г. Москва |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А40-167476/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Росреестра по Москве и ООО "Специализированное конструкторское бюро автоматических линий"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2024 по делу N А40-167476/22,
по заявлению Департамента городского имущества г.Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо - 1) АО "Орбис+"
2) ООО "Социальнотехнический комплекс"
3) ООО "СКБАЛ"
о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации договора купли-продажи,
при участии:
от заявителя: |
Шарлдаев А.С. по доверенности от 22.12.2023; |
от ответчика: |
Атемасова А.А. по доверенности от 15.01.2024; |
от третьих лиц: |
1.Ермолаев И.О. по доверенности от 18.04.2024; 2.Крючков А.В. по доверенности от 15.12.2023; 3. Микляева Е.А. по доверенности от 15.12.2023 |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным уведомление Управления от 04.05.2022 N КУВД-001/2022-2559899/9 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации договора купли-продажи от 22.12.2021 N М-05-С02672 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001010:29 с адресным ориентиром: Москва, проезд 5-1 Донской, вл. 4; обязании осуществить действия по государственной регистрации договора купли-продажи от 22.12.2021 N М-05-С02672 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001010:29 с адресным ориентиром: Москва, проезд 5-1 Донской, вл. 4.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2023 оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.09.2023 решение Арбитражного суда и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Кассационный суд указал, что судами не учтено, что Департамент является уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, принадлежащими на праве собственности городу Москве или земельными участками, расположенные в городе Москве, собственность на которые не разграничена. Отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированном праве собственности г. Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001010:29, площадью 3 808 кв.м, не могло служить основанием для отказа в государственной регистрации договора купли-продажи.
Суд кассационной инстанции также указал, что судами не дана оценка доводу Департамента о том, что договор купли-продажи в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001010:29 заключен во исполнение решения Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2018 г. по делу N А40- 184743/2018, а также о том, что согласно ИС РЕОН объекты с кадастровыми номерами 77:05:0001010:1110, 77:05:0001010:1115 фактически расположены за границами земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001010:29, а в границах земельного участка расположен только один объект недвижимости, право собственности АО "ОРБИС+" на который подлежит восстановлению в соответствии с постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 сентября 2018 г. по делу N А40-60889/2007.
Решением от 31.01.2024 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление и ООО "СКБАЛ" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб доводы своих апелляционных жалоб поддержали по мотивам, изложенным в них.
Представитель Департамента, АО "Орбис+" и ООО "Социально-технический комплекс" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, между Департаментом городского имущества города Москвы и АО "ОРБИС+" оформлен договор купли-продажи от 22.12.2021 N М-05-С02672 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001010:29 с адресным ориентиром: Москва, проезд 5-1 Донской, вл. 4.
В целях осуществления государственной регистрации договор купли-продажи направлен в Управление.
Уведомлением от 04.05.2022 N КУВД-001/2022-2559899/9 Управление сообщило об отказе в осуществлении государственной регистрации, указав на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о расположении в пределах заявленного земельного участка объектов недвижимости, собственником которого является Покупатель, а также право Покупателя за реестровым номером N 77-01/08-464/2003-100, по данным ЕГРН прекращено 06.07.2009; по данным ЕГРН расположены нежилые здания с кадастровыми номерами 77:05:0001010:1110, 77:05:000101:1115, собственниками которых являются иные лица и нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0001010:1025, сведения о правообладателе на которые, в ЕГРН отсутствует; на земельном участке расположено здание с кадастровым номером 77:05:0001010:1025 включенное в приложение N2 819-ПП.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Департамента в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, учитывая указания суда кассационной инстанции, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 25 ЗК РФ право собственности на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации.
В рассматриваемом случае в качестве документа основания на государственную регистрацию представлен: Договор купли-продажи земельного участка N М-05-С02672 от 22.12.2021, который заключен на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2018 по делу N А40-184743/18-23-1447.
В резолютивной части указанного судебного решения суд определил обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с ОАО "Орбис+" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001010:29, площадью 3808 кв.м по цене 5 861 273 руб. 60 коп за весь земельный участок.
Согласно п. 1.3. Договора земельного участка от 22.12.2021 N М-05-С02672 Покупатель является собственником объекта незавершенного строительства по адресу: г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 1 (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 30.05.2003 N 77-01 /08-464/2003 -100).
При этом Департамент является уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, принадлежащими на праве собственности городу Москве или земельными участками, расположенные в городе Москве, собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированном праве собственности г. Москвы на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001010:29, площадью 3 808 кв. м, не могло служить основанием для отказа в государственной регистрации договора купли-продажи.
Договор купли-продажи в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001010:29 заключен во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2018 г. по делу N А40-184743/2018.
Согласно ст. 16 АПК РФ вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2018 по делу N А40-184743/2018 является для Департамента обязательным и подлежит исполнению.
Заявитель указывает и не оспаривается Управлением, на дату обращения заявителя за осуществлением регистрационных действий согласно ИС РЕОН объекты с кадастровыми номерами 77:05:0001010:1110, 77:05:0001010:1115 фактически расположены за границами земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001010:29, а в границах земельного участка расположен только один объект недвижимости, право собственности АО "ОРБИС+" на который подлежит восстановлению в соответствии с постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 сентября 2018 г. по делу N А40-60889/2007.
Базовый раздел ИС РЕОН ведется на Единой государственной картографической основе города Москвы масштаба 1:2000 и содержит информацию: о координатах, границах и площади земель города Москвы; о координатах, границах и площади земельных участков, частей земельных участков, занятых или необходимых для обслуживания соответствующих зданий, сооружений и иных градостроительных объектов; графическую и семантическую информацию о границах земель города Москвы, кадастрового округа, кадастровых районов, кадастровых кварталов, земельных участков, частях земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, иными градостроительными объектами и/или необходимых для обслуживания зданий, сооружений, иных градостроительных объектов.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы Департамента.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управлениев месячный срок с даты вступления решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.01.2024 по делу N А40-167476/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167476/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ОРБИС+", ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО АВТОМАТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ"
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19178/2023
07.05.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12130/2024
31.01.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-167476/2022
19.09.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19178/2023
27.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17400/2023
30.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-167476/2022