г. Тула |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А68-12257/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.05.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Грошева И.П. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ", г. Москва, ИНН 7734699480, ОГРН 1137746342634) - представителя Сатаниной А.А. (доверенность от 11.12.2023), в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лащевой Юлии Андреевны на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.12.2023 по делу N А68-12257/2023 (судья Разоренова Е.А.),
УСТАНОВИЛ:
ООО "МСК-НТ" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), к индивидуальному предпринимателю Лащевой Юлии Андреевне (Тульская область, г. Донской, ИНН 711402052510, ОГРНИП 318715400010540) о взыскании 430 558 руб. 75 коп. долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с места накопления (контейнерной площадки) за период с 01.09.2020 по 30.06.2023.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.12.2023 исковые требования удовлетворены, распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области отменить и принять новый судебный. В обоснование поданной апелляционной жалобы указывает, что истцом в спорный период услуги по обращению с ТКО не оказывались, доказательств оказания таких услуг истцом в материалы дела не представлено. Поскольку вывоз мусора производился собственными силами, полагает, что исковые требования не подлежали удовлетворению.
В суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы на основании доводов изложенных в отзыве.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя не направил. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика на основании статей 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2019 ООО "МСК-НТ" приступило к осуществлению обязанностей в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Тульской области.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. п. 8.4 Правил N 1156).
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год размещает в печатных средствах массовой информации, и на своей официальном сайте в сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку, в которой указывает актуальные данные и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора на основании имеющихся сведений о количестве потребителей и параметрах объекта, вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет" (п. 8 (17) Правил N 1156).
Условия публичной оферты опубликованы 05.12.2018 на официальном сайте ООО "МСК-НТ" в сети Интернет (http://tula.msk-nt.ru/), а также в газете "Тульские известия" от 07.12.2018 N 181.
Единый тариф на услуги ООО "МСК-НТ" по обращению с ТКО утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам от 28.11.2018 N 42/1 (в редакции постановления N 15/3 от 28.05.2019) и составляет 747 руб. 62 коп. за куб.м на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
На период с 01 января 2020 года по I полугодие 2021 года тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам от 20.12.2019 N 47/2 и составляет 670 руб. 30 коп. за один куб.м.
С 01.07.2021 единый тариф на услуги по обращению по обращению с ТКО утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам от 17.12.2020 N 37/5 и составляет 672 руб. 60 коп. за куб. м.
С 01.07.2022 единый тариф на услуги по обращению по обращению с ТКО утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам от 17.12.2021 N 51/3 в размере 696 руб. 50 коп. за куб.м.
Нормативы накопления ТКО на территории Тульской области утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 N 93 и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 29.11.2022 N 531-о.
Ответчик осуществляет свою деятельность в нежилых помещениях, расположенных по адресам: Тульская область, г. Донской, мкр. Северо-Задонск, ул. Ленина, д.18б (спортбар "Советский спорт"); Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Комсомольская, д.5 (магазин отделочных материалов), что подтверждается кассовыми чеками от 27.03.2023, которые содержат реквизиты ответчика, в том числе ИНН.
Норматив накопления для ТКО на территории Тульской области для кафе, ресторанов, баров, закусочных, столовых составляет 1,38 м3 в год на 1 место, а с декабря 2022 года - 0,64 м3 в год на 1 место.
Согласно акту осмотра помещения, расположенного по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Северо-Задонск, ул. Ленина, д.18б (спортбар "Советский спорт") от 20.04.2023 количество посадочных мест составляет 8.
Норматив накопления для ТКО на территории Тульской области для промтоварных магазинов, исходя из 1 м2 торговой площади, составляет 1,30 м3 на 1 м2 торговой площади в год, а с декабря 2022 года - 0,18 м3 на 1 м2 торговой площади.
В период с 01.09.2020 по 30.06.2023 за ответчиком образовалась задолженность по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО в размере 430 558 руб. 75 коп., что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании долга.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 437, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Правилами N 1156, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт оказания услуг по вывозу ТКО, их объем и стоимость являются доказанными, в связи с чем услуги оказываемые потребителю с 01.09.2020 по 30.06.2023 региональным оператором подлежат оплате, а исковые требования удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и обстоятельствах дела.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии со ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
С учетом положений ч. 2 ст. 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8.4 Правил N 1156).
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п. п. 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8.18 Правил N 1156 императивно предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела, ответчик с заявкой на заключение договора к региональному оператору не обращался.
Подписанный экземпляр договора либо мотивированный отказ от его подписания в адрес истца от ответчика не поступали.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что договор считается заключенным на условиях типового договора, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в договоре условиях.
В силу ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу ч. 2 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Факт оказания истцом ответчику услуг в спорный период подтвержден представленными в материалы дела доказательствами. Ответчик в спорном периоде претензий истцу не предъявлял, оказанные услуги не оплатил.
Согласно расчету истца размер платы за оказанные ответчику услуги по обращению с ТКО по спорным объектам недвижимости составил 430 558 руб. 75 коп. за период с 01.09.2020 по 30.06.2023 с учетом срока исковой давности.
Плата за оказанные ответчику услуги по обращению с ТКО определена истцом расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Расчет долга проверен судом и признан верным, ответчиком документально не опровергнут.
Доказательств того, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в рассматриваемый период оказывал иной оператор, а также доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности правомерно отклонен судом области, поскольку истцом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнены исковые требования с учетом заявления ответчика.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании долга подлежат удовлетворению в предъявленном размере.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в силу положений Закона об отходах производства и потребления и Правил N 1156 с момента начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствующей зоне обслуживания презюмируется факт оказания им услуг по вывозу ТКО всем лицам, которые на законном основании владеют объектами, расположенными в данной зоне.
Бремя опровержения факта оказания и надлежащего качества услуг возлагается на собственника ТКО и подлежит фиксации в порядке, установленном типовым договором.
Таким образом, ответчик должен либо опровергнуть презумпцию образования им ТКО, либо доказать, что в спорный период услуги не оказывались, либо качество услуг не соответствовало предъявляемым к нему требованиям.
Оказание региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагается, пока не доказано иное. В нарушение требований статей 9, 65 АПК РФ ответчиком доказательств обратного не представлено, в связи с чем доводы ответчика о том, что истцом в спорный период услуги по обращению с ТКО не оказывались, а вывоз мусора производился собственными силами подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Кодекса безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на апеллянта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 20.12.2023 по делу N А68-12257/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12257/2023
Истец: ООО "МСК-НТ", ООО Тульский филиал " МСК-НТ"
Ответчик: Лащева Юлия Андреевна