город Ростов-на-Дону |
|
07 мая 2024 г. |
дело N А32-14243/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу непубличного акционерного общества "Пансионат Лучезарный"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.02.2024 по делу N А32-14243/2023
по иску Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования
к непубличному акционерному обществу "Пансионат Лучезарный"
о взыскании компенсации вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды,
при участии:
от Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:
представитель Исаакян А.М. по доверенности от 04.03.2024 N 18,
УСТАНОВИЛ:
Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, управление, Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к непубличному акционерному обществу "Пансионат Лучезарный" (далее - ответчик, НАО "Пансионат Лучезарный") о взыскании компенсации вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 1 134 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2024 взыскан с непубличного акционерного общества "Пансионат Лучезарный" в пользу Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ущерб, причиненный окружающей среде в размере 1 134 000 рублей. Взыскано с непубличного акционерного общества "Пансионат Лучезарный" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 24 340 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, НАО "Пансионат Лучезарный" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в деле отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства, не доказан факт причинения вреда.
В судебном заседании представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора поступил акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований общественного инспектора по охране окружающей среды управления Ягова Н.А.
(вх. управления от 11.08.2022 N 7028) о накоплении отходов производства и потребления на поверхности, не имеющей твердого покрытия, на территории земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123019:4 (Лазаревский район города Сочи).
Управлением 02.09.2022 в период времени с 11 час. 30 мин. до 11 час. 40 мин. проведено выездное обследование водоохраной зоны Черного моря в Лазаревском районе города Сочи Краснодарского края (земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123019:4) с целью проверки информации о нарушении требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления.
В результате проведения выездного обследования (без взаимодействия с контролируемыми лицами) 02.09.2022 установлено, что в водоохранной зоне Черного моря на территории земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123019:4 (РФ, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Лучезарная, з/у N 1А) на почве вне специализированно оборудованного места, накапливаются отходы (бой бетона, кирпича, металлолом, грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами) на площади 900м2 (30мх30 м).
Согласно информации, имеющейся в управлении (выписка из ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123019:4 (РФ, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Лучезарная, з/у N 1А) находится в пользовании НАО "Пансионат Лучезарный" (ИНН: 2318029534).
Размер вреда, нанесенного почвам как объекту охраны окружающей среды при перекрытии ее поверхности отходами производства и потребления, составил 1 134 000 рублей.
Размер вреда рассчитан в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
В целях досудебного порядка урегулирования спора, 09.09.2022 управлением в адрес общества направлено требование о добровольном возмещении вреда, причиненного водному объекту (исх. N 01-16/4962).
Неисполнение претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2022 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
Таким образом, загрязнение окружающей среды и негативное воздействие на окружающую среду являются сопоставимыми и идентичными понятиями, указывающими на то, что загрязнение и негативное изменение происходит только при попадании загрязняющего вещества в окружающую среду в ходе осуществления лицом хозяйственной и иной деятельности.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (пункт 1 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума N 49, при рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума N 49, основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствий.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 Постановления Пленума N 49, при определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ).
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что в результате проведения выездного обследования (без взаимодействия с контролируемыми лицами) 02.09.2022 управлением установлено, что в водоохранной зоне Черного моря на территории земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123019:4 (РФ, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Лучезарная, з/у N 1А) на почве вне специализированно оборудованного места, накапливаются отходы (бой бетона, кирпича, металлолом, грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами) на площади 900м2 (30мх30 м). Согласно информации, имеющейся в управлении (выписка из ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123019:4 (РФ, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Лучезарная, з/у N 1А) находится в пользовании НАО "Пансионат Лучезарный" (ИНН: 2318029534).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт причинения ответчиком вреда окружающей среде (почвам), путем загрязнения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123019:4 в результате производственной деятельности подтвержден материалами дела, а именно: актом выездного обследования от 02.09.2022 (л.д. 31, 32), фототаблицей (л.д. 33, 34), выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123019:4 (л.д. 70-75), иными материалами.
Представленный истцом расчет ущерба признан судом апелляционной инстанции арифметически верным. Контррасчет ущерба ответчиком не представлен.
Размер вреда, причиненный почвам, согласно прилагаемому расчету контролирующего органа составил 1 134 000 рублей (900х1х1.8х700).
Размер вреда рассчитан в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
В соответствии с пунктом 10 исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными) осуществляется по формуле:
УЩ = S x Кr x Kисп х Тх где,
S - площадь загрязненного участка (кв. м);
Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).
Исходя из доказанности факта причинения ответчиком вреда окружающей среде, противоправности и виновности причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи между данными противоправным бездействием общества и наступившими вредными последствиями, апелляционный суд поддерживает вывод суда о том, что требование управления о взыскании с ответчика вреда, причиненного почвам, в размере 1 134 000 рублей, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Основания для отмены решения суда от 16.02.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2024 по делу N А32-14243/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14243/2023
Истец: Черноморо-Азовское морское Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, черноморо-азовское морское управление ФС по надзору в сфере природопользования
Ответчик: АО Пансионат Лучезарный, НАО "Пансионат Лучезарный"