г. Киров |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А82-14342/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Овечкиной Е.А.,
судей Малых Е.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовой О.С.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции представителя ответчика Тягнибединой Е.Н. по доверенности от 02.02.2024 N СЕВ НЮ-6/Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2024 по делу N А82-14342/2023,
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" (ИНН 7707017509, ОГРН 1027739026270)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании, с учетом уточнения, 553 359 рублей 26 копеек пени,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтегазовая компания "Славнефть" (далее - истец, Компания, ПАО "НГ "Славнефть") обратилось с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ответчик, перевозчик, заявитель, податель жалобы, Общество, ОАО "РЖД") о взыскании 553 359 рублей 26 копеек пени, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования основаны на положениях статей 27, 38 АПК РФ, статей 33, 97, 119, 120, 123, 124 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ, Устав), пунктов 5, 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), и мотивированы нарушением ОАО "РЖД" сроков доставки грузов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2024 исковые требования удовлетворены частично, в пользу Компании взыскано 221 344 рубля 00 копеек пени, а также 14 067 рублей судебных расходов. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство ОАО "РЖД" о снижении неустойки, проанализировав собранные по делу доказательства, руководствуясь принципами разумности и соразмерности, соблюдая баланс интересов сторон, а также принимая во внимание обстоятельства, приведенные ОАО "РЖД", уменьшил размер пени до 221 344 рублей 00 копеек. При этом судом первой инстанции учтено, что по некоторым накладным просрочка составила 7-9 дней, систематический характер нарушения перевозчиком сроков, возражения истца, в связи с чем оснований для дальнейшего уменьшения правомерно начисленных истцом пени арбитражным судом не установлено, перевозчиком доводов, свидетельствующих об обратном, не приведено.
ОАО "РЖД" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области и отказать в удовлетворении требований о взыскании суммы 553 359 рублей 26 копеек, применив положения о моратории, отказать во взыскании суммы 437 665 рублей 57 копеек, к оставшейся сумме применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в размере не менее 70 %.
Податель жалобы ссылается на то, что по отправкам ЭЧ717915, ЭЧ717916, ЭЧ717919, ЭЧ863677, ЭЧ772680, ЭЧ068864, ЭЧ251725, ЭЧ694139, ЭЧ694141, ЭЧ694144, ЭЧ733281, ЭЧ746122, ЭЧ902657, ЭШ045255 срок доставки увеличен на 3-10 суток на основании актов общей формы в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Принимая груз к перевозке, ОАО "РЖД" не могло предусмотреть введение чрезвычайной ситуации. Податель жалобы ссылается на письмо Управления военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации от 25.07.2023, на заключение Союза Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 24.08.2023 N 484/04. По мнению ОАО "РЖД", суд первой инстанции необоснованно отказал в применении моратория по Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), так как пени за просрочку доставки по указанным перевозкам не являются текущими платежами. Податель жалобы считает, что судом необоснованно отказано в применении статьи 333 ГК РФ в размере не менее 70 %; ссылается на санкции недружественных стран, диверсии, террористические атаки, увеличение объема железнодорожных перевозок, воинские железнодорожные перевозки в первоочередном порядке.
Подробнее позиция заявителя изложена письменно.
Компания в кратком отзыве поддержала выводы суда первой инстанции.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.03.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.03.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. ПАО "НГ "Славнефть" ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ПАО "НГ "Славнефть".
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2022 года ОАО "РЖД" оказывало ПАО "НГ "Славнефть" услуги по перевозке порожних вагонов железнодорожным транспортом.
Претензией от 20.09.2022 N 06-863 Компания заявила о нарушении сроков доставки и потребовала от ОАО "РЖД" уплатить неустойку.
Неисполнение Обществом требований Компании стало основанием для обращения последней с иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно пункту 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статья 33 УЖТ РФ предусматривает, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части. 1 статьи 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств (статья 97 Устава).
В соответствии с пунктом 6.4 Правил N 245 сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 Устава.
Вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур (часть 1 статьи 29 УЖТ РФ).
Административным регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по установлению сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.07.2012 N 263, установлено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является уполномоченным органом по установлению сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Однако ответчик не представил доказательств уведомления руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о временном прекращении либо ограничении перевозки грузов вследствие обстоятельств непреодолимой силы и наличия соответствующего распоряжения указанного руководителя о сроке действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и уведомления об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур, как того требуют положения УЖТ РФ.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров и отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Общество ссылается на заключение Союза Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 24.08.2023, однако в материалы дела в суд первой инстанции такое заключение представлено не было.
Постановлением Губернатора Белгородской области от 27.09.2022 N 167 режим чрезвычайной ситуации введен в агропромышленном комплексе из-за переувлажнения почвы и обильного выпадения осадков. Постановлено принять меры по снижению последствий чрезвычайной ситуации и обеспечению уборки урожая. Зоной чрезвычайной ситуации в агропромышленном комплексе определены территории ряда муниципальных районов.
Нарушение обязательств ОАО "РЖД" допущено не при осуществлении сельскохозяйственной деятельности.
Постановлением Губернатора Белгородской области от 11.04.2022 N 58 ограничено использование гражданами и организациями пиротехнических изделий, в том числе бытового назначения.
Связь указанных ограничений и осуществления деятельности по перевозке грузом ОАО "РЖД" не установлена, ответчиком не обоснована.
Распоряжением Губернатора Ростовской области от 19.02.2022 N 28 "О введении режима чрезвычайной ситуации" и Указом Губернатора Воронежской области от 20.02.2022 N 30-У "О введении для органов управления и сил Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС режима ЧС" режим чрезвычайной ситуации введен в связи со значительным увеличением прибытия граждан из приграничных территорий, необходимостью обеспечения их жизнедеятельности в пунктах временного проживания и питания.
Причинно-следственная связь между установлением режима чрезвычайной ситуации в субъектах Российской Федерации и просрочкой доставки цистерн по конкретным отправкам в сентябре 2022 года апелляционным судом не усматривается, ОАО "РЖД" не доказана.
Ссылка на письмо Управления военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации от 25.07.2023 не принимается, так как письмо, как указывает ОАО "РЖД", датировано 25.07.2023 и не относится к периоду, за который пеня начислена истцом. Кроме того само письмо в материалах дела отсутствует, содержится в виде скриншота части письма в тексте апелляционной жалобы.
ОАО "РЖД" полагает, что неустойка не подлежит взысканию так как начислена в период действия моратория на начисление финансовых санкций.
Постановлением N 497 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (пункт 1).
Мораторием предусмотрен запрет на начисление неустоек, иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей в период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2023 N 305-ЭС23-1845 изложена правовая позиция, согласно которой распространение моратория исключительно на денежные требования противоречит целям его применения как антикризисного инструмента, направленного на минимизацию последствий санкционного режима и обеспечение стабильности экономики государства, с учетом того, что неденежное имущественное обязательство, как правило, скрывает за собой финансовые вложения. Данный вывод может повлечь оказание меры поддержки только тем должникам, которые осуществляют исполнение в денежной форме, что в нарушение конституционно значимых принципов правового регулирования приведет к фундаментальному неравенству между участниками гражданского оборота (статья 19 Конституции Российской Федерации, статья 1 ГК РФ).
Таким образом, несмотря на то, что обязательство Общество имеет неденежный характер, оснований для начисления неустойки за просрочку доставки в период с 01.04.2022 по 01.10.2022 отсутствуют, кроме текущих обязательств.
В данном случае неустойка начислена Компанией за нарушение ответчиком сроков доставки грузов в сентябре 2022 года, то есть после введения моратория, в связи с чем оснований для применения моратория, вопреки мнению Общества, не имеется.
Статьей 333 ГК РФ предусмотрено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В пункте 78 Постановления N 7 разъяснено, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, положениями Закона N 18-ФЗ. Аналогичная правовая позиция содержится и в пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ). Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2000 N 263-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
К выводу о наличии или отсутствии оснований для снижения суммы неустойки суд приходит в каждом конкретном случае при оценке имеющихся в деле доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, в связи с чем довод о наличии в судебной практике дел, разрешенных более благоприятно для Общества и заявление ответчика о необходимости снижения неустойки не менее, чем на 70 %, не свидетельствует о необходимости снижения пени именно в желаемом ответчиком размере.
При этом ответчик является субъектом естественной монополии в области железнодорожной перевозки и наряду с другими участниками гражданского оборота несет коммерческие риски при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (абзац третий пункта 1 статьи 2 ГК РФ).
Суд первой инстанции снизил пени более чем в половиину. Оснований для снижения неустойки в большем объеме апелляционный суд не установил.
Оснований для снижения неустойки в большем объеме апелляционный суд не установил. Суд апелляционной инстанции отмечает, что суд первой инстанции, при вынесении решения основываясь на предоставленных ему дискреционных полномочиях, снизил сумму неустойки более, чем на треть, до той суммы, которая, по его мнению, в данном конкретном деле отвечает принципу соразмерности нарушенного обязательства, что не свидетельствуют о нарушении норм права.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решения Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2024 по делу N А82-14342/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.А. Овечкина |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14342/2023
Истец: ПАО "НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ "СЛАВНЕФТЬ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в лице "Северной железной дороги - филиала "РЖД"