннем порядке и возврате денежных средств в размере 67 264 182 руб. на расчетный счет Управления. Данная претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства сельского хозяйства Тамбовской области с указанным заявлением в арбитражный суд.
В порядке статьи 132 АПК РФ СПСК "АгроЛидер" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области со встречными исковыми требованиями к Министерству сельского хозяйства Тамбовской области о признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства Тамбовской области от 01.04.2019 о расторжении Соглашения N 27 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсиидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы от 13.09.2017.
По мнению ответчика, решение Управления о расторжении Соглашения в одностороннем порядке является незаконным, поскольку в соответствии со статьей 450 ГК РФ договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда. Поскольку данная сделка по расторжению Соглашения совершена Управлением в нарушении ст.450 ГК РФ, то такая сделки является недействительной (ничтожной).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворяя первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу требований статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ).
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении и предусмотренных статьей 78 БК РФ, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Соответствующее правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 БК РФ, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-О).
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, уплате штрафа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-О).
В целом установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, в этой связи для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
В данном случае ответчик принял на себя обязательства по обеспечению достижения показателей результативности использования субсидии, установленных в соглашении. В случае недостижения показателей результативности использования субсидии субсидия подлежит возврату в бюджет.
Судом установлено, что 13.09.2017 между Управлением и СПСК "Агролидер" было заключено Соглашение N 27 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, в соответствии с условиями которого Управление предоставляет Кооперативу Грант в размер 67 264 182 руб., путем перечисления на лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, а Кооператив принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию материально-технической базы в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными настоящим Соглашением.
В соответствии с п.4.3. Соглашения Кооператив обязан:
* использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления Гранта на лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с Планом расходов (приложение N 1 к Соглашению).
* оплачивать за счет собственных средств и привлеченных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в Плане расходов в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретений.
* обеспечивать выполнение мероприятий, предусмотренных Планом расходов, в полном объеме;
* использовать Грант исключительно в соответствии с Планом расходов;
* обеспечивать выполнение целевых показателей, в соответствии с Приложение N 2 к Соглашению на 100%;
* обеспечивать выполнение показателей, предусмотренных бизнес-планом по развитию материально-технической базы Кооператива (приложение N 3 к Соглашению), но не менее, чем на 70%;
* зарегистрировать в соответствии с действующим законодательством в собственность Кооператива имущество, приобретенное с использованием Гранта;
* создать не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3 000 000 руб. Гранта, в году получения Гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один Грант и в течение 30 календарных дней с момента создания каждого нового постоянного рабочего места предоставить в Управление копию трудового договора с отметками о его регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации;
* в течение пяти лет со дня поступления Гранта на лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, Кооператив обязан: осуществлять деятельность Кооператива в соответствии с бизнес-планом; сохранять созданные новые постоянные рабочие места.
Из документов, представленных Министерством сельского хозяйства Тамбовской области следует, что на момент расторжения Соглашения N 27 от 13.09.2017 (на 01.04.2019) ответчик израсходовал средства гранта, в том числе на приобретение технологического оборудования на сумму 67 263 682,02 руб., при этом, в нарушение п.4.3.4 Соглашения, ответчиком не представлено доказательств использования собственных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в Плане расходов.
Приложением N 2 к Соглашению предусмотрено создание не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3 000 000 руб. Гранта, в году получения Гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один Грант.
В Приложении N 3 к Соглашению представлены показатели, предусмотренные бизнес-планом по созданию и развитию Кооператива (налоги, размер средней заработной платы, объем произведенной сельскохозяйственной продукции, объем реализованной сельскохозяйственной продукции, общий объем выручки от текущий деятельности на период со 2 полугодия 2017 по 2022 (включительно).
Из представленных документов следует, что в период с 01.01.2018 по 01.04.2019 выручка составила 0 руб., рентабельность - 0%. Показатели, предусмотренные бизнес-планом проекта, на реализацию которого был предоставлен Грант, ответчиком не выполнены.
В нарушение данных пунктов Соглашения, ответчик СПСК "АгроЛидер" не обеспечил достижение значений показателей результативности, установленных приложением N 2 и N 3 к Соглашению N 27 от 13.09.2017.
Целью реализации проекта является строительство здания молочного завода по адресу: Тамбовская область, Уваровский район в границах СХПК "Обловский" и приобретение технологического оборудования.
На момент принятия судом решения, молочный завод не построен.
Поскольку доказательств надлежащего исполнения обязательств по Соглашению N 27 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы от 13.09.2017, а также доказательств возврата денежных средств в размере 67 264 182 руб., ответчиком не представлено, суд первой инстанции на основании положений статей 309, 310 ГК РФ, ст.78 БК РФ пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истца о взыскании с ответчика денежных средств в размере 67 264 182 руб.
Ссылка СПСК "АгроЛидер" на обстоятельства форс-мажора не нашли своего документального подтверждения.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд верно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 450 ГК РФ закреплено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается такое нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п.7.5.2 Соглашения расторжение настоящего договора возможно в одностороннем порядке Управлением в случае нарушения Кооперативом критериев и условий предоставления Гранта, установленных Правилами, и (или) обязательств по настоящему соглашению.
Из вышеизложенного следует, что Управлением обоснованном расторгнуто Соглашение N 27 от 13.09.2017 в одностороннем порядке, поскольку Кооперативом были нарушены обязательства, установленные данным Соглашением (строительство молочного завода, приобретение технологического оборудования, достижение значений показателей результативности).
Кроме того, истец в соответствии со статьей 395 ГК РФ начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 03.05.2019 по 30.01.2024 в размере 25 968 121,67 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Вместе с тем, согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 497 на территории Российской Федерации сроком на шесть месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требования Министерства сельского хозяйства Тамбовской области о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средства подлежащим в размере 21 393 486 руб. за период с 03.05.2019 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 30.01.2024, отказав в остальной части заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом установлены все существенные обстоятельства дела, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.02.2024 по делу N А64-5294/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5294/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства Тамбовской области, Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Ответчик: Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив "Агролидер"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Администрация Уваровоского района Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2845/2024
07.05.2024 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2045/2024
21.02.2024 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5294/19
01.10.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5294/19