г. Томск |
|
8 мая 2024 г. |
Дело N А45-25179/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Павлюк Т.В.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 07АП-2288/2024) на решение от 12.02.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-25179/2023 (судья Кондрашкина А.Б.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Линейное" (ИНН 7017190313), г. Томск к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 5406290571), г. Новосибирск о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений NАВТ-467-в от 02.06.2023,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Ивлева А.А., доверенность, диплом, паспорт;
- от заинтересованного лица - Пенкин Н.И., доверенность, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Линейное" (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений N АВТ-467-в от 02.06.2023.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что обществом не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта капитального строительства "Обустройство поисково-оценочной скважины N 4 Черемшанского месторождения".
В представленном отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, управлением в период с 22.05.2023 по 02.06.2023 на основании решения от 28.04.2023 NРП-13/671 "О проведении внеплановой выездной проверки" в отношении Общества была проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт внеплановой выездной проверки от 02.06.2023 N АВТ-467-в.
По результатам проверки в отношении Общества было выдано предписание об устранении выявленных нарушений N АВТ-467-в от 02.06.2023 г.
Согласно оспариваемому предписанию в нарушение подпункта 7.5. пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) Обществом не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта капитального строительства "Обустройство поисково-оценочной скважины N 4 Черемшанского месторождения", относящийся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Предписанием N АВТ-467-в от 02.06.2023 Обществу установлен срок до 03.06.2024 для устранения указанных нарушений.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что обществом соблюдены условия применения части 10 статьи 11 Закона N 219-ФЗ. Данные обстоятельства свидетельствует об отсутствии необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы при реализации указанного выше проекта обустройства
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Отношения в области экологической экспертизы, реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 174-ФЗ экологической экспертизой признается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Закона N 174-ФЗ).
Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня установлен статьей 11 Закона N 174-ФЗ.
В частности, объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
- проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов (пункт 7.5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ);
- объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы, реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию, истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы (пункт 8 статьи 11 Закона N 174-ФЗ).
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы (пункт 5 статьи 18 Закона N 174-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) с 01.01.2019 вступил в силу подпункт 7.5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, согласно которому государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
В силу переходных положений, установленных частью 10 статьи 11 Закона N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2018 N 496-ФЗ), вступивших в силу 01.01.2019, требования о проведении государственной экологической экспертизы не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 01.01.2019, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 01.01.2019, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
По смыслу части 10 статьи 11 Закона N 219-ФЗ и подпункта 7.5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ следует, что проектная документация на объекты капитального строительства I категории не является объектом государственной экологической экспертизы в случаях если:
- разрешение на строительство объекта выдано до 01.01.2019;
- в отношении проектной документации получено заключение экспертизы проектной документации до 01.01.2019;
- проектная документация на выполнение работ связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа согласована и утверждена в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019.
Согласно подпункту б пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2022 N 579 "Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации" повторная государственная экологическая экспертиза в отношении проектной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию объектов, указанных в статье 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", в случае доработки проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, если вносимые в такую проектную документацию изменения не затрагивают положения проектной документации, содержащие мероприятия по охране окружающей среды, не влекут изменения качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта и (или) размещаемых отходов и (или) увеличения количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта и (или) размещаемых отходов, а также не приведут к изменению следующих показателей: границы застройки; местоположение объекта; конструктивные и объемно-планировочные решения объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения; технологические и конструктивные решения линейных объектов.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, при разработке проектной документации "Обустройство поисково- оценочной скважины N 4 Черемшанского нефтяного месторождения" (далее - Проект обустройства), получившего положительные заключения экологической и государственной экспертиз.
Проектная документация первой стадии разработки "Проект пробной эксплуатации Черемшанского месторождения Томской области" (далее - ППЭ), подготовлена, согласована и утверждена в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019, что подтверждается Протоколом заседания Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС N 1489 от 22.12.2017 г. (далее - Протокол). По результатам рассмотрения ППЭ комиссией ЦКР Роснедр по УВС принято решение об утверждении проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, решение отражено в Протоколе.
Обществом была разработана проектная документация "Обустройство поисково-оценочной скважины N 4 Черемшанского нефтяного месторождения" (далее - Проект обустройства), получившая положительное заключение негосударственной экспертизы N 70-2-1-3-006256-2021 от 15.02.2021.
В доводах жалобы Управление указывает, что выдаче оспариваемого предписания послужила реализация объекта "Обустройство поисково-оценочной скважины N 4 Черемшанского нефтяного месторождения", в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что проектная документация на разработку "Обустройство поисково-оценочной скважины N 4 Черемшанского нефтяного месторождения", согласована Протоколом заседания Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС N 1489 от 22.12.2017, т.е. до 01.01.2019, что подпадает под исключительные условия, установленные статьей 11 Закона N 219-ФЗ,
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства исключают необходимость проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации "Обустройство поисково-оценочной скважины N 4 Черемшанского нефтяного месторождения".
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются ввиду освобождения заинтересованного лица от обязанности по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-25179/2023 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-25179/2023
Истец: ООО "ЛИНЕЙНОЕ"
Ответчик: СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд