г. Пермь |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А60-47456/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Бояршиновой О.А., Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Е.В.,
при участии:
от истца - представители не явились;
от ответчика - Краснобаева К.Н., доверенность от 09.01.2023;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
общества с ограниченной ответственностью "Утес",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 февраля 2024 года по делу N А60-47456/2023
по иску Администрации Михайловского муниципального образования (ОГРН 1069646000786, ИНН 6646011488)
к обществу с ограниченной ответственностью "Утес" (ОГРН 1169658139936, ИНН 6671063240)
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Михайловского муниципального образования (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Утес" (далее - ООО "Утес", ответчик) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 952 187 руб. 54 коп.
Решением суда от 15.02.2024 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 952 187 руб. 54 коп. долга. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 22 044 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы ссылается на то, что работы заказчиком по контракту приняты без возражений, в связи с чем предъявление заказчиком соответствующих возражений после приемки работ, в том числе в судебном порядке, является недопустимым. Также ответчик, фактически выражает несогласие с результатами финансового контроля, оформленными актом проверки Счетной палаты Свердловской области от 20.01.2023 N 02-1.9-22-25/43.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил жалобу удовлетворить, оспариваемое решение отменить.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (заказчик) и ООО "Утес" (подрядчик) заключен государственный контракт N 4 от 23.04.2019 (далее - контракт N 4), по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик своими силами и (или) силами привлеченных организаций выполняет работы, являющиеся предметом контракта. Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ. Предметом контракта является: "Комплексное благоустройство общественной территории - парк им. Кирова С.М., Свердловская область, г. Михайловск, ул. Кирова" (п. 1.1 контракта).
Согласно п. 1.4 контракта N 4, сроки выполнения работ: с момента заключения контракта до 30.09.2019.
В соответствии с п. 2.2 контракта N 4, цена контракта составляет 12 200 000 руб. 00 коп., в т.ч. НДС - 20%, (далее - цена контракта). Сумма, подлежащая уплате заказчиком подрядчику, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. Источник финансирования: Бюджет муниципального образования Михайловское с привлечением субсидий из бюджета Свердловской области.
Из материалов дела следует, что ответчик во исполнение принятых на себя обязательств выполнил работы по спорному контракту, что подтверждается актом о приемке выполненных работ N 1 от 29.07.2019. Акт подписан со стороны заказчика, без возражений. Стоимость работ по акту N 1 от 29.07.2019 составила 12 200 000 руб. 00 коп.
Истец принятые работы по акту N 1 от 29.07.2019 оплатил, что подтверждается платежным поручением N 476 от 29.07.2019, N 477 от 29.07.2019.
Кроме того, между Администрацией (заказчик) и ООО "Утес" (подрядчик) заключен государственный контракт N 120 от 27.04.2020 (далее - контракт N 120), по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик своими силами выполняет работы, являющиеся предметом контракта. Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ. Предметом контракта является: "Комплексное благоустройство общественной территории Парк Победы, Свердловская область, г. Михайловск, ул. Кирова (2 этап) " (п. 1.1 контракта N 120).
Работы, предусмотренные п. 1.1 настоящего контракта, выполняются подрядчиком в соответствии с проект-дизайном, описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту), графиком производства работ (приложение N 2 к контракту) (п. 1.2 контракта N 120).
Согласно п. 1.4 контракта N 120, сроки выполнения работ: в период с даты заключения контракта до 30.08.2020.
В соответствии с п. 2.2 контракта N 120, цена контракта составляет 18 549 999 руб. 99 коп., в том числе НДС - 20% (3 091 666,67 руб.) (далее - цена контракта). Сумма, подлежащая уплате заказчиком подрядчику (юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя), уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. Источник финансирования: местный бюджет с привлечением субсидий из областного бюджета.
Из материалов дела следует, что ответчик во исполнение принятых на себя обязательств выполнил работы по спорному контракту, что подтверждается актами о приемке выполненных работ N 1 от 27.05.2020, N 2 от 09.06.2020, N 3 от 23.06.2020, N 4 от 27.07.2020, N 5 от 11.08.2020. Акты подписаны со стороны заказчика без возражений. Стоимость работ по актам N 1 от 27.05.2020, N 2 от 09.06.2020, N 3 от 23.06.2020, N 4 от 27.07.2020, N 5 от 11.08.2020 составила 18 549 999 руб. 99 коп.
Истец принятые работы по актам N 1 от 27.05.2020, N 2 от 09.06.2020, N 3 от 23.06.2020, N 4 от 27.07.2020, N 5 от 11.08.2020 оплатил, что подтверждается платежными поручениями N 309 от 29.05.2020, N 310 от 29.05.2020, N 330 от 11.06.2020, N 331 от 11.06.2020, N 380 от 23.06.2020, 3 381 от 23.06.2020, N 432 от 30.07.2020, N 433 от 30.07.2020, N 490 от 18.08.2020, N 491 от 18.08.2020.
Вместе с тем, истец указывает, что в соответствии с планом работы счетной палаты Свердловской области на 2022 год, в отношении Администрации Михайловского муниципального образования проведено контрольное мероприятие - "Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Нижнесергинского муниципального района и входящим в его состав муниципальным образованиям в 2019-2021 годах" о чем 20.01.2023 составлен акт N 02-1.9-22-25/43.
В ходе указанного контрольного мероприятия 09.11.2022 рабочей группой Счетной палаты Свердловской области, Счетной палаты Нижнесергинского муниципального района проведен осмотр (обмер) принятых и оплаченных Администрацией работ:
- по комплексному благоустройству общественной территории - парк им. Кирова С.М., (контракт N 4). В ходе осмотра установлено, что площадь покрытия основания памятника С.М. Кирову из гранитных плит составляет 45 кв. м, при этом согласно акту о приемке выполненных работ от 26.07.2019 N 1 (поз. 160-165) Администрацией приняты работы по устройству покрытия из гранитных плит площадью 60 кв. м. Таким образом, в последствии подрядчику - ООО "Утес" оплачены фактически не выполненные работы на сумму 170 393,30 руб.
- по комплексному благоустройству общественной территории - парк "Победы", (контракт N 120) установлено, что фактическая протяженность периметрального ограждения зоны памятников ограждения составляет 90,5 м, в том числе 35 м с шириной облицовки 1,0 м и 55,5 м с шириной облицовки 0,8 м, то есть фактическая площадь облицовки периметрального ограждения зоны памятников многоцветным керамическим гранитом составила 79,4 кв. м (35 м х 1 м + 55,5 м х 0,8 м). При этом согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2 от 11.08.2020 N 5 (поз. 29 и 30) и от 23.08.2020 N 3 (поз. 69-73) Администрацией приняты работы по облицовке гранитом в объеме 162,5 кв.м. Таким образом, в последствии подрядчику - ООО "Утес" оплачены фактически не выполненные работы на сумму 781 794,24 руб.
Администрацией Михайловского муниципального образования на основании вышеуказанного акта Счетной палаты и в связи с необходимостью устранения допущенных нарушений в адрес ответчика направлена претензия от 25.01.2023 N 296 о необходимости возврата денежных средств, излишне перечисленных за фактически не выполненные работы в сумме 952 187 руб. 54 коп., в том числе по контракту N 4 - 170 393 руб. 30 коп., по контракту от 27.04.2020 N 120 - 781 794 руб. 24 коп., однако претензия оставлена без удовлетворения.
Учитывая, что оплаченные по контракту N 4 и 120 работы не были выполнены в полном объеме, а претензия о возврате неосновательно полученной суммы оставлена без удовлетворения, истец обратился с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь условиями муниципального контракта, положениями ст. 309, 310, 453, 720, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также с учетом, представленных по делу доказательств, в том числе акт Счетной палаты, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в виду доказанности необоснованного завышения стоимости выполненных подрядчиком работ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 1 Закона N 44-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Из материалов дела следует, что заказчиком были приняты и подписаны все акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. По результатам сдачи-приемки объектов сторонами были оформлены и подписаны акты приемки объектов.
Вместе с тем проведенной контрольно-счетной палатой Свердловской области проверки работ установлено:
- по комплексному благоустройству общественной территории - парк им. Кирова С.М., (контракт N 4). В ходе осмотра установлено, что площадь покрытия основания памятника С.М. Кирову из гранитных плит составляет 45 кв. м, при этом согласно акту о приемке выполненных работ от 26.07.2019 N 1 (поз. 160-165) Администрацией приняты работы по устройству покрытия из гранитных плит площадью 60 кв. м. Таким образом, в последствии подрядчику - ООО "Утес" оплачены фактически не выполненные работы на сумму 170 393,30 руб.
- по комплексному благоустройству общественной территории - парк "Победы", (контракт N 120) установлено, что фактическая протяженность периметрального ограждения зоны памятников ограждения составляет 90,5 м, в том числе 35 м с шириной облицовки 1,0 м и 55,5 м с шириной облицовки 0,8 м, то есть фактическая площадь облицовки периметрального ограждения зоны памятников многоцветным керамическим гранитом составила 79,4 кв. м (35 м х 1 м + 55,5 м х 0,8 м). При этом согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2 от 11.08.2020 N 5 (поз. 29 и 30) и от 23.08.2020 N 3 (поз. 69-73) Администрацией приняты работы по облицовке гранитом в объеме 162,5 кв.м. Таким образом, в последствии подрядчику - ООО "Утес" оплачены фактически не выполненные работы на сумму 781 794,24 руб.
По смыслу п. 1 ст. 711 и п. 1 ст. 746 ГК РФ по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ.
В п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" содержится разъяснение, в соответствии с которым наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Указанное разъяснение в совокупности со ст. 753 - 756 ГК РФ, направлено на защиту заказчика от недобросовестных действий подрядчика и не препятствует ему заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости работ, что, и осуществлено истцом в рамках настоящего дела по итогам проведения контрольной проверки.
В апелляционной жалобе заявитель возражает против выводов суда первой инстанции, ссылается на то, что работы заказчиком по контракту приняты без возражений, в связи с чем предъявление заказчиком соответствующих возражений после приемки работ, в том числе в судебном порядке, является недопустимым. Также ответчик, фактически выражает несогласие с результатами финансового контроля, оформленными актом проверки Счетной палаты Свердловской области от 20.01.2023 N 02-1.9-22-25/43.
Данные доводы апелляционным судом не принимаются.
Положения ст. 720 ГК РФ подлежат толкованию в системной взаимосвязи с иными положениями действующего законодательства. Данная норма не устанавливает прямой запрет для заказчика ссылаться на недостатки работы, а содержит ряд исключений (п. 4 ст. 720 ГК РФ).
По результатам проведенной проверки, выявлены факты нарушения норм бюджетного законодательства, связанные с оплатой работ, выполненных ответчиком, в размере превышающем стоимость фактических объемов выполненных работ и примененных материалов, использованных подрядчиком в ходе выполнения работ.
Учитывая цели заключения государственного контракта, иск по настоящему делу направлен на устранение нарушения принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов и судебную оценку фактов, содержащихся в акте проверки, в целях установления баланса интересов сторон.
В соответствии с п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, не может рассматриваться как экономия подрядчика арифметическая разница между ценой договора и стоимостью фактически выполненных работ, образовавшаяся за счет уменьшения объемов работ по сравнению с объемом, предусмотренным договором, использования меньшего, чем предусмотрено договором подряда, количества материалов.
Из материалов дела следует, что ответчиком обстоятельства, изложенные в акте проверки, документально не опровергнуты. Ходатайство о назначении судебной экспертизы в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не заявлено, внесудебное заключение не представлено.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации факты, установленные в рамках последующего финансового (бюджетного) контроля и влияющие на отношения сторон по исполнению государственного контракта, подлежат судебной оценке на основе необходимых процессуальных средств, предусмотренных законодательством, в том числе, при необходимости может быть назначена судебная экспертиза. Последующий финансовый (бюджетный) контроль направлен на реализацию публично-значимых целей бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках, а именно - на защиту общего публичного интереса в экономичном и эффективном расходовании бюджетных средств при государственных закупках, действия сторон частноправового характера (подписание соответствующих актов приемки, соглашений и т.п.) сами по себе не могут нивелировать публично-значимые цели (определения ВС РФ N 302-ЭС21-17055, 306-ЭС21-14798).
Таким образом, поскольку ответчиком не опровергнуты обстоятельства завышения объемов выполненных работ на сумму 952 187 руб. 54 коп., суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании возникшей переплаты по контракту правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 февраля 2024 года по делу N А60-47456/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
О.А. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47456/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "УТЕС"