г. Челябинск |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А76-31323/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2024 по делу N А76-31323/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании приняли участие представители:
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - Эпельман Е.Б. (доверенность от 19.01.2024, диплом, паспорт);
общества с ограниченной ответственностью "Центр правовой помощи "Миссия" - Бархатова К.В. (доверенность от 09.01.2024, диплом, паспорт).
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - заявитель, Фонд, ОСФР по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Центр правовой помощи "Миссия" (далее - ответчик, общество "ЦПП "Миссия", страхователь) о взыскании излишне понесенных расходов на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка в размере 105 468 руб. 65 коп., штрафа в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2024 в удовлетворении исковых требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по Челябинской области обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на недоказанность утраты застрахованным лицом реального, а не абстрактного заработка в связи с наступлением страхового случая - беременность и роды. По мнению заявителя жалобы обществом "ЦПП "Миссия" создана искусственная ситуация с целью получения пособия по беременности и родам. Наличие фактических трудовых отношений между Голяновской А.В. и обществом "ЦПП "Миссия" не доказано. Страховые взносы в отношении спорного работника Голяновской А.В. в Фонд не исчислялись и не уплачивались, целесообразность и наличие деловой цели найма на работу указанного сотрудника отсутствовали. Страхователем не представлены заявление застрахованного лица на предоставление отпуска по беременности и родам, приказы о предоставлении отпусков по беременности и родам.
В судебном заседании представитель ОСФР по Челябинской области поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель общество "ЦПП "Миссия" в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в ОСФР по Челябинской области поступили электронные реестры сведений от общества "ЦПП "Миссия" для назначения и выплаты застрахованному лицу Голяновской А.В. единовременного пособия при рождении ребенка, пособия по беременности и родам по электронным листам нетрудоспособности N 910119773399 за период с 19.01.2022 по 07.06.2022 (140 дней) и N910119852439 за период с 08.06.2022 по 23.06.2022 (16 дней).
На основании представленных реестров ОСФР по Челябинской области Голяновской А.В. начислено и выплачено пособие по беременности и родам в размере 73 522 руб. 40 коп. (140 дней) + 8402 руб. 56 коп. (16 дней), всего 81 924 руб. 96 коп., а также единовременное пособие при рождении ребенка в размере 23 543 руб. 69 коп.
В целях контроля за целевым использованием средств обязательного социального страхования ОСФР по Челябинской области проведена камеральная проверка в отношении страхователя - общества "ЦПП "Миссия" за период с 01.01.2022 по 30.06.2022.
В адрес страхователя 11.10.2022 направлено требование о предоставлении сведений и документов N 740722400006801 заказным письмом.
В ответ на требование N 740722400006801 обществом "ЦПП "Миссия" 21.12.2022 представлены документы, подтверждающие право застрахованного лица на получение пособия не в полном объеме. Так, страхователем не представлены заявление застрахованного лица на представление отпуска по беременности и родам; приказы о предоставлении отпусков по беременности и родам; документы, подтверждающие осуществление трудовой деятельности застрахованным лицом.
Фондом в ходе проверки установлено, что согласно трудовому договору от 01.05.2015 застрахованное лицо Голяновская А.В. принята на работу в общество "ЦПП "Миссия" по основному месту работы на должность дежурного по автостоянке. Между работодателем и работником 01.05.2015 также заключен договор о материальной ответственности.
Трудовая книжка Голяновской А.В. оформлена 01.05.2015, на титульном листе имеется запись о среднем профессиональном образовании по специальности "оператор ЭВМ и ВМ 3 (третьего) разряда", документ об образовании не указан.
Учитывая дату рождения Голяновской А.В. - 06.05.1997, на момент трудоустройства застрахованной не исполнилось полных 18 лет. Нормы статьи 244 Трудового кодекса Российской Федерации не позволяют работодателю заключать с работниками, не достигшими 18 лет, письменные договоры о материальной ответственности.
С 24.04.2018 по 26.09.2018 Голяновская А.В. находилась в отпуске по беременности и родам.
С 27.09.2018 по 10.01.2020 Голяновская А.В. находилась в отпуске по уходу за первым ребенком до 1,5 лет.
С 11.01.2020 по 10.07.2021 Голяновская А.В. находилась в отпуске по уходу за первым ребенком до 3 лет.
С 11.07.2021 по 18.01.2022 Голяновская А.В. находилась в отпуске без сохранения заработной платы.
Таким образом, около четырех лет до наступления страхового случая Голяновская А.В. трудовую деятельность не осуществляла, находилась в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком либо без сохранения заработной платы.
В ходе проверки страхователем представлены карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов за 2020, 2021 годы с пустыми графами без указания ФИО и СНИЛС застрахованного лица.
Документы, подтверждающие фактическое исполнение работником трудовой функции, страхователем не представлены.
Доказательств исполнения трудовых обязанностей дежурного автостоянки иным лицом в период нахождения Голяновской А.В. в отпусках не представлено.
Приказ N 1 от 09.01.2020 о представлении Голяновской А.В. отпуска по уходу за первым ребенком до 3-х лет, приказ N 17 от 23.06.2022 о предоставлении Голяновской А.В. отпуска по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет оформлен на бланке иного юридического лица - ООО Юридическое бюро "Виктория".
ООО Юридическое бюро "Виктория" и страхователь фактически находятся по одному адресу (г. Миасс, пр. Макеева, д.4), директором ООО Юридическое бюро "Виктория" является Голяновский Виктор Васильевич (возможно является отцом Голяновской Анны Викторовны), главным бухгалтером двух вышеуказанных организаций является Смекалина Елена Леонидовна.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 30.12.2022 N 740722400006802, согласно которого установлен факт создания страхователем искусственной, экономически не обоснованной ситуации с целью назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию Голяновской А.В. за счет средств Фонда.
Сумма страхового обеспечения, выплаченная Голяновской А.В., признана излишне понесенными страховщиком расходами в размере 105 468 руб. 65 коп. (пособие по беременности и родам (73 522 руб. 40 коп. + 8 402 руб. 56 коп.); единовременное пособие при рождении ребенка (23 543 руб. 69 коп.).
Кроме того в соответствии с частью 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ, в связи с представлением страхователем недостоверных сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, повлекших излишне понесенные расходы, страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки должностным лицом ОСФР по Челябинской области вынесены решение от 14.02.2023 N 740722400006804 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 105 468 руб. 65 коп. и решение от 14.02.2023 N 740722400006805 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения.
Требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 17.03.2023 N 740723700000101 на сумму 105 468 руб. 65 коп. и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 17.03.2023 N 7407231000000301 на сумму 5000 руб. направлены страхователю 21.03.2023 почтовым отправлением 21.03.2023.
Неисполнение страхователем требования послужило основанием для обращения ОСФР по Челябинской области в суд с исковым заявлением о взыскании излишне выплаченного пособия в сумме 105 468 руб. 65 коп., штрафа в сумме 5000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о фактическом осуществлении Голяновской А.В. трудовой деятельности в обществе "ЦПП "Миссия", наличии правовых оснований для выплаты застрахованному лицу спорных сумм страхового обеспечения.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как установлено пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица). Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая (часть 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 утверждены Правила получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, в соответствии с которыми, назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. При наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя. Застрахованное лицо представляет страхователю по месту работы (службы, иной деятельности) сведения о себе, необходимые для выплаты пособия (далее - сведения о застрахованном лице), по форме, утверждаемой страховщиком. Сведения о застрахованном лице представляются страхователю при трудоустройстве застрахованного лица или в период осуществления им трудовой, служебной и иной деятельности, а также при их изменении. Сведения о застрахованном лице оформляются на бумажном носителе либо формируются в форме электронного документа по выбору застрахованного лица. Страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения.
Исходя из части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
Согласно ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ. В случае выявления в результате проверки фактов представления недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, страховщик принимает решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя) или об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя), а также решение о возмещении излишне понесенных расходов. На основании вступившего в силу решения о возмещении излишне понесенных расходов страхователю или застрахованному лицу направляется требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения (далее - требование о возмещении излишне понесенных расходов). Требование о возмещении излишне понесенных расходов должно быть исполнено страхователем или застрахованным лицом в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если в нем не указан более продолжительный период для возмещения указанных расходов. В случае неисполнения страхователем или застрахованным лицом в установленный срок требования о возмещении излишне понесенных расходов территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в пределах сумм, указанных в требовании о возмещении излишне понесенных расходов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, установленного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, установленному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (часть 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 названной статьи, на 730.
В силу пункта 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 и действовавшего до 01.01.2023 (далее - Положение N 375), в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - ниже минимального размера оплаты труда, установленного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимальному размеру оплаты труда, установленному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Судом первой инстанции установлено, что обществом "ЦПП "Миссия" доказано фактическое наличие трудовых отношений и исполнение сторонами условий трудового договора. Представленные страхователем документы (в том числе трудовой договор, приказ о приеме на работу, трудовая книжка, табели учета рабочего времени, справки 2-НДФЛ), подтверждают факт наличия между Голяновской А.В. и обществом "ЦПП "Миссия" фактических трудовых отношений с 2015 года.
Оформление Приказа N 1 от 09.01.2020 о представлении Голяновской А.В. отпуска по уходу за первым ребенком до 3-х лет, приказа N 17 от 23.06.2022 о предоставлении Голяновской А.В. отпуска по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет на бланке иного юридического лица - ООО Юридическое бюро "Виктория" обусловлено ошибкой бухгалтера Смекалиной Е.Л., которая также является главным бухгалтером ООО Юридическое бюро "Виктория", и не опровергает факт предоставления отпуска по уходу за ребенком.
Согласно решению Фонда, основанием для непринятия к зачету спорной суммы расходов также явилось то обстоятельство, что выплата пособия есть мера, направленная на компенсацию утраченного заработка, однако поскольку Голяновская А.В. длительное время перед предоставлением отпуска по беременности и родам находилась в отпуске без сохранения заработной платы, то утраченного заработка, и соответственно, оснований компенсировать заработок не имелось.
Между тем для признания расходов страхователя на выплату пособия по беременности и родам необоснованными Фонд должен установить, что фактически трудовые отношения между работником и работодателем отсутствовали, что документы оформлены между ними лишь для возмещения расходов за счет средств ФСС, а фактически застрахованное лицо к выполнению трудовой функции не приступало.
Вопреки установленной судом обязанности доказывания обстоятельств, положенных в обоснование иска, Фондом со своей стороны указанные обстоятельства не подтверждены, достаточных доказательств, опровергающих установленные судом факты, не представлено. Суд обоснованно указал, что Фонд не обладает полномочиями по оценке необходимости или целесообразности принятия на работу страхователем работников соответствующих специальностей для выполнения ими своих должностных обязанностей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что действия общества "ЦПП "Миссия" по сохранению трудовых отношений с Голяновской А.В. носили формальный характер, а выплата ей пособия по беременности и родам направлена на создание искусственной ситуации, позволяющей неправомерно возместить за счет средств Фонда расходы по выплате пособия по беременности и родам.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, не уплата страхователем взносов с доходов застрахованного лица в период, непосредственно предшествующий предоставлению отпуска по беременности и родам, сама по себе не свидетельствует о создании между работодателем и работником формальных отношений для получения средств Фонда ввиду того, что работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Предоставление работнику отпуска без сохранения заработной платы в период с 11.07.2021 по 18.01.2022 обусловлено наличием у Голяновской А.В. малолетнего ребенка, а также повторной беременностью.
Нахождение работника в отпуске без сохранения заработной платы (уважительность причин которого признана подтвержденной) не препятствует предоставлению ему отпуска по беременности и родам с первого дня после окончания отпуска без сохранения заработной платы. Выход работника на работу не является условием для предоставления ему отпуска по беременности и родам и назначения пособия.
При таких обстоятельствах выводы Фонда о неправомерном получении средств из бюджета Фонда застрахованным лицом, злоупотреблении страхователем правом, признаны судом не соответствующими фактическим обстоятельствам по делу, законодательству об обязательном социальном страховании, в связи с чем оснований для возмещения излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения и уплаты штрафа у общества не имелось.
Выводы, изложенные в обжалованном решении суда, соответствуют закону и основаны на материалах дела. Оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2024 по делу N А76-31323/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31323/2023
Истец: Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхвания Российской Федерации по Челябинской области
Ответчик: ООО ЦПП "МИССИЯ"