г. Хабаровск |
|
07 мая 2024 г. |
А04-8886/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мангер Т.Е.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционные жалобы Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, общества с ограниченной ответственностью "ЗолотоЯкутии"
на решение от 28.12.2023
по делу N А04-8886/2023
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЗолотоЯкутии" (ОГРН 1172801007500; ИНН 2801232670)
к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042700153627, ИНН 2721118073)
о признании недействительными результатов проверки и предписания,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1042700130692; ИНН 2721111198) в лице филиала "ЦЛАТИ по Амурской области" в г. Благовещенске,
при участии в заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области: от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Лактионовой Е.С. по доверенности от 19.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "ЗолотоЯкутии": Кутиловой К.А. по доверенности от 09.01.2024; Федориной Н.Л. по доверенности от 09.01.2024;
от ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу в лице филиала "ЦЛАТИ по Амурской области" в г. Благовещенске: Мухаметдиновой Л.И. по доверенности от 08.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЗолотоЯкутии" (далее - заявитель, ООО "ЗолотоЯкутии", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление, административный орган), с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с требованиями о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 17-05/2023-90-П-06 от 27.06.2023, вынесенное Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ООО "ЗолотоЯкутии", в части пунктов:
- N 1 "ООО "ЗолотоЯкутии" в период с 2019-2022 гг. вели добычу работы по добыче россыпного золота в границах лицензии БЛГ 03237 БП, открытым раздельным способом, нарушение законодательства в части п. 1, 7, 10 ч. 2 ст. 22, п. 1 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", срок устранения нарушения - 27.06.2023";
- N 2 "ООО "ЗолотоЯкутии" в отсутствие утвержденной проектной документации на проведение работ в период 2021-2022 гг. проводились поисково-оценочные и разведочные работы по лицензии БЛГ 03237 БП, нарушение законодательства в части п. 1,7, 10 ч. 2 ст. 22, ст. 36.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", срок устранения нарушения - 24.07.2023";
- N 4 "В отсутствие правоустанавливающих документов на право их использования осуществлялось пользование поверхностными водными объектами р. Намничи, р. Налды- Намничи и руч. 2-Правый (с 2019 г. по 2022 г.) в целях разведки и добычи полезных ископаемых, забора воды, сброса сточных вод и строительства гидротехнических сооружений, нарушение законодательства в части п. 1,7, 10 ч. 2 ст. 22, ст. 36.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", срок устранения нарушения - 24.07.2023".
Определением суда от 02.10.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу в лице филиала "ЦЛАТИ по Амурской области" в г. Благовещенске (далее - ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу в лице филиала "ЦЛАТИ по Амурской области" в г. Благовещенске, Учреждение, третье лицо).
Решением суда от 28.12.2023 в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 17-05/2023-90-П-06 от 27.06.2023, вынесенного Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ООО "ЗолотоЯкутии", отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора и ООО "ЗолотоЯкутии" обжаловали его в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд.
В своей жалобе Управление просит обжалуемое решение изменить, исключить из решения вывод о недопустимости экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды N 9 от 23.06.2023 и исключении из числа доказательств по делу. В обоснование своей позиции административный указывает, что ФГБУ ЦЛАТИ по ДФО поясняло с представлением подтверждающих документов, что согласно записи N 6 трудовой книжки Дубинец С.И. по результатам аттестации ей была присвоена должность - госинспектор по охране природы, а согласно записи N 9 она была прията инженером 1 категории отдела специализированной инспекции контроля и анализа в ФГУ "Амурский территориальный фонд геологической информации". Управление сообщает, что поскольку Регламентом не предусмотрено составление и подписание экспертных заключений третьими лицами, Филиалом ФГБУ "ЦЛАТИ но ДФО" - ЦЛАТИ по Амурской области экспертом, ответственным за подготовку и оформление оспариваемого заключения, была назначена Дубинец С.И. Кроме того, административный орган отмечает, что в заявке Управления перед Филиалом были поставлены вопросы и маркшейдер с использованием поверенных средств измерений дал на эти вопросы ответы, методика и технология выполнения работ маркшейдера описана в техническом отчёте и никаких иных "самостоятельных" выводов, по мнению Управления, эксперт сделать не мог. Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора также указывает, что согласно Регламенту Филиалом был составлен и направлен в адрес Управления официальный письменный документ, отразивший результаты технического отчета, подготовленный и подписанный работником Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Амурской области, выступающим в качестве эксперта.
ООО "ЗолотоЯкутии" в своей апелляционной жалобе просит оспариваемое решение полностью отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество считает, что технический отчёт ООО "Александровская 1" и топографические планы по состоянию на 20.06.2023 на 3-х листах (которые являются приложением как к указанному техническому отчёту) неотносимыми и недопустимыми доказательствами по проведённой Управлением внеплановой выездной проверке в отношении ООО "ЗолотоЯкутии" и просит их исключить из числа доказательств, полученных при проведении внеплановой проверки в отношении общества (п. 10, 12 акта проверки и по тексту акта стр. 10, 11) и из материалов настоящего дела. Кроме того, по мнению ООО "ЗолотоЯкутии", экспертное заключение от 23.06.2023 N 9 не обладает доказательственной силой как иной документ. Общество сообщает, что экспертное заключение подготовлено специалистом Дубинец С.И., не обладающей специальными познаниями в области маркшейдерии/геологии, отсутствуют самостоятельные выводы/результаты исследования самим экспертом Дубинец С.И., а также то, что экспертное заключение от 23.06.2023 N 9 является необоснованным, недостоверным доказательством и скомпрометировано представителями ООО "ЗолотоЯкутии", соответственно, по утверждению общества, оно не обладает доказательственной силой, т.е. доказательством вины ООО "ЗолотоЯкутии" во вменяемых ему нарушениях. В связи с чем ООО "ЗолотоЯкутии" просит исключить экспертное заключение от 23.06.2023 N 9 также и из числа иных доказательств. Помимо этого, общество считает необходимым исключить из числа доказательств, полученных при проведении внеплановой проверки в отношении ООО "ЗолотоЯкутии" и положенные в основу доказательств вины ООО "ЗолотоЯкутии", данные космической спутниковой съёмки дистанционного зондирования Земли с портала Sentinel Playground за период с 08.2019 по 06.2023, так как не представляется возможным осуществить проверку и исследования содержащихся в них сведений за указанный период времени на соответствие действительности и достоверности. Между тем, общество поясняет, что все мероприятия по охране недр и окружающей среды, в том числе водных объектов при работе методом проходки линий буровых скважин колонковым способом приведены на стр. 48 Проекта по геологическому изучению, работы по промывке геологических проб производились привозной водой. ООО "ЗолотоЯкутии" обращает внимание, что при геологическом изучении недр, которое проводило общество, не требовалось использование водных ресурсов (т.е. р. Намничи, р. Налды-Намничи и руч. 2-Правый) и применялась только привозная вода, соответственно, как полагает общество, у ООО "ЗолотоЯкутии" в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку россыпей золота, отсутствовала необходимость в получении правоустанавливающих документов на право использования водных объектов. Также ООО "ЗолотоЯкутии" указывает, что за весь период действия лицензий и по настоящий момент общество добычу драгоценного металла не ведёт, а также не осуществляет ни какой хозяйственной деятельности на участках спорной лицензии. По утверждению ООО "ЗолотоЯкутии", материалами дела не доказана причастность общества к незаконной добыче россыпного золота в бассейне р. Намничи Зейского района. Кроме того, по мнению ООО "ЗолотоЯкутии", фототаблица к протоколу осмотра от 20.06.2023 оформлена ненадлежащим образом, что характеризует ее как недопустимое доказательство в рамках проведённой в отношении общества проверки и рассматриваемого дела. Между тем, как отмечает ООО "ЗолотоЯкутии", предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 17-05/2023-90-П-06 от 27.06.2023 в оспариваемых пунктах N 1, 2, 4 не является конкретным, в нем не зафиксированы нарушения тех требований, соблюдение которых обязательно для организации в силу закона, при этом, по мнению общества, предписание в оспариваемых пунктах не является исполнимым, поскольку из их содержания невозможно установить возможные действия для устранения выявленных нарушений, а также требования предписания в оспариваемых пунктах являются заведомо неисполнимыми в указанные в предписании сроки, с учетом норм действующего законодательства, в частности Закона РФ "О недрах". ООО "ЗолотоЯкутии" также обращает внимание суда на то, что на момент вынесения оспариваемого предписания от 27.06.2023 Управлению доподлинно было известно о сроках окончания лицензии БЛГ 03237 БП (данный факт, как утверждает общество, был подтверждён представителем административного органа в письменной позиции и устных выступлениях в судебных заседания), а также об отсутствии мероприятий необходимых к проведению со стороны общества для продления срока действия указанной лицензии.
В поступивших дополнениях к апелляционной жалобе ООО "ЗолотоЯкутии" указывает, что с учетом принципа "что не разрешено - запрещено", и общество не могло установить контрольно-пропускные пункты на участке недропользования ввиду прямого запрета на это законодателя, а также с учетом того, что абсолютно любой человек мог зайти на участок недропользования и осуществить добычу золота, соответственно, по мнению общества, вывод суда в решении от 28.12.2023 о том, что на территории участка было возможно установить контрольно-пропускной пункт для контроля посещения лесов в целях их охраны от пожаров, грубо противоречит Лесному Кодексу РФ и распоряжению Правительства РФ от 23.04.2022 N 99-р, следовательно, по утверждению ООО "ЗолотоЯкутии", данный вывод суда является несостоятельным.
Ко дню судебного заседания в материалы дела от ООО "ЗолотоЯкутии" поступило возражение на жалобу Управления, согласно которому общество считает, что апелляционная жалоба Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора удовлетворению не подлежит. ООО "ЗолотоЯкутии" указывает, что при анализе трудовой книжки Дубинец С.И. обществом было установлено, что Дубинец С.И. на протяжении своей жизни работала на должностях "специалист лаборатории", "специалист лаборатории анализа и исследования", последняя представленная запись о работе Дубинец С.И. - это работа с 2011 года в должности "заместитель начальника отдела анализа водных ресурсов и биотестирования" в ЦЛАТИ по Амурской области, нигде, ни в одном из документов нет упоминания о том, что Дубинец С.И. имеет отношение к маркшейдерскому делу и/или геологии. Таким образом, ООО "ЗолотоЯкутии" абсолютно полностью согласно с выводом Арбитражного суда Амурской области в решении от 28.12.2023 о том, что привлечение неаттестованного для проведения экспертизы в рамках геологического контроля (надзора) Дубинец С.И. к проведению экспертизы противоречит положениям ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 248-ФЗ.
Также в материалы дела от Управления поступил отзыв на жалобу общества, в котором административный орган просит в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "ЗолотоЯкутии" отказать. Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора отмечает, что даже в случае исключения экспертного заключения, основания для исключения из доказательной базы по настоящему делу всех материалов проверки, оформленных до экспертного заключения Дубинец С.И., отсутствуют, т.к. они подготовлены в соответствии с действующим законодательством и уполномоченными лицами. В частности, как сообщает Управление, технический отчет о выполненных работах подготовлен маркшейдером ООО "Александровская 1" Сардяновым А.А., у которого имеется соответствующая маркшейдерская лицензия, необходимое поверенное оборудование, образование и опыт работы в данной области. Кроме того, по мнению административного органа, у общества имелась возможность периодически осматривать участок, в том числе, при производстве геологоразведочных работ. Управление указывает, что сведения о выявлении и фиксации противоправных действий иных лиц на лицензионном участке общества как в момент получения лицензии (первичный осмотр), так и в настоящее время в материалы дела не представлены. Помимо этого, Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора указывает, что Управлением при выдаче предписаний не может быть указано на конкретные способы устранения нарушений в виду отсутствия полномочий по принуждению контролируемых лиц к совершению конкретных действий. Административный орган сообщает, что одним из возможных способов устранения допущенных нарушений является прекращение противоправной деятельности, в связи с чем пункт предписания про проведение разведки месторождения в отсутствие соответствующего проекта исполним, также действующим законодательством предусмотрено право общества по обращению в Управление за разъяснениями по вопросу исполнения предписания или продления сроков его исполнения. Управление отмечает, что сроки устранения нарушений устанавливаются исходя из сути выявленных нарушений, их общественной опасности, времени, необходимого на их устранение, а так же с учетом конкретных обстоятельств, имеющихся на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия разрешительных документов. Так, административный орган указывает, что на момент завершения проверки у общества имелась лицензия со сроком действия до 24.07.2023, срок действия которой, в соответствии с действующим законодательством, мог быть продлен обществом. Таким образом, по утверждению Управления, установление сроков по исполнению пунктов предписания позднее 24.07.2023 не представляется возможным.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 жалобы приняты к производству, назначено судебное разбирательство по рассмотрению апелляционных жалоб, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Определением апелляционного суда от 13.03.2024 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционных жалоб было отложено на 25.04.2024 на 10 часов 00 минут.
После отложения в материалы дела от ООО "ЗолотоЯкутии" поступило возражение на отзыв Управления от 11.03.2024 на апелляционную жалобу, в котором общество просит признать технический отчет ООО "Александровская 1", топографические планы участков по состоянию на 20.06.2023, открытые данные космической спутниковой съёмки дистанционного зондирования Земли с портала Sentinel Playground за период с 08.2019 по 06.2023 недопустимыми доказательствами и исключить их из числа доказательств по делу; приобщить к материалам дела постановление о назначении административного наказания ООО "ЗолотоЯкутии" от 21.12.2023 N 17-05/2023-144 и постановление о назначении административного наказания директору ООО "ЗолотоЯкутии" Григорьеву Н.Н. от 21.12.2023 N 17-05/2023-147, в связи с невозможностью представить эти постановления суду первой инстанции, так как резолютивная часть обжалуемого решения была вынесена 21.12.2023 с 10-00 час. до 11-00 час. (время судебного заседания), а указанные постановления датированы ответчиком этим же днем, но направлены в адрес заявителя по электронной почте только 26.12.2023; удовлетворить в полном объеме апелляционную жалобу ООО "ЗолотоЯкутии" от 25.01.2024 (с учетом письменных дополнений к жалобе) на обжалуемое решение. По мнению общества, учитывая, что в основу экспертного заключения от 23.06.2023 N 9 был положен технический отчет, который подготовило ООО "Александровская 1", а также топографические планы, соответственно, и Арбитражный суд Амурской области в своем решении от 28.12.2023 по делу N А04-8886/2023, и Росприроднадзор в постановлениях от 21.12.2023, признавая недопустимым доказательством экспертное заключение от 23.06.2023, признали недопустимым доказательством и приложения к нему - топографические планы участков по состоянию на 20.06.2023, а также технический отчет ООО "Александровская 1". Кроме того, ООО "ЗолотоЯкутии" отмечает, что прямых доказательств того, что именно общество осуществляло добычу золота и при этом пользовалось реками/ручьями, проверяющие (Росприроднадзор) также не представило, как и не представлено доказательств того, что именно ООО "ЗолотаЯкутии" осуществляло размещение твердых отходов и запасных частей для техники на почве. Таким образом, общество, учитывая, что Росприроднадзором производственный процесс по добыче драгоценных металлов с использованием промприборов не установлен и не доказан, а также то, что Росприроднадзором и судом не установлен способ, подход и методы осуществления ООО "ЗолотоЯкутии" добычи драгоценных металлов, полагает, что отсутствует вина общества во вменяемом нарушении.
Также в материалы дела от Управления поступил отзыв на возражения, в котором административный орган просит в удовлетворении жалобы общества отказать. Приамурское межрегиональное управление сообщает, что материалы дела содержат топографические планы объекта с подписями Сардянова А.А. и были представлены в материалы настоящего дела. Доводы о непричастности общества к незаконной добыче россыпного золота в бассейне р. Намничи Зейского района, как отмечает Управление, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, а именно: согласно представленным ООО "ЗолотоЯкутии" буровым журналам, в период с 01.02.2023 по 15.04.2019 обществом пройдены буровые линии (расстояние от 5 устья водного объекта до месторасположения буровой линии в сотнях метров) N 0, 2 и 4 в долине руч. 2 Правый (пр. пр. р. Налды-Намничи) и буровые линии N 3, 20, 32 и 64 в долине р. НалдыНмничи. Административный орган также указывает, что сведения о выявлении и обращении в правоохранительные органы по факту незаконной добычи россыпного золота третьими лицами на своем лицензионном участке, обнаруженном при бурении скважин на отработанной площади, обществом не представлены. Кроме того, Управление обращает внимание, что в рамках проверки генеральный директор общества Григорьев Н.Н. пояснил, что о факте отработки участка ему стало известно только в 2023 году после проведения всех работ по геологическому изучению и утверждению запасов россыпного золота в 2021 году, то есть подтверждает факт ведения работ по добыче россыпного золота в границах лицензии БЛГ 03237 БП открытым раздельным способом.
На основании определения председателя второго судебного состава от 22.04.2024 произведена замена в составе суда судьи Вертопраховой Е.В. на судью Швец Е.А., в связи с чем рассмотрение спора начато сначала в силу пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании 25.04.2024 представители ООО "ЗолотоЯкутии" поддержали доводы своей апелляционной жалобы с учетом письменных дополнений к жалобе, представленных отзывов на жалобу Управления просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Так же поддержали свое ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, изложенных в представленных к судебному заседанию возражениях на отзыв Управления от 11.03.2024.
Представитель ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу в лице филиала "ЦЛАТИ по Амурской области" в городе Благовещенске в судебном заседании поддержала позицию Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора, устно пояснила.
Представитель Управления возражала против приобщения документов общества к материалам дела, поддержала доводы своей апелляционной жалобы и представленных отзывов в полном объеме, устно пояснила.
Апелляционный суд, рассмотрев в порядке статей 159, 262, 268 АПК РФ, удовлетворил ходатайство ООО "ЗолотоЯкутии", приобщил к материалам дела, приложенные к возражениям общества исх. от 18.04.2024 дополнительные документы. Также судом в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела приобщены дополнения к апелляционной жалобе общества и отзывы, возражения сторон на апелляционные жалобы друг друга.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Повторно рассматривая спор, суд апелляционной инстанции, по результатам изучения материалов дела и доводов апелляционной жалобы, пришел к следующему.
В соответствии с заданием начальника Управления государственного геологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Н.Н. Огурцовой от 13.03.2023 N 083-2023/н в период с 17.03.2023 по 07.04.2023 проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований ООО "ЗолотоЯкутии" при пользовании недрами в Зейском районе Амурской области на основании лицензии на право пользования недрами БЛГ03237БП.
В рамках наблюдения установлено, что согласно сведениям Федеральной государственной информационной системы - "Автоматизированная система лицензирования недропользования" (далее - ФГИС "АСЛН") общество владеет лицензией на право пользования недрами БЛГ03237БП с целью геологического изучения, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. Лицензия зарегистрирована 25.07.2018 за N 3262/БЛГ03237БП, срок действия с 25.07.2018 по 25.07.2023. Участок недр "Правые Кохани (среднее течение), Намничи (среднее течение)" расположен в Зейском районе Амурской области.
На основании мотивированного представления от 10.05.2023 N 63 Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора по согласованию с Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЗолотоЯкутии" в рамках Федерального государственного геологического контроля (надзора), а именно в отношении деятельности общества в области использования и охраны недр по лицензии БЛГ 03237 БП.
На основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 18.05.2023 N 90 исполняющего обязанности руководителя Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Хатнюк В.В. в отношении ООО "ЗолотоЯкутии" с 14.06.2023 по 27.06.2023 проведена выездная проверка, учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий - N 27230893733006159625.
Проверкой установлено, что ООО "Золото Якутии" на территории Зейского и Тындинского районов Амурской области осуществляет пользование недрами на участке недр "Правые Кохани (среднее течение), Намничи (среднее течение)" на основании лицензии на право пользования недрами БЛГ 03237 БП с целевым назначением для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. Срок действия лицензии с 25.07.2018 - 25.07.2023. Общая площадь участка составляет 96,33 км. Участок недр имеет статус геологического отвода.
В рамках проверки 14.06.2023 в присутствии генерального директора ООО "ЗолотоЯкутии" Н.Н. Григорьева с осуществлением видеосъемки проведен осмотр участка недр по лицензии БЛГ 03237 БП (протокол осмотра от 14.06.2023 N 1). В ходе проведения осмотра установлено, что на лицензионном участке недр на старой базе обнаружены домики (столовая и сварочная). Рабочая техника, а также рабочие на участке отсутствуют. Также на старой базе присутствуют емкости от отработанного ГСМ. При проведении осмотра установлено, что хозяйственная деятельность не осуществляется долгое время (отсутствие следов техники, размытые дороги). Географические координаты нижней границы отработанного участка: N54°55T" Е127°45'57"; географические координаты расположения базы: N54°55'27" Е127°45'53". Координаты верхней границы отработанного участка не установлены ввиду отсутствия проезда, размытых дорог, труднопроходимости местности.
Также в рамках проведения проверки 20.06.2023 в присутствии представителя ООО "ЗолотоЯкутии" по доверенности А.В. Шутько (доверенность от 19.06.2023 б/н) с осуществлением фото и видеосъемки произведен осмотр участка недр по лицензии БЛГ 03237 БП (протокол осмотра от 20.06.2023 N 17-05/2023-90-П). При осмотре установлено, что в долине р. Намничи, а также на притоке р. Намничи (правый приток р. Намничи) имеются признаки добычи, отработки месторождения (сплошная), а именно: галле-эфельные отвалы, вскрыша, руслоотводная канава, нагорная канава, наваловки коренных пород, нарушение лесных насаждений и почвенно-растительного покрова. В местах с географическими координатами N54°55'28.07" Е127°45'56.00", N54°54'40.29" Е127°46'26.39" обнаружены хаотично размещенные бытовые отходы (автомобильные шины, пластик, бочки из-под ГСМ, пр.), бытовые хозяйственные постройки (деревянные каркасы, обтянутые тентом).
По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки N 17-05/2023-90-А от 27.06.2023.
Старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Бойковым Д.В. обществу выдано предписание N 17-05/2023-90-П-06 от 27.06.2023 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно данному предписанию ООО "ЗолотоЯкутии" предписывается устранить следующие нарушения:
1. ООО "ЗолотоЯкутии" в период с 2019-2022 вели добычу работы по добыче россыпного золота в границах лицензии БЛГ 03237 БП, открытым раздельным способом, нарушение законодательства в части п. 1,7, 10 ч. 2 ст. 22, п. 1 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", срок устранения нарушения - 27.06.2023;
2. ООО "ЗолотоЯкутии" в отсутствие утвержденной проектной документации на проведение работ в период 2021-2022 проводились поисково-оценочные и разведочные работы по лицензии БЛГ 03237 БП, нарушение законодательства в части п. 1,7, 10 ч. 2 ст. 22, ст. 36.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", срок устранения нарушения - 24.07.2023;
3. ООО "ЗолотоЯкутии" представлена в Амурнедра недостоверная геологическая информация о поисково-оценочных работах, проведенных в 2020 году, а именно не указаны объемы буровых работ, нарушение законодательства в части п. 1, 10 ч. 2 ст. 22, абз. 9 ст.27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", срок устранения нарушения - 24.07.2023;
4. В отсутствие правоустанавливающих документов на право их использования осуществлялось пользование поверхностными водными объектами р. Намничи, р. Налды- Намничи и руч. 2-Правый (с 2019 по 2022) в целях разведки и добычи полезных ископаемых, забора воды, сброса сточных вод и строительства гидротехнических сооружений, нарушение законодательства в части п. 1,7, 10 ч. 2 ст. 22, ст. 36.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", срок устранения нарушения - 24.07.2023.
Акт внеплановой выездной проверки N 17-05/2023-90-А от 27.06.2023 и предписание об устранение выявленных нарушений обязательных требований N 17-05/2023-90-П-06 от 27.06.2023 получены обществом посредством электронной почты.
Не согласившись с пунктами N 1, 2, 4 предписания Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора 27.06.2023 N 17-05/2023-90-П-06 (с учетом уточнений), общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив позиции заявителей жалоб, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения решения суда на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, а также разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункт 7); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Так, арбитражным судом установлено, что ООО "ЗолотоЯкутии" на территории Зейского и Тындинского районов Амурской области осуществляет пользование недрами на участке недр "Правые Кохани (среднее течение), Намничи (среднее течение)" на основании лицензии на право пользования недрами БЛГ 03237 БП с целевым назначением для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. Срок действия лицензии с 25.07.2018 - 25.07.2023. Общая площадь участка составляет 96,33 км. Участок недр имеет статус геологического отвода.
Для проведения работ по лицензии БЛГ 03237 БП обществом подготовлен проект "Геологическое изучение, включающее поиски и оценку россыпей золота на участке "Правые Кохани (среднее течение), Намничи (среднее течение)" в 2019- 2021 гг., "объект Кохани"" (далее - Проект ГИН), срок проведения работ III кв. 2019 г. - IV кв. 2021 г. Проект получил положительное экспертное заключение от 30.09.2019 N 324-02-12/2019, зарегистрирован 06.11.2019 за N 10-19-1148.
Согласно письму Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 14.06.2023 N 06-08-5833, с обществом заключен договор аренды лесного участка от 20.09.2021 N 258 (далее - договор N 258) сроком на 3 года и целевым назначением - для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке "Правые Кохани (среднее течение), Намничи (среднее течение)" в Зейском и Тындинском районах Амурской области.
Лесной участок, предоставляемый по договору N 258, имеет следующие характеристики: площадь: 24, 427 га (0,24427км2); общая площадь участка недр по лицензии БЛГ 03237 БП составляет 96,33 км2; местоположение: Амурская область, Зейский район, Зейское лесничество, кварталы 119 (части выделов 7, 12), 120 (части выделов 6,13) Потехинского участкового лесничества; кадастровый номер лесного участка: 28:13000000:66 (учетный номер части: 28:13:000000:66/501).
Арендатору передается лесной участок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и заготовки древесины (для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке "Правые Кохани (среднее течение), Намничи (среднее течение) в Зейском и Тындинском районах Амурской области).
Согласно схеме расположения и границ лесного участка (приложение N 1 к договору N 258), предоставленного в аренду, арендованный лесной участок находится в долине р. Налды-Намничи, с устьем руч. 2-Правый, то есть охватывает не всю площадь лицензионного участка.
Согласно протоколу ТКЗ Амурнедра от 21.04.2021 N 1350 по объекту "Кохани" (в контуре лицензия БЛГ 03237 БП) за 2019-2020 пройдено 144 скважины колонкового бурения, расположенные на 12 линиях. Общий объем выполненных работ составил 718,4 пог.м.
По результатам проведенных работ обществом подготовлены материалы подсчёта запасов россыпного золота по поисковым и оценочным работам в долинах руч. Налды-Намничи и его правого притока руч. 2 Правый. Отчет получил положительное заключение Дальневосточного филиала ФБУ "ГКЗ", рассмотрен ТКЗ Амурнедра (протокол от 21.04.2023 N 1350). Утверждены балансовые и забалансовые запасы по категории С2 в размере 48,3 кг золота.
Согласно сведениям ФГИС "АСЛН" ООО "ЗолотоЯкутии" на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом и участков недр местного значения получена лицензия на пользование недрами БЛГ 04318 БЭ. Участок недр расположен в долине руч. Налды-Намничи с руч. 2 Правый в Зейском районе Амурской области (срок действия с 03.08.2021 по 03.08.2026), что входит в контур лицензии БЛГ 03237 БП.
Согласно сведениям Государственного реестра работ по геологическому изучению недр (ФГБУ "Росгеолфонд") ООО "ЗолотоЯкутии" по лицензии БЛГ 04318 БЭ подготовлен "Проект на выполнение разведочных работ твердых полезных ископаемых (россыпное золото) по объекту "долина ручья Налды- Намничи с руч. 2 Правый" в Зейском районе Амурской области" (номер ЭЗ: 254-02-12/2022, дата ЭЗ: 13.07.2022). Сроки выполнения работ: 3 кв. 2022 года - 03.08.2024.
В рамках проверки 14.06.2023 в присутствии генерального директора общества Н.Н. Григорьева с осуществлением видеосъемки проведен осмотр участка недр по лицензии БЛГ 03237 БП (протокол осмотра от 14.06.2023 N 1). В ходе проведения осмотра установлено, что на лицензионном участке недр на старой базе обнаружены домики (столовая и сварочная). Рабочая техника, а также рабочие на участке отсутствуют. Также на старой базе присутствуют емкости от отработанного ГСМ. При проведении осмотра установлено, что хозяйственная деятельность не осуществляется долгое время (отсутствие следов техники, размытые дороги). Географические координаты нижней границы отработанного участка: N54°55T" Е127°45'57"; географические координаты расположения базы: N54°55'27" Е127°45'53 ". Координаты верхней границы отработанного участка не установлены ввиду отсутствия проезда, размытых дорог, труднопроходимости местности. Со слов генерального директора, данный участок отрабатывался незаконно неизвестными лицами.
Также в рамках проведения проверки 20.06.2023 в присутствии представителя ООО "ЗолотоЯкутии" по доверенности А.В. Шутько (доверенность от 19.06.2023 б/н) с осуществлением фото и видеосъемки произведен осмотр участка недр по лицензии БЛГ 03237 БП (протокол осмотра от 20.06.2023 N 17-05/2023-90-П). При осмотре установлено, что в долине р. Намничи, а также на притоке р. Намничи (правый приток р. Намничи) имеются признаки добычи, отработки месторождения (сплошная), а именно: галле-эфельные отвалы, вскрыша, руслоотводная канава, нагорная канава, наваловки коренных пород, нарушение лесных насаждений и почвенно-растительного покрова. В местах с географическими координатами N54°55'28.07" Е127°45'56.00", N54°54'40.29" Е127°46'26.39" обнаружены хаотично размещенные бытовые отходы (автомобильные шины, пластик, бочки из-под ГСМ, пр.), бытовые хозяйственные постройки (деревянные каркасы, обтянутые тентом).
Осмотр произведен в следующих географических координатах: N54°56'06.03" Е127°44'53.80"; N54°56'04.98" Е127°44,46.91"; N54°56'00.72" Е127°44'41.43"; N54°56'05.34" Е127°44'32.85"; N54°56'07.71" Е127°44'55.10"; N54o56,07.58", Е127°44'56.60"; N54°56'23.78" Е127°45'20.87"; N54°55'28.07" Е127°45'56.00"; N54°54'53.48" Е127°46'16.73"; N54°54'29.20" Е127°46'06.47"; N54°54'40.57" Е127°46'28.27"; N54°54'40.29" Е127°46'26.39"; N54°54,51.71" Е127°46'22.79". На момент осмотра персонал, техника на участке не обнаружены, работы не производились.
Обнаруженные бытовые постройки, со слов представителя ООО "ЗолотоЯкутии" по доверенности А.В. Шутько, похожи на китайские строения (сооружения), данный участок отработан ранее неизвестными людьми.
Согласно письменным объяснениям генерального директора общества Н.Н. Григорьева (исх. от 21.06.2023 N 3) ООО "ЗолотоЯкутии" выполняло все условия, чтобы официально и на законных основаниях начать работы по добыче полезных ископаемых (россыпное золото). В начале 2023 года было визуально установлено, что на данном участке были проведены работы по добыче полезных ископаемых (россыпное золото) неизвестными лицами незаконно. К произведенным работам на данном участке недр ООО "ЗолотоЯкутии" отношения не имеет. С даты регистрации общества по настоящее время хозяйственная деятельность не велась, основные средства на балансе предприятия отсутствуют. Какие-либо договоры аренды техники или договоры подряда обществом не заключались. По состоянию с 2017 года по настоящее время численность сотрудников составляет 1 человек, который является единственным учредителем, директором. Действует договор на оказание услуг с геологом N 3 от 15.08.2021. Иных трудовых отношений ООО "ЗолотоЯкутии" не имеет, трудовых договоров не заключало. Работников по договорам ГПХ не нанимало. Сезонных рабочих не привлекало.
Вместе с тем, в ответ на требование о предоставлении документов от 16.06.2023 N 17-13/6271 обществом представлена первичная геологическая документация поисковооценочных работ за 2019-2020 годы, а именно:
- Журналы документации скважин по линии 2, 2020 г., руч. Налды - Намничи;
- Журналы документации скважин по линии 3, 2019 г., руч. Налды - Намничи;
- Журналы документации скважин по линии 64, 2019 г., руч. Налды - Намничи;
- Журналы документации скважин по линии 0, 2019 г., руч. 2 - Правый;
- Журналы документации скважин по линии 2, 2019 г., руч. 2 - Правый;
- Журналы документации скважин по линии 4, 2019 г., руч. 2 - Правый;
- Полевая книжка N 1; Полевая книжка N 2; Полевая книжка N 3.
Согласно представленным документам, ООО "ЗолотоЯкутии" проводило буровые работы на поиски и оценку в долине р. Налды-Намничи и руч. 2-Правый в период с 2019-2020 годы, общий объем выполненных работ составил 718,4 пог.м.
Согласно п. 3.1 р. 3 Проекта (стр. 32) основными задачами проектируемых работ является геологическое изучение, включающее поиски и оценку россыпей золота с количественной оценкой прогнозируемых россыпей в бассейнах среднего течения р. Правые Кохани, р. Намничи.
Согласно пункту 8 лицензионного соглашения (приложение N 1 к лицензии БЛГ 03237 БП) лицензия не предусматривает промышленную разработку месторождений.
Проверкой установлено, что в нарушение данных условий и требований ООО "ЗолотоЯкутии" в период 2019-2022 осуществляло добычу россыпного золота в границах лицензии БЛГ 03237 БП открытым раздельным способом.
Согласно письму Амурнедра от 16.03.2023 N 07-35/376 ежегодные информационные отчеты о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр за 2020-2022 обществом представлены в срок. Согласно данным информационным отчетам ООО "ЗолотоЯкутии" по лицензии БЛГ 03237 БП пробурено пог. м.: 2020 год - 0 пог.м., 2021 год - 250 пог.м., 2022 г. - 250 пог.м.
Вместе с тем, согласно Проекту ГИН (таблица 4 - Календарный график буровых работ - стр. 41) бурение запланировано в период с 2019 по 2020.
По результатам проведенных работ в 2019-2020 обществом подготовлены материалы подсчёта запасов россыпного золота по поисковым и оценочным работам в долинах руч. Налды-Намничи и его правого притока руч. 2 Правый. Отчет получил положительное заключение Дальневосточного филиала ФБУ "ГКЗ", рассмотрен ТКЗ Амурнедра (протокол от 21.04.2023 N 1350). Утверждены балансовые и забалансовые запасы по категории С2, месторождение признано оцененным.
Согласно сведениям государственного реестра работ по геологическому изучению недр, проектной документации на проведение разведки участка недр по лицензии БЛГ 03237 БП на 2021-2022 не зарегистрировано.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что ООО "Золото Якутии" в период 2021-2022 проводило поисково-оценочные и разведочные работы по лицензии БЛГ 03237 БП в отсутствие утвержденной проектной документации на проведение работ (пункт 2 предписания), что подтверждается информационными отчетами о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр за 2020-2022, представленными Амурнедра письмом от 16.03.2023 N 07-35/376, согласно которым объем бурения в 2021 году составил - 250 пог.м., в 2022 - 250 пог.м. Однако, согласно сведениям государственного реестра работ по геологическому изучению недр, проектной документации на проведение разведки участка недр по лицензии БЛГ 03237 БП на 2021-2022 не зарегистрировано.
Из пункта 10 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии БЛГ 03237 БП) следует, что пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно pазделу 5 Проекта ГИН (стр. 48) геологоразведочные работы будут проводиться в долинах рек без пересечения русел горными выработками с предварительной расчисткой от растительности.
Между тем, в ходе осмотра участка недр по лицензии БЛГ 03237 БП 14.06.2023 и 20.06.2023 установлено проведение работ по разработке месторождения открытым раздельным способом с изменением русел р. Намничи, р. Налды-Намничи и руч. 2- Правый, наличие гидротехнических сооружений на участке.
Согласно письму отдела водных ресурсов по Амурской области Амурского бассейнового водного управления от 05.06.2023 N 398 и имеющимся в Управлении сведениям о правах на водопользование, полученным ранее в рамках межведомственного взаимодействия, правоустанавливающие документы на пользование поверхностными водными объектами р. Намничи, р. П. Кохани, р. Налды-Намничи, руч. 2-Правый ООО "ЗолотоЯкутии" не оформлены.
В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ.
Пунктом 1 части 2 статьи 11 ВК РФ установлено, что на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 ВК РФ.
Частью 3 статьи 11 ВК РФ предусмотрено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: сброса сточных вод (пункт 2); строительства и реконструкции гидротехнических сооружений (пункт 3); разведки и добычи полезных ископаемых (пункт 6).
В соответствии с частью 1 статьи 52 ВК РФ использование водных объектов в целях разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о недрах.
Использование водных объектов для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 52.2 ВК РФ).
Так, проверкой установлено, что в нарушение названных требований ООО "ЗолотоЯкутии" осуществляло пользование поверхностными водными объектами р. Намничи, р. Налды-Намничи и руч. 2-Правый (с 2019 по 2022) в целях разведки и добычи полезных ископаемых, забора воды, сброса сточных вод и строительства гидротехнических сооружений в отсутствие правоустанавливающих документов на право их использования (пункт 4 предписания), что подтверждается также протоколом осмотра от 20.06.2023 N 17-05/2023-90-П, согласно которому 20.06.2023 установлено наличие гидротехнических сооружений (нагорная канава, руслоотводная канава, насыпные дамбы) на участке недр по лицензии БЛГ 03237 БП, свойственные для применения при россыпной золотодобычи.
Кроме того, в подтверждение вменяемых обществу правонарушений, выявленных в ходе внеплановой выездной проверки, государственным органом была проведена экспертиза, по результатам которой составлено экспертное заключение от 23.06.2023 N 9.
В свою очередь, арбитражный суд, оценив представленное экспертное заключение от 23.06.2023 N 9 специалиста ФГБУ "ЦЛАТИ по Дальневосточному Федеральному округу" Дубинец С.И. в порядке статей 82, 83, 86 АПК РФ, признал его ненадлежащим доказательством в силу следующего.
Согласно статье 84 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) под экспертизой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований (часть 1). Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по поручению контрольного (надзорного) органа (часть 3). Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением (часть 9).
Экспертом является не имеющий личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и получивший статус эксперта в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, в целях привлечения контрольным (надзорным) органом к осуществлению экспертизы (часть 1 статьи 33 Закона N 248-ФЗ).
Экспертной организацией является не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаемые контрольными (надзорными) органами к осуществлению экспертизы. Экспертная организация самостоятельно определяет из числа своих работников лиц, которые будут выступать в качестве экспертов (часть 2 статьи 33 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с пунктом 28 (1) Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1095 (далее - Положение N 1095) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования для проведения экспертизы может привлекать экспертов и экспертные организации, включая подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере природопользования федеральные государственные бюджетные учреждения, аккредитованные в национальной системе аккредитации.
Уставом ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО", утвержденным приказом Федеральной службы но надзору в сфере природопользования от 11.11.2015 N 904, установлено, что Учреждение осуществляет проведение лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения федерального государственного экологического контроля, проводимого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Взаимодействие с Росприроднадзором осуществляется в рамках Регламента взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений - центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам и дирекций по техническому обеспечению надзора на море, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 200 от 25.04.2023 (далее - Регламент).
Из материалов дела следует, что 08.06.2023 в адрес Учреждения поступила заявка Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора на экспертное сопровождение в рамках обеспечения государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 08.06.2023 N 17-13/5908. ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" привлечено в качестве экспертной организации для определения площади ведения горных работ за границами лицензии, объема горных выработок, отвалов горных пород за границами лицензии; составление плана-схемы местности с нанесением границ лицензии, обнаруженных горных выработок и отвалов горных пород; определение вида полезного ископаемого в соответствии с "Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002" (утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.2022 503-ст) (предположительно россыпное золото).
Поскольку в испытательной лаборатории отсутствовало соответствующее оборудование (то есть отсутствовала техническая возможность выполнения заявки), в соответствии с пунктом 15.5 Регламента испытательной лабораторией филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Амурской области по согласованию с Росприроднадзором на основании договора от 21.06.20 был привлечен специалист ООО "Александровская-1" (организации, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ (лицензия N ПМ-72-003746 от 30.07.2018).
Предметом указанного договора являлось оказание услуги в области геологических, геофизических и взаимосвязанных изыскательных работ и консультативные услуги, согласно Спецификации (приложение N 1 к договору и заявке Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора N 17-13/5908 от 09.06.2023).
На основании заключенного договора маркшейдером Сардяновым А.А. в качестве представителя Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Амурской области были произведены геодезические и маркшейдерские работы на участке: Амурская область, Зейский - Тындинский район, участок недр "Налды - Намничи, с руч. 2 Правый" по лицензии БЛГ 04318 БЭ, включающие в себя: выезд на обследуемый участок; площадь нарушенных земель при ведении горных работ на участке недр; объемы горных выработок, отвалов горных пород па участке недр; составление план-схемы местности с нанесением обнаруженных горных выработок и отвалов горных пород.
На основании произведенных работ ООО "Александровская 1" в рамках договора был предоставлен технический отчет.
Поскольку в соответствии с заявкой Приамурского межрегионального Росприроднадзора требовалось предоставление экспертного заключения, к проведению проверки была привлечена Дубинец С.И. - аккредитованный Росприроднадзором эксперт.
В акте внеплановой выездной проверки от 27.06.2023 N 17-05/2023-90-А указано о том, что выездная проверка в отношении ООО "Золото Якутии" проведена в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора).
В пункте 4 акта проверки от 27.06.2023 указано, что к проведению выездной проверки был привлечен эксперт филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - Дубинец Светлана Ивановна.
В пункте 6 экспертного заключения от 23.06.2023 N 9 указано, что поручение экспертизы поручено эксперту ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" Дубинец С.И. - инженер- технолог по специальности "Технология жиров", 31 год, ведущий инженер отдела анализа водных ресурсов, загрязнения почв и биотестирования 28-2/2018 от 27.12.2018.
На странице 2 акта от 27.06.2023 N 17-05/2023-90-А внеплановой выездной проверки указано, что к проведению проверки привлечен Сардянов Алексей Александрович - маркшейдер ООО "Александровская 1".
В пункте 5 свидетельства от 27.12.2018 N 28-2/2018 об аккредитации эксперта Дубинец С.И. перечислены виды государственного контроля (надзора), для участия которых привлекается эксперт Дубинец С.И. - это государственный земельный надзор, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, государственный надзор в области обращения с отходами.
В пункте 6 свидетельства от 27.12.2018 г. N 28-2/2018 перечислены области экспертизы, для проведения которых аттестован эксперт Дубинец С.И.: экспертиза при осуществлении государственного земельного надзора; экспертиза при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; экспертиза при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами.
Таким образом, из вышеуказанных документов следует, что эксперт Дубинец С.И. не аттестована для проведения экспертизы в рамках геологического контроля (надзора).
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что привлечение неаттестованного для проведения экспертизы в рамках геологического контроля (надзора) эксперта Дубинец С.И. к проведению экспертизы противоречит положениям части 1 статьи 33 Закона N 248-ФЗ, следовательно, экспертное заключение по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды N 9 от 23.06.2023 является недопустимым доказательством и подлежит исключению из числа доказательств по делу, так как оно получено с нарушением требований действующего законодательства.
Судебная коллегия апелляционного суда не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части. В связи с чем доводы, изложенные в жалобе Управления, признаются апелляционным судом несостоятельными и подлежат отклонению, а сама апелляционная жалоба административного органа - не подлежащей удовлетворению.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что нарушения, отраженные в акте внеплановой выездной проверки N 17-05/2023-90-А от 27.06.2023 и предписании об устранение выявленных нарушений обязательных требований N 17-05/2023-90-П-06 от 27.06.2023, подтверждаются иными доказательствами по делу, представленными Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора.
Так, вывод о том, что ООО "ЗолотоЯкутии" в период 2019-2022 осуществляло добычу россыпного золота в границах лицензии БЛГ 03237 БП открытым раздельным способом (пункт 1 предписания), подтверждается анализом открытых данных космической спутниковой съемки дистанционного зондирования Земли с портала Sentinel Playground за период с августа 2019 года по июнь 2023 года, по результатам которого установлено следующее:
- 10.08.2019, 06.09.2019, 19.10.2019 - долина р. Налды-Намничи изменена горными работами немного выше устья;
- 25.06.2020, 08.09.2020 - площадь горных работ в долине р. Налды-Намничи увеличилась к верховью водного объекта;
- 05.06.2021, 03.09.2021 - площадь горных работ в долине р. Налды-Намничи увеличилась; долина руч. 2-Правый изменена от устья ручья;
- 05.06.2022, 23.09.2022 - долина р. Намничи изменена горными работами от места впадения р. Налды-Намничи и ниже по течению;
- 13.05.2023, 15.06.2023 - иных изменений долин р. Намничи, р. Налды-Намничи, руч. 2-Правый не установлено.
Согласно снимкам за период с 01.08.2019 по 22.09.2019 выявлено проведение обустройства дороги от железной дороги БАМ и участка недр ООО "Скала" по лицензии БЛГ 03854 БЭ до приустьевой части р. Налды-Намничи, а также начало проведения горных работ в долине р. Налды-Намничи в районе руч. 1 Правый (пр. пр. р. Налды-Намничи).
Согласно снимкам за период с 27.07.2018 по 14.09.2023 зафиксировано в динамике расширение площади горных работ вплоть до долины руч. 2 Правый. Буровые линии N N 2, 6, 10, 14 и 18 пройдены Обществом в долине р. Налды-Намничи в период с 12.07.2020 по 09.08.2020, когда происходило расширение площади горных работ в направлении от устья р. Налды- Намничи к устью р. 2 Правый.
Согласно снимкам установлена дорожная связь проверенного участка недр общества по лицензии БЛГ 03237 БП и участков недр ООО "Скала" по лицензиям БЛГ 03854 БЭ от 04.03.2020 и БЛГ 04282 БЭ от 20.04.2021, возникшая в рассматриваемый период проведения предполагаемых буровых работ и незаконной добычи.
Довод общества о том, что не представляется возможным осуществить проверку и исследование на соответствие действительности сведений за период с августа 2019 по июнь 2023, содержащихся в данных космической спутниковой съемки дистанционного зондирования Земли с портала SentinelHub Playground, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку при подготовке материалов спутникового дистанционного зондирования Земли из космоса с открытого портала SentinelHub Playground последующая обработка снимков, искажающих их исходное содержание, не производилась. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. В целях акцентирования внимания на отдельных объектах на снимки нанесены уточняющие подписи и выделения отдельных элементов. Корректность снимков не меняется во времени и может быть проверена. Сведения о координатах места, отображаемого на рассматриваемом снимке, содержатся в адресной строке интернет браузера, через который осуществляется просмотр сервиса. Данные координаты изменяются при изменении просматриваемой территории.
Согласно информации, представленной, в том числе обществом, площадка Sentinel Playground позволяет отображать изображения в различных комбинациях спектральных каналов, предусматривая выбор вариантов визуализации. Мультиспектральные изображения можно дополнительно улучшить, применив улучшения изображения (эффекты) для наиболее выразительного выделения желаемых функций, но не для редактирования.
Сервис Sentinel Playground отображает изображения со спутников Sentinel-2A, 2В. Согласно общедоступной информации (https://innoter.com/sputmki/sentinel-2a-2b/) названные спутники оснащены оптико-электронным мультиспектральным сенсором для съемок с разрешением от 10 до 60 м в видимой, ближней инфракрасной (VNIR) и коротковолновой инфракрасной (SWIR) зонах спектра, включающих в себя 13 спектральных каналов, что гарантирует отображение различий в состоянии растительности, в том числе и временные изменения, а также сводит к минимуму влияние на качество съемки атмосферы. Орбита высотой в среднем 785 км, наличие в миссии двух спутников позволяет проводить повторные съемки каждые 5 дней на экваторе и каждые 2-3 дня в средних широтах.
Увеличение ширины полосы обзора наряду с высокой повторяемостью съемок позволяет отслеживать быстро изменяющиеся процессы, такие как изменение характера растительности в течение вегетационного периода. Данные Sentinel-2 обеспечивают сервисы GMES, связанные с управлением земельными ресурсами, сельскохозяйственным производством и лесным хозяйством, а также мониторингом стихийных бедствий и гуманитарных операций. Уникальность миссии Sentinel-2 связана с сочетанием большого территориального охвата, частых повторных съемок и систематическим получением полного покрытия всей Земли мультиспектральной съемкой высокого разрешения.
Использование при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности открытых источников, имеющихся в распоряжении Управления, Законом N 248-ФЗ не запрещено.
В соответствии с приказом Минприроды России от 21.01.2022 N 28 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора)" выявление по данным дистанционного зондирования Земли из космоса признаков добычи полезных ископаемых в границах лицензии на геологическое изучение, при отсутствии утвержденных в установленном порядке запасов полезных ископаемых согласованного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения полезного ископаемого является индикатором риска нарушения обязательных требований в рамках Федерального государственного геологического контроля (надзора).
Данное нарушение создает угрозу причинения вреда недрам путем незаконного их извлечения, что приводит к их утрате, угрозу окружающей среде путем нарушения земель (снятие и (или) перемещение плодородного слоя почвы), отсутствия мероприятий по их защите и рекультивации, причинение вреда жизни и здоровью граждан вследствие опасности ведения несогласованных горных работ.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что в дополнение к представленным доказательствам Управлением приложены скан-образы снимков, подготовленных в приложении Google Earth Engine, наглядно отображающие ведение горных работ и соотносящиеся со снимками спутников, подготовленными в сервисе Sentinel Playground.
Обществом в нарушение положений статей 9,65 АПК РФ не представлено доказательств, опровергающих представленные административным органом доказательства в динамике расширения площади горных работ, в том числе общество не обращалось с ходатайствами в порядке ст.66 АПК РФ к суду о направлении соответствующих запросов, при наличии у общества сомнений в действительности зафиксированных в динамике изменений в долине р. Намничи, р. Налды-Намничи, руч. 2-Правый.
Между тем, из представленных ООО "ЗолотоЯкутии" буровых журналов следует, что в период с 01.02.2023 по 15.04.2019 обществом пройдены буровые линии (расстояние от устья водного объекта до месторасположения буровой линии в сотнях метров) N 0, 2 и 4 в долине руч. 2 Правый (пр. пр. р. Налды-Намничи) и буровые линии N 3, 20, 32 и 64 в долине р. Налды-Нмничи.
Буровые линии проходятся вкрест простирания долины водного объекта, то есть поперек русла. Это установлено проектом общества и также отображено на графических приложениях к нему. Также в буровых журналах, оформленных сотрудниками общества непосредственно на участке в период геологоразведки, указаны азимуты буровых линий, то есть угол между направлением на север и направлением простирания буровой линии. Что, как верно отмечено арбитражным судом, свидетельствует о том, что буровые линии пройдены поперек водных объектов.
Сведения о выявлении и обращении в правоохранительные органы по факту незаконной добычи россыпного золота третьими лицами на своем лицензионном участке, обнаруженном при бурении скважин на отработанной площади, обществом не представлены. Кроме того, в рамках проверки генеральный директор общества Григорьев Н.Н. пояснил, что о факте отработки участка ему стало известно только в 2023 году после проведения всех работ по геологическому изучению и утверждению запасов россыпного золота в 2021 году.
Этими же данными и письмом отдела водных ресурсов по Амурской области Амурского бассейнового водного управления от 05.06.2023 N 398 об отсутствии у ООО "ЗолотоЯкутии" правоустанавливающих документов на пользование поверхностными водными объектами р. Намничи, р. Налды-Намничи и руч. 2-Правый подтверждается вывод о самовольном пользовании обществом поверхностными водными объектами при незаконной добыче россыпного золота.
При этом, вывод о проведении ООО "ЗолотоЯкутии" геологоразведочных работ в 2021-2022 в отсутствие соответствующего проекта основан на отчетности по форме 2-лс за 2021-2022, представленной обществом во ФГИС "АСЛН", письме Амурнедра от 16.03.2023 N 07-35/376 (страницы 1, 2, 6, 13, 16, 23, 27) о представлении обществом ежегодных информационных отчетов о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр за 2020-2022 и открытым сведениям государственного реестра работ по геологическому изучению недр.
Согласно отчетности 2-лс и ежегодным информационным отчетам ООО "ЗолотоЯкутии" фактически пробурено: 2021 год - 250 пог. м., 2022 год - 250 пог.м.
Вместе с тем, согласно проекту "Геологическое изучение, включающее поиски и оценку россыпей золота на участке "Правые Кохани (среднее течение), Намничи (среднее течение)" в 2019-2021, "объект Кохани"" (таблица 4 - Календарный график буровых работ - страница 41) бурение в рамках поисков и оценки запланировано в период с 2019 по 2020.
Согласно сведениям государственного реестра работ по геологическому изучению недр, проектной документации на проведение разведки участка недр по лицензии БЛГ 03237 БП на 2021-2022 не зарегистрировано.
Вывод о представлении обществом в Амурнедра недостоверной геологической информации о поисково-оценочных работах, проведенных в 2020 году, в части объема буровых работ, основан на отчетности по форме 2-лс за 2020, письме Амурнедра от 16.03.2023 N 07-35/376 о представлении обществом ежегодных информационных отчетов о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр за 2020-2022 и буровых журналах за 2020, представленных обществом.
В информационном отчете за 2020 год, представленном в Амурнедра, указано, что объем буровых работ составил 0 пог. м. Согласно отчетности 2-лс за 2020 г. пробурено 900 пог.м., согласно буровым журналам, заполненным обществом, пробурено менее 900 пог. м. (всего за 2019-2020 пробурено 718,4 пог.м.).
Учитывая вышеизложенное, суд второй инстанции приходит к выводу, что причастность ООО "ЗолотоЯкутии" к незаконной добыче россыпного золота в бассейне р. Намничи Зейского района, вопреки доводам общества, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Довод ООО "ЗолотоЯкутии" о том, что общество не могло установить контрольно-пропускные пункты на участке недропользования ввиду прямого запрета на это законодателя, также подлежит отклонению, поскольку при оформлении лесных участков в аренду недропользователями подготавливается и утверждается проект освоения лесов. В данном проекте в обязательном порядке содержится описание мероприятий по пожарной безопасности на арендованном участке. В перечень данных мероприятий возможно включение контрольно-пропускных пунктов, для контроля посещения лесов в целях их охраны от пожаров. Более того, как верно отмечено судом первой инстанции, у общества пи должной степени заботливости и осмотрительности имелась возможность периодически осматривать участок, в том числе, при производстве геологоразведочных работ.
Таким образом, принимая во внимания положения части 2 статьи 22 Закона о недрах, а также факт того, что сведений о выявлении и фиксации противоправных действий иных лиц на лицензионном участке общества как в момент получения лицензии (первичный осмотр), так и в настоящее время в суды двух инстанций представлено не было, судебная коллегия полагает, что ООО "ЗолотоЯкутии" на участке недр "Правые Кохани (среднее течение), Намничи (среднее течение)", расположенном в Зейском районе Амурской области, право пользования которым предоставлено на основании лицензии БЛГ03237БП, обязано обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства и выполнение условий, установленных лицензией.
Рассматривая доводы ООО "ЗолотоЯкутии" относительно недействительности оспариваемого предписания по причине, в том числе, его неисполнимости, апелляционный суд поддерживает позицию административного органа, который указал, что Управлением при выдаче предписаний не может быть указано на конкретные способы устранения нарушений в виду отсутствия полномочий по принуждению контролируемых лиц к совершению конкретных действий. Вместе с тем, одним из возможных способов устранения допущенных нарушений является прекращение противоправной деятельности, а также информирование о принятых мерах, в связи с чем пункты предписания 1, 2, 4 исполнимы.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено право общества на обращение в Управление за разъяснениями по вопросу исполнения предписания или продления сроков его исполнения. Соответствующее обращение от ООО "ЗолотоЯкутии" в Управление не поступало.
Сроки устранения нарушений устанавливаются исходя из сути выявленных нарушений, их общественной опасности, времени, необходимого на их устранение, а так же с учетом конкретных обстоятельств, имеющихся на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия разрешительных документов. Так, на момент завершения проверки у общества имелась лицензия со сроком действия до 24.07.2023, административным органом обоснованно установлен срок по исполнению пунктов предписания позднее 24.07.2023.
Повторно разрешая спор, суд второй инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, а также то, что нарушения, отраженные в пунктах 1, 2, 4 оспариваемого предписания, подтверждаются материалами дела (в том числе актом проверки от 27.06.2023 с приложениями, в том числе, фотоматериалами, осмотрами, проведенными в присутствии представителей общества, документами, представленными обществом), считает, что, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28.12.2023 по делу N А04-8886/2023 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Е. Мангер |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8886/2023
Истец: ООО "Золото Якутии "
Ответчик: Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора
Третье лицо: ФГБУ "ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА И ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ", Шестой арбитражный апелляционный суд (8886/23 3т, 7368/ 23 2 т, 8425/23 а.ж, 8886/23 а.ж, 6652/20 а.ж, 10075/23 а.ж)