г. Владивосток |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А51-15181/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Столповской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ЮВА Транслогистик",
апелляционное производство N 05АП-2049/2024
на решение от 27.02.2024
судьи Тихомировой Н.А.
по делу N А51-15181/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮВА Транслогистик" (ИНН 6678123040, ОГРН 1226600054944)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424)
о признании незаконным решения;
при участии в заседании:
от ООО "ЮВА Транслогистик": представитель Е.В. Васильев (в режиме веб-конференции), по доверенности от 18.08.2023, сроком действия на один год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 46199), паспорт;
от Владивостокской таможне: представитель А.П. Панасенко по доверенности от 15.05.2023 сроком действия до 16.05.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0372), служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮВА Транслогистик" (далее - заявитель, общество, ООО "ЮВА Транслогистик") обратилось с заявлением в арбитражный суд Приморского края к Владивостокской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза N РКТ-10702000-23/000691 от 24.05.2023, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 24.05.2023.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2024 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ЮВА Транслогистик" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ни указанные в решении сайты торговых компаний, ни заключение таможенного эксперта от 17.05.2023 N 12410007/0010758 не содержат сведения относительно марок (моделей) транспортных средств, для которых предназначены спорные шины.
По мнению заявителя, представленное заключение таможенного эксперта не содержит исследования и выводов в части определения вида, предназначения транспорта и области применения вышеназванных шин с учетом их функциональных характеристик, поскольку данные вопросы перед экспертом таможенным органом даже не ставились.
Общество настаивает, что при оценке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара.
Однако, возможность установки шин ADVANCE GL072A на грузовом транспорте в виду использования одного и того же шасси, суд первой инстанции необоснованно отождествил с предназначением и областью применения указанных шин, которые, исходя из их технических характеристик, заключаются в совершенно ином, а именно: использование на автотранспортных средствах повышенной проходимости и машинах специального назначения, включая технику, работающую в сложных условиях бездорожья, таких как добыча полезных ископаемых, строительство и лесозаготовка, иных тяжелых условиях.
Декларант отмечает, что в подтверждение предназначения спорных шин и области их применения согласно техническим характеристикам им представлены в материалы дела заключение специалиста ООО "ГлавЭксперт" N 11-09-10/ТЭ от 11.09.2023; заключение специалиста ООО "Ленинградская Экспертная служба "ЛЕНЭКСП" N 2615-АТЭ/ЮЛ/2023 от 11.08.2023; заключение специалиста Разумова С.Г. от 24.11.2023, письма конечных пользователей шин ADVANCE GL072A 425/85R21-24, сведения из открытых источников в сети "Интернет" о продаже спорных шин для спецтехники, включая отзывы.
Кроме того, общество считает, что требования ГОСТ Р 52899-2007 не распространяются на шины с регулируемым давлением и предназначенных для работы в особых условиях эксплуатации, предусмотренные в ГОСТ шины должны иметь индекс скорости от F до М, что соответствует скорости от 80 км/ч до 130 км/ч (более низкая скорость не указана), индекс нагрузки (п.5.2.2., таблица A3) от 119 до 165.
По мнению заявителя, судом не учтено, что спорные шины имеют индекс скорости С (60 км/ч), индекс нагрузки 173, которые позволяют комплектовать транспортные средства с регулируемым давлением в шинах и не имеют номера официального утверждения.
Общество подтверждает, что на спорных шинах имеется маркировка знаком "Е4", однако, на них отсутствует номер официального утверждения, в связи с чем, маркировка "Е4" без номера официального утверждения и сертификата соответствия не имеет какого-либо правового значения. Наличие маркировки "Е4" объясняется использованием базовых пресс-форм при изготовлении шин и широкой линейкой их исполнения.
Таким образом, спорные шины не предназначены для перевозки грузов в виду их технических характеристик, по своим параметрам они не соответствуют нормативным требованиям ГОСТ Р 52899-2007, Правил ЕЭК ООН N 54, TP ТС N 018/2011, установленных для компонентов транспортных средств, используемых для перевозки людей, грузов.
Общество обращает внимание, что у спорных шин отсутствуют декларации/сертификаты соответствия вышеназванным стандартам, а на соответствие требованиям TP ТС N 018/2011 они не испытывались, доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, заявитель настаивает, что товарная позиция 8704 "Моторные транспортные средства для перевозки грузов" включает в себя транспортные средства, которые, в зависимости от области применения, комплектуются шинами из разных субпозиций, а не только 4011 20 900 0.
Таможенный орган с доводами апелляционной жалобы не согласился, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В мае 2023 года обществом на основании контракта от 22.09.2022 N GUIUVA 22/09/2022, и инвойса от 12.04.2023 N 23034119002 с использованием средств электронного декларирования во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни в целях помещения товара N1 "ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ РЕЗИНОВЫЕ, НОВЫЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МАШИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, РАЗМЕР: 425/85R21-24, НОРМА СЛОЙНОСТИ 24PR, ВСЕСЕЗОННЫЕ. Производитель GUIZHOU TYRE CO., LTD. Товарный знак ADVANCE, Торговый знак, марка GL072A, количество 744 шт. (796)", подана ДТ N 10702070/030523/3177716.
В графе 33 указанной ДТ в отношении указанных товаров обществом заявлен классификационный код 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности". Из сведений, заявленных в графе 47 рассматриваемой ДТ следует, что в отношении товара декларантом исчислены и уплачены ввозная таможенная пошлина в размере 5% и налог на добавленную стоимость в размере 20%.
В ходе таможенного контроля в рамках системы управления рисками в целях проверки правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в отношении товара N 1, задекларированного в ДТ N 10702070/030523/3177716 назначена таможенная экспертиза, результаты которой оформлены заключением таможенного эксперта от 17.05.2023 N 12410007/0010758.
По результатам таможенного контроля таможенным органом принято решение N РКТ-10702000-23/000691 от 24.05.2023 о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которым классификационный код товара изменен на код 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС - "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121", ставка ввозной таможенной пошлины 10%, НДС - 20%.
В тот же день таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары.
Не согласившись с решениями таможенного органа от 24.05.2023, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, которое оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением таможенного органа, посчитав его несоответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое обжалуемым решением суда было оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, вступил в силу 01.01.2015) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями указанного Договора.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, предварительное решение о классификации товаров, при его наличии, а в случае таможенного декларирования товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита -принятое таможенным органом любого государства - члена в отношении таких товаров предварительное решение о классификации товаров либо решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.
В силу положений статей 20, 50, 52 ТК ЕАЭС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Согласно пункту 1 статьи 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
В силу пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждаемая Комиссией.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случаях выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 289-ФЗ при обнаружении таможенным органом, как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара. При этом согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 15 Закона N 289-ФЗ решение о классификации товара должно содержать обоснование решения о классификации товара, включая причины, послужившие основанием для принятия такого решения.
Решение о классификации товара является основанием для требования или решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации (пункт 3 статьи 15 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (г. Брюссель) классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - Гармонизированная система, ГС), осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
В приложении к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (ЕТТ ТС) установлены Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Классификация товаров для таможенных целей осуществляется по ТН ВЭД ЕАЭС на основании Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ). Согласно пунктам 5 и 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
При этом выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно ОПИ 3 (а) в случае, если в силу ОПИ 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим Описанием.
Классификация товара внутри товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствий с ОПИ 6, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми; также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Так, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция (пункт 7.1 Положения N 522), затем определяется субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам, примечаниям к субпозициям - в начале определяется однодефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной товарной позиции, затем определяется двухдефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции), затем определяется трехдефисная подсубпозиция в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) и так далее до достижения необходимого уровня классификации (пункт 7.2 Положения N 522).
Следовательно, наименования товарных позиций и примечания к разделам и группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь.
Анализ приведенных правовых норм, указывает на то, что при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции указанной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара.
Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Согласно абзацу 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
В рамках применения ОПИ 1 и таможня, и заявитель определили одинаковую товарную позицию 4011 ТН ВЭД ЕАЭС, спора между сторонами в части товарной позиции нет. Между тем, при определении товарной субпозиции на основании применении ОПИ 6, у сторон возникли разногласия.
Товарная позиция 4011 группы 40 "Каучук, резина и изделия из них" включает следующие субпозиции:
- 4011 10 000 "- для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили):", которые далее делятся по посадочному диаметру;
- 4011 20 "- для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов:", которые далее делятся по индексу нагрузки;
- 4011 30 000 0 "- для использования на воздушных судах";
- 4011 40 000 0 "- для мотоциклов";
- 4011 50 000 "- для велосипедов:";
- 4011 70 000 0 "- для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин";
- 4011 80 000 0 "- для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности";
- 4011 90 000 0 "- прочие".
Согласно Пояснениям к коду 4011 ТН ВЭД ЕАЭС (Том II, Разделы VI - VIII, Группы 29-43) шины и покрышки могут быть предназначены для любого типа транспортного средства или летательного аппарата, игрушек с колесами, машин разного типа, артиллерийских орудий и т.д. Они могут использоваться как с камерами, так и без них.
Товарная субпозиция 4011 20, избранная таможенным органом, включает в себя "шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов".
Товарная позиция 4011 80 000 0, избранная декларантом, включает "шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".
Следовательно, для правильной классификации спорного товара необходимо установить область применения шин - для моторных транспортных средств для перевозки грузов или для иных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
Для того, чтобы рассматривать все последующие субпозиции товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС при классификации спорного товара, необходимо установить невозможность его классификации в предыдущих субпозициях.
Иными словами, для рассмотрения возможности классификации товара в субпозиции 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС, необходимо установить невозможность классификации его в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
Товарная позиция 8704 ТН ВЭД ЕАЭС "Моторные транспортные средства для перевозки грузов" включает, в том числе, автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (8704 10), а также прочие, в том числе, с полной массой от не более 5 тн до более 20 тн.
Поскольку транспортные средства для перевозки грузов включаются в товарную позицию 8704, следовательно, они не могут быть отнесены к иным транспортным средствам и машинам товарных позиций группы 84.
Таким образом, к транспортным средствам для перевозки грузов относятся все грузовые автомобили (включая автомобили-самосвалы), предназначенные для перевозки грузов вне зависимости от условий использования - по дорогам общего пользования, в условиях бездорожья, в смешанных условиях.
Следовательно, условия использования шин - по дорогам общего пользования ("ON ROAD") или по бездорожью ("OFF ROAD") - не являются классификационным признаком для целей таможенной классификации.
Экспертно-криминалистической службой - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивостока на основании решения о назначении таможенной экспертизы от 04.05.2023 N 10702070/040523/ДВ/000176 проведена таможенная экспертиза.
Согласно заключению таможенного эксперта от 17.05.2023 N 12410007/0010758 указанные шины пневматические резиновые, импортируемые Обществом, возможно использовать на транспортных средствах, предназначенных для перевозки грузов. В соответствии с имеющимися маркировочными обозначениями на исследуемом образце:
- индекс нагрузки составляет 173;
- обозначение "FOR HEAVY DUTY TRUCKS" переводится как "для большегрузных грузовых автомобилей";
- обозначение "МРТ" как "для универсальных грузовых автомобилей".
На спорном товаре, марки GL072A указан индекс (символ) категории скорости "С", который указан в таблице 3 пункта 4.3.3 ГОСТ ИСО 4209-1-2006 "Межгосударственный стандарт. Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины", которому соответствует категория скорости 60 км/ч, а сам пункт 4.3 поименован как "Эксплуатационные характеристики".
Таможенным органом для выяснения возможности отнесения спорных шин к шинам, используемым на транспортных средствах для перевозки грузов, был проведен анализ сведений, полученных с сайтов компаний по оптово-розничной продаже грузовых, спецшин и легковых шин от заводов изготовителей. Так, согласно информации на сайте "import-group.com", спорные шины используются на транспортных средствах, предназначенных для перевозки грузов. На интернет сайте "kolesamira.ru" шины ADVANCE GL0072A отнесены к грузовым.
Кроме того, таможенным органом по представленному каталогу производителя было установлено, что модели шин ADVANCE GL0072A отнесены изготовителем к разделу грузовых. Параметры спорных шин (в том числе, индексы скорости и нагрузки) соответствуют Правилам ЕЭК ООН 54 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин транспортных средств неиндивидуального пользования и их прицепов" (далее - Правила ЕЭК ООН N 54).
Согласно подпунктам 5.4, 5.4.1, 5.4.2 Правил ЕЭК ООН N 54 на каждой шине, соответствующей типу пневматической шины, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен четко проставляться международный знак официального утверждения, состоящий из: круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение <*> (сноска <*>: 4 - Нидерланды), и номера официального утверждения.
Приложение N 2 (обязательное) к Правилам ЕЭК ООН N 54 приводит пример схемы знака официального утверждения, согласно которому знак "Е4 в круге" указывает, что этот тип шины официально утвержден в Нидерландах.
Таким образом, знак "Е4 в круге" является знаком официального утверждения в Нидерландах типа пневматической шины, предназначенной для транспортных средств категорий МЗ, N3, 03, 04, то есть в том числе шин для транспортных средств для перевозки грузов (грузовых автомобилей).
На правила ЕЭК ООН N 54 ссылаются также статьи 2,3, пункты 5.1, 5.4 статьи 5 ГОСТ 5513-97 "Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия"; в частности пункт 5.1 ГОСТ 5513-97 устанавливает, что шины должны отвечать требованиям Правил ЕЭК ООН N 54, а подпункт "н" пункта 5.4 ГОСТ 5513-97 требует нанесения на покрышке маркировки, включающей знак официального утверждения "Е" с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат соответствия требованиям Правил ЕЭК ООН N54.
При этом, положения Правил ЕЭК ООН N 54 не распространяются ни на карьерные самосвалы, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, ни на иную спецтехнику, не предназначенную для перевозки грузов.
В своих доводах ООО "ЮВА Транслогистик" указывает, что из каталога производителя шин Advance Tyre "Truck & Bus Tire: Data Book" следует, что спорная модель шин относится к области применения Special Service, что подразумевает их использование на специальной технике.
Во-первых, использование шин на специальной технике никоим образом не подтверждает их исключительное применение на транспортных средствах, используемых в строительстве, горном деле и промышленности и не исключает их использование на транспортных средствах для перевозки грузов (например, карьерный самосвал БелАЗ предназначен для перевозки грузов и является спецтехникой).
Во-вторых, само название каталога "Truck & Bus Tire Data Book" (в переводе с английского языка "Справочник данных по шинам для грузовых автомобилей и автобусов") подтверждает, что в нем содержится информация о шинах, предназначенных для грузовых автомобилей и автобусов.
Более того, информация на странице 150 каталога свидетельствует об определенном производителем товаров предназначении шины модели GL072A ("Designed with chevron pattern and adapted to Kamas chassis" в переводе с английского языка означает наличие на шинах специального шевронного узора и адаптацию шин к шасси автомобилей типа "КамАЗ" (являющихся грузовыми автомобилями российского производства).
Коллегия отклоняет ссылку заявителя на письмо представительства изготовителя товара - компании "Guizhou Tyre Co., LTD" от 15.11.2023 как на обоснование своей позиции.
В указанном письме директор представительства сообщает, что шина 425/85R21-24 GL072A TL/TT 173С AD EN Advance предназначена для установки на все оси тяжелой внедорожной техники (самосвалы, тягачи, буровые установки на колесных шасси, прицепы и полуприцепы), включая автомобили высокой проходимости. Допускается эксплуатация на автомобилях, оснащенных системой регулировки внутреннего давления.
Таким образом, из содержания указанного письма четко не следует, что указанные шины не могут устанавливаться на грузовую технику, и предназначены исключительно для бездорожья и спецтехники данного вида.
Кроме того, в подтверждение своей позиции заявитель ссылается на выводы заключений специалиста ООО "Ленинградская Экспертная служба "ЛЕНЭКСП" N 2615-АТЭ/ЮЛ/2023 от 11.08.2023 и специалиста Разумова С.Г. от 24.11.2023.
Однако выводы указанных заключений не только не опровергают позицию таможенного органа, но и отчасти подтверждают её.
Так, данные заключения не содержат вывода о том, что исследуемые шины предназначены исключительно для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
Из заключения специалиста N 2615-АТЭ/ЮЛ/2023 от 11.08.2023 следует, что исследуемые шины относятся к промышленным шинам для бездорожья и для работы на открытых грунтах (на мягких грунтах, песчаных грунтах и на траве), применяются на автотранспортных средствах повышенной проходимости и машинах специального назначения, включая технику, работающую в сложных условиях бездорожья.
Также в данном заключении указано, что исследуемые шины не содержат какой-либо маркировки или документа, регламентирующего движения по дорогам общего пользования. Вместе с тем, специалист указывает, что конечная область применения товара устанавливается производителем и определяется потребителем.
В свою очередь Владивостокской таможней не оспаривается, что рассматриваемые шины могут использоваться на специальной технике (данный факт отражен в каталоге производителя), а также в условиях бездорожья.
Указанные области применения шин не исключают возможность их классификации в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС "шины для моторных транспортных средств для перевозки грузов", поскольку текст данной субпозиции не содержит каких-либо условий относительно вида грузовой техники и дорожных покрытий, по которым они могут передвигаться.
Также в заключении ООО "Ленинградской Экспертной службы "ЛЕНЭКСП" указано, что исследование по вопросам 1-3 проводилось методом изучения маркировки на шинах.
В заключении указано, что маркировка "G" предусматривает установку шин на грейдеры, маркировка "L" предусматривает установку шин на погрузчики и бульдозеры, позволяет передвигаться по бездорожью. Какие-либо ссылки на источник информации по данной расшифровке маркировки в заключении не приведены.
Данный вывод специалиста полностью противоречит представленному заявителем каталогу производителя шин, на страницах 3-4 которого приведена информация о расшифровке обозначения моделей шин.
Так, в соответствии с расшифровкой, указанной в каталоге производителя, маркировка "GL" обозначает тип шины - радиальная, а не область применения.
При этом, вопреки доводам общества, специалистом оставлено без должного внимания наличие на шине маркировки "FOR HEAVY DUTY TRUCKS" - для большегрузных грузовых автомобилей.
В заключении специалиста Разумова С.Г. от 24.11.2023 приведены примеры специальных транспортных средств, укомплектованных шинами 425/85R21, а также указано, что основными покупателями исследуемых шин являются организации нефтегазовой отрасли. На основании чего экспертом сделан вывод о том, что спорные шины предназначены исключительно для специальных транспортных средств и соответственно подлежат классификации в субпозиции 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Между тем, в ТН ВЭД ЕАЭС классификация моторных транспортных средств специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов, осуществляется исключительно в товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС.
Такие моторные транспортные средства специального назначения во всех случаях базируются на автомобильных шасси.
В то же время, классификация автомобильных шасси в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в зависимости от их комплектации, а именно:
- в товарной позиции 8706 - только шасси с установленными двигателями для моторных транспортных средств товарных позиций 8701 -8705 (без кабины);
- в товарных позициях 8702 - 8704 - только автомобильные шасси с кабиной;
- в товарной позиции 8708 - только шасси с неустановленными двигателями.
Специальные транспортные средства, фотографии которых приведены в заключении специалиста Разумова С.Г. от 24.11.2023 в качестве примеров, базируются на шасси грузовых автомобилей "Урал" (фото 14-17, 20) и "Камаз" (фото 18, 19).
Указанные примеры подтверждают, что такие специальные транспортные средства изготовлены на базе шасси грузовых автомобилей с кабиной.
В то же время, в соответствии с примечанием 3 к группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС автомобильные шасси с кабиной включаются в товарные позиции 8702-8704: транспортные средства для перевозки 10 человек и более (товарная позиция 8702), легковые транспортные средства (товарная позиция 8703) и транспортные средства для перевозки грузов (товарная позиция 8704).
Соответственно довод ООО "ЮВА Транслогистик" (с учетом представленных заключений и моделей специальных транспортных средств) противоречит принципам классификации товаров "транспортные средства, классифицируемые в группе 87" и "новые резиновые шины, классифицируемые в позиции 4011".
Таким образом, представленные заявителем заключения специалистов не могут свидетельствовать об обстоятельствах, исключающих отнесение спорных товаров к товарной позиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
Заключение специалиста ООО "ГлавЭксперт" N 11-09-10/ТЭ от 11.09.2023 апелляционный суд не имеет возможности оценить, в связи с тем, что оно отсутствует в материалах настоящего дела.
Обобщая все вышеизложенные обстоятельства, апелляционный суд соглашается с выводом таможни о том, что спорные товары должны быть классифицированы в товарной субпозиции 4011 20. Иные субпозиции рассматриваться не должны, поскольку шины для транспортных средств для перевозки грузов поименованы именно в субпозиции 4011 20.
В рамках данной субпозиций выделяются подсубпозиции: 4011 20 100 0 "-- с индексом нагрузки не более 121" и 4011 20 900 0 "-- с индексом нагрузки более 121".
Принимая во внимание данные производителя в части индекса нагрузки, суд считает, что выбранный таможней код (подсубпозиция 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС) для классификации спорных шин, является верным.
Соответственно, у таможни имелись основания для принятия решения N РКТ-10702000-23/000691 от 24.05.2023 о классификации товаров по ДТ N 10702070/030523/3177716.
Таким образом, оспариваемое решение о классификации товара не могло нарушить права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им экономической деятельности, поскольку реализация предусмотренной статьей 20 ТК ЕАЭС, статьи 15 Закона N 289-ФЗ процедуры классификации товара таможенным органом, поставлена в зависимость от соблюдения обществом установленных названными нормами требований.
Поскольку оспариваемое решение о классификации товара соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в ДТ также принято при наличии к тому правовых оснований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2024 по делу N А51-15181/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15181/2023
Истец: ООО "ЮВА ТРАНСЛОГИСТИК"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3649/2024
16.05.2024 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2049/2024
08.05.2024 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2049/2024
27.02.2024 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-15181/2023