г. Киров |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А29-11191/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычихиной С.А.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании в Ухтинском городском суде Республики Коми:
представителя заявителя - Садовой Л.Ю., действующей на основании доверенности от 24.04.2024 N 8-Ю,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Республики Коми:
представителя ответчика - Распоповой Е.Л., действующей на основании доверенности от 21.08.2023 N 53/23,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская поликлиника"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.01.2024 по делу N А29-11191/2023
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская поликлиника" (ИНН 1102017196, ОГРН 1021100731310)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН 1101471047, ОГРН 1021100512355)
с участием третьего лица: Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ИНН 7727032382, ОГРН 1027739712857)
о признании незаконным акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская поликлиника" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) о признании незаконным акта комплексной проверки использования средств ОМС от 08.06.2023 в части требований возврата в бюджет Фонда средства ОМС, использованные не по целевому назначению в размере 5 416 003,62 руб. и суммы штрафа за нецелевое использование средств ОМС в размере 541 600,36 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.01.2024 заявленные требования удовлетворены частично. Суд усмотрел основания для снижения примененного и предъявленного к взысканию штрафа с 668 200,81 руб. до 66 820,08 руб.
Учреждение обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, оплата средней заработной платы за период командировок заместителя главного врача по управлению персоналом Бартовой Е.В. за счет средств ОМС проведена обоснованно, поскольку мероприятия в командировках были направлены на обеспечение оказания медицинской помощи. Учреждение также полагает, что прохождение медицинских осмотров является необходимым условием для обеспечения деятельности Учреждения, вследствие чего компенсация расходов работникам за прохождение медосмотров входит в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ (прочие выплаты, прочие расходы).
Кроме того, Учреждение считает, что суд первой инстанции необоснованное не принял во внимание доводы со ссылкой на письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20.09.2023 и от 06.10.2023.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что сохранение за работником учреждения среднего заработка на период командировок с целью участия в различных ярмарках вакансий, конференциях по подбору кадров и других программах не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и медицинская организация не вправе расходовать средства ОМС на их оплату. Также как тарифом не предусмотрена компенсация за счет средств ОМС расходов работникам учреждения за прохождение периодического медицинского осмотра.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Учреждения также не согласно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Федерального закона 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Как следует из оспариваемого акта от 08.06.2023 Фондом признано нецелевым расходованием Учреждением средств ОМС на оплату средней заработной платы в размере 104 056,12 руб. заместителю главного врача по управлению персоналом Бартовой Е.В. на период командировок с целью участия в ярмарке вакансий выпускников 2023 года в ФГБОУ ВО "Северный государственный медицинский университет" в г. Архангельске и с целью участия в программе "Коррекция эмоционального выгорания медработников" в г. Санкт-Петербурге на основании приказов от 01.04.2022 N 399-ко, от 26.07.2022 N 1279-ко, от 28.11.2022 N 3162-лс.
Указанные командировки осуществлялись за счет средств от оказания платных услуг, за счет средств республиканских субсидий на выполнение государственного задания и средств от оказания платных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включает в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Формирование тарифов на оплату медицинской помощи, включая их структуру, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из средних нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (пункт 192 раздела XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н) в расчет тарифа на оплату медицинской помощи включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Таким образом, медицинские организации вправе оплачивать за счет средств обязательного медицинского страхования затраты, которые необходимы для обеспечения обязательств медицинских организаций, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, обязанность медицинских организаций по участию в ярмарке вакансий и в программе "Коррекция эмоционального выгорания медработников" при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС действующим в сфере обязательного медицинского страхования законодательством не предусмотрена.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности позиции Фонда о том, что оплата средней заработной платы заместителю главного врача по управлению персоналом Бартовой Е.В. за период командировок для участия в ярмарке вакансий и программе не подлежит за счет средств ОМС. Как следствие, спорные денежные средства обоснованно признаны нецелевым использованием средств ОМС.
Кроме того, Фондом признано нецелевым расходованием Учреждением средств ОМС на компенсацию расходов работникам за прохождение медицинского осмотра общую сумму 6 488 759,22 руб.
Учреждение, оспаривая выводы Фонда, изложенные в акте проверки, о нецелевом использовании средств ОМС только в части периодических медицинских осмотров на сумму 5 311 947,50 руб., ссылается на то, что обязательные периодические осмотры работников медицинских организаций, участвующих в реализации программы ОМС, могут оплачиваться за счет прочих услуг входящих в структуру тарифа.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров.
Таким образом, нормы федерального законодательства не предоставляют медицинской организации возможность самостоятельного выбора средств, за счет которых будет производиться возмещение спорных расходов, предусматривая расходование именно собственных средств на указанные цели.
В силу части 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо.
В соответствии с разделом 4 Программы (Территориальная программа обязательного медицинского страхования), постановлением Правительства Республики Коми N 676, постановлением Правительства Республики Коми N 668 в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляются мероприятия по проведению профилактических медицинских осмотров. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров не предусмотрено.
Таким образом, проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется именно за счет средств работодателя и не может являться обязательством системы обязательного медицинского страхования.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что компенсация расходов работникам за прохождение периодического медицинского осмотра, неправомерно произведена за счет средств ОМС.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом правильно, с учетом конкретных обстоятельств дела. Содержащиеся в решении выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.01.2024 по делу N А29-11191/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская поликлиника" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.А. Бычихина |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11191/2023
Истец: Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения Республики Коми "Ухтинская Городская Поликлиника"
Ответчик: Государственное Бюджетное Учреждение Республики Коми "Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования Республики Коми"
Третье лицо: Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, Второй арбитражный апелляционный суд, Ухтинский городской суд Республики Коми