г. Тула |
|
7 мая 2024 г. |
Дело N А62-7090/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.05.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Грошева И.П., судей Воронцова И.Ю. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савичевой О.И., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Радюка Сергея Ивановича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.12.2023 по делу N А62-7090/2023 (судья Либерова Л.В.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "Спецавтохозяйство" (г. Смоленск, ИНН 6731069440, ОГРН 1086731007615) к индивидуальному предпринимателю Радюку Сергею Ивановичу (Смоленская область, д. Зимец, НН 670500001807, ОГРНИП 304672703000120) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Спецавтохозяйство" (далее - АО "Спецавтохозяйство", истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Радюку Сергею Ивановичу (далее - ИП Радюк С.И., ответчик) с требованием о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с потребителем - юридическим лицом - по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО от 19.01.2023 N 671913583 за период с 01.01.2023 по 28.02.2023 в сумме 3 139 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.12.2023 исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на статью 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), указывая, что не подписывал договор с региональным оператором и не согласен с распространением его действия с 01.01.2019, полагает, что исковые требования удовлетворены неправомерно. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В письменных пояснениях истец просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, истец ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. В соответствии со статьями 41, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, а также доводы сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон NN 89-ФЗ), а также Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 по итогом проведенных Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии 06.04.2018 торгов с АО "Спецавтохозяйство" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Смоленской области. Статус регионального оператора присвоен с 01.01.2019 сроком на 10 лет (л.д. 12).
Радюку С.И. на праве собственности принадлежат:
- на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25.05.2008 N 13 - магазин, назначение: нежилое, 2- этажный, общей площадью 214,9 кв. м, расположенный по адресу: Смоленская область, Духовщинский район, г. Духовщина, ул. Смоленская, д. 120-а, свидетельство о государственной регистрации права от 24.12.2013 серии 67-АВ N 031231 (повторное, взамен свидетельства от 08.08.2008 серии 67-АБ N 271445) (л.д. 58);
- на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 19.01.2011 N 06, акта приемки законченного строительством объекта от 30.10.2003, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Духовщинский район" Смоленской области от 23.04.2004 N 201 - магазин, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 108,5 кв. м. расположенный по адресу: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Бугаева, д. 80-а, свидетельство о государственной регистрации права от 26.04.2011 серии 67-АБ N 682963 (л.д. 59);
- на основании договора купли-продажи от 19.06.2008 - магазин непродовольственных товаров, назначение: нежилое, общей площадью 65,3 кв. м, этаж 1, расположенный по адресу: Смоленская область, Духовщинский район, пос. Озерный, ул. Ленина, д. 16/1, свидетельство о государственной регистрации права от 09.03.2010 серии 67-АБ N 624022 (л.д. 60).
07.12.2022 ответчиком в адрес истца направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении спорных объектов (л.д. 19, 50).
Истцом подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителем - юридическим лицом - по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО от 19.01.2023 N 671913583, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение (далее - услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (л.д. 20-22).
Согласно пункту 1.2 договора объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним определяется согласно приложению N 1 к договору (л.д. 22):
- магазин автозапчасти "Форсаж, объем принимаемых твердых коммунальных отходов 9 м куб. в год, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Смоленская, д. 120А, 1 контейнер 0,75 куб. м, периодичность вывоза 1 раз в месяц;
- магазин продукты "Юлия", объем принимаемых твердых коммунальных отходов 9 м куб. в год, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Бугаева, д. 80А, 1 контейнер 0,75 куб. м, периодичность вывоза 1 раз в месяц;
- магазин автозапчасти "Форсаж", объем принимаемых твердых коммунальных отходов 9 м куб. в год, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов: Смоленская область, Духовщинский р-н, п. Озерный, ул. Ленина, д. 16/1, 1 контейнер 0,75 куб. м, периодичность вывоза 1 раз в месяц.
Способом складирования ТКО являются бункеры, контейнеры, расположенные на контейнерных площадках (3 контейнера по 0,75 м куб.)., в том числе крупногабаритных отходов - бункеры, расположенные на контейнерных площадках (пункт 1.3. договор)
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 01.01.2019 (пункт 1.4. договора).
Расчетным периодом является один календарный месяц (пункт 2.1 договора).
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператораза 1 м куб., и производится путем перечисления денежных средств на указанный в договоре расчетный счет регионального оператора, на основании выставленных региональным оператором платежных документов (счета и универсальные передаточные документы (далее - УПД). Цена рассчитывается в зависимости от количества и объема контейнеров для накопления ТКО, в отношении которых в расчетном периоде оказана услуга (пункты 2.2, 2.3. договора).
В соответствии с пунктом 2.4 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Пунктом 4.1 договора определен учет объема ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО и используемых только потребителем.
Договор считается заключенным сторонами с даты его подписания, указанной региональным оператором в правом верхнем углу на первой странице договора. Начало оказания услуг по договору осуществляется в соответствии с графиком, указанным в приложении N 1 к договору. В случае, если услуга фактически оказывалась с начала деятельности регионального оператора на территории Смоленской области до подписания договора, то объем оказанных услуг будет включен в первый либо во второй расчетный период по договору (пункт 8.1 договора).
Договор действует до 31.12.2023, а в части расчетов - до их полного исполнения.
Во исполнение договора истцом ответчику за период с января 2023 года по февраль 2023 года оказаны услуги по обращению с ТКО на сумму 3 139 руб. 56 коп., что подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами от 31.01.2023 N 1/281898/01 на сумму 1 569 руб. 78 коп., от 28.02.2023 N 1/288472/01 на сумму 1 569 руб. 78 коп. (л.д. 24-25).
Ответчик договор на предложенных условиях не подписал, оплаты за оказанные истцом в период с января 2023 года по февраль 2023 года услуги по обращению с ТКО не произвел.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 13.03.2023 N 16134 с требованием о погашении в добровольном порядке образовавшейся задолженности оставлена последним без удовлетворения (л.д. 27-28).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, при этом суд обоснованно руководствовался следующим.
В силу п. 2 ст. 432, п. 1 ст. 435 ГК РФ, а также разъяснений, данных в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", абзаце 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое потребление ресурса свидетельствует о наличии между сторонами договорных отношений.
При этом суд руководствовался тем, что заключенный между сторонами договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, правовое регулирование которого определено Законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", положениями главы 39 ГК РФ, общими положениями об обязательствах и о договоре и Правилами N 1156.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641".
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8.4 Правил N 1156).
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п. п. 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8.18 Правил N 1156 императивно предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из приложенных к иску конверта и отчета об отслеживании почтовых отправлений (л.д. 62-63) договор направлен в адрес ответчика 23.01.2023 и получен ответчиком 21.02.2023, что ответчиком не оспаривается.
Между тем ответчиком в материалы дела документы, подтверждающие направление в адрес истца мотивированных возражений относительно условий спорного договора (протокол разногласий, письма и тд.) не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик, являющийся профессиональным участником предпринимательской деятельности правом, предоставленным ему статьями 445, 446 ГК РФ, частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ не воспользовался, о возникших разногласиях в установленный законом срок не заявил и не передал их на урегулирование в суд, следовательно, такое поведение ответчика нельзя признать добросовестным (статья 10 ГК РФ) и риск наступления негативных последствий, связанных с таким поведением, в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ лежит на ответчике.
Учитывая изложенное, суд области пришел к выводу, что в спорный период договор считается заключенным на условиях определенных истцом, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 6 Правил N 505 установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
Оказание региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуются все образователи.
В рассматриваемом случае истцом определен порядок учета твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, что ответчиком не оспаривается.
В силу ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу ч. 2 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе счетами-фактурами, лицами, ответчиком не оспаривается и в соответствии со статьями 65, 70 (часть 3.1) АПК РФ является доказанным.
Согласно расчету истца размер платы за оказание услуг по обращению с ТКО, подлежащей уплате ответчиком за спорный период, составляет 3 139 руб. 56 коп.
В спорный период расчет платы за услугу регионального оператора по обращению с ТКО производился истцом, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов и периодичности вывоза, согласованной с ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что расчет за оказанные услуги по обращению с ТКО соответствует условиям заключенного сторонами договора.
Поскольку требования истца подтверждены материалами дела, ответчиком не опровергнуты, доказательств, подтверждающих оплату ответчиком задолженности полностью или в какой-либо части, на день принятия окончательного судебного акта не представлено, суд области пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании задолженности.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы являются несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права и сводятся к несогласию с оценкой, данной судом фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, что не является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Довод ответчика о том, что он не согласен с распространением действия договора с 01.01.2019, несостоятелен, поскольку данное обстоятельство не имеет отношения к спорному периоду и не является в рассмотренном судом споре правоопределяющим.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Кодекса безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.12.2023 по делу N А62-7090/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.П. Грошев |
Судьи |
И.Ю. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7090/2023
Истец: АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: Радюк Сергей Иванович