город Воронеж |
|
7 мая 2024 г. |
Дело N А36-2538/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 мая 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации": Грачевой Е.И. - представителя по доверенности N 1 от 10.01.2024, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.12.2023 по делу N А36-2538/2023, по исковому заявлению Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (394087, Воронежская обл., г.Воронеж, ул. Ломоносова, д. 105; ОГРН: 1043600077762, дата присвоения: 24.09.2004 г., ИНН: 3664060362) к муниципальному унитарному предприятию "Липецкая станция аэрации" (ОГРН 1074823014650, ИНН 4826058354, г.Липецк, ул.Краснозаводская, вл. 4А) о взыскании 23 863 453,48 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Липецкая станция аэрации" (далее - ответчик, МУП "ЛиСА") о взыскании 11 579 827 руб. 80 коп., в том числе 8 431 633 руб. 61 коп. - задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г., 3 148 194 руб. 15 коп. - пени за период с 02.03.2022 по 07.11.2022 (за исключением периода моратория) по день фактического погашения задолженности (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 01.12.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, МУП "ЛиСА" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что у МУП "ЛиСА" отсутствовала задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в указанном размере, также отсутствовали правовые основания для доначисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год и начисления пени на сумму задолженности 23 685 809 руб. 91 коп. Указывает, что истец основывает свои требования на том, что МУП "ЛиСА" при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год не учло результаты количественного химического анализа сточных вод от 26.05.2021, 02.06.2021 и 07.06.2021, проводимые ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", полученные по результатам проведения плановой выездной проверки с 11.05.2021 по 07.06.2021, при этом Истец не предоставил в материалы дела результаты количественного химического анализа сточных вод от 26.05.2021, 02.06.2021 и 07.06.2021, проводимые ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", полученные по результатам проведения плановой выездной проверки с 11.05.2021 по 07.06.2021. Полагает, что суд не проверил правильность расчета и размера взыскиваемой суммы, не установил наличие задолженности в заявленном размере, а также наличие оснований для взыскания суммы задолженности. Также полагает, что суд не установил наличие правовых оснований для включения результатов количественного химического анализа сточных вод от 26.05.2021, 02.06.2021 и 07.06.2021, проводимые ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" в рамках в рамках плановой выездной проверки в платежную базу сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, но и их отсутствие в материалах дела. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора, в установленном порядке, МУП "ЛиСА" представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год.
По результатам проверки в части правильности исчисления платы и заполнения декларации МУП "ЛиСА" Управлением выявлено следующее.
1. При определении платежной базы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты не учтены результаты количественного химического анализа сточных вод от 26.05.2021, 02.06.2021 и 07.06.2021, проводимые ФГБУ "ЦЛАТИ ЦФО".
2. Сведения о размещенных в отчетном периоде, переданных организациям в целях размещения, отходах, указанные в декларации о плате соответствуют данным учета в области обращения с отходами.
При проведении проверки декларации о плате выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы и полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, а именно, не учтены результаты количественного химического анализа сточных вод от 26.05.2021, 02.06.2021 и 07.06.2021 гг., проводимые ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", полученные по результатам проведения плановой выездной проверки с 11.05.2021 по 07.06.2021 (20 рабочих дней).
Также выявлены несоответствия сведений о размещенных в отчетном периоде, переданных другим организациям в целях размещения отходах, указанных в декларации о плате и данных учета в области обращения с отходами.
Письмом от 14.06.2022 N 339 предоставлены пояснения с позицией корректности исчисления платы за НВОС в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты. В уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду N 6903487 от 11.07.2022 корректирующие изменения внесены не были.
По результатам проверки в части правильности исчисления платы и заполнения декларации МУП "ЛиСА" Управлением составлен и направлен акт с исчислением платы за негативное воздействие на 03.08.2022, в котором плательщику предложено предоставить уточненную декларацию о плате за негативное воздействие с устранением выявленных недостатков и нарушений, а также оплатить задолженность и пени.
Согласно требованию о довнесении платы от 26.09.2022 N 5 сумма задолженности МУП "ЛиСА" составляет 23 685 809, 91 руб.
Пунктом 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ установлено, что несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Размер пени составил 3 148 194 руб. 15 коп. за период с 02.03.2022 по 07.11.2022 (за исключением периода моратория).
Ответчик требование в установленный срок не исполнил, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для частичного удовлетворения апелляционной жалобы на основании следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Исходя из пункта 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 32 Правил N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом.
Как верно указал суд области, в спорный период действовал Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 N 1043 (далее - Порядок N 1043).
В соответствии с пунктом 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N294-ФЗ).
В силу пункта 53 Правил N 255 в случае, если лицо, обязанное вносить плату, добровольно не погашает недоимку по плате, администратор платы взыскивает плату и пени по ней в судебном порядке.
В установленном порядке, МУП "ЛиСА" представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в ЦентральноЧерноземное межрегиональное управление Росприроднадзора.
Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату.
По результатам проверки в части правильности исчисления платы и заполнения декларации МУП "ЛиСА" Управлением выявлено, что при определении платежной базы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты не учтены результаты количественного химического анализа сточных вод от 26.05.2021, 02.06.2021 и 07.06.2021, проводимые ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", полученные по результатам проведения плановой выездной проверки с 11.05.2021 по 07.06.2021 (20 рабочих дней).
В соответствии с пунктом 9 Порядка исчисления и взимания платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017, платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:
а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
б) в отношении каждого класса опасности отходов.
Согласно п. 9.9.2. Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109, периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал.
В соответствии с позицией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.07.2022 N РН-03-03-31/24915, а именно "платежная база формируется на основе фактических показателей выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещенных отходов производства и потребления в отчетном периоде. Данные о фактических показателях могут быть получены как из отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, а также на основании иных отчетов (например, статистических), а, равно как и на основании данных полученных в результате контрольно-надзорной деятельности".
За сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды предусмотрена административная ответственность (ст.8.5. КоАП РФ)
Таким образом, платежная база, сформированная на основе данных производственного экологического контроля, но без учета имеющихся результатов количественного химического анализа сточных вод, полученных по результатам контрольно-надзорных мероприятий, не может являться полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды.
Руководствуясь изложенным, а также тем, что ответчик доказательств, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, не представил, равно, как не представил доказательств, освобождающих его от исполнения обязательства по оплате, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 8 431 633 руб. 61 коп. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции также с учетом положений статей 329, 330, 331, 333 ГК РФ, пункта 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ удовлетворено требование истца о взыскании с ответчика 3 148 194 руб. 15 коп. - пени за период с 02.03.2022 по 07.11.2022 (за исключением периода моратория) по день фактического погашения задолженности.
МУП "ЛиСА" указывает, что расчёт платежной базы за сбросы загрязняющих веществ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, с учётом Разрешения на сброс загрязняющих веществ от 22.04.2019 N 22191012 за 2021 год производился ответчиком на основании ежемесячных результатов производственного экологического контроля, проводимого МУП "ЛиСА" согласно Программе производственного экологического контроля, путём вычисления массы загрязняющих веществ с применением концентраций загрязняющих веществ и объёмов фактически сброшенных сточных вод в расчётном месяце с последующим их суммированием за год.
МУП "ЛиСА" представило контррасчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2021 год, с учётом результатов контроля Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования аналогично по данным соответствующих протоколов с применением усредненных значений концентраций за май и июнь месяцы 2021 года, указанных в расчётах, представленных Управлением (прилагается). Согласно Контррасчета МУП "ЛиСА" размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составил 18 304 748 руб. 86 коп.
Ответчик, полагает, что расчёт платы за сброс загрязняющих веществ, проведённый Управлением, в котором производится усреднение концентраций загрязняющих веществ по году с последующим умножением на общий объем сточных вод за год, является некорректным, поскольку расчёт массы загрязняющих веществ производится помесячно с последующим их сложением в соответствии с ежемесячной периодичностью проведения производственного экологического контроля (пример прилагается). Данный подход Управления завысил плату за негативное воздействие на окружающую среду на 5 738 367 руб. 67 коп.
Кроме того, МУП "ЛиСА" произвело расчет пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год.
Расчет размера пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, МУП "ЛиСА" произвело в соответствии с частью 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривающей, что размер пени подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа, в связи с тем, что оплата МУП "ЛиСА" производилась частями, то в расчет размера пени ответчик принимает ставку действующую на дату внесения платежа.
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора в суде апелляционной инстанции согласилось с расчетом заложенности, представленным МУП "ЛиСА", представив в суд свой аналогичный по сумме расчет.
Согласно расчетам произведенным сторонами, задолженность МУП "ЛиСА" составляет 2 693 365,94 руб., размер пени 1 043 351,35 руб.
Судом апелляционной инстанции, проверен расчет задолженности и пени, признан арифметически верным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора о взыскании с МУП "ЛиСА" в доход соответствующих бюджетов 5 738 267 руб. 67 коп. - задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г., а так же 2 104 842 руб. 80 коп. - пени за период с 02.03.2022 по 07.11.2022 следует отказать.
Принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены на сумму 3736717,29 руб. (32,26%), судебные расходы подлежат взысканию с МУП "ЛиСА" в размере пропорционально удовлетворенным требованиям, а именно в размере 41684 руб.
С учетом рассмотрения апелляционной жалобы, с Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора МУП в пользу МУП "ЛиСА" следует взыскать 968 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 2 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.12.2023 по делу N А36-2538/2023 в части взыскания с МУП "Липецкая станция аэрации" (ОГРН 1074823014650, ИНН 4826058354, г.Липецк, ул.Краснозаводская, вл. 4А) в доход соответствующих бюджетов 5738267 руб. 67 коп. - задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г., а так же 2104842 руб. 80 коп. - пени за период с 02.03.2022 по 07.11.2022, взыскания в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 39215 руб. отменить.
В удовлетворении исковых требований Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о взыскании с МУП "Липецкая станция аэрации" в доход соответствующих бюджетов 5738267 руб. 67 коп. - задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г., а так же 2104842 руб. 80 коп. - пени за период с 02.03.2022 по 07.11.2022, отказать.
Взыскать с Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу МУП "Липецкая станция аэрации" судебные расходы в сумме 968 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2538/2023
Истец: ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: МУП "ЛИПЕЦКАЯ СТАНЦИЯ АЭРАЦИИ"