07 мая 2024 г. |
А11-9443/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белякова Е.Н., судей Новиковой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.01.2024 по делу N А11-9443/2023, принятое по иску Управления образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области (ОГРН 1033300205146, ИНН 3304010824) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭЛТИК" (ОГРН 1143326000157, ИНН 3306017134) об обязании произвести замену поставленного товара,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Управление образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области (далее - Управление образования администрации района, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭЛТИК" (далее - ООО "ЭЛТИК", ответчик) с требованием об обязании в срок, не превышающий десяти календарных дней, произвести замену ранее поставленных стульев для мини-лектория в количестве 24-х штук на стулья для мини-лектория, соответствующие условиям контракта N 03283000531190000390001 на поставку товара от 11.07.2019, а именно: "стул для мини-лектория": каркас: немонолитный, материал крестовины: металл, материал обивки: пластик, материал каркаса: металл, ширина: 560 мм, высота 820 мм, глубина 600 мм, максимальная нагрузка: 120 кг".
Решением от 24.01.2024 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель апелляционной жалобы указывает, что при исполнении контракта от 11.07.2019 ООО "Элтик" допущены нарушения, а именно: поставленные стулья не соответствуют требованиям, установленным спецификацией.
Полагает, что акты составлены в присутствии только представителя ответчика, не являются надлежащим доказательством, подтверждающим соответствие поставленного товара установленным требованиям.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возразил по доводам заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.06.2019 N 0328300053119000039 между истцом (заказчик) и ответчиком (поставщик) заключен контракт N03283000531190000390001 на поставку товара от 11.07.2019 (далее - контракт), согласно пункту 1.1 которого поставщик обязуется поставить мебель для оснащения центров цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", организованных на базе общеобразовательных учреждений Гусь-Хрустального района (далее - товар), согласно приложению N1 и контракту (спецификация) и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять товар и оплатить его.
Срок поставки товара - до 15 августа 2016 года (пункт 1.2 контракта).
Пунктом 1.3 контракта стороны согласовали место поставки товара - в соответствии с приложением N 1 к настоящему контракту (спецификация).
Цена контракта составляет 152 800 руб., НДС не предусмотрен. Источник финансирования - бюджет муниципального района. Расчеты по контракту осуществляются в рублях. Цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 2.2 контракта).
Согласно пункту 2.3 цена контракта включает в себя все расходы поставщика, связанные с исполнением обязательств по настоящему контракту,
в том числе: погрузка товара на складе поставщика; доставка товара по адресу заказчика; разгрузка товара в месте доставки; подъем товара на этаж; сборка, установка в месте доставки; расходы на исполнение обязательств по замене товара с недостатками; расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.
Пунктом 2.4 контракта установлено, что заказчик обязуется оплатить поставленный товар в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке товара.
Авансирование поставки не предусмотрено (пункт 2.5 контракта). В соответствии с пунктом 2.6 контракта расчеты по контракту осуществляются на основании оформленных сторонами актов приемки товара, товарно-транспортных накладных в безналичном порядке платежными поручениями.
Товары, не принятые заказчиком, не оплачиваются (пункт 2.9 контракта).
Пунктом 3.1 контракта установлено, что поставщик обязан: передать товар заказчику в соответствии с условиями настоящего контракта. Весь поставляемый товар должен быть изготовлен в соответствии со стандартами, показателями и параметрами, утвержденными на данный вид товара, а также соответствовать характеристикам, указанным в спецификации (приложение N 1) (пункт 3.1.1 контракта); поставить товар заказчику собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счет. Все виды погрузочно-разгрузочных работ, сборка и установка на местах, включая расходы, связанные с применением грузоподъемных средств, осуществляются поставщиком за свой счет (пункт 3.1.2 контракта); по требованию заказчика передать недостающее количество товара, устранить недостатки и некомплектность товара (пункт 3.1.3 контракта).
В соответствии с пунктом 3.2 контракта заказчик обязан: принять товар в соответствии с настоящим контрактом (пункт 3.2.1 контракта); оплатить поставку товара в соответствии с условиями настоящего контракта (пункт 3.2.4 контракта).
Пунктом 3.3.1 контракта установлено, что в случае непередачи поставщиком относящихся к товару принадлежностей или документов, которые он должен передать в соответствии с настоящим контрактом, передачи товара ненадлежащего качества, некомплектного товара заказчик вправе потребовать от поставщика передачи принадлежностей или документов, относящихся к товару, устранения недостатков товара или замены товара ненадлежащего качества, доукомплектования товара.
Согласно пункту 4.1 контракта поставляемый товар должен быть промышленного производства, являться серийным, поставляться в упаковке, содержащей все необходимые коды и знаки производителя, данные о наименовании товара, стране производства и импортере. Товар должен быть упакован в индивидуальную, оригинальную заводскую упаковку, без механических повреждений, обеспечивающих его сохранность.
Поставляемый товар должен являться новым, не восстановленным и не бывшим в употреблении; не должен содержать повторно используемых деталей. Никакие узлы и компоненты товара не должны быть изготовлены из переработанных и восстановленных материалов и компонентов (пункт 4.2 контракта).
Пунктом 4.3 контракта установлено, что поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого товара в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, утвержденными в отношении данного вида товара, и наличием сертификатов, обязательных для данного вида товара, оформленных соответствии с действующим российским законодательством.
Товар должен быть безопасным для жизни, здоровья людей, имущества заказчика и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения и транспортировки соответствии с законами Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Оборудование должно быть изготовлено из материалов, безвредных для здоровья детей. Материалы должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги. Товар должен удовлетворять общим требованиям безопасности, электробезопасности и пожарной безопасности. Товар не должен содержать и выделять при эксплуатации токсичные и агрессивные вещества.
Пунктом 4.4 контракта определено, что в комплекте поставки должна быть включена необходимая эксплуатационная документация. Товар должен быть укомплектован всеми необходимыми для сборки комплектующими, деталями, фурнитурой, крепежом, схемой сборки. При поставке товара заказчику направляются сертификаты соответствия качества и сертификаты безопасности, технические условия завода-изготовителя.
Поставщик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им товаров, а также за предоставление товаров, обремененных правами третьих лиц (пункт 4.5 контракта).
В соответствии с пунктом 4.6.1 контракта гарантийный срок на товар составляет 12 месяцев и исчисляется с момента подписания документа о приемке товара. Объем предоставления гарантии поставленного товара - 100% в течение гарантийного срока.
Согласно пункту 4.6.2 контракта гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания соответствующего документа о передаче товара заказчику в собственность.
Пунктом 4.6.3 контракта стороны согласовали, что одновременно с поставляемым товаром поставщик передает документ, подтверждающий обязательства поставщика по гарантии качества на товар. Период гарантийного обслуживания все необходимые ремонтные работы, устранение дефектов, замена деталей должны осуществляться бесплатно для заказчика, в случае если поломка произошла не по его вине.
Согласно пункту 4.6.4 контракта поставщик обязуется в течение 10 дней с момента предъявления претензии заказчиком произвести замену товара, не соответствующего требованиям настоящего контракта по качеству (брак, фальсификация и т.д.), на качественный товар своими силами и за свой счет.
При невозможности замены товара в установленный срок заказчик вправе отказаться от поставленного товара. Все расходы по возврату некачественного товара и связанные с этим убытки возлагаются на поставщика. При возникновении гарантийного случая не по вине заказчика в течение гарантийного срока поставщик обязан произвести замену некачественного товара за свой счет.
В период действия гарантийного срока товара, в случаях выявления его несоответствия надлежащему качеству, дефекта, определяемого в процессе эксплуатации товара, не позволяющего использовать товар по своему предназначению, последний должен быть заменен за счет поставщика. О наступлении гарантийного случая заказчик в письменной форме уведомляет поставщика в срок не позднее 10 календарных дней с момента обнаружения недостатка, дефекта. Недостатки по гарантии должны быть исправлены в срок не позднее 20 дней. Срок гарантийного обязательства продлевается на время замены товара поставщиком (пункт 4.6.5 контракта).
Согласно пункту 4.6.6 контракта замена некачественного товара на качественный производится за счет поставщика.
Пунктом 4.6.7 контракта установлено, что гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения поставщика о недостатках товара.
В силу пункта 4.6.8 контракта, на товар (комплектующее изделие), переданный поставщиком взамен товара (комплектующего изделия), в котором в течение гарантийного срока были обнаружены недостатки (статья 476 Гражданского кодекса Российской Федерации), устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененный.
В соответствии с пунктом 4.6.9 контракта в период действия гарантийного срока поставщик обеспечивает гарантийное обслуживание оборудования.
Гарантийное обслуживание включает в себя весь комплекс бесплатных услуг по ремонту оборудования, наличие "горячей линии" технической поддержки (по телефону, по электронной почте) по установке и использованию оборудования, а также поиску вероятной причины его неработоспособности. В случае не устранения недостатков в установленный срок заказчик вправе привлечь к устранению недостатков третьих лиц, с отнесением расходов на их устранение на поставщика.
Если поставщик не поставляет товар своевременно по исполнению контракта или поставляет не в полном объеме, так что поставка к сроку становится явно невозможной, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (пункт 4.7 контракта).
Пунктом 4.8 контракта определено, что если во время поставки товара станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик
вправе назначить поставщику срок для устранения недостатков и в случае неисполнения поставщиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить замену товара другому лицу за счет поставщика, а
также потребовать возмещения убытков.
Способами обеспечения исполнения контракта являются внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или банковская гарантия. Способ обеспечения контракта определяется исполнителем самостоятельно (пункт 6.1 контракта).
В соответствии с пунктом 7.1 контракта поставщик обязан поставить товар своим транспортом или транспортом третьих лиц, но за свой счет. Поставщик обязан произвести разгрузку товара в надлежащем помещении заказчика своими силами или силами третьих лиц, но за свой счет.
Пунктом 7.2 контракта сторон согласовали, что товар должен отгружаться в упаковке. Упаковка должна предохранять товар от всякого рода повреждений, утраты товарного вида при перевозке его железнодорожным, автомобильным и авиатранспортом с учетом возможных перегрузок в пути и длительного хранения. Поставщик несет ответственность от всякого рода порчу товара до приемки его заказчиком вследствие некачественной упаковки или несоблюдения инструкции по хранению.
Согласно пункту 7.3 контракта заказчик обязан провести экспертизу с участием поставщика, осмотреть и принять товар, а при обнаружении отступлений от контракта, ухудшающих характеристики и качество товара, или иных недостатков в товаре немедленно заявить об этом поставщику.
Заказчик обязуется осуществить с участием поставщика приемку товара (осмотр, проверку и принятие) в течение 3 рабочих дней после получения товара от поставщика. Результат приемки товара оформляется актом приемки товара в течение 3 рабочих дней и подписывается заказчиком (пункт 7.4 контракта).
В силу пункта 7.5 контакта, поставщик обязуется письменно известить заказчика о готовности товара к поставке не позднее, чем за 1 рабочий день.
Пунктом 7.7 контракта определено, что поставщик обязан одновременно с передачей товара передать заказчику все относящиеся к нему документы, предусмотренные законодательством, иными правовыми актами и контрактом (сертификат соответствия или декларация о соответствии, документы, подтверждающие гарантийные обязательства (гарантия поставщика, гарантия производителя, гарантийный талон с отметкой о дате передачи товара), руководства пользователя, техническую документацию и др.). Все руководства пользователя и техническая документация должны быть выполнены на русском языке.
Согласно пункту 7.8 контракта в случае отсутствия документов на поставленный товар заказчик вправе отказаться от товара.
В соответствии с пунктом 7.9 контракта в ходе приемки в присутствии представителей обеих сторон осуществляется выборочная проверка качества товара путем проверки целостности упаковки, вскрытия упаковки, осмотра товара на наличие повреждений.
Поставщик обязан передать заказчику вместе с товаром информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования поставляемого товара (пункт 7.10 контракта).
В силу пункта 7.11 контракта, поставщик обязан предать заказчику следующие документы на товар (оформленные в соответствии с частью 1, частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"): счет (счет-фактуру), товарно-транспортную накладную. Указанные документы на товар передаются одновременно с товаром.
Согласно пункту 7.12 контракта при обнаружении в ходе приемки недостатков поставляемого товара составляется акт о недостатках, подписываемый обеими сторонами. В акте должны быть указаны перечень выявленных недостатков и сроки их устранения.
В соответствии с пунктом 7.13 контракта извещение об обнаружении заказчиком скрытых недостатков в поставляемом товаре должно быть направлено поставщику не позднее 3 рабочих дней с момента их обнаружения.
Пунктом 7.14 контракта установлено, что при возникновении между заказчиком и поставщику спора по поводу недостатков поставленного товара или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет поставщик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений поставщиком контракта
или причинной связи между действиями поставщика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.
Согласно пункту 7.15 контракта приемка товара по качеству и количеству должна осуществляться в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, инструкциями о порядке приема продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, утвержденным постановлениями Госарбитража СССР N П-6 от 15.06.1965 и N П-7 от 25.04.1966 с изменениями и дополнениями и условий настоящего контракта.
В силу пункта 7.16 контракта, при обнаружении некомплектности или производственных дефектов поставщик должен произвести замену и допоставку в течение 5 дней со дня уведомления о выявленных недостатках, при условии, что недостатки носят производственных характер.
Пунктом 10.1 контракта сторонами определено, что претензионный порядок досудебного урегулирования споров, вытекающих из контракта, является для сторон обязательным.
В соответствии с пунктом 10.2 контракта претензионные письма направляются сторонами нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении последнего адресату по местонахождению сторон, указанному в разделе 14 настоящего контракта.
Допускается направление сторонами претензионных писем иными способами: по факсу и электронной почте, экспресс-почтой (пункт 10.3 контракта).
Согласно пункту 10.4 контракта срок рассмотрения претензионного письма и направления ответа на него составляет 5 рабочих дней со дня получения последнего адресатом.
Иск, вытекающий из настоящего контракта, предъявляется в соответствующий суд по месту нахождения заказчика (пункт 10.6 контракта).
01.08.2019 стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к контракту на поставку товара от 11.07.2019 N 03283000531190000390001.
Пунктом 1 дополнительного соглашения стороны согласовали поставку товара, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с характеристиками, указанными в контракте на поставку товара от 11.07.2019 N 03283000531190000390001.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения стороны согласовали заменить товары "Стул для мини-лектория" и "Стул для шахматного стола" со следующими характеристиками: ширина: 39 см, глубина: 47 см; высота: 77 см.
Каркас ножек изготовлен из стали, а сиденье и спинка из полипропилена.
Максимальная нагрузка: 120 кг" товарами "Стул для мини-лектория" и "Стул для шахматного стола" с улучшенными характеристиками: каркас: немонолитный, материал крестовины: металл, материал обивки: пластик, материал каркаса: металл, ширина: 560 мм, высота 820 мм, глубина 600 мм, максимальная нагрузка: 120 кг, без изменения стоимости.
Во исполнение условий контракта N 03283000531190000390001 от 11.07.2019 ответчик по универсальным передаточным документам (счетам-фактурам) N 161 от 15.08.2019, N 183 от 28.08.2019 поставил товар, который был принят истцом без замечаний. Истцом произведена оплата за поставленный товар в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями N588178 от 29.08.2019, N 761518 от 12.09.2019.
Как указал истец, в период февраль-март 2023 года УФК по Владимирской области была произведена плановая выездная проверка на предмет соответствия управлением образования администрации района законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, финансовое обеспечение которых частично или полостью осуществляется за счет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение из федерального бюджета. Согласно акту выездной проверки от 09.03.2023 было выявлено, что при исполнении контракта N 03283000531190000390001 от 11.07.2019 допущены следующие нарушения: 1) поставленные стулья для мини-лектория (в каждой школе по 12 штук) не соответствуют спецификации, а именно: ширина стульев - 530 мм (в спецификации установлена ширина стульев 560 мм), высота стульев - 760 мм (в спецификации установлена ширина стульев 820 мм), 2) поставленные стулья лектора (в каждой школе по 1 штуке) не соответствует параметрам, установленным спецификацией - каркас ножек должен быть изготовлен из стали, сиденье и спинка из пенопропилена, ширина стула - 39 см, глубина - 47 см, высота - 77 см; фактически поставлены компьютерные кресла с другими характеристиками.
06.06.2023 истец по адресу электронной почты eltik33@gmail.com, указанной в разделе 14 контракта, направил в адрес ответчика претензию N 1696/01-30 от 06.06.2023 с требованием принять мер к устранению нарушений, выявленных в ходе проверки контролирующего органа.
Истец указал, что 08.08.2023 ответчиком была произведена замена стульев лектора в количестве 2 штук на товар, соответствующий условиям контракта (акт о передаче заказчику N 73 от 08.08.2023, акт о возврате ненадлежащего товара поставщику N 74 от 08.08.2023), замена стульев для мини-лектория в количестве 24 штук ответчиком не произведена до настоящего времени.
Полагая неправомерным отказ ответчика в замене стульев для мини-лектория в количестве 24 штук, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Пунктом 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию (пункт 3 статьи 469 Кодекса).
Если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами (пункт 1 статьи 467 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 467 ГК РФ, если продавец передал покупателю наряду с товарами, ассортимент которых соответствует договору купли- продажи, товары с нарушением условия об ассортименте, покупатель вправе по своему выбору:
1) принять товары, соответствующие условию об ассортименте, и отказаться от остальных товаров;
2) отказаться от всех переданных товаров;
3) потребовать заменить товары, не соответствующие условию об ассортименте, товарами в ассортименте, предусмотренном договором;
4) принять все переданные товары.
Согласно пункту 1 статьи 468 ГК РФ при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
По правилам пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-
ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44- ФЗ) законодательство Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного федерального закона и других федеральных законов, регулирующих данные отношения.
Таким образом, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, следует руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным
предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок
заказчика.
Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37
настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса
в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Частью 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим
Федеральным законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее -отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Согласно части 8 статьи 94 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Как установлено судом первой инстанции, в спецификации, являющейся приложением к дополнительному соглашению N 1 от 01.08.2019 к контракту N 03283000531190000390001 от 11.07.2019, установлены требования к товару.
Возражая против доводов истца, ответчик указал, что поставленный товар заказчиком принят без претензий, акты о недостатках не составлялись, стороны подписали документы о принятии товара (универсальные передаточные документы (счета-фактуры) N 183 от 28.08.2019, N 161 от 15.08.2019), заказчиком произведена оплата в соответствии с условиями контракта в полном объеме по платежным поручениям N 588178 от 29.08.2019, N 761518 от 12.09.2019.
ООО "ЭЛТИК" сообщило, что поставило товар, который соответствует заявленным характеристикам: стулья для мини-лектория со следующими характеристиками, отраженными в спецификации: каркас: немонолитный, материал крестовины: металл, материал обивки: пластик, материал каркаса: металл, ширина: 560 мм, высота 820 мм, глубина 600 мм, максимальная нагрузка: 120 кг, представило фото замера габаритов изделия от непосредственного производителя ООО "Мирэй Групп" http://mirey.ru/izo-khrom-plastik-siniy. С целью выявления факта несоответствия поставки комплектов мебели условиям контракта N 03283000531190000390001 от 11.07.2019 ответчиком осуществлена выездная проверка в МБОУ "Анопинская СОШ" и МБОУ "Григорьевская СОШ".
Согласно акту N 1 от 21.09.2023 выездной проверки в МБОУ "Анопинская СОШ" комиссией в составе генерального директора Поволоцкой П.С., менеджеров Манасова П.В., Кочемировской О.В. установлено, что характеристики поставленной мебели для оснащения Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", организованных на базе МБОУ "Анопинская СОШ", в рамках заключенного контракта N 03283000531190000390001 от 11.07.2019, а именно: стульев для мини-лектория в количестве 12 штук, соответствуют заявленным характеристикам и имеют следующие размеры: по ширине 560 мм, по высоте - 820 мм.
Согласно акту N 2 от 21.09.2023 выездной проверки в МБОУ "Григорьевская СОШ" комиссией в составе генерального директора Поволоцкой П.С., менеджеров Манасова П.В., Кочемировской О.В. установлено, что характеристики поставленной мебели для оснащения Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", организованных на базе МБОУ "Григорьевская СОШ", в рамках заключенного контракта N 03283000531190000390001 от 11.07.2019, а именно: стульев для мини-лектория в количестве 12 штук соответствуют заявленным характеристикам и имеют следующие размеры: по ширине 560 мм, по высоте - 820 мм.
Ответчик указал, что акты N 1 от 21.09.2023, N 2 от 21.09.2023 выездной проверки в МБОУ "Анопинская СОШ", МБОУ "Григорьевская СОШ", согласно пункту 10.3 контракта, направлены им на электронный адрес истца uoagxr@mail.ru, указанный в разделе 14 контракта.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом первой инстанции, товар был принят истцом без замечаний, доказательств наличия указанных истцом недостатков, отраженных в акте проверки от 09.03.2023, материалы дела не содержат.
Согласно представленным ответчиком пояснениям, актам осмотра, фото размеров товара суд первой инстанции пришел к верному выводу, что товар соответствует условиям контракта N 03283000531190000390001 от 11.07.2019.
Пунктом 4 статьи 468 ГК РФ установлено, что товары, не соответствующие условию договора купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товаров.
Данная норма является императивной и не может быть изменена соглашением сторон.
Законодательство не содержит критериев определения "разумности срока", однако сложившаяся правоприменительная практика указывает, что этот срок может составлять до нескольких месяцев. Вместе с тем, требования о замене товаров, не соответствующих ассортименту, могут быть заявлены после того, как станет известно о таком несоответствии (пункт 1 статьи 483 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 483 ГК РФ, покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из
характера и назначения товара.
Указанные истцом недостатки товара должны были быть обнаружены в момент приемки товара.
Истец в нарушение пункта 1 статьи 483 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащим образом не известил ответчика о недостатках товара.
При рассмотрении настоящего дела ответчик заявил о применении срока
исковой давности.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришел к верному выводу о пропуске истцом срока исковой давности на основании следующего.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Суд установил, что характеристики товара (ширина и высота стульев для
мини-лектория) покупателем должны быть установлены при приемке товара.
После обнаружения недостатков считается, что покупатель должен узнать о нарушении его права, поэтому с данного момента начинает течь срок исковой давности по требованию к продавцу (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). С этого же момента покупатель обязан в разумный срок известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, ассортименте и качестве товара (пункт 1 статьи 483 ГК РФ).
Суд при определении момента, с которого истец узнал о нарушении права, исходил из дат приемки спорного товара, указанных в универсально-передаточных документах (счетах-фактурах) N 161 от 15.08.2019, N 183 от 28.08.2019.
Судом установлено, что требование о замене товара направлено в адрес ответчика истцом только 06.06.2023, с исковым заявлением истец обратился в суд 24.08.2023.
Суд, руководствуясь статьями 196, 199, 200 ГК РФ, исследовав и оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив дату обнаружения недостатков товара, дату обращения в арбитражный суд с исковым заявлением, исходя из пропуска истцом срока исковой давности, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.01.2024 по делу N А11-9443/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Беляков |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9443/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ РАЙОН (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН) ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЭЛТИК"