г. Самара |
|
07 мая 2024 г. |
А65-37427/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корнилова А.Б.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года по делу N А65-37427/2023 (судья Андриянова Л.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", г.Казань (ОГРН 1021603620323, ИНН 1660061210) (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому Федеральному округу, г.Нижний Новгород (ОГРН 1225200040955, ИНН 5258154999) (далее - Ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.12.2023 N 52.03.01РТ-23ДХ/23 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.19.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В материалы дела поступил отзыв административного органа на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 21.02.2023 по 06.03.2023 в соответствии с Решением заместителя начальника МТУ Ространснадзора по ПФО Чиркина А.В. N 37/ВП от 14.02.2023, на основании поручения Заместителя Председателя Правительства РФ от 15.12.2022 NДГ-П50-21637, распоряжения Врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21.12.2022 N347-р(фс), п.4, п.7 ч.4 ст. 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности"; п.З ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий N N КНМ 52230694272205062860 от 14.02.2023 в отношении ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения законодательства РФ (акт проверки от 06.03.2023 N52.03.01РТ-05ДХ/23), а именно:
1) В нарушение пп. 3) п. 7 "Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категории объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2201 (далее - Требования), ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено для защиты объектов транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя:
работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
1) специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
2) В нарушение пп. 7) п.7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" не обеспечена реализация планов обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры (реестровые номера ДХА0002197, ДХАОО13941, ДХА0032326, ДХА0032327) в течение 2 лет со дня присвоения категории объектам.
3) В нарушение пп. 9) п.7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не установлены на основании утвержденных результатов оценок уязвимости границы зоны транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, для которых устанавливается особый режим допуска физических лиц (автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов) и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, животных, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.
4) В нарушение пп. 11) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не согласован порядок доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, определяемым в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон).
5) В нарушение пп. 14) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не обеспечило информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры (за исключением эстакад), а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:
допуска в зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры;
допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным и (или) удостоверяющим личность документам и пропускам, а также перевозки грузов по поддельным (подложным) и (или) недействительным перевозочным документам;
перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному назначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.
6) В нарушение пп. 15) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не проводит как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения безопасности объектов с периодичностью не реже одного раза в год для объектов транспортной инфраструктуры (нескольких объектов транспортной инфраструктуры) I категорий.
7) В нарушение пп. 17) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, не обеспечило проведение дополнительной оценки уязвимости на ОТИ (реестровые номера ДХА0002197, ДХА0013941, ДХА0032326, ДХА0032327, ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений.
8) В нарушение пп. 18) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХА0002197, ДХА0013941, ДХА0032326, ДХА0032327, ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не обеспечило внесение изменений в план обеспечения безопасности объектов, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
9) В нарушение пп. 22) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХКОООООЗЗ, ДХК0000034, ДХК0000043) не выделено и не оборудованы отдельные помещения или участки помещений на ОТИ I категорий:
для размещения работников подразделений транспортной безопасности;
для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
10) В нарушение пп. 23) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не созданы помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности (далее - пункты управления обеспечением транспортной безопасности) и не оснащены пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
11) В нарушение пп. 25) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХА0032326, ДХА0032327, ДХКОООООЗЗ, ДХК0000034, ДХК0000043) не обеспечило аудио - и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры I категории, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности.
12) В нарушение пп. 25) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХА0002197, ДХАОО 13941) не обеспечило аудиозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры I категории, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности.
13) В нарушение пп. 29) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровый номер ДХА0013941) не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры. Раздел 9 Положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ, утвержденного приказом N 977 от 18.10.2019 не соблюдаются.
14) В нарушение пп. 30) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХА0013941, ДХА0032326, ДХА0032327, ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) объектов не обеспечило установку на ОТИ I категорий технических средств обеспечения транспортной безопасности ОТИ, предусмотренные Законом.
15) В нарушение пп. 36) п. 7 Требований, на ОТИ ФКУ "Волго-Вятскуправтодор"
(реестровый номерДХА 0013941) не обеспечена защита технических средств обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных, а также поддерживать средства связи в постоянной готовности к использованию (отсутствуют средства СКУД предусмотренные Планом ОТБ).
В нарушение пп. 1) п. 8 Требований, на ОТИ ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" (реестровые номера ДХА0013941, ДХА0032326, ДХА0032327, ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) отсутствует оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
- идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся
объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
- обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами
видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время (далее - видеообнаружение) в технологическом секторе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами
видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время (далее - видеомониторинг) на периметре зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- передачу данных с систем видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи
данных;
- хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих для этого технические возможности, в течение одного месяца;
- выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными средствами для
проникновения на объект транспортной инфраструктуры, в реальном времени на периметре внешних границ технологического сектора зоны транспортной безопасности и критических элементов объекта транспортной инфраструктуры;
- интеграцию и (или) совместное применение технических средств обеспечения
транспортной безопасности с учетом технических характеристик инженерных систем и сооружений, препятствующих проникновению нарушителя в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (при наличии технической возможности);
- документирование перемещения физических лиц через границы технологического
сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и передачу данных в соответствии с порядком передачи данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в реальном времени;
- определение соответствия постоянного пропуска предъявителю с применением
биометрических устройств на контрольно-пропускных пунктах, постах на границах технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов и перемещаемых ими грузов в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее части.
По результатам внеплановой выездной проверки Учреждению для исполнения выданы предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ от 06.03.2023 N 52.03.01РТ-08ДХ/23 и N .52.03.01РТ-09ДХ/23.
Согласно предписанию от 06.03.2023 N 52.03.01РТ-08ДХ/23 Учреждению предписывалось в срок до 10.10.2023 устранить нарушения:
1) В нарушение пп. 9) п.7 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2201 (далее - Требования), ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не установлены на основании утвержденных результатов оценок уязвимости границы зоны транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, для которых устанавливается особый режим допуска физических лиц (автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов) и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, животных, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.
2) В нарушение пп. 11) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номераДХК 0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не согласован порядок доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной' безопасности и их передачу уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, определяемым в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 1б-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон).
3) В нарушение пп. 14) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не обеспечило информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры (за исключением эстакад), а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:
допуска в зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры;
допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным и (или) удостоверяющим личность документам и пропускам, а также перевозки грузов по поддельным (подложным) и (или) недействительным перевозочным документам;
перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному назначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.
4) В нарушение пп. 15) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не проводит как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения безопасности объектов с периодичностью не реже одного раза в год для объектов транспортной инфраструктуры (нескольких объектов транспортной инфраструктуры) I категорий.
5) В нарушение пп. 17) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, не обеспечило проведение дополнительной оценки уязвимости на ОТИ (реестровые номера ДХА0002197, ДХА0013941, ДХА0032326, ДХА0032327, ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений.
6) В нарушение пп. 18) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровые номера ДХА0002197, ДХА0013941, ДХА0032326,. ДХА0032327, ДХК0000033, ДХК0000034, ДХК0000043) не обеспечило внесение изменений в план обеспечения безопасности объектов, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
В нарушение пп. 29) п. 7 Требований, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на ОТИ (реестровый номер ДХА0013941) не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры. Раздел 9 Положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ, утвержденного приказом N 977 от 18.10.2019 не соблюдаются, и документы, подтверждающие устранение указанных нарушений предоставить в Управление.
По состоянию на 11.10.2023 документов подтверждающих устранение нарушений указанных в предписании в адрес Ответчика Заявителем не направлено.
В период с 07.11.2023 по 17.11.2023 в соответствии с Решением начальника МТУ Ространснадзора по ПФО Недоконцева В.В. N 29/ДП от 24.10.2023, на основании ч.2 ст.11.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"; п.5 ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в связи с наступлением 11.10.2023 срока исполнения предписания МТУ Ространснадзора по ПФО N 52.03.01РТ-08ДХ/23 от 06.03.2023 об устранении нарушений обязательных требований; пп. "а" п.З Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", мотивированного представления должностного лица от 11.10.2023, решения Прокуратуры Республики Татарстан от 25.10.2023 о согласовании проведения проверки, номер документарной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий N 52230694272208202358 от 24.10.2023 в отношении Учреждения проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проведенной проверки установлено, что нарушения указанные в предписании от 06.03.2023 N 52.03.01РТ-08ДХ/23 не устранены (акт проверки от 17.11.2023 N 52.03.01РТ-09ДХ/23).
По указанному факту Ответчиком в отношении Заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 28.11.2023 N 52.03.01РТ-23ДХ/23, в котором действия Учреждения квалифицированы по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением административного органа N 52.03.01РТ-23ДХ/23 от 05.12.2023 Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив представленные ответчиком материалы административного производства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (п.2 ст.208 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление получено представителем Учреждения 05.12.2023, заявление в суд подано Заявителем 15.12.2023, то есть в пределах установленного законом срока.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В части 10 статьи 19.5 КоАП РФ указано, что невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, образует невыполнение в установленный срок законного решения, предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Предписания федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 данного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Учреждению для исполнения выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ от 06.03.2023 N 52.03.01РТ-08ДХ/23, которым Заявителю предписывалось в срок до 10.10.2023 устранить указанные в предписании нарушения. Вместе с тем, допущенные нарушения Заявителем не устранены. Указанный факт Учреждением не оспаривается.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях Учреждения события административного правонарушения.
Материалы дела не содержат доказательств принятия Заявителем всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Довод Заявителя об отсутствии финансирования судом первой инстанции правомерно отклонен, так как данное обстоятельство не освобождает Учреждение от соблюдения требований закона и не исключает его вину в несоблюдении требований транспортной безопасности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности. На возможность применения судами общей и арбитражной юрисдикции положений статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения указано и в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, от 05.11.2003 N 349-О.
В п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. При этом, такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях независимо от состава административного правонарушения и является правом суда, а не обязанностью.
Применение института малозначительности административного правонарушения не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан.
Доказательств того, что нарушение носило исключительный характер Заявителем были предприняты все необходимые меры по соблюдению требований закона, но нарушение произошло по независящим от него причинам, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
По смыслу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем, правонарушение совершено Заявителем не впервые, поскольку судом установлено, что ранее Учреждение привлекалось к административной ответственности за нарушение в сфере транспортной безопасности (N А65-8804/2023, А65-38222/2018).
В отсутствие в совокупности всех указанных выше обстоятельств, предусмотренных ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
При этом, размер штрафа назначен административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования Заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы (о том, что отсутствует финансирование для выполнения всех требований предписания) являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года по делу N А65-37427/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-37427/2023
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", г.Казань
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому Федеральному округу, г.Казань
Третье лицо: МТУ РОСТРАНСНАДЗОРА ПО ПФО, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд