г. Санкт-Петербург |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А56-112206/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Целищевой Н.Е.
судей Балакир М.В., Изотовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Янбиковой Л.И.
при участии:
от заявителя: Михайловой Е.А. (доверенность от 19.12.2023),
от заинтересованного лица: Зиновьевой Т.В. (доверенность от 23.11.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3997/2024) администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2023 по делу N А56-112206/2023 (судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий по направлению уведомления об уплате налога на имущество за 2022 год, о возврате 81 592 руб. налога на имущество и 2344,18 руб. пеней.
Решением суда от 26.12.2023 требование Администрации о признании незаконными действий Инспекции оставлено без рассмотрения; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просила оставить решение от 26.12.2023 без изменения.
Определением от 20.03.2024 суд апелляционной инстанции в порядке статей 66, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истребовал у Администрации копии документов, подтверждающих включение объектов недвижимости (квартир) с кадастровыми номерами 78:38:2136901:1663 и 78:38:2136901:1387 в реестр муниципальной собственности (выписка из реестра по форме, установленной действующим законодательством, и пр.).
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, во исполнение определения от 20.03.2024 представил в материалы дела выписку из реестра муниципального имущества от 16.04.2024, копию постановления Администрации от 26.05.2022 N 258, выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 15.04.2024 в отношении спорных квартир, а также выписку из ЕГРН о переходе прав от 17.04.2024.
Представитель Инспекции поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение от 26.12.2023 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция, установив, что за Администрацией в период с 27.01.2022 по 13.07.2022 было зарегистрировано право собственности на квартиру с кадастровым номером 78:38:2136901:1663, а также с 19.11.2021 зарегистрировано право собственности на квартиру с кадастровым номером 78:38:2136901:1387, произвела расчет налога на имущество за 2022 год в сумме 81 592 руб. и направила в адрес Администрации сообщение от 12.05.2023 N 3628235 об исчисленной сумме налога на имущество организаций.
В ответ на указанное сообщение Администрация направила в Инспекцию информационное письмо (вх. N 8269 от 30.05.2023), в котором указала, что спорные квартиры входят в состав имущества казны; при этом входящие в состав имущества казны объекты нефинансовых активов не являются объектами основных средств, учитываются на счете "нефинансовые активы имущества казны" и не облагаются налогом на имущество, так как объектами налогообложения являются объекты учета в составе основных средств.
Рассмотрев указанное обращение налогоплательщика и приложенные к нему документы, Инспекция пришла к выводу о правомерности произведенного расчета налога на имущество за 2022 год, о чем направила Администрации 15.06.2023 по ТКС "Уведомление о результатах рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах налога на имущество организаций". Согласно указанному уведомлению расчет налога на имущество за 2022 год за объекты с кадастровыми номерами (квартиры) 78:38:2136901:1663 и 78:38:2136901:1387 произведен налоговым органом корректно, основания для перерасчета налога на имущество за 2022 год отсутствуют.
Сумма исчисленного налога на имущество за 2022 год на основании сообщения N 3628235 от 12.05.2023 подлежала уплате в бюджет.
Исчисленная налоговым органом сумма налога в размере 81 592 руб. погашена из единого налогового платежа в июне 2023 года в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ.
Не согласившись с начислением налога на имущество и с обязанностью его уплаты, Администрация обратилась с претензией, в которой выразила несогласие с необходимостью уплаты налога на имущество за 2022 год за объекты с кадастровыми номерами 78:38:2136901:1663 и 78:38:2136901:1387 по указанным выше основаниям.
18.10.2023 Инспекцией дан ответ N 08-02/11698(a) на претензию Администрации, в котором повторно разъяснены основания, по которым у Администрации возникла обязанность по уплате налога на имущество за 2022 год за квартиры, находящиеся в ее собственности.
Полагая, что действия Инспекции по направлению уведомления о наличии обязанности по уплате налога на имущество за 2022 год являются незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции оставил без рассмотрения требование Администрации о признании незаконными действий Инспекции, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
В силу пункта 2 той же статьи акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном этим Кодексом.
Статьей 139 НК РФ установлены порядок и сроки подачи жалобы.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено данным Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (пункт 2).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 1209-О, статья 138 НК РФ, предусматривающая обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, обусловлена целью обеспечить баланс публичного и частного интересов, исключить необходимость обращения заявителей в суд при наличии возможности устранения нарушения их прав вышестоящим налоговым органом; такой досудебный порядок урегулирования спора направлен на оперативное разрешение конфликтов непосредственно в уполномоченных государственных органах и не может рассматриваться как нарушающий конституционное право на судебную защиту.
Таким образом, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции, действия Инспекции по направлению уведомления об уплате налога на имущество за 2022 год не были обжалованы Администрацией в вышестоящий налоговый орган в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции доказательств обратного Администрацией представлено не было (статья 65 АПК РФ).
Ссылка подателя жалобы на то, что до момента обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу Администрацией был получен ответ Инспекции, согласованный с вышестоящим органом, не принята апелляционным судом во внимание, поскольку такой ответ, вопреки позиции заявителя, не свидетельствует о соблюдении последним установленной налоговым законодательством процедуры подачи жалобы на действия Инспекции в вышестоящий налоговый орган. В частности, материалы дела не содержат доказательств подачи Администрацией с соблюдением требований статей 139, 139.2 НК РФ жалобы на действия Инспекции, равно как и доказательств принятия вышестоящим налоговым органом в порядке главы 20 НК РФ решения по такой жалобе.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование заявителя о признании незаконными действий Инспекции по направлению уведомления об уплате налога на имущество за 2022 год подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
При этом, верно применив разъяснения, данные в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", суд первой инстанции рассмотрел требование Администрации о возврате денежных средств (сумм налога на имущество и пеней) по существу.
Приняв во внимание те обстоятельства, что Администрация зарегистрирована в качестве юридического лица - казенного учреждения, которое является налогоплательщиком по налогу на имущество, и в 2022 году право собственности на спорные жилые помещения было зарегистрировано за Администрацией, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное имущество не входит в состав муниципальной казны, в связи с чем основания для возврата взысканного налога на имущество и пеней отсутствуют.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 этого Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признаются:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 этого Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 этого Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11 НК РФ предусмотрено, что к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством муниципальные образования не относятся к организациям, их правовое положение определяется специальным нормативным регулированием.
Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому муниципальное образование является самостоятельным участником гражданских правоотношений.
В силу статьи 124 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из положений гражданского законодательства, муниципальные образования не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 2 статьи 11 НК РФ.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (часть 1 статьи 215 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обладающий одновременно правами юридического лица, осуществляет управление муниципальной собственностью, ведет учет и реестр муниципальной собственности муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплена обязанность публично-правовых образований обеспечить ведение бюджетного учета всех принадлежащих им нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Входящие в состав имущества казны объекты нефинансовых активов не являются объектами основных средств и учитываются на счете 0 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны" (пп. "б" п. 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, п. п. 141, 144 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, п. 38 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н).
Объектами налогообложения являются объекты учета в составе основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Имущество казны не входит в состав основных средств, следовательно, оно не облагается налогом на имущество.
Как установлено судом апелляционной инстанции, жилое помещение с кадастровым номером 78:38:2136901:1387 включено в реестр муниципального имущества, право собственности муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на данную квартиру возникло 19.11.2021.
Согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 17.04.2024 право собственности муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на жилое помещение с кадастровым номером 78:38:2136901:1663 зарегистрировано в ЕГРН 27.01.2022.
Впоследствии право муниципальной собственности на указанную квартиру было прекращено в связи с ее передачей в частную собственность физического лица в порядке приватизации на основании постановления Администрации от 26.05.2022 N 258.
По состоянию на 15.04.2024, как подтверждено выписками из ЕГРН, правообладателями объектов недвижимости с кадастровыми номерами 78:38:2136901:1387 и 78:38:2136901:1663 являются муниципальное образование "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Смирнова К.А. соответственно.
Таким образом, как подтверждено материалами дела и не опровергнуто Инспекцией, в 2022 году спорные жилые помещения были включены в реестр муниципального имущества муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, то есть входили в состав имущества муниципальной казны.
Вопреки позиции Инспекции, само по себе наличие в ЕГРН на момент начисления налоговым органом налога на имущество записей о том, что правообладателем спорных квартир является Администрация, а не муниципальное образование, не ведет к изменению правового режима данного имущества.
При таком положении суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обязанность по уплате налога на имущество в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 78:38:2136901:1387 и 78:38:2136901:1663, составляющих казну муниципального образования, у Администрации как органа местного самоуправления отсутствует.
Исходя из изложенного, у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления Администрации налога на имущество в сумме 81 592 руб. и 2344,18 руб. пеней, следовательно, соответствующие денежные средства подлежат возврату Администрации.
При таких обстоятельствах требование Администрации об обязании Инспекции возвратить 81 592 руб. налога на имущество и 2344,18 руб. пеней подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 26.12.2023 в указанной части - изменению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2023 по делу N А56-112206/2023 отменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу возвратить администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области суммы налога на имущество и пеней.
В этой части принять по делу новый судебный акт.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу возвратить администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области налог на имущество в сумме 81 592 руб. и пени в сумме 2344,18 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2023 по делу N А56-112206/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Е. Целищева |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112206/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БУГРОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ " ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ