г. Москва |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А40-125407/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Яремчук Л.А.,
Судей: Елоева А.М, Расторгуева Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ
для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
дело N А40-125407/23
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Стандарт эксплуатация"
(инн: 7726747910)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(инн: 7705031674)
при участии третьих лиц:
1) ГКУ Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮЗАО города Москвы (ИНН: 7736572828)
2) Префектура ЮЗАО г.Москвы (ИНН: 7727092744)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Исаева М.М. по доверенности от 10.01.2024;
от ответчика: Воронова В.В. по доверенности от 14.12.2023;
от третьего лица 1: не явился, извещен;
от третьего лица 2: Кензеев О.В. по доверенности от 19.02.2024;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стандарт эксплуатация" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Департамента городского имущества города Москвы задолженности по возмещению расходов по содержанию, текущему ремонту и отоплению нераспределенных нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, а также нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы за период с 01.10.2020 по 31.03.2022 в сумме 993 571 руб., пени в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ в сумме 158 343 руб. 18 коп..
Решением суда от 22.09.2023, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент городского имущества города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая на нарушение судом норм процессуального права и рассмотрение спора по неполно выясненным обстоятельствам.
Определением от 01.03.2024 Девятый арбитражный апелляционный суд на основании ч.6-1 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела N А40-125407/23 по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции по общим правилам искового производства.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие извещенного о времени и месте судебного разбирательства третьего лица 1, выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица 2, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Стандарт Эксплуатация" является управляющей компанией в МКД по адресам: г.Москва, Ленинский пр-т, д.83 корп.1; г.Москва, Ленинский пр-т, д.83 корп.2, что подтверждается протоколами внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД (л.д.42-50).
В соответствии с актом о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 23.12.2016 (л.д.15-41):
- в МКД по адресу Ленинский пр-т, д.83, кори.2 в собственность Департамента городского имущества города Москвы переданы следующие нежилые помещения, которые по состоянию на 31.03.2022 являлись нераспределенными: этаж Пэ2, помещение I/с.н., комн.1-8, 12, 25-65, 9, 34, 1, тип "Спец.назначение", общей площадью 1 650,2 кв.м.; тип "Спец.назначение", 10 машиномест (этаж Пэ2, помещение I машиноместа N 1-10 (комн.67-76)) общей площадью 153,1 кв.м..
- в МКД по адресу Ленинский пр-т, д.83, корп.1 в собственность Департамента городского имущества города Москвы переданы следующие нежилые помещения, которые по состоянию на 31.03.2022 являлись нераспределенными: тип "Спец.назначение", 5 машиномест (этаж Пэ2, помещение I машиноместа N 228 (комн.90), 230-232 (комн.87, 88, 171), 240 (комн.86)) общей площадью 98,8 кв.м..
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность Департамента городского имущества города Москвы, осуществляющего полномочия собственника в отношении машиномест по вышеуказанным адресам, по оплате услуг по содержанию имущества за период с 01.10.2020 по 31.03.2022 в сумме 993 571 руб., наличие оснований для начисления пени в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ в сумме 158 343 руб. 18 коп..
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 153, 155, Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, в издержках по его содержанию и сохранению путем внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Обязанность по внесению платы, в силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что Департамент городского имущества г.Москвы является ненадлежащим ответчиком по настоящему дела, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии Положением о Департаменте имущества г. Москвы, утвержденным постановлением правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, Департамент выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы.
В связи с чем в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации Департамент выступает от имени субъекта Российской Федерации в суде, в том числе в качестве ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
Действительно, постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП на ГУ ИС АО и ГКУ "Дирекция ЖКХиБ административного округа" возложена функция получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Расходы по эксплуатации жилищного фонда", направляемых на предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на содержание и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам ТСЖ, ЖК, ЖСК).
Однако в силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени субъекта Российской Федерации выступать представителем в суде может орган государственной власти в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим полномочия собственника в отношении имущества города Москвы (пункт 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП).
Таким образом, по искам к субъекту Российской Федерации - городу Москве Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта, в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.
В настоящем деле Департамент городского имущества города Москвы участвует именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города и, являясь надлежащим представителем города Москвы, представляет не интересы собственно Департамента, а интересы субъекта Российской Федерации в настоящем споре.
Статус Префектур административных округов города Москвы определяет Положение о префектуре административного округа г. Москвы, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, при этом указанное положение не возлагает на префектуру полномочий собственника имущества г. Москвы.
Расчеты задолженности и пени представлены в материалы дела, проверены судом апелляционной инстанции (л.д.10-14).
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства возмещения истцу понесенных расходов, исковые требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2023 по делу N А40-125407/23 отменить по безусловному основанию.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы (ИНН: 7705031674) в пользу Общества с ограниченной "Стандарт эксплуатация" (ИНН: 7726747910):
- задолженность в сумме 993 571 (девятьсот девяносто три тысячи пятьсот семьдесят один) руб.
- пени в порядке ст.155 ЖК РФ в сумме 158 343 (сто пятьдесят восемь тысяч триста сорок три) руб. 18 коп.,
- расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 24 519 (двадцать четыре тысячи пятьсот девятнадцать) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Яремчук |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-125407/2023
Истец: ООО "СТАНДАРТ ЭКСПЛУАТАЦИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГКУ г.Москвы "Дирекция заказчика ЖКХ и благоустройства ЮЗАО", Префектура ЮЗАО г. Москвы