г. Владивосток |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А59-7712/2023 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-1570/2024
на решение от 30.01.2024
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-7712/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960)
к индивидуальному предпринимателю Моисеенко Евгению Викторовичу (ИНН 650105180535, ОГРНИП 308650119700055)
о взыскании финансовых санкций в размере 6 000 рублей, из которых 5 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020, 2022 годы и 500 рублей за предоставление неполных и(или) недостоверных сведений по форме СЗВСТАЖ за 2021 год,
УСТАНОВИЛ:
отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее - отделение, заявитель) 24 октября 2023 года обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с индивидуального предпринимателя Моисеенко Евгения Викторовича финансовых санкций 6 000 рублей, из которых 5 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020, 2022 годы и 500 рублей за предоставление неполных и(или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
Определением суда от 31 октября 2023 года по делу А59-6875/2023 судом отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
24 ноября 2023 года отделение обратилось в суд с исковым заявлением, ссылаясь на положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ),
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда от 30 января 2024 года, принятым путем подписания резолютивной части требования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области удовлетворены частично: с индивидуального предпринимателя Моисеенко Евгения Викторовича в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области взысканы финансовые санкции в размере 4 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2020, 2022 годы и за предоставление неполных и(или) недостоверных сведений по форме СЗВСТАЖ за 2021 год, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В связи с поступлением от истца заявления об изготовлении мотивированного решения суда по делу, 13.02.2024 судом было изготовлено мотивированное решение.
Фонд, не согласившись с принятым решением, обжаловал его в порядке апелляционного производства, указав в обоснование жалобы на следующее.
Согласно апелляционной жалобе, фонд не согласен с вынесенным судебным актом в части отказа во взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах СЭВ-СТАЖ за 2022 года в размере 500 руб. по следующим основаниям.
По мнению фонда, отсчет пятидневного срока направления уведомления по ТКС следует вести с даты получения уведомления страхователем, а не с даты открытия сообщения страхователем и получения органом ПФР "Извещения о доставке". При этом апеллянт ссылается на пункт 17 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при предоставлении сведений индивидуального персонифицированного учета, утвержденного Постановления Правления ПФР от 11 марта 2020 года N 178П, согласно которому, по мнению фонда, "Уведомление о доставке" не является уведомлением о прочтении страхователем документов, поступивших от территориального фонта ПФР.
В установленный судом апелляционной инстанции срок от ответчика письменный отзыв не поступил.
Поскольку суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ по истечении срока на представление отзыва на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, возражений не заявили, законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции коллегия проверяет только в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что Моисеенко Евгений Викторович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.07.2008 за основным государственным регистрационным номером 308650119700055. В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации предпринимателю присвоен номер 074001052249.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ИП Моисеенко Е.В. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 14 указанного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Закон N 27-ФЗ).
В рассматриваемом деле применяются положения Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей на дату предоставления отчетностей.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 названного Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Такие сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ определено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Решение пенсионного фонда от 29.06.2023 N 074S19230005602 принято на основании акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.05.2023 N 074S18230004373, составленного по результатам контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены ошибки (несоответствия) в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что отделение, выявив ошибки в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год, направило последнему уведомление N 496 об устранении ошибок и несоответствий путем предоставления достоверных сведений в отношении каждого застрахованного лица, в качестве доказательства вручения которого заявитель представил скриншот программы "АРМ Приема ПФР" реестра документов, из которого следует, что уведомление об устранении ошибок направлено по ТКС страхователю 05.05.2023 и получено последним 24.05.2023.
В соответствии с пунктом 17 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 11.03.2020 N 178п, действовавшего в спорный период, (далее - Порядок), датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.
На момент спорных правоотношений действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, (далее - Инструкция N 211н).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Согласно пункту 37 Инструкции N 211н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. (абзац 2 пункта 37 Инструкции N 211н).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя (абзац 3 пункта 37 Инструкции N 211н).
По верному суждению суда первой инстанции, по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Из мотивировочной части решения пенсионного фонда от 29.06.2023 N 074S19230005602 следует, что сведения в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-СТАЖ с кодом "доп" за 2022 год представлены страхователем 24.05.2023.
По изложенному следует, что предприниматель представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ с кодом "доп" за 2022 год в пределах пятидневного срока с момента получения уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий, что, как верно отмечено судом первой инстанции, допускает не применять к предпринимателю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведённые в апелляционной жалобе аргументы проверены апелляционным судом в полном объеме и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.02.2024 по делу N А59-7712/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-7712/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Моисеенко Евгений Викторович