г. Тула |
|
10 мая 2024 г. |
Дело N А68-15357/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2024 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мосиной Е.В., судей Егураевой Н.В., Капустиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тютюма К.Д.,
при участии в судебном заседании:
от садоводческого некоммерческого товарищества "Туларайсельхозтехника N 1" - Ахуновой Д.Р. (паспорт, диплом, доверенность от 28.11.2023),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Туларайсельхозтехника N 1" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2024 по делу N А68-15357/2022,
принятое по иску садоводческого некоммерческого товарищества "Туларайсельхозтехника N 1" (ИНН 7130012426, ОГРН 1037102172470) к Федеральному агентству лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ИНН 7106512065, ОГРН 1097154026056), МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской, Рязанской и Орловской областях, о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 71:14:000000:6170; исключении из государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка; установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 71:14:020819:215, площадью 9 155 кв. м в соответствии с межевым планом от 12.08.2022, подготовленным Тишкиной Т.В.,
третьи лица: министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, Тишкина Т.В.,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Туларайсельхозтехника N 1" (далее - СНТ "Туларайсельхозтехника N 1", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 71:14:000000:6170, площадью 574 150+/- 13 260 кв. м, категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, Тульское лесничество в точках наложения границ с земельным участком с кадастровым номером 71:14:020819:215 согласно межевому плану от 12.08.2022, подготовленному Тишкиной Т.В.; исключении из государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 71:14:000000:6170, площадью 574 150+/- 13 260 кв. м, категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, Тульское лесничество, в точках наложения границ с земельным участком с кадастровым номером 71:14:020819:215 согласно межевому плану от 12.08.2022, подготовленному Тишкиной Т.В.; установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 71:14:020819:215, площадью 9 155+/- 67 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, д. Бежка, СНТ "Туларайсельхозтехника-1" в соответствии с межевым планом от 12.08.2022, подготовленным Тишкиной Т.В.
Определениями от 27.04.2023, 13.07.2023 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, Тишкину Татьяну Валерьевну, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской, Рязанской и Орловской областях.
Определением от 28.09.2023 по ходатайству истца суд привлек к участию в деле в качестве соответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской, Рязанской и Орловской областях, исключив его из числа третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2024 в удовлетворении исковых требований садоводческого некоммерческого товарищества "Туларайсельхозтехника N 1" отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2024, СНТ "Туларайсельхозтехника N 1" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для признания наличия реестровой ошибки и изменения границ земельного участка. Отмечает, что в материалах дела имеется заключение кадастрового инженера Тишкиной Г.В., в котором указано на наличие реестровой ошибки, данное заключение никем не оспорено. Считает, что наложение границ земельного участка с КН:14:000000:6170 на земельный участок с КН 71:14:020819:215 препятствует уточнению фактических границ объекта учета.
Представитель СНТ "Туларайсельхозтехника N 1" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 07.07.2015 N 871 СНТ "Туларайсельхозтехника-1" предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно земельный участок для коллективного садоводства, с кадастровым номером 71:14:020819:215, площадью 8 196 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности СНТ "Туларайсельхозтехника N 1" на земельный участок с кадастровым номером 71:14:020819:215, площадью 8 196 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для коллективного садоводства, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район, зарегистрировано 12.08.2015.
В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 71:14:000000:6170, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район, Тульское лесничество, относится к землям лесного фонда, поставлен на кадастровый учет 07.05.2013, является федеральной собственностью.
Как указывает истец, при определении границ данного земельного участка с кадастровым номером 71:14:000000:6170 была допущена ошибка, а именно: наложение границ земельного участка с землями, принадлежащими СНТ "Туларайсельхозтехника N 1", площадь пересечения 693,72 кв. м. В подтверждение своей позиции представлено заключение кадастрового инженера Тишкиной Г.В.
03.09.2022 СНТ "Туларайсельхозтехника N 1" был получен отказ в исправлении реестровой ошибки при установлении границ земельный участок с кадастровым номером 71:14:000000:6170 и установлении границ земельного участка с кадастровым номером 71:14:020819:215, принадлежащего СНТ.
26.10.2022 истец направил претензию в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области с требованиями провести мероприятия по устранению вышеназванной реестровой ошибки.
Письмом N 24-15/9959 от 03.11.2022 министерство природных ресурсов и экологии Тульской области сообщило, что в соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ и статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда относятся к федеральной собственности. Полномочия собственника в части установления местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда статьей 83 Лесного кодекса не переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Межевание и постановка земель лесного фонда на кадастровый учет осуществлялась Федеральным агентством лесного хозяйства. Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определены в соответствии с действующим законодательством и лесоустроительной проектной документацией, разработанной и утвержденной Рослесхозом. Кроме того, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25.03.2022 N 330 утверждены границы Тульского лесничества и внесены в ЕГРН как ЗОУИТ.
09.11.2022 истец направил претензию в Федеральное агентство лесного хозяйства с аналогичными требованиями.
Письмом N 03-01-47/30865 от 08.12.2022 Федеральное агентство лесного хозяйства сообщило, что в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения Рослесхозом направлено поручение в ФГБУ "Рослесинфорг" представить заключение о соответствии/несоответствии местоположения границ земельного (лесного) участка с кадастровым номером 71:14:000000:6170 материалам лесоустройства Тульского лесничества Тульской области. В результате ФГБУ "Рослесинфорг" сообщило, что границы земельного (лесного) участка с кадастровым номером 71:14:000000:6170 соответствуют материалам лесоустройства, действовавшим на момент выполнения государственного контракта 2012 года. Кроме того, в рамках полномочий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхозом обеспечено выполнение работ по установлению границ Тульского лесничества Тульской области. В установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области сведения о Тульском лесничестве Тульской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости под реестровым номером 71:00-15.5.
В связи с тем, что устранить пересечение земельного участка с кадастровым номером 71:14:020819:215 с земельным участком с кадастровым номером 71:14:000000:6170 во внесудебном порядке не представилось возможным истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил их того, что установление границ земельного участка площадью 9 155 кв.м, т.е. большей, чем было предоставлено истцу в собственность (8196 кв. м), фактически направлено на получение земельного участка в обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления публичных земельных участков для садоводства.
При этом суд области правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права: восстановления положения, существовавшею до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу ею нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 1 статьи 261 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
В силу статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
Согласно действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждали существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждали прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иные предусмотренных настоящим Федеральным законом сведения о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3 часть 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер - кадастровый номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено указанным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (пункт 2 статьи 20 Закона N 221-ФЗ).
Необходимыми для кадастрового учета документами является: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом данного пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ) (подпункт 2 пункта 1 статьи 22 Закон о кадастре).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (часть 6 статьи 38 Закона о кадастре).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (часть 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Согласно статье 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Орган кадастрового учета осуществляет проверку представленных документов на соответствие требованиям закона (в частности, соблюдение установленного порядка согласования) и сведениям государственного кадастра недвижимости (выявляет противоречия и возможные пересечения границ).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 указанного Федерального закона).
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.06.1978 Тульским областным Советом народных депутатов исполнительного комитета принято решение N II-337 "Об отводе земельных участков", согласно которому предоставлены земельные участки (пастбища, отрезки приусадебных участков, расположенные среди населенных пунктов, мелки и обособленные участки пашни и другие угодья, подлежащие освоению в пашню) общей площадью 1 539, 6 гектара (пашни - 1 218, 8 га) от колхозов, совхозов и других землепользователей Богородицкого, Воловского, Ефремовского, Заокского, Каменского, Киреевского, Куркинского, Новомосковского, Плавского и Щекинского районов под огороды рабочим и служащим сроком до 15.10.1978.
Согласно государственному акту Исполнительного комитета Ленинского районного (городского) Совета народных депутатов 1978 года за Тульским производственным объединением "Сельхозтехника" закреплено бессрочное и бесплатное пользование 6,0 гектаров; земля предоставлена для коллективного садоводства.
Постановлением главы администрации Ленинского района Тульской области от 24.12.1992 N 1305 "О предоставлении земельного участка садоводческому товариществу "Туларайсельхозтехника" постановлено изъять из земель агропроизводства "Победитель" земельный участок площадью 8 га /пашня/, расположенный южнее сельского населенного пункта Высокое и предоставить ее садоводческому товариществу "Туларайсельхозтехника" для организации коллективного садоводства.
На основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 07.07.2015 N 871 СНТ "Туларайсельхозтехника-1" предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно земельный участок для коллективного садоводства, с кадастровым номером 71:14:020819:215, площадью 8196 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район.
12.08.2015 зарегистрировано право собственности истца на указанный земельный участок.
Земельный участок с кадастровым номером 71:14:000000:6170, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район, Тульское лесничество, поставлен на кадастровый учет 07.05.2013, относится к землям лесного фонда, является федеральной собственностью.
При этом, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 71:14:020819:215, площадью 8196 кв. м, был сформирован самим истцом, им же устанавливались границы земельного участка, и при внесении в ЕГРН сведений о границах этого земельного участка органом кадастрового учета никаких пересечений с земельным участком с кадастровым номером 71:14:000000:6170 выявлено не было.
Согласно кадастровой выписке от 30.12.2014 на земельный участок с кадастровым номером 71:14:020819:215 содержались сведения о координатах поворотных точек, определяющих местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 71:14:020819:215.
Как указывает истец, при определении границ данного земельного участка с кадастровым номером 71:14:000000:6170 была допущена ошибка: наложение границ земельного участка с землями, принадлежащими СНТ "Туларайсельхозтехника N 1", площадь пересечения 693,72 кв. м.
Геодезистом ИП Тишкиной Т.В. был совершен выезд на местность для проведения необходимых измерений, по результатам которого было установлено, что исправляемый земельный участок с кадастровым номером 71:14:020819:215 пересекает земельный участок с кадастровым номером 71:14:000000:6170, который относится к землям лесного фонда. Исправляемый земельный участок с кадастровым номером 71:14:020819:215 был поставлен на кадастровый учет 16.10.1992 как ранее учтенный, что подтверждает существование участка на местности более 15 лет. Наложение границ земельного участка с кадастровым номером 71.14:000000:6170 на уточняемый земельный участок препятствует уточнению фактических границ объекта учета. Предположительно, ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 71:14:000000:6170 возникла в связи с тем, что координаты поворотных точек границ данного земельного участка при первичной постановке на кадастровый учет (07.05.2013) были определены картометрическим способом по материалам лесоустроительной документации, без учета фактических границ смежных земельных участков (в том числе границ земельных участков, расположенных в СНТ "Туларайсельхозтехника N 1").
Таким образом, в случае установления судом границ земельного участка с кадастровым номером 71:14:020819:215 по предложенному кадастровым инженером ИП Тишкиной Т.В. и изложенному в межевом плане от 12.08.2022 варианту истец станет правообладателем земельного участка, характеристики которого будут в значительной степени отличаться от характеристик земельного участка, предоставленного ему в 2015 году.
Как установлено судом и следует из межевого плана от 12.08.2022, земельный участок с кадастровым номером 71:14:020819:215 пересекает земельный участок с кадастровым номером 71:14:000000:6170, который относится к землям лесного фонда.
Между тем, границы земельного участка с кадастровым номером 71:14:020819:215, указанные в межевом плане в части пересечения с границами лесного участка, не соответствуют границам земельного участка, предоставленного истцу на основании распоряжения министерства от 07.07.2015.
Как указано выше, на основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 07.07.2015 N 871 СНТ "Туларайсельхозтехника-1" предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно земельный участок для коллективного садоводства, с кадастровым номером 71:14:020819:215, площадью 8196 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район. Площадь земельного участка истца согласно сведениям ЕГРН составляет 8196 кв. м.
В то же время истец заявляет требования об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 71:14:020819:215 площадью 9155 кв. м, при этом документального обоснования увеличении площади земельного участка в материалы дела истцом не представлено.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибки только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушение прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми предоставлялся земельный участок и существует на местности.
Частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание, что СНТ "Туларайсельхозтехника N 1" заявлено требование об установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 71:14:020819:215 площадью 9155+/-67 кв.м, в то время как согласно распоряжению МИЗО от 07.07.2015 истцу предоставлен земельный участок площадью 8196 кв.м, суд первой инстанции правомерно не установил факта наличия реестровой ошибки. Учитывая, что истец фактически хочет получить в собственность земельный участок площадью 9155 кв. м, при этом имеет место спор о правах товарищества на дополнительный участок из земель общего пользования, суд области пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания наличия реестровой ошибки и изменения границ земельного участка.
Исходя из положений пункта 1 статьи 8 ГК РФ, статей 9 - 11, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ, суд также верно указал, что установление границ земельного участка площадью 9155 кв. м, большей, чем было предоставлено истцу в собственность (8196 кв. м), фактически направлено на получение земельного участка в обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления публичных земельных участков для садоводства.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с выводом суда об отсутствии оснований для признания наличия реестровой ошибки и изменения границ земельного участка, учитывая, что в материалах дела имеется заключение кадастрового инженера Тишкиной Г.В., в котором указано на наличие реестровой ошибки, подлежат отклонению, поскольку право собственности СНТ на земельный участок с кадастровым номером 71:14:020819:215 возникло на основании распоряжения МИЗО N 871 от 07.07.2015, данным распоряжением СНТ предоставлен земельный участок площадью 8196 кв.м. При этом тот факт, что исправляемый земельный участок с кадастровым номером 71:14:020819:215 был поставлен на кадастровый учет 16.10.1992 как ранее учтенный, что подтверждает существование участка на местности более 15 лет, не может быть использован как обоснование исправления реестровой ошибки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны обоснованно отклоненным доводам, приводимым в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, фактически сводятся к их повторению и направлены на переоценку исследованных доказательств и выводов суда при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, т.к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2024 по делу N А68-15357/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мосина |
Судьи |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-15357/2022
Истец: СНТ "Туларайсельхозтехника N 1", СНТ "Туларайсельхозтехника"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, Представитель СНТ "Туларайсельхозтехника N1" Ахунова Д.Р., Тишкина Татьяна Валерьевна, Ахунова Диана Рашидовна