г. Санкт-Петербург |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А56-113966/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5804/2024) ООО "Новые Транспортные Системы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 по делу N А56-113966/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску ООО "Новые Транспортные Системы"
к ООО "ТК Альтего"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новые транспортные системы" (далее - ООО "НТС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ТК Альтего" (далее - ООО "ТК Альтего", ответчик) о взыскании 72 500 руб. штрафа за нарушение нормативного срока оборота вагонов.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 22.01.2024 в удовлетворении иска отказано.
Мотивированный текст решения составлен судом 01.02.2024.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) был заключен договор-заявка N 1002-2023/1-СПб от 10.02.2023, в соответствии с условиями которого исполнитель оказывает заказчику услуги по предоставлению технически исправного и коммерчески пригодного подвижного состава для железнодорожной перевозки грузов.
В силу пункта 3.7 Договора-заявки заказчик обязуется обеспечить нормативный срок нахождения Подвижного состава на Станциях погрузки/выгрузки. При этом:
- нормативный срок нахождения вагона на Станции погрузки не должен превышать 7 (семь) суток со времени (часов и минут) прибытия вагона на Станцию погрузки до момента фактического отправления вагона (отправления) в груженом состоянии со Станции погрузки.
- нормативный срок нахождения вагона на Станции выгрузки не должен превышать 7 (семь) суток со времени (часов и минут) прибытия вагона на Станцию выгрузки до времени (часов и минут) отправления вагонов в порожнем состоянии со Станции выгрузки.
В соответствии с пунктом 5.3 Договора-заявки в случае нарушения нормативного срока нахождения вагонов на Станциях погрузки/выгрузки, определяемого согласно условиям п. 3.7. настоящего Договора-заявки, а также нарушения срока нахождения вагонов (простоя) в пути следования (в том числе на пограничных станциях) Исполнитель вправе потребовать, а Заказчик на основании претензии и счета Исполнителя обязуется уплатить Исполнителю дополнительно за сверхнормативное использование вагонов штраф в размере 2 500 рублей 00 копеек (НДС не облагается) за каждый вагон за каждые сутки сверхнормативного простоя. При расчете нормативного срока стороны договорились, что срок нахождения железнодорожных вагонов на станциях погрузки/выгрузки исчисляется по фактическому времени. Срок нахождения вагонов свыше установленного срока исчисляется Сторонами в сутках. Подтверждением прибытия и отправки железнодорожных вагонов является информация ГВЦ ОАО "РЖД" (данные не заверяются в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные).
Во исполнение принятых обязательств по договору истец предоставил ответчику вагоны, в том числе N 29071339, N 29074150.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что в нарушение принятых обязательств по договору ответчик осуществил погрузку и выгрузку указанных вагонов с нарушением сроков, установленных Договором.
На основании пункта 5.3 Договора истец начислил ответчику штраф за сверхнормативное пользование вагонами на станции погрузки Новосибирск-Западный ЗСБ ж.д. в общей сумме 72 500 руб.
В связи с этим истец направил в адрес ответчика претензию исх. N 121 от 28.04.2023 с требованием об оплате штрафа.
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что истцом в материалы дела не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие факт осуществления погрузки и выгрузки вагонов с нарушением сроков, установленных Договором
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ является неустойка.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В силу части 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 3.7 Договора-заявки заказчик обязуется обеспечить нормативный срок нахождения Подвижного состава на Станциях погрузки/выгрузки. При этом:
- нормативный срок нахождения вагона на Станции погрузки не должен превышать 7 (семь) суток со времени (часов и минут) прибытия вагона на Станцию погрузки до момента фактического отправления вагона (отправления) в груженом состоянии со Станции погрузки.
- нормативный срок нахождения вагона на Станции выгрузки не должен превышать 7 (семь) суток со времени (часов и минут) прибытия вагона на Станцию выгрузки до времени (часов и минут) отправления вагонов в порожнем состоянии со Станции выгрузки.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал, что истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт сверхнормативного пользования ответчиком вагонами, в том числе данные ГВЦ ОАО "РЖД" о времени прибытия и отправки вагонов.
Апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, признает вывод суда первой инстанции ошибочным.
Из материалов дела усматривается, что истец предоставил ответчику вагоны N 29071339, N 29074150, а ответчик обязался обеспечить нахождение указанных вагонов на станции отправления (погрузки) и на станции назначения (выгрузки) Вагонов не более 7 суток на каждой из станций.
Факт превышения ответчиком сроков нахождения вагонов на станции погрузки Новосибирск-Западный ЗСБ ж.д. подтверждается представленными в материалы дела сведениями о дислокации вагонов N 29071339, N 29074150, взятыми из базы данных ГВЦ ОАО "РЖД".
В свою очередь, ответчиком представленные истцом сведения о дислокации вагонов в нарушение статьи 65 АПК РФ не опровергнуты. Доказательства соблюдения ответчиком срока нахождения вагонов N 29071339, N 29074150 на станциях погрузки и выгрузки в материалы дела не представлены.
Пунктом 5.3 Договора-заявки установлено, что за сверхнормативное использование вагонов заказчик обязуется уплатить исполнителю штраф в размере 2 500 рублей 00 копеек за каждый вагон за каждые сутки сверхнормативного простоя.
В соответствии с расчетом истца, проверенным апелляционным судом и признанным правильным, размер штрафа за сверхнормативное пользование вагонами N 29071339, N 29074150 на станции погрузки Новосибирск-Западный ЗСБ ж.д. составил 72 500 рублей. Указанный расчет штрафа ответчиком не оспорен, контррасчет штрафа в материалы дела не представлен.
Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за сверхнормативное пользование вагонами в сумме 72 500 рублей.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 по делу N А56-113966/2023 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ТК Альтего" (ОГРН: 1207800145024, ИНН: 7804677170) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Новые транспортные системы" (ОГРН: 1227800113848, ИНН: 7801716092) штраф за сверхнормативное пользование вагонами в сумме 72 500 рублей, а также расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в сумме 5 900 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-113966/2023
Истец: ООО "НОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ООО "ТК АЛЬТЕГО"