г. Чита |
|
03 мая 2024 г. |
Дело N А78-11560/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 декабря 2023 года по делу N А78-11560/2023 по заявлению Коробенкова Александра Борисовича к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550033739, ИНН 7536057354) о признании решения от 26 сентября 2022 года недействительным,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю - Михайлова С.А. - представителя по доверенности от 10 января 2024 года, Марченко Н.В. - представителя по доверенности от 13 февраля 2024 года,
от Коробенкова Александра Борисовича - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Коробенков Александр Борисович (далее - заявитель, Коробенков А.Б.) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее - налоговый орган, УФНС по Забайкальскому краю) с заявлением о признании решения от 26 сентября 2022 года недействительным, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 07 декабря 2023 года заявленные требования удовлетворены. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФНС по Забайкальскому краю обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним. По мнению УФНС по Забайкальскому краю, налоговым органом приняты все предусмотренные Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) меры об извещении общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация помощи инвалидам" (далее - ООО "Ассоциация помощи инвалидам") о принятом решении в связи с предстоящим исключении.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы.
Коробенков А.Б. в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразил согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2024 года произведена замена судьи Подшиваловой Н.С. на судью Басаева Д.В., в связи с длительным отсутствием ввиду нахождения в очередном отпуске.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей налогового органа, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что 26 сентября 2022 года, налоговым органом осуществлена государственная регистрация исключения юридического лица - ООО Ассоциация помощи инвалидам" из единого государственного реестра юридических лиц, в связи, с чем общество прекратило свою деятельность.
О принятом решении налогового органа Коробенков А.Б. (директор общества) не знал, и не был уведомлен.
Вместе с тем, как указывает заявитель, ООО "Ассоциация помощи инвалидам" имеет перед ним задолженность в размере 456 566,35 рублей, которая возникла в связи с выдачей займа заявителем ООО "Ассоциация помощи инвалидам" на строительство здания на арендованном земельном участке, согласно договору аренды земельного участка от 04 сентября 2003 года N 347/03, на основании пункта 1.1 которого Администрация муниципального образования города Читы, являющееся арендодателем, сдает, а ООО "Ассоциация помощи инвалидам", являющееся арендатором, принимает в аренду земельный участок, из земель поселений с кадастровым номером 75:32:021208:0004, находящийся в квартале Ингодинского административного района площадью 1 461 кв.м., для размещения и эксплуатации объекта недвижимости (шинно-монтажный цех) для производственных целей, по адресу: г. Чита, ул. Оздоровительная, 33а.
В настоящем договоре указано, что на участке имеется: нежилое одноэтажное здание (производственная база), кадастрового номера нет, год постройки 1919, находящийся в муниципальной собственности.
Согласно разрешению на строительство от 10 апреля 2018 года N 92-303-89-2018, выданному Администрацией городского округа "Город Чита", ООО "Ассоциация помощи инвалидам" разрешено осуществить строительство магазина спортивных товаров на вышеуказанном земельном участке.
В связи с этим, заявитель выдал заем ООО "Ассоциация помощи инвалидам" на строительство здания магазина спортивных товаров, на которые были закуплены необходимые строительные материалы и осуществлено возведение такого здания своими силами.
Несение расходов на строительство указанного здания подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами, товарными накладными, кассовыми чеками и т.д., всего на сумму 456 566,35 рублей.
Не согласившись с налоговым органом об исключении ООО "Ассоциация помощи инвалидам" из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮЛ), заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заинтересованное лицо в силу части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Закон о государственной регистрации регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (абзац 1 статьи 1 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации).
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации установлено, что заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Из материалов дела следует, что формальные условия (установленные статьей 21.1 Закона о государственной регистрации) для исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ у налогового органа имелись.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает правомерными доводы заявителя что, наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона о государственной регистрации условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
С учетом позицию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 23 марта 2021 года N 305-ЭС20-16189), судом апелляционной инстанции установлены и следуют из материалов дела обстоятельства, свидетельствующие о том, что ООО "Ассоциация помощи инвалидам" фактически деятельность хозяйствующего субъекта не прекратило.
Учитывая наличие документов, подтверждающих ведение деятельности обществом - договор о сотрудничестве от 13.07.2022, уведомления о заключении трудового договора или гражданского-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), принятые УМВД России по Забайкальскому краю 23.05.2023, письма Администрации Ингодинского административного района городского округа "Город Чита" от 22.09.2022 N И-2106-1 и 07.06.2023 N И-1351/2 о просьбе оказать содействие по благоустройству территории городского округа "Город Чита", суд апелляционной инстанции считает, что исключение данного юридического лица из реестра препятствует ведению им хозяйственной деятельности.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая отсутствие доказательств действительного прекращения хозяйственной деятельности ООО "Ассоциация помощи инвалидам", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 декабря 2023 года по делу N А78-11560/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11560/2023
Истец: Коробенков Аклександр Борисович, Коробенков Александр Борисович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ