город Ростов-на-Дону |
|
07 мая 2024 г. |
дело N А32-56625/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Электросети Кубани"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2024 по делу N А32-56625/2023
по заявлению акционерного общества "Электросети Кубани"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Кочегаровой О.И.
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном
правонарушении,
при участии:
от акционерного общества "Электросети Кубани" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Горбункова Е.С. по доверенности от 01.01.2024, диплом, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Электросети Кубани" (далее - общество, АО "Электросети Кубани") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган, УФАС по Краснодарскому краю) об оспаривании постановления от 09.10.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21- 2789/2023.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Электросети Кубани" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует. Общество обращает внимание на то обстоятельство, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя ряд поэтапных мероприятий, в том числе разработку технического задания, проведение изыскательских работ, а также подготовку иной документации необходимой для выполнения непосредственно мероприятий для технологического присоединения заявителей, в том числе обращение за выдачей разрешения (в рассматриваемом случае, согласие ООО "Терра-Н"), для использования земель с целью размещения линейного объекта, и указанные мероприятия производились обществом без промедления. Представленные в материалы дела об административном правонарушении доказательства свидетельствует о том, что в данном случае исполнить договор об осуществлении технологического присоединения в установленный срок (1 год) не представлялось возможным ввиду объективной, не зависящей от Общества невозможности строительства линейного объекта и выполнение технического задания для подключения потребителя, о чем обществу стало известно только в процессе исполнения договора.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель АО "Электросети Кубани" поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Краснодарскому краю поступило обращение Кочегаровой О.И. (05.05.2023 N 15339/23) (далее - заявитель) на действия АО "Электросети Кубани" (далее - сетевая организация).
Из обращения следует, что между заявителем и сетевой организацией заключен договор от 25.03.2022 N 1-55-22-0349 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Предметом договора является обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта заявителя к электрическим сетям, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, район, с. Владимировка, в районе Гудзевой горы, СНТ "Лесное озеро", уч.79, к/н 23:47:0117002:849, а заявитель обязуется оплатить услуги по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 5 договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и оставляет 1 год.
Административным органом установлено, что АО "Электросети Кубани" нарушило требования пункта 7, подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения N 861.
27.07.2023 административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-2789/2023 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 37-40).
09.10.2023 административным органом в отношении общества принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2789/2023, которым АО "Электросети Кубани" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей (л.д. 28-31).
Несогласие с принятым постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Как указано ранее, между Кочегаровой О.И. и АО "Электросети Кубани" (правопредшественник - АО "НЭСК-электросети") заключен договор от 25.03.2022 N 1-55-22-0349 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Предметом договора является обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта Кочегаровой О.И. к электрическим сетям, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, район с. Владимировка, в районе Гудзевой горы, СНТ "Лесное озеро", уч.79, к/н 23:47:0117002:849, а заявитель обязуется оплатить услуги по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 5 договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и составляет 12 месяцев.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
На основании вышеизложенного АО "Электросети Кубани" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861, пункта 5 договора от 25.03.2022 N 1-55-22-0349, в срок до 25.03.2023.
Пункт 7 Правил N 861 устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил; (пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2019 N 682)
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13, 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединение заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и для выдачи объектами микрогенерации заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.
Для целей настоящих Правил под осуществлением действиями заявителе фактического присоединения и фактического приема (выдачи объектами микрогенерации) напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14 (2) настоящие Правил).
Таким образом, АО "Электросети Кубани" не представлены документы, подтверждающие соблюдение пунктов 7, 16 Правил N 861 при выполнении своих обязательств в рамках договора от 28.03.2022 N 1-55-22-0368 в срок до 28.09.2022.
Довод АО "Электросети Кубани", что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законом требований, однако по независящим от него обстоятельствам выполнить мероприятия в установленный договором срок не представилось возможным, судом отклоняются как несоответствующие действительности, поскольку в пункте 8 технических условий, являющихся приложением к договору от 25.03.2022 N 1-55-22-0349, указано, что основным источником питания является: ПС 110/27,5/10кВ "Гайдук-Тяговая", пр.8.
Таким образом, сведения о прохождении линии только по принадлежащему ООО "Терра-Н" земельному участку с кадастровым номером N 23:47:0117002:1854, были заблаговременно известны сетевой компании.
При этом вопросы о согласовании прохождения линии надлежало разрешить своевременно в пределах установленного пунктом 5 договора срока.
Кроме того, как следует из определения Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 23.06.2023 по делу N 2-1571/2023, на которое ссылается общество в своей жалобе, исковое заявление АО "НЭСК-электросети" "Новороссийскэлектросеть" к Кочегаровой О.И. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям оставлено без рассмотрения по заявлению истца, в связи с утратой актуальности спора.
Судом установлено, что ранее АО "Электросети Кубани" (ранее - АО "НЭСК-электросети") было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (N А32-29881/2022, вступило в силу 02.11.2022, оплачено 27.12.2022).
Таким образом, в действиях АО "Электросети Кубани", выразившихся в нарушении требований пункта 7, подпункта "б" пункта 16 Правил N 861, имеется состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Срок давности привлечения АО "Электросети Кубани" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.
Учитывая характер совершенного правонарушения, его доминирующее положение общества на рынке оказания спорных услуг, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 рублей.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ) судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В ряде актов Верховного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 05.09.2018 N 303-АД18-5207 и N 303-АД18-5141) разъяснены особенности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. В том числе, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Рассматриваемое в настоящем деле правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным в силу норм статьи 4.6 КоАП РФ, поскольку ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа. По этой причине замена штрафа на предупреждение по оспариваемому в настоящем деле постановлению невозможна.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Апелляционный суд, оценивая приведенные заявителем доводы, фактические обстоятельства совершения правонарушения, учитывая степень общественной опасности деяния, исходит из того, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества, как доминирующего субъекта на соответствующем товарном рынке, к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства. Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.
Основания для отмены решения суда от 05.03.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2024 по делу N А32-56625/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56625/2023
Истец: АО "Электросети Кубани"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: КОЧЕГАРОВА О.И., УФАС ПО КК