г. Тула |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А09-8170/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.05.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волошиной Н.А., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалёвой Д.А. при участии в судебном заседании: конкурсного управляющего ООО "ОТК Стандарт" Егоровой Ольги Александровны (паспорт, решение от 10.04.2024), в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в открытом судебном заседании апелляционную жалобу временного управляющего ООО "ОТК Стандарт" - Желонкиной А.Н. на определение Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2024 по делу N А09-8170/2023, вынесенное по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области о включении в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 34 867 703,09 руб., в рамках дела о признании общества с ограниченной ответственностью "ОТК Стандарт" (ИНН 3245011118) несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Брянской области от 26.10.2023 (резолютивная часть объявлена судом 19.10.2023) заявление общества с ограниченной ответственностью Хозяйственное общество "Рамбо НМ Брестовик" (DOO RAMBO NM BRESTOVIK) о признании общества с ограниченной ответственностью "ОТК Стандарт" (далее - ООО "ОТК Стандарт") несостоятельным должником (банкротом) признано обоснованным, в отношении должника ООО "ОТК Стандарт" (ИНН 3245011118) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим должника утверждена Желонкина Анастасия Николаевна.
В Арбитражный суд Брянской области поступило требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее - ФНС России в лице УФНС России по Брянской области, заявитель, уполномоченный орган) о включении в реестр требований кредиторов ООО "ОТК Стандарт" задолженности по обязательным платежам и штрафам в общем размере 34 867 703,09 руб., в том числе: основной долг - 23 567 165,46 руб., пеня - 1 476 058,38 руб., проценты - 9 087 390,87 руб., штраф - 737 088,38 руб. (с учетом принятого судом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2024 требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области удовлетворено. Суд определил включить в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "ОТК Стандарт" требование Российской Федерации (Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области) в размере 34 867 703,09 руб., в том числе: основной долг - 23 567 165,46 руб., пеня - 1 476 058,38 руб., проценты - 9 087 390,87 руб., штраф - 737 088,38 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, временный управляющий ООО "ОТК Стандарт" - Желонкина А.Н. обратилась с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой, просит изменить обжалуемое определение в части суммы процентов, включив в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ОТК Стандарт" требований Российской Федерации (Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области) в размере 31 202 411,36 руб., в том числе: основной долг - 23 567 165,46 руб., пеня - 1 476 058,38 руб., проценты - 5 422 099,14 руб., штраф - 737 088,38 руб.
В обоснование доводов жалобы временный управляющий должника выражает несогласие с вынесенным определением в части включенного в реестр требований кредиторов должника размера процентов в сумме 9 087 390,87 руб. По мнению временного управляющего, расчет процентов произведен уполномоченным органом с нарушением положений п.17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а судом области указанный расчет проверен не был. По расчетам временного управляющего должника сумма процентов в порядке ст. 176.1 НК РФ по двойной ставке ЦБ РФ за период с 30.01.2021 г. по 11.04.2022 г. составит 5 422 099,14 руб. Апеллянт полагает, что требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов процентов могло быть включено судом только в части суммы 5 422 099,14 руб., в остальной части - 3 665 291,73 руб. должно было быть отказано.
В адрес суда от УФНС России по Брянской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором уполномоченный орган просит оставить обжалуемое определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УФНС России по Брянской области заявило ходатайство о проведении судебного разбирательства по рассмотрению апелляционной жалобы в своё отсутствие.
От конкурсного управляющего ООО "ОТК Стандарт" - Егоровой О.А. поступили письменные дополнения к апелляционной жалобы, в которых конкурсный управляющий должника Егорова О.А. считает, что апелляционная жалоба временного управляющего должника Желонкиной А.И. подлежит удовлетворению, а определение Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2024 года по делу N А09-81 70/2023 изменению в части суммы процентов, поскольку в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ОТК Стандарт" подлежит включению требование Российской Федерации (Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области) в размере 31 241 203.29 руб., в том числе: основной долг - 23 567 165,46 руб., пеня - 1 476 058,38 руб., проценты - 5 460 891.07 руб.. штраф-737 088,38 руб.
В судебном заседании конкурсный управляющий ООО "ОТК Стандарт" Егорова О.А. ответила на вопросы суда, поддержала апелляционную жалобу временного управляющего.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ или Кодекса).
Возражений относительно проверки судебного акта в оспариваемой части не заявлено.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что определение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" и от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлено, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, согласно п. 10 ст. 16, а также п. 3 - 5 ст. 71, п. 3 - 5 ст. 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
В этом случае уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
Согласно положениям статей 46, 47, 69, 70, 80, 87 - 89 НК РФ доказательствами наличия требований по обязательным платежам являются: налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам проверок, акты сверки с налогоплательщиком, требования об уплате налогов, взносов, решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, решения и постановления о взыскании налога о взыскании за счет имущества должника, вынесенные и предъявленные в установленные сроки и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Из текста рассматриваемого требования и представленных в его обоснование документов следует, что заявленное к включению в реестр требований кредиторов должника требование основано на наличии у ООО "ОТК Стандарт" обязанности по уплате обязательных платежей в размере 35 876 379,02 руб., в том числе основной долг - 23 567 165,46 руб., пеня - 2 484 734,31 руб., проценты - 9 087 390,87 руб., штраф - 737 088,38 руб.
Основанием образования данной задолженности является решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.04.2022 N 1361, вынесенное по результатам проведенной камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 года.
Согласно решению N 1361 общая сумма доначислений по результатам проведенной камеральной налоговой проверки составляет 30 387 878,75 руб., в том числе налог на добавленную стоимость за 4 кв. 2020 в размере 29 646 711,00 руб., штраф за 4 кв. 2020 в размере 741 167,75 руб.
Объявление о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 28.10.2023 N 77034375473, стр. 96/ N 202(7647).
Требование уполномоченного органа поступило в арбитражный суд 15.11.2023 по системе "Мой арбитр", то есть до закрытия реестра требований кредиторов должника.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанных с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
В подтверждение наличия задолженности и в обоснование заявленных требований о включении в реестр требований кредиторов ООО "ОТК Стандарт" задолженности в сумме 34 867 703,09 руб., в том числе: основной долг - 23 567 165,46 руб., пеня - 1 476 058,38 руб., проценты - 9 087 390,87 руб., штраф - 737 088,38 руб. уполномоченным органом в материалы дела представлены соответствующие документы.
Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьёй 134 Закона о банкротстве.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что требование ФНС России в лице УФНС России по Брянской области подтверждено достаточными доказательствами, является обоснованным, в связи, с чем подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ОТК Стандарт" в размере 34 867 703,09 руб., в том числе: основной долг - 23 567 165,46 руб., пеня - 1 476 058,38 руб., проценты - 9 087 390,87 руб., штраф - 737 088,38 руб.
Отклоняя доводы жалобы о том, что расчет процентов произведен уполномоченным органом с нарушением положений п.17 ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Часть 1 статьи 176.1 НК РФ введена в связи с внесением изменений в НК РФ Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и вступила в силу с 01.01.2023.
При этом, Решение N 1 о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке принято налоговым органом 27.01.2021. Налоговым органом 11.04.2022 принято Решение N 1 об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.
На момент принятия указанных решений действовали нормы пункта 17 статьи 176.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Так, согласно подпункту 1 пункта 17 статьи 176.1 НК РФ (в редакции действовавшей на момент принятия решений) проценты начисляются, начиная со дня фактического получения налогоплательщиком средств - в случае возврата суммы налога в заявительном порядке.
Суммы, подлежащие возмещению в соответствии с Решением N 1 от 27.01.2021 поступили на расчетный счет ООО "ОТК СТАНДАРТ" 28.01.2021 в сумме 18 343 482,92 руб. и 29.01.2021 в сумме 11 303 228,08 рублей.
Таким образом, расчёт процентов произведен в соответствии с законодательством с 28.01.2021, что подтверждается расчетом, представленным уполномоченным органом в материалы дела N А09-8170/2023.
Вместе с тем, в адрес налогоплательщика направлено требование N 1 от 12.04.2022 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов). Указанное требование включает в себя сумму налога, подлежащего возврату в размере 29 646 711,00 руб., а также сумму процентов в размере 5 460 891,07 рублей.
Учитывая, что в соответствии с нормами пункта 17 статьи 176.1 НК РФ (в редакции действовавшей на момент принятия решений) с даты выставления требования о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком сумм до даты частичного погашения суммы налога должны быть начислены проценты.
Так, с 13.04.2022 по 30.11.2022 начислены проценты в сумме 3 626 499,80 руб., в том числе:
Дата возврата суммы, подлежащей возврату в бюджет |
Зачтенная из переплаты |
Сумма налога, подлежащая возврату в бюджет |
Сумма процентов |
13.04.2022 |
29 646 711,00 |
29 646 711,00 |
1 228 104,85 |
03.06.2022 |
3 610,08 |
29 643 100,92 |
505 150,93 |
04.07.2022 |
0,02 |
29 643 100,90 |
415 003,41 |
01.08.2022 |
85 473,00 |
29 557 627,90 |
12 956,77 |
02.08.2022 |
440 291,00 |
29 117 336,90 |
204 220,23 |
18.08.2022 |
3 845,00 |
29 113 491,90 |
370 100,28 |
16.09.2022 |
533 219.10 |
28 580 272,80 |
871 502,57 |
29.11.2022 |
4 901 392,90 |
23 678 879,90 |
9 731,05 |
30.11.2022 |
3 255,31 |
23 675 624,59 |
9 729,71 |
Указанные суммы подтверждаются расчетом, представленным уполномоченным органом в материалы дела N А09-8170/2023.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для отмены определения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2024 по делу N А09-8170/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Волошина |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8170/2023
Должник: ООО "ОТК СТАНДАРТ"
Кредитор: ООО Хозяйственное общество "РАМБО НМ БРЕСТОВИК", ООО Хозяйственное общество "РАМБО НМ БРЕСТОВИК" DOO RAMBO NM BRESTOVIK
Третье лицо: к/у Егорова О.А., Малютин М.И., Ассциация СОА "ЛИГА", в/у Желонкина А. Н., Желонкина А. Н., ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и г.Сельцо УФССП России по Брянской области, ПАУ ЦФО, Представитель истца Моисеева М.С., УМВД России по Брянской области, Управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, УФНС России по Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2025 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-67/2025
12.08.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2679/2024
13.05.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1600/2024
10.04.2024 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8170/2023