г. Пермь |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А71-14455/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Бояршиновой О.А., Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Е.В.,
при участии посредством веб-конференции:
от заявителя: Митрофанов Д.И. (лично),
от ООО "Прикамнеруд": Андреевских Н.В., доверенность от 04.05.2022,
от ООО "Снабженец": Андреевских Н.В., доверенность от 02.10.2023 N 1,
от иных лиц: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
Митрофанова Дмитрия Игоревича,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 февраля 2024 года по делу N А71-14455/2023
по заявлению Митрофанова Дмитрия Игоревича
к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800281214, ИНН 1831101183)
о признании незаконной записи в Едином государственном реестре юридических лиц ООО "Прикамнеруд",
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Прикамнеруд" (ОГРН 1121832006438, ИНН 1832103426), общество с ограниченной ответственностью "Снабженец" (ОГРН 1205900013164, ИНН 5959004720), общество с ограниченной ответственностью "БалансЭнерго" (ОГРН 1121832000377, ИНН 1832095221),
УСТАНОВИЛ:
Митрофанов Дмитрий Игоревич (далее - заявитель, Митрофанов Д.И.) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконной записи, внесенной Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее - регистрирующий орган, ответчик) в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) от 14.08.2023 N 2231801494330 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Прикамнеруд" (ИНН 1832103426, ОГРН 1121832006438).
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Снабженец", г. Ижевск (далее - ООО "Снабженец") и общество с ограниченной ответственностью "БалансЭнерго", г. Ижевск (далее - ООО "БалансЭнерго").
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.02.2024 в удовлетворении заявления Митрофанова Д.И. отказано.
Не согласившись с принятым решением, Митрофанов Д.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Апеллянт полагает, что действия регистрирующего органа по внесению записи в ЕГРЮЛ от 14.08.2023 N 2231801494330 в отношении ООО "Прикамнеруд" о смене директора на Исупова С.Н. являются незаконными, ссылается на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.08.2023 по делу N А71-13924/2023 о запрете совершать регистрационные действия в отношении ООО "Прикамнеруд", указывает, что данное определение не представлено в регистрирующий орган 14.08.2023. Кроме того, Митрофанов Д.И. ссылается на подачу им 10.08.2023 в регистрирующий орган возражения относительно внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р38001. Также Митрофанов Д.И. указывает, что заявление, явившееся основанием для регистрации оспариваемой записи, подписано ЭЦП Исупова С.Н., не являющегося на момент подписания директором ООО "Прикамнеруд" согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ.
Регистрирующий орган и ООО "Снабженец" направили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых возразили против ее удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Митрофанов Д.И. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, представители ООО "Прикамнеруд" и ООО "Снабженец" доводы жалобы отклонили по основаниям, приведенным в отзывах.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Митрофанов Д.И. (48 % доли в уставном капитале), ООО "БалансЭнерго" (35,75 % доли в уставном капитале) и ООО "Снабженец" (16,25 % доли в уставном капитале) являются учредителями ООО "Прикамнеруд".
Внеочередным собранием участников ООО "Прикамнеруд" от 06.04.2023 приняты решения о подтверждении полномочий директора ООО "Прикамнеруд" Максимова Сергея Адольфовича на период с 27.09.2021 по момент избрания нового директора (вопрос N 2); об освобождении от занимаемой должности директора Максимова Сергея Адольфовича, избрании на должность директора Исупова Сергея Николаевича (вопрос N 3).
Указанные решения оформлены протоколом внеочередного собрания участников ООО "Прикамнеруд" от 06.04.2023 N 17.
07.08.2023 в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений в отношении директора ООО "Прикамнеруд" (прекращения полномочий директора Митрофанова Д.И. и возложения указанных полномочий на Исупова С.Н.) Исуповым С.Н. (вх. 3448А) в электронном виде представлены документы: заявление по форме Р13014, протокол внеочередного общего собрания N 17 от 06.04.2022, пояснительная записка.
14.08.2023 на основании представленного Исуповым С.Н. пакета документов УФНС России по Удмуртской Республике принято решение о государственной регистрации изменений по представленным документам, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 14.08.2023 N 2231801494330 в отношении ООО "Прикамнеруд".
Несогласие Митрофанова Д.И. с действиями регистрирующего органа по внесению записи в ЕГРЮЛ от 14.08.2023 N 2231801494330 в отношении ООО "Прикамнеруд" послужило основанием для его обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики. Обращаясь с заявлением о признании незаконной записи от 14.08.2023 N 2231801494330, внесенной регистрирующим органом в ЕГРЮЛ, Митрофанов Д.И. привел доводы аналогичные, указанным в апелляционной жалобе.
Возражая против удовлетворения заявления, регистрирующий орган указал, что для государственной регистрации изменений в отношении директора ООО "Прикамнеруд" (прекращения полномочий директора Митрофанова Д.И. и возложения указанных полномочий на Исупова С.Н.) Исуповым С.Н. 07.08.2023 в регистрирующий орган в электронном виде представлены документы (вх. 3448А): заявление по форме Р13014, протокол внеочередного общего собрания N 17 от 06.04.2022, пояснительная записка; по результатам рассмотрения возражений регистрирующим органом установлено, что доводы, изложенные Митрофановым Д.И., не являются основанием для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ и основанием для отказа в государственной регистрации вносимых изменений, о чем заявитель был уведомлен письмом от 14.08.2023 N 09-32/27015@; определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.08.2023 по делу N А71-13924/2023 о запрете регистрационных действий в отношении ООО "Прикамнеруд" поступило в управление после принятия решения о государственной регистрации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что запись в ЕГРЮЛ внесена налоговым органом в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В силу п. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган; согласно положениям статьи 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются положениями Закона N 129-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим Законом.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (ст. 2 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно ст. 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В силу п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно приложению N 4 к Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" таковой формой является форма N Р13014 "Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц".
Согласно ст. 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительный документ юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (п. 1).
Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительный документ юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона, то есть, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п. 3).
В случае государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) в случае внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, внесенными в учредительный документ юридического лица, в единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись (п. 5).
Основания для отказа в государственной регистрации установлены в ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Согласно п/п "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пункт 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ определяет, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктом 6 ст. 9 Закона N 129-ФЗ определено, что заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.12.2019 по делу N А71-21668/2018 признаны недействительными решения общего собрания участников ООО "Прикамнеруд" по вопросам 3,4, оформленные протоколом от 21.01.2019 N 5, согласно которым досрочно прекращены полномочия Митрофанова Д.И. и избран на должность новый директор Максимов С.А.
Протоколом от 16.04.2019 N 10 общего собрания участников ООО "Прикамнеруд" принято решение о досрочном прекращении полномочий Максимова С.А., которое решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.06.2020 по делу NА71-7706/2019, вступившим в законную силу признано недействительным.
В последующем на общем собрании участников общества от 27.09.2021 поставлен вопрос об избрании директором Максимова С.А. По результатам рассмотрения данного вопроса, общим собранием принято решение оформленное протоколом от 27.09.2021 N 15.
На основании протокола от 27.09.2021 N 15 налоговым органом внесена запись в ЕГРЮЛ о внесении изменений в сведения о директоре от 02.02.2022 ГРН 2221800038800, директором общества согласно сведений в ЕГРЮЛ внесен Максимов С.А.
Поскольку в отношении Митрофанова Д.И. на момент принятия решений общего собрания участников 27.09.2021 введена процедура банкротства, его интересы на собрании представляла Городилова Н.А. на основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.06.2021 по делу N А71-17644/2018, которая голосовала на общем собрании участников ООО "Прикамнеруд" 27.09.2021 за назначение Максимова С.А. на должность директора ООО "Прикамнеруд". Действия финансового управляющего по голосованию на общем собрании участников общества 27.09.2021 признаны Арбитражным судом Удмуртской Республики незаконными, вынесено определение по делу N А71-17644/2018 Ж49, на момент подачи Митрофановым Д.И. формы Р13014 определение не вступило в законную силу, поскольку обжаловалось участниками общества в апелляционном порядке.
В окончательной форме участники общества ООО "Прикамнеруд" приняли решение о подтверждении полномочий директора ООО "Прикамнеруд" Максимова С.А. на период с 27.09.2021 по момент избрания нового директора (вопрос N 2); об освобождении от занимаемой должности директора Максимова С.А., избрании на должность директора Исупова С.Н. (вопрос N 3).
Указанные решения оформлены протоколом внеочередного собрания участников ООО "Прикамнеруд" от 06.04.2023 N 17 и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись от 15.04.2022 ГРН 2221800146302.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2022 по делу N А71-2585/2022 протокол общего собрания от 06.04.2022 N 17 признан действительным, в удовлетворении требований Митрофанова Д.И. о признании решения общего собрания по назначению директором Исупова С.Н. недействительными отказано. Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2022 оспорено в апелляционной и кассационной инстанции и оставлено в силе.
Таким образом, действия по внесению в ЕГРЮЛ на основании протокола общего собрания от 06.04.2022 записи, сами по себе, не могут нарушать прав и законных интересов Митрофанова Д.И., поскольку правомерность принятых на собрании решений подтверждена вступившими в законную силу судебными актами.
07.08.2023 в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений в отношении директора ООО "Прикамнеруд" (прекращения полномочий директора Митрофанова Д.И. и возложения указанных полномочий на Исупова С.Н.) Исуповым С.Н. (вх. 3448А) в электронном виде представлены документы: заявление по форме Р13014, протокол внеочередного общего собрания от 06.04.2022 N 17, пояснительная записка.
10.08.2023 в регистрирующий орган подано возражение заинтересованного лица Митрофанова Д.И. относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (форма N Р38001) (вх. N 3617А от 10.08.2023).
В соответствии с п.п. 4.3 и 6 ст. 9, п. 5 ст. 11 Закона N 129-ФЗ приказом ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 названного Закона мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Основания и Порядок).
Подпунктом 1 п. 2 Оснований и Порядка установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является, в том числе, наличие в регистрирующем органе письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением подтверждающих документов.
Пунктом 5 Оснований и Порядка определен перечень условий, при которых установленные данным нормативно-правовым актом обстоятельства (п.п. 2, 4) не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. К числу данных условий, в том числе, отнесены следующие обстоятельства:
- в поступившем возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основано такое возражение, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица (п/п. 8).
- в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ заинтересованное лицо указывает на обстоятельство, которое опровергается вступившим в законную силу судебным актом (п/п. 9).
При этом в материалах регистрационного дела "ООО "Прикамнеруд" имеется протокол внеочередного собрания участников ООО "Прикамнеруд" от 06.04.2022 N 17. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24.05.2023 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2022 по делу N А71-2585/2022, которым отказано в признании недействительным решения внеочередного собрания участников ООО "Прикамнеруд" от 06.04.2022 N 17 по 1, 2 и 3 вопросам повестки дня, оставлено без изменения.
Регистрирующий орган, рассмотрев возражения Митрофанова Д.И., установив, что в представленных возражениях относительно предстоящей государственной регистрации содержатся сведения об оспоримости решения ООО "Прикамнеруд" о смене руководителя (протокол от 06.04.2022 N 17), которые опровергаются вступившим в законную силу судебным актом, следовательно, не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ (п/п 8, 9 п. 5 Оснований и Порядка), и не могут служить основанием для вывода о недостоверности представленных на государственную регистрацию сведений, направило в адрес Митрофанова Д.И. информацию о результатах рассмотрения возражений от 14.08.2023 N 09-32/27015@ (т. 1 л.д. 102-103).
14.08.2023 на основании представленного Исуповым С.Н. пакета документов в полном объеме, при отсутствии оснований для отказа в осуществлении регистрационного действия, регистрирующим органом принято решение государственной регистрации изменений по представленным документам, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 14.08.2023 N 2231801494330 в отношении ООО "Прикамнеруд".
Довод заявителя о несоблюдении регистрирующим органом срока для ответа на возражения Митрофанова Д.И. обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку основан на неверном толковании ст. 8 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ срок государственной регистрации составляет не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Следовательно, данная норма позволяет регистрирующим (налоговым) органам осуществлять государственную регистрацию ранее установленных законодательством сроков.
Как следует из материалов дела, для государственной регистрации изменений в отношении директора ООО "Прикамнеруд" (прекращения полномочий директора Митрофанова Д.И. и возложения указанных полномочий на Исупова С.Н.) Исуповым С.Н. 07.08.2023 в электронном виде в регистрирующий орган представлены заявление по форме Р13014, протокол внеочередного общего собрания от 06.04.2022 N 17, пояснительная записка.
Исходя из того, что документы поданы 07.08.2023, срок для принятия решения - 14.08.2023, следовательно, решение о государственной регистрации изменений в отношении директора ООО "Прикамнеруд" от 14.08.2023 (с учетом возражений Митрофанова Д.И. от 10.08.2023) принято регистрирующим органом с соблюдением срока, предусмотренного указанной нормой права.
Довод заявителя о том, что оспариваемая запись осуществлена управлением в период действия обеспечительных мер, также обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Действительно, определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.08.2023 по делу N А71-13924/2023 Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике запрещено совершать регистрационные действия в отношении ООО "Прикамнеруд" в части внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Согласно п/п. "м" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ допускается отказ в государственной регистрации, если судебный акт, содержащий запрет на совершение определенных регистрационных действий, поступит в регистрирующий орган до внесения записи в ЕГРЮЛ.
При этом регистрирующий орган при осуществлении регистрационных действий и проверке сведений о наличии ограничений использует данные, содержащиеся в информационном ресурсе "Ограничения".
Приказом ФНС России от 27.03.2009 N ММ-7-6/145@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения местного, регионального и федерального уровней, реализующего функции по формированию и использованию сведений о наличии ограничений на осуществление регистрационных действий" разработаны Методические рекомендации, которые применяются регистрирующими (налоговыми) органами при формировании сведений информационного ресурса "Ограничения" (далее Методические рекомендации) (т. 2 л.д. 17-19).
В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций основаниями для включения в ИР "Ограничения" сведений являются, в том числе, судебные акты об обеспечительных мерах, связанных с запретом (с отменой запрета) на совершение регистрационных действий.
Согласно п. 2 Методических рекомендаций сведения на основании судебного акта должны быть внесены в информационный ресурс "Ограничения" не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего судебного акта в регистрирующий орган.
Пункт 6 Методических рекомендаций определяет, что при осуществлении действий по государственной регистрации, после ввода в информационную систему сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации юридического лица, автоматически формируется запрос на их проверку в ИР "Ограничения". По результатам проверки формируется протокол, который используется при принятии решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации).
Согласно данным информационного ресурса "Ограничения" судебный акт об обеспечении иска в отношении юридического лица (номер документа: А71-13924/2023; дата документа: 14.08.2023; наименование органа, выдавшего документ: Арбитражный суд Удмуртской Республики) поступил в регистрирующий орган 16.08.2023, решение о внесении сведений об ограничении на осуществление регистрационных действий в отношении юридического лица ООО "Прикамнеруд" принято 17.08.2023, о чем внесена соответствующая запись (т. 2 л.д. 14, 15-16).
Следовательно, на момент вынесения регистрирующим органом решения о государственной регистрации от 14.08.2023 N 3448А и внесения в ЕГРЮЛ оспариваемой записи в информационном ресурсе "Ограничения" отсутствовали сведения о наличии обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-13924/2023.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, заявителем не представлено.
Кроме того, обеспечительные меры приняты в целях недопущения внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В настоящем случае правомерность принятых на собрании решений подтверждена вступившими в законную силу судебными актами, следовательно, решение о государственной регистрации от 14.08.2023 целям обеспечительных мер не противоречит.
С учетом изложенных обстоятельств, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемая запись, внесенной Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в Единый государственный реестр юридических лиц за N 2231801494330 от 14.08.2023 в отношении ООО "Прикамнеруд" (ИНН 1832103426, ОГРН 1121832006438), соответствует действующему законодательству, является законной и обоснованной, не нарушает права и законные интересов заявителя, а также не создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 февраля 2024 года по делу N А71-14455/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
О.А. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14455/2023
Истец: Митрофанов Дмитрий Игоревич
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: ООО "Балансэнерго", ООО "ПРИКАМНЕРУД", ООО "Снабженец"