г. Пермь |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А60-49846/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Назаровой В.Ю., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции путем использования интернет ресурса Картотека арбитражных дел" онлайн-заседание:
от истца, акционерного общества "Первая грузовая компания": Сазонов С.В. по доверенности от 13.03.2024;
от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Промсервисплюс": Гуляева О.С. по доверенности от 25.09.2023,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Промсервисплюс",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 февраля 2024 года
по делу N А60-49846/2023
по иску акционерного общества "Первая грузовая компания" (ИНН 7725806898, ОГРН 1137746982856)
к обществу с ограниченной ответственностью "Промсервисплюс" (ИНН 6684019657, ОГРН 1156684001517)
о взыскании штрафа за сверхнормативное использование вагонов,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - АО "ПГК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Промсервисплюс" (далее - ООО "ПСП") штрафа за сверхнормативное использование вагонов в размере 320 960 руб. (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 22.09.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Определением от 20.11.2023 суд на основании части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что вагоны были поданы истцом после согласованной в заявке даты подачи вагонов под погрузку, в связи с чем обязанность обеспечить простой вагонов в течение установленного пунктом 4.2.7 договора срока у ответчика не возникла, в удовлетворении требования о взыскании неустойки должно быть отказано (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Апеллянт полагает, что истец нарушил график подачи вагонов под погрузку по каждому заявленному в иске вагону. Считает, что суд при вынесении решения допустил неверное применение статей 429.1, 432, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, пришел к ошибочному выводу о том, что строка "График погрузки" в заявке на перевозку носит информационный характер. По мнению заявителя жалобы, из буквального содержания условий договора (пункт 4.1.2) и заявки следует, что вагоны должны были подаваться по графику, согласованному сторонами в заявках.
Довод о том, что ответчик не воспользовался своим правом на отказ от вагонов, поэтому считается, что вагоны пришли в соответствии с заявкой, по мнению апеллянта, противоречит условиям статьи 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", содержащей запрет на отказ от приема прибывших в адрес грузополучателя вагонов. Противоречащим пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик считает и вывод суда первой инстанции о том, что истец не отвечает за своевременное исполнение обязательства по подаче порожних вагонов перевозчиком. Истец привлек ОАО "РЖД" в качестве третьего лица для исполнения его обязанности по подаче вагонов под погрузку, в связи с чем, несет ответственность за действия (бездействие) ОАО "РЖД" как за свои собственные. Кроме того, истец является грузоотправителем порожнего рейса вагона и как сторона договора перевозки имеет возможность влиять на его исполнение перевозчиком. Ссылки суда первой инстанции на пункт 4.2.19 договора, положения статей 10, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации считает ошибочными. Ответчик не мог отказаться от приема порожних вагонов в силу статьи 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Поэтому ответчик не отказывался от их приема, обязанность уведомлять об этом истца по пункту 4.2.19 договора не возникла, договор между сторонами не расторгался.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил отзыв.
В судебном заседании представитель ответчика с решением суда не согласился, просил его отменить, поддержав доводы апелляционной жалобы, просит ее удовлетворить.
Представитель истца в заседании апелляционного суда указал на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения по изложенным в отзыве основаниям, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом, между АР "ПГК" (исполнитель) и ООО "ПСП" (заказчик) заключен договор от 14.12.2020 N ПАО/ДД/ФЕкб/ПТНП-276/20 (далее - договор), в соответствии с условиями которого исполнитель по предоставлению железнодорожного подвижного состава (Вагонов) для осуществления Железнодорожных перевозок Грузов Заказчика, перевозимых по территории Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации, в рамках международных перевозок, в том числе вывозимых за пределы Российской Федерации и помещенных под таможенную процедуру экспорта, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства на территорию другого иностранного государства. Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителя в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Договором (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.2 договора под услугами по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок Грузов Заказчика понимается предоставление и обеспечение наличия на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении Вагонов, отвечающих требованиям, предъявляемым к подвижному составу, используемому для перевозок Груза, признаки которого будут указаны в Заявке, а также диспетчерский контроль за продвижением Вагонов.
В соответствии с пунктом 4.2.7 договора Заказчик обязуется обеспечить простой Вагонов, поданных согласно Заявке, на станциях погрузки/выгрузки не более: 5 (пяти) суток на станциях погрузки; 3 (трех) суток на станциях выгрузки, если иное не согласовано Сторонами дополнительно.
Срок нахождения Вагонов на станции погрузки/выгрузки исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) прибытия Вагонов на станцию назначения, до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления Вагонов со станции.
Простой Вагонов свыше согласованного срока исчисляется Сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В целях достоверного определения сроков простоя при перевозках Грузов дата прибытия (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") Вагона на станцию назначения (выгрузки или погрузки) и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке") на станцию назначения или иную станцию, указанную Исполнителем, определяется: на территории Российской Федерации по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД", или, при отсутствии у Исполнителя доступа к этим документам в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД", по данным иного достоверного информационного источника Исполнителя; за пределами территории Российской Федерации на основании информационных отчетов (сообщений) экспедиторов и/или информационных источников, имеющихся у Исполнителя (сведений ГВЦ ОАО "РЖД", ИВЦ ЖА и т.д.).
В случае несогласия Заказчика со временем простоя, заявленным Исполнителем, и выставленной платой за время простоя, Заказчик предоставляет Исполнителю заверенные Заказчиком копию железнодорожной накладной относительно прибытия Вагона и квитанцию о приеме Вагона к перевозке при его отправлении. Стороны подтверждают, что данные сведения (по прибытию - штемпель в перевозочном документе относительно прибытия на станцию, при отправлении - штемпель в перевозочном документе относительно отправления Вагона) имеют преимущественное значение перед данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД", информационных отчетов (сообщений) экспедиторов, иных информационных источников Исполнителя.
При непредставлении Заказчиком вышеуказанных документов в течение 5 (пяти) календарных дней со дня выставления Исполнителем счета на оплату простоя, количество суток простоя считается признанным Заказчиком, и счет подлежит оплате в полном объеме.
Условия настоящего пункта применяются также к случаям простоя Вагонов в ожидании их переадресовки. Нормой простоя Вагонов в ожидании их переадресовки следует принять норму простоя Вагонов на станциях погрузки согласно настоящему пункту.
В соответствии с пунктом 6.4 договора в случае допущения Заказчиком (грузоотправителями, грузополучателями) простоя Вагонов сверх сроков, установленных согласно пункту 4.2.7 настоящего договора, на станции погрузки/выгрузки, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты неустойки (штрафа) за сверхнормативное пользование Вагонами в размере 1 180 (Одна тысяча сто восемьдесят) рублей, если иной размер неустойки (штрафа) не согласован дополнительно Сторонами, за каждые сутки за каждый Вагон с даты окончания нормативного простоя до даты отправления Вагонов, а также возмещения убытков Исполнителя, возникших в связи со сверхнормативным простоем Вагонов.
Пунктом 6.1 договора предусмотрена ответственность Заказчика за действия грузоотправителей/грузополучателей, как за свои собственные.
В соответствии с договором в 2022 году исполнителем были оказаны услуги по предоставлению Заказчику вагонов N N 42009662, 54434337, 54447271, 42246231, 43498955, 54441878, 54527031, 54537709, 54446976, 54550215, 54482617, 54534557, 54527452, 54437280, 54451323, 54451760, 54530209, 54538814, 54434006, 54518527, 42246066, 54423249, 54506142, 54550611, 42393074, 42925701, 54437579, 54574918, 42759027, 54537857.
В процессе оказания услуг, предусмотренных договором, исполнителем на основании транспортных железнодорожных накладных выявлен сверхнормативный простой вагонов под погрузкой/выгрузкой.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя по договору обязательств истцом в адрес ООО "ПСП" направлена претензия от 25.07.2023 N Екб-ФЮ-99/23 на сумму 371 700 руб. с приложением документов, подтверждающих сверхнормативный простой вагонов (транспортные железнодорожные накладные), а также расчет штрафа, неисполнение которой послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, в отсутствие доказательств надлежащего соблюдения ответчиком нормативных сроков нахождения вагонов под погрузкой/выгрузкой, а также доказательств оплаты ответчиком сверхнормативного простоя вагонов, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 779-782 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковые требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не установил.
Договор заключен сторонами в соответствии с положениями статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации и является договором возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договором возмездного оказания услуг признается гражданско-правовой договор, в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги (статья 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Истцом во исполнение договорных обязательств были предоставлены ответчику вагоны под погрузку / выгрузку, при этом заказчиком не были соблюдены установленные договором сроки использования вагонов.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 329 и пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Соглашение о неустойке должно быть совершенно в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороны в пункте 6.4 Договора согласовали условие о договорной неустойке штрафного характера в сумме 1 180 руб. в сутки за один вагон до даты отправления вагонов.
Факт простоя вагонов на станциях выгрузки подтвержден транспортными железнодорожными накладными (данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД" по отправке вагонов).
Ответчик полагает, что вагоны N N 42759027, 54537857, 42393074, 54437579, 54574918, 54550611, 42925701, 54506142, 42246066, 54423249 были поданы без Заявки, в связи с чем, у ответчика не возникло обязанности обеспечивать простой в течение 5 суток на станции погрузки.
Доводы ответчика о графике погрузки и о наличии вины исполнителя в несвоевременной подаче вагонов по заявкам судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены. Суд апелляционной инстанции также признает подлежащими отклонению аналогичные доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исходя из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положений статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенным условием для договора возмездного оказания услуг является предмет и цена.
В соответствии с условиями пункта 2.1 договора исполнитель оказывает услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава (Вагонов) для осуществления Железнодорожных перевозок Грузов Заказчика, перевозимых по территории Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации, в рамках международных перевозок, в том числе вывозимых за пределы Российской Федерации и помещенных под таможенную процедуру экспорта, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства на территорию другого иностранного государства. Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителя в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Договором.
Согласно пункту 2.2 договора под услугами по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок грузов заказчика понимается предоставление и обеспечение наличия на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов, отвечающих требованиям, предъявляемым к подвижному составу, используемому для перевозок груза, признаки которого будут указаны в заявке, а также диспетчерский контроль за продвижением вагонов.
В силу пункта 1.2 договора заявка на предоставление Вагонов (далее - Заявка) - совокупность данных, предоставленных Заказчиком Исполнителю, включающих в себя: планируемый период перевозки с разбивкой по датам отправки и тоннажу/Вагонам, наименование грузоотправителя/грузополучателя, станции и дороги отправления/назначения, наименование и количество Вагонов и/или Груза, род подвижного состава, плательщик провозных платежей за груженные рейсы, период действия Заявки и другие данные.
Форма Заявки указана в Приложении N 1 к настоящему Договору.
Условиями договора (пункты 1.9, 1.10, 4.2.21) также предусмотрена возможность направления Заявок посредством заполнения формы в Личном кабинете Клиента ПАО "ПГК" (ЛКК) в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.
Согласно пункту 3.1 договора заявка направляется Заказчиком Исполнителю не позднее, чем за 10 (десять) календарных дней до начала следующего месяца при внутрироссийских перевозках, а также перевозках за пределами территории Российской Федерации, международных перевозках, в том числе перевозках Грузов, вывозимых за пределы Российской Федерации и помещенных под таможенную процедуру экспорта, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства на территорию другого иностранного государства. По соглашению Сторон Заявка может быть направлена Заказчиком и принята Исполнителем в более короткие сроки. Если Заявка принята и согласована Исполнителем в более короткий срок, она считается принятой.
Согласно пунктам 6.2-6.4 Пользовательского соглашения Заявка направляется Клиентом в АО "ПГК" посредством Личного кабинета, в соответствии со сроками, указанными в Договоре на оказание услуг. Заявка оформляется в электронном виде в Личном кабинете, подписывается простой электронной подписью (с подтверждением Двухфакторной аутентификацией) уполномоченным Пользователем Сайта с выданными Администратором пользователя Сайта соответствующими правами. После подписания Заявки в Личном кабинете Пользователем Сайта Заявка направляется на согласование в АО "ПГК". Подтверждением получения Заявки АО "ПГК" является смена статуса Заявки на статус "Отправлена", при этом формируется автоматическое информационное сообщение с Заявкой в формате PDF, которая направляется по электронной почте Пользователям Сайта в соответствии с настроенным списком рассылки. В случае согласования Заявки Клиент информируется письмом на электронную почту Пользователям Сайта в соответствии с настроенным списком рассылки. Заявка считается согласованной со стороны АО "ПГК" в момент смены статуса в Личном кабинете на статус "Принята".
Исходя из буквально содержания, договор относится к рамочному, следовательно, подлежит применение статья 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства.
Условия организационного (рамочного) соглашения являются частью заключенного договора, если иное не указано сторонами и такой договор в целом соответствует их намерению, выраженному в организационном соглашении (пункт 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными").
Сторонами договора в Протоколах согласования договорных цен (представлены в материалы дела с письменными объяснениями истца от 01.11.2023 N Екб/ФЮ-213/23) согласованы род вагона (платформы), направления (на ст. Апшерон со станций Красноуфимск, Билибай, Кунгур, Верхотурье), наименование груза (пиломатериалы), а также стоимость и период перевозок
В представленных ответчиком и истцом заявках указаны периоды действия этих заявок (строка 3 общих данных заявки), а именно:
- заявка на перевозку N ЛКК-43 от 21.02.2022 действует 01.03.2022-31.03.2022;
- заявка на перевозку N ЛКК-44 от 21.02.2022 действует 01.03.2022-31.03.2022;
- заявка на перевозку N ЛКК-45 от 21.02.2022 действует 01.03.2022-31.03.2022;
- заявка на перевозку N ЛКК-51 от 16.03.2022 действует 01.04.2022-30.04.2022;
- заявка на перевозку N ЛКК-52 от 16.03.2022 действует 01.04.2022-30.04.2022;
- заявка на перевозку N ЛКК-53 от 23.03.2022 действует 23.03.2022-31.03.2022;
- заявка на перевозку N ЛКК-54 от 24.03.2022 действует 01.04.2022-30.04.2022;
- заявка на перевозку N ЛКК-65 от 20.05.2022 действует 01.06.2022-30.06.2022;
- заявка на перевозку N ЛКК-68 от 16.06.2022 действует 01.07.2022-31.07.2022;
- заявка на перевозку N ЛКК-72 от 28.06.2022 действует 01.07.2022-31.07.2022.
В соответствии с пунктом 3.2 договора Заказчик (грузоотправитель) направляет Исполнителю номер и копию Заявки формы ГУ-12 до начала перевозки, но не позднее 1 (одного) календарного дня с момента оформления Заявки формы ГУ-12.
Согласно пункту 4 Правил приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом Минтранса России от 27.07.2015 N 228, в соответствии со статьей 11 Устава заявки на перевозку грузов представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов при перевозке грузов в прямом и непрямом международном и смешанном сообщениях, а также если пунктами назначения указаны порты. Датой представления заявки на перевозку грузов перевозчику является дата ее регистрации при поступлении перевозчику. При этом перевозчик в графе "Номер заявки" указывает регистрационный номер заявки. В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, но не более чем 45 календарных дней, который должен соответствовать периоду погрузки.
Согласно Приложению N 2 Правил приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом в строке "На срок с ______ по ______" указывается срок действия заявки (дата, месяц, год начала срока, дата, месяц, год окончания указанного срока). При определении срока действия заявки учитывается установленный Уставом максимальный срок действия заявки. При этом дата первой погрузки должна совпадать с началом, а дата последней погрузки с окончанием срока действия заявки.
Истец во исполнение полученных Заявок в соответствии с ГУ-12, направил на станции погрузки вагоны в техническом и коммерческом исправном состоянии. Все спорные вагоны приняты ответчиком на пути необщего пользования, а в дальнейшем погружены грузом и направлены на станцию назначения Апшерон.
Истец согласен, что заявки конкретизируют согласованные в ПСДЦ условия, но, в данном случае, не меняют условия рамочного договора.
Ответчик, как грузоотправитель, обязан обеспечить погрузку и предъявить груженный вагон/вагоны к перевозке в пределах указанного им срока в ГУ-12.
Согласно пункту 5.5 договора датой оказания услуги является дата раскредитования перевозочного документа на станции назначения, которая определяется:
- на территории Российской Федерации по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД" или, при отсутствии у Исполнителя доступа к этим данным в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД", по данным иного достоверного информационного источника Исполнителя;
- за пределами территории Российской Федерации на основании информационных отчетов (сообщений) экспедиторов и/или информационных источников, имеющихся у Исполнителя (сведения ГВЦ ОАО "РЖД", ИВЦ ЖА и др.).
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованным признается вывод суда первой инстанции о том, что с учетом строки "Период действия заявки", а также исходя из пункта 5.5 договора, строка "График погрузки" в Заявке на перевозку носит информационный характер.
Исходя из предмета договора (пункты 2.1, 2.2.), понятия и формы заявки (пункт 1.2), не следует, что заказчик освобождается от обязанности обеспечить нормативный простой вагонов, согласованный в пункте 4.2.7 договора, если вагоны поданы не по графику погрузки, указанному в Заявке.
О том, что "график погрузки" не является существенным условием и носит информационный характер, также свидетельствуют пункты 4.1.15, 4.2.18 договора, которыми предусмотрено, что в случае превышения нормативных сроков доставки вагонов на станцию погрузки более чем на 5 суток, заказчик также вправе отказаться от использования вагонов. Согласовывая данное условие, стороны исходили из того, что задержка вагонов в пути следования до 5 суток включительно не является критичной для Заказчика.
Также, исходя из пункта 3 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1).
Так, в соответствии с пунктом 5.4 договора в течение 5 календарных дней с даты оказания услуг Исполнитель предоставляет Заказчику акт приема-передачи оказанных услуг, счет, счет-фактуру, расчет объёма оказанных услуг.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 5.6 договора в случае, если у Заказчика имеются возражения/или замечания по объёму и/или качеству оказанных услуг, Заказчик подписывает акт с разногласиями, при этом на акте фиксируются все разногласия. К акту, подписанному Заказчиком с разногласиями, должны быть приложены документы, обосновывающие эти разногласия.
Согласно абзацу 2 пункта 5.7 договора в случае неполучения Исполнителем от Заказчика подписанного акта, или документов, подтверждающих возражения Заказчика в акте, подписанного с разногласиями, в сроки, предусмотренные п. 5.6 Договора (в течение 2 рабочих дней с даты получения документов), услуги считаются оказанными Исполнителем надлежащим образом и принятыми Заказчиком в полном объёме
Ответчик без разногласий принял оказанные услуги по предоставлению спорных вагонов для перевозки своих грузов, что подтверждается универсальными передаточными документами N 1004/310322/0061 от 31.03.2022, N 1004/050422/0023 от 05.04.2022, N 1004/150422/0030 от 15.04.2022, N 1004/150422/0031 от 15.04.2022, N 1004/300422/0032 от 30.04.2022, N 1004/100522/0024 от 10.05.2022, N 1004/050822/0069 от 05.08.2022, N 1004/050822/0071 от 05.08.2022, N 1004/200822/0042 от 20.08.2022, N 1004/250822/0049 от 25.08.2022, N 1004/310822/0075 от 31.08.2022 (представлены в материалы дела с письменными объяснениями истца от 01.11.2023 года N Екб/ФЮ 213/23). В УПД указаны номера вагонов, накладных, направление, а также реквизиты договора оперирования, в рамках которого услуги оказаны исполнителем и приняты заказчиком.
Следовательно, если сторонами в ПСДЦ и Заявках не предусмотрены условия, отличающиеся от условий, согласованных в рамочном договоре оперирования, а заказчик принял оказанные ему услуги, то к правоотношениям, в том числе по взысканию неустойки, подлежат условия, указанные в рамочном договоре (пункты 4.2.7, 6.4 договора)
Согласно пункту 4.2.19 договора в случае направления Заказчиком или получателем порожнего Вагона уведомления Перевозчику об отказе от приема порожних Вагонов по любым основаниям, Заказчик в срок, не превышающий 1 (одного) часа с момента направления Перевозчику такого уведомления, направляет (обеспечивает направление получателем порожнего Вагона) Исполнителю копию такого уведомления с отметкой Перевозчика о его получении.
В силу пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Следовательно, с учётом императивного права заказчика на отказ от исполнения договора, ответчик, полагая, что подача вагонов "не по графику" существенно нарушает его права, как стороны договора, имел возможность отказаться от вагонов.
В то же время, ответчик в материалы дела не предоставил доказательств, что за спорный период времени извещал истца, что не может принять вагоны, поскольку нарушен, как он полагает, "график погрузки", и не направлял уведомлений о приостановлении обязательств, и не отказывался от договора (пункт 4.2.19 договора, статьи 10, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации). Заказчик не просил исполнителя создать перевозочный документ спорные вагоны, чтобы убрать их с путей необщего пользования, а оставлял их для использования в своих хозяйственных целях.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, условия о том, что вагоны должны быть поданы по графику погрузки, указанному в заявке, сторонами в договоре прямо не предусмотрено.
Более того, истец, как оператор подвижного состава, не может влиять на хозяйственную деятельность клиента, его грузополучателей/грузоотправителей, равно как не может влиять на его отношения с перевозчиком.
При этом в силу пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
Ответчик в материалы дела сведений и доказательств, опровергающих порядок и расчет штрафа, не предоставил. При отсутствии явно выраженной воли Заказчика отказа от предоставленных ему вагонов, и при подписании актов оказанных услуг в рамках заключенного договора без возражений, ответчик не вправе ссылаться, что вагоны поданы не по условиям, указанным в Заявках.
С учетом изложенного, доводы ответчика об отсутствии оснований для начисления неустойки в связи с отсутствием заявки на подачу спорных вагонов, а также о наличии вины истца в простое вагонов ввиду нарушения установленных заявкой сроков, судом отклоняются, иск подлежит удовлетворению в порядке статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в заявленном истцом размере (с учетом уточнения).
Размер неустойки согласован сторонами в договоре, при этом какого-либо спора или разногласий по условию о размере неустойки, либо оснований их применения у сторон при заключении договора не имелось. Оснований для применения статей 333, 401, 404 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не установлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2024 года по делу N А60-49846/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49846/2023
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ПРОМСЕРВИСПЛЮС"