г. Томск |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А67-680/2024 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Подцепилова М.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" (N 07АП-3317/2024) на решение от 28.03.2024 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-680/2024 (судья Какушкина Н.Н.) рассмотренному в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" (ИНН 7017001968, ОГРН 1027000880323)
к гаражно-эксплуатационному кооперативу "Сатурн" (ИНН 7017312995, ОГРН 1127017022406)
о взыскании 32 771 рублей 71 копейка, из которых: 30 435 рублей 77 копеек - задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-00067138 от 25.09.2023 за период с октября 2020 года по октябрь 2023 года и 2 335 рублей 94 копейки - неустойка в виде пени за период с 11.10.2023 по 25.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска" (далее - УМП "Спецавтохозяйство г. Томск", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области к гаражно-эксплуатационному кооперативу "Сатурн" (далее - ООО ГЭК "Сатурн", ответчик) с иском о взыскании 32 771 рублей 71 копейка, из которых: 30 435 рублей 77 копеек - задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-00067138 от 25.09.2023 за период с октября 2020 года по октябрь 2023 года и 2 335 рублей 94 копейки - неустойка в виде пени за период с 11.10.2023 по 25.01.2024.
Мотивируя исковые требования, истец сослался на статьи 307, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и указал, что между сторонами заключен типовой договор N ТКО-00067138 от 25.09.2023 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), ответчик не оплатил стоимость услуг по обращению с ТКО, оказанных в период с октября 2020 года по октябрь 2023 года. За нарушение сроков внесения оплаты истцом на основании пункта 22 упомянутого договора начислена неустойка.
Решением Арбитражного суда Томской области от 28.03.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
УМП "Спецавтохозяйство г. Томск" с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение которым удовлетворить требования.
По мнению апеллянта, судом не исследованы фактические обстоятельства по делу, а именно: имелась ли возможность у ответчика складировать ТКО на контейнерную площадку, расположенную по адресу: г. Томск, ул. Тверская, 90; в случае отсутствия у ответчика возможности складировать ТКО на указанную контейнерную площадку, какими иными контейнерными площадками, расположенными вблизи ответчик мог воспользоваться для складирования ТКО.
Считает, что организация надлежащей контейнерной площадки на территории спорного потребителя не относится к обязательствам регионального оператора. Доказательств, подтверждающих самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользовался предоставленной региональным оператором услугой по обращению с ТКО, ответчиком не представлено; доказательств того, что услуги в спорный период оказаны не истцом, а иным лицом, не оказаны или оказаны ненадлежащим образом, также не представлено.
Отмечает, что оснований полагать, что УМП "Спецавтохозяйство г. Томск" не исполнило обязательство по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО, образующихся в результате деятельности ответчика, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Тверская, д. 90, к. 3, отсутствуют, при этом ответчиком не предприняты меры по легализации ГЭК "Сатурн", как источника образования отходов.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, с учетом разъяснений, отраженных в пункте 47 и пункте 49 постановления от 18.04.2017 N 10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта при этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам конкурсного отбора УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" присвоен статус регионального оператора в области обращения с отходами на территории 7 зоны деятельности; между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории 7 зоны деятельности регионального оператора от 11.12.2018.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ), ГЭК "Сатурн" зарегистрирован в качестве юридического лица 12.04.1975, основной государственный регистрационный номер 1127017022406 присвоен кооперативу 29.08.2012, основным видом деятельности является деятельность стоянок для транспортных средств (код ОКВЭД 52.21.24).
Адресом ГЭК "Сатурн" является: 634041, Томская область, г. Томск, ул. Тверская, д. 90, к. 3.
Указывая на обязанность ГЭК "Сатурн" оплачивать услуги по обращению с ТКО на условиях типового договора, истец направил ответчику претензию исх. б/н от 27.11.2023 о необходимости погашения задолженности, образовавшейся за период с октября 2020 года по октябрь 2023 года в размере 30 435,77 руб., а также пени в размере 2 335,94 руб. за период с 11.10.2023 по 25.01.2024.
Неисполнение ответчиком требований претензии явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора предусмотрен Правилам N 1156.
Так, согласно пункту 8(17) Правил N 1156 заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, по общему правилу, в случае, когда между сторонами договор не подписан, договор является заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами NN 1156, в связи с чем, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в отношении соответствующей категории объектов, на которых осуществляется деятельность.
Между тем, одним из существенных условий договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО является место накопления ТКО, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО.
Как отмечено Верховным Судом Российской Федерации в определении от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944, согласно положениям Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
При этом региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из приведенных положений следует, что услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Таким образом, региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
Таким образом, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
В такой ситуации, когда место накопления ТКО потребителя не входит в территориальную схему и письменный договор в виде одного подписанного сторонами документа не заключен, а региональный оператор настаивает на состоявшемся оказании услуг по обращению с ТКО этому потребителю и необходимости их оплаты, региональный оператор должен прямо доказать факт оказания таких услуг достаточными доказательствами, а не ограничиваться ссылкой на презумпцию образования отходов от деятельности потребителя и (или) абонентский характер договора (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020).
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств, подтверждающих оказание услуг региональным оператором путем вывоза ТКО из указанных мест накопления ТКО (площадок), как и иных доказательств, свидетельствующих об утилизации ТКО с объекта ответчика.
В свою очередь, при надлежащем исполнении своих обязательств для регионального оператора не составляет особой сложности подтверждение факта оказания услуг в пользу потребителей.
Доводы жалобы о том, что судом не исследованы фактические обстоятельства дела отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Как указывалось ранее, одним из существенных условий договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО является место накопления ТКО, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО.
Региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Доводы о том, что ответчик прикреплен к близлежащей контейнерной площадке, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Тверская, 90, обоснованно не приняты судом первой инстанции по тем основаниям, что истцом не доказано как факт использования указанной контейнерной площадки, так и фактическое оказание услуг по вывозу ТКО в условиях отсутствия в территориальной схеме места накопления с привязкой к нему места образования отходов.
Кроме того, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
При этом, судом верно отмечено, что являясь регулируемой организацией и, с очевидностью, сильной стороной в правоотношении по обращению с ТКО по отношению к собственнику ТКО, региональный оператор должен нести негативные риски своего неосмотрительного бездействия. При отсутствии необходимых сведений в территориальной схеме региональный оператор должен доказывать факт оказания услуг на общих основаниях, а оплате подлежат только реально оказанные услуги (пункт 1 статьи 781 ГК РФ) (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.01.2024 N Ф04-5760/2023 по делу N А70-19034/2022).
При изложенных обстоятельствах, с учетом совокупности представленных доказательств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" не доказано оказание ответчику услуг по обращению с ТКО в спорный период, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску, апелляционной жалобе относятся на истца.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.03.2024 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-680/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья |
М.Ю. Подцепилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-680/2024
Истец: Унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска"
Ответчик: Гаражно-эксплуатационный кооператив "Сатурн"