город Ростов-на-Дону |
|
07 мая 2024 г. |
дело N А53-43871/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: представители Грибова В.А. по доверенности от 09.01.2024, Виричуева Ю.В. по доверенности от 09.01.2024;
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российский железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2024 по делу N А53-43871/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Новороссийск" (ОГРН: 1052309116694, ИНН: 2315117729) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Новороссийск" (далее - истец, ООО "Трансбункер-Новороссийск") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российский железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 4 431 984,66 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2024 с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Трансбункер-Новороссийск" взыскана пеня в размере 2 215 992,33 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции при расчете пени не учтено увеличение срока доставки груза в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, не зависящими от ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик, извещенный надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с августа по октябрь 2023 года перевозчик ОАО "РЖД" осуществило перевозку вагонов-цистерн с грузом нефтепродуктов, которые перевозчик доставил в адрес грузополучателя - ООО "Трансбункер-Новороссийск".
Вагоны были доставлены ОАО "РЖД" до станции Новороссийск (код 520901), в подтверждение чего ОАО "РЖД" предоставило транспортные железнодорожные накладные с указанием в них даты и времени их доставки на железнодорожную станцию назначения: ЭН127674, ЭМ290231, ЭМ827196, ЭН885935, ЭН020961, ЭН615756, ЭЛ483292, ЭМ472711, ЭМ423580, ЭМ829393, ЭН066845, ЭМ706293, ЭМ966063, ЭМ967274, ЭН074602, ЭО331965, ЭО225039, ЭО004802, ЭО225084, ЭО225057, ЭН822632.
При передаче вагонов перевозчику (ОАО "РЖД") на станциях отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны перевозчика не предъявлялось. Однако ответчик допустил просрочку доставки вагонов. Данный факт подтверждается соответствующими отметками в железнодорожных накладных (календарные штемпеля прибытия вагонов на станцию назначения).
Поскольку сроки доставки груза нарушены, ООО "Трансбункер-Новороссийск" произвело расчет пени в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 33 и 97 Устава железнодорожного транспорта.
Сумма пени за просрочку доставки груза составила 4 431 984,66 руб.
18.10.2023 истцом в адрес ответчика направлена претензия б/н об уплате пени за просрочку доставки груза, которая зарегистрирована была входящий номер N СКВ/23/939 от 18.10.2023, однако оставлена без удовлетворения, что следует из ответа ответчика на претензию от 13.11.2023 N 1943, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 792, 793 Гражданского кодекса, Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), установив, что ответчиком груз доставлен с просрочкой, пришел к выводу об удовлетворении иска, при этом размер пени снижен на 50% по ходатайству ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, о том, что при расчете размера исковых требований, не учтено увеличение срока доставки груза в связи с обстоятельствами, не зависящими от перевозчика, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии с п. 6.4 Приказа Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в случае остановки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее, УЖТ РФ).
Из чего следует, что согласно статьи 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный орган устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Однако ответчиком не предоставлены доказательства того, что согласно статьи 29 УЖТ РФ перевозчик направил уведомление в письменной форме руководителю федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о прекращении или об ограничении перевозки груза и имеется соответствующее решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Следует отметить, что рассматриваемый период доставки грузов - августа по октябрь 2023 года. Специальная военная операция началась в феврале 2022 года, то есть более чем за год до спорного периода поставки. Таким образом, ответчик за целый год имел возможность наладить логистические цепочки в связи с возросшей нагрузкой на сети военных перевозок и урегулировать сроки доставки гражданских коммерческих грузов.
При этом необходимо отметить, что ответчик самостоятельно устанавливает сроки доставки грузов в ж/д транспортных накладных без участия истца. Ответчик, прежде чем принять груз к перевозке, согласовывает заявку грузоотправителя и самостоятельно устанавливает сроки доставки груза в накладной. Таким образом, ответчик берет на себя обязательство доставить груз в установленные им же сроки.
В доказательство занятости путей составами для нужд Министерства обороны Российской Федерации ответчик представляет письма Северо-Кавказского управления военных сообщений Минобороны России, в которых указано что в апреле, в сентябре 2023 года, отставание от движения грузовых поездов вызвано корректировкой логистических маршрутов в целях приоритетного пропуска грузов Министерства обороны Российской Федерации.
Однако ответчик не представил в материалы дела ни актов на отставание, ни анализа занятости путей в этом периоде времени. Ежемесячные письма СКУ военных сообщений Минобороны Российской Федерации о пропуске военных грузов с указанием периода - полностью каждого календарного месяца без конкретных подтверждающих документов не являются доказательствами данных доводов ответчика.
Тот факт, что вагоны задержаны в период действия ЧС само по себе еще не свидетельствует, что причиной задержки вагонов является ЧС.
Согласно пункту 14 Правил N 245 вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Факт передачи вагонов для выгрузки грузополучателям подтверждается памятками приемосдатчика и/или ведомостями подачи-уборки вагонов.
В силу статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50% платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 названного Устава обстоятельств.
Вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении (статья 29 Устава).
Железная дорога не представила доказательств того, что ею направлено уведомление в письменной форме руководителю федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о прекращении или об ограничении перевозки груза и имеется соответствующее решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Таким образом, доказательств того, что вагоны прибыли на станцию назначения с нарушенным сроком доставки в связи с обстоятельствами непреодолимой силы ответчиком не предоставлено.
Кроме того, железная дорога не указала территорию, период действия и причины возникновения непреодолимой силы.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на письмо от 25.07.2023 N 830/5 начальника Северо-Кавказского управления военных сообщений, но при этом, ответчик не указывает территорию движения грузовых поездов, для осуществления воинских перевозок, что послужило основанием приостановки исполнения перевозчиком взятых на себя обязательств. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, что вагоны по спорным накладным приостановлены именно по причине указанной в письме от 25.07.2023 N 830/5.
Ответчик как лицо, являющееся профессиональным участником отношений, связанных с пассажирскими перевозками, с перевозками грузов железнодорожным транспортом, а также являясь владельцем инфраструктуры (путь общего пользования) должен заранее располагать информацией по загруженности путей при пассажироперевозках и доставке грузов, осуществлять планирование, предпринимать все меры для безопасности жизни людей и целостности груза, исполнять свои обязательства в установленные сроки.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на статью 7 УЖТ РФ "Воинские железнодорожные перевозки осуществляются в приоритетном порядке". Однако, ст. 7 УЖТ РФ не исключает применение ст. 29 УЖТ РФ, которая гласит, что только по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перевозки порожних грузовых вагонов/груза могут быть временно прекращены либо ограничены вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Такое решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта отсутствует в материалах дела.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2024 по делу N А53-43871/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43871/2023
Истец: ООО "ТРАНСБУНКЕР-НОВОРОССИЙСК", ООО "Трансбункер-Новороссийск"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российский железные дороги"