г. Красноярск |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А33-19182/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пластининой Н.Н.,
судей: Белан Н.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лизан Т.Е.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 декабря 2023 года по делу N А33-19182/2022,
при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
от истца - акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)": Лощаковой С.П., представителя по доверенности от 01.12.2023;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Твой Дом": Снегирева А.И., представителя по доверенности от 05.10.2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК13)" (далее - истец, АО "Енисейская "ТГК 13") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Твой Дом" (далее - ответчик, ООО "Твой Дом") о взыскании задолженности за период с января 2022 года по июнь 2022 года в размере 159 584,47 руб.
Определением от 25.11.2022 по делу N А33-25838/2022 объединены дела N/N А33- 19182/2022, А33-25838/2022 в одно производство, объединенному делу присвоен номер А33- 19182/2022.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе истец указывает, что поскольку МКД, находящиеся на обслуживании ответчика, оборудованы расходомерами на подающем и обратном трубопроводах, позволяющими при открытой системе теплоснабжения определять объем теплоносителя для ГВС, потребленных при СОИ в МКД, то указанные приборы могут быть использованы в качестве расчетных ОДПУ ГВС. В связи с чем объем надлежит исчислять согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124. Судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении требований за потери тепловой энергии и промывку в сетях в июне, соответственно.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024 апелляционная жалоба принята к производству. В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание неоднократно откладывалось.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 16.01.2024, подписанный судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Определением Третьего Арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 в составе суда произведена замена, судья Белан Н.Н. заменена на судью Морозову Н.А. Определением Третьего Арбитражного апелляционного суда от 24.04.2024 в составе суда произведена замена, судья Парфентьева О.Ю. заменена на судью Белан Н.Н.
Учитывая замены в составе судей, на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлялось с самого начала.
Судом установлено, что к апелляционной жалобе приложены дополнительные документы, в том числе: копия постановления администрации г. Минусинска от 21.04.2022 N АГ-726-и "Об окончании отопительного периода 2021-2022 год"; копия постановления администрации г. Минусинска от 08.09.2022 N АГ-1843-п "О начале отопительного периода 2022-2023 год"; письмо Минстроя России от 01.11.2022 N 57431-ОЛ/04.
Представитель истца на вопрос суда пояснил, что указанные документы в суде первой инстанции не были представлены. Кроме того, истец пояснил, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции требования о взыскании потерь тепловой энергии и промывки в сетях в июне отдельно заявлены не были. Истец пояснил, что указанные требования были отражены в общей сумме требований о задолженности, однако какого-либо правового обоснования и мотивировки, а также указаний на данные требования по существу искового заявления и дополнительных пояснений истец не указывал.
На основании части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", к числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
В нарушение положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации податель жалобы не указал уважительных причин невозможности представления дополнительных документов суду первой инстанции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства о приобщении вышепоименованных документов к материалам дела, они подлежат возврату ответчику.
Из положений части 2 статьи 9, части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что лицо, участвующее в деле, несет негативные последствия как активной реализации процессуальных прав со злонамеренной целью, так и пассивного процессуального поведения, заключающегося в незаявлении тех или иных доводов, что лишает процессуального оппонента возможности своевременно и эффективно возражать против них, а суду первой инстанции не позволяет проверить их обоснованность.
Учитывая, что в суде первой инстанции истец указанные требования каким-либо образом отдельно не заявлял, в содержании искового заявления и дополнительных пояснений к иску не выделял, правовое обоснование отсутствует, а суд первой инстанции был лишен возможности проверить указанные доводы, у суда апелляционной инстанции в силу предоставленных ему полномочий не имеется оснований для приобщении указанных выше дополнительных документы, представленных в обоснование фактически новых доводов.
Поскольку указанные документы были представлены в электронном виде, они фактически не подлежат возврату.
Представителя истца и ответчика дали пояснения по своим правовым позициям.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению Администрации города Минусинска от 24.01.2014 г. N АГ-96-п "Об определении единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования г. Минусинск и установлении зоны деятельности", а также Постановления от 24.03.2014 г. N АГ-521-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Минусинска от 24.01.214 N АГ-96-П" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" признана единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования город Минусинск. Следовательно, обязательством АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" является подача тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды в дома г. Минусинска.
ООО "Твой дом" является управляющей компанией и осуществляет управления многоквартирными жилыми домами в г. Минусинске по ул. Ботаническая, 45, 47, 49;
ул. Гагарина, 11, 9, 5.
Собственниками помещений в указанных МКД приняты решения о переходе на прямые расчеты с истцом (РСО), соответствующие протоколы общих собраний представлены истцом 12.09.2022.
Между АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и ООО "Твой дом" заключен договор N 11294 от 13.08.2019 на поставку коммунального ресурса в целях содержания общего имущества (далее - договор), согласно условиям которого ответчику (потребителю) истцом производится поставка ресурса - горячей воды, тепловой энергии (теплоноситель), потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, а потребитель принимает и оплачивает ресурс в объемах, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора истец поставляет ресурсы на объекты ответчика, указанные в приложении N 3 к Договору.
В управлении ООО "Твой дом" находятся дома, оборудованные ОДПУ:
- ул. Гагарина, д.5, установлен общедомовой прибор учета "ВКТ-7" (включающий расходомеры ПРЭМ-20, термопреобразователи и датчики давления).
- ул. Гагарина, д.9, ул. Гагарина, д.11, ул. Ботаническая, д.49, д. 47, д.45, установлены общедомовые приборы учета КМ-5 (включающий преобразователи расхода, температуры, давления), что подтверждается представленными в материалы дела актами допуска ОДПУ и данными теплосчётчиков.
Система теплоснабжения в указанных домах открытая, то есть горячее водоснабжение осуществляется путем отбора горячей воды из системы отопления.
В спорный период истцом были поставлены коммунальные ресурсы, что ответчиком не оспаривается.
Между тем, истец производит расчет стоимости за поставленный коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) согласно подпункту "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, поскольку как указывает истец, МКД, находящиеся на обслуживании ответчика, оборудованы расходомерами на подающем и обратном трубопроводах, позволяющими при открытой системе теплоснабжения определять объем теплоносителя для ГВС, потребленных при СОИ в МКД с применением указанных прибор в качестве расчетных ОДПУ ГВС.
Истец полагает, что определение объема потребления горячей воды (коммунальный ресурс), потребленной на общедомовые нужды, надлежит исчислять как разность между объемами теплоносителя на подающем и обратном трубопроводах по формуле VI - V2, т.к. такой метод расчета предусмотрен системами учета тепловой энергии и теплоносителя ВКТ-7 и КМ-5.
Суд первой инстанции, рассмотрев исковые требования, отказал в их удовлетворении, поскольку спорные многоквартирные дома не оборудованы расходомерами для фиксации массы (объема) горячей воды, в связи с чем вопреки мнению истца, исчисление на основании подпункта "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, отношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из обстоятельств спора следует, что разногласия сторон сложились по вопросу исчисления объема горячей воды (теплоносителя), потребленного находящимися в управлении ответчика МКД на содержание общего имущества.
Пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права и обязанности, возникающие между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по поставке коммунального ресурса, квалифицируются как публичные правоотношения. В связи с чем, на основании части 4 указанной статьи при исполнении публичных договоров его стороны обязаны руководствоваться положениями правил, издаваемых Правительством Российской Федерации и уполномоченными его органами.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
К отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения, заключает с ресурсоснабжающей организацией договор на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами N 354, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Из содержания статьи 162 ЖК РФ следует, что управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ, является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего многоквартирного дома включает в себя, в том числе, приобретение горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161, частями 2, 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918).
Согласно пункту 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
V потр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Как полагает истец, определение объема потребления горячей воды (коммунальный ресурс), потребленной на общедомовые нужды, надлежит исчислять как разность между объемами теплоносителя на подающем и обратном трубопроводах по формуле VI - V2, так как такой метод расчета предусмотрен системами учета тепловой энергии и теплоносителя ВКТ-7 и КМ-5.
В подпункте "а" пункта 21 Правил N 124 указано, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме.
Согласно пункту 48 Правил N 354, пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется исходя из норматива потребления и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 541, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями законодательства о тепло- и энергоснабжении (статья 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пункт 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034)) установлено, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 тепловая энергия (отопление) и горячая вода - это два различных коммунальных ресурса, соответственно для учета каждого из них должен (может) быть установлен соответствующий общедомовой прибор учета: для горячей воды - общедомовой прибор учета горячей воды, для отопления - общедомовой прибор учета тепловой энергии (отопления).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из формул расчета, приведенных в приложении N 2 к Правилам N 354.
Как верно установлено судом первой инстанции и повторно судом апелляционной инстанции, многоквартирные дома, поименованные в исковом заявлении, подключены к централизованной системе теплоснабжения, имеют открытую систему теплоснабжения, горячее водоснабжение жителей этих домов осуществляется путем отбора горячей воды из системы отопления (т.е. непосредственный водоразбор теплоносителя из тепловой сети). Многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, фиксирующими общую массу теплоносителя, который потребляется как на цели отопления, так и на цели горячего водоснабжения. В рассматриваемом случае спорные многоквартирные дома не оборудованы расходомерами для фиксации массы (объема) горячей воды, водоразбор в целях горячего водоснабжения происходит во внутридомовых сетях жилых домов.
Вопреки доводам истца существующие в спорных домах приборы учета ВКТ-7 и КМ-5 фиксируют (измеряют) общую массу (объем) теплоносителя, поступившего на цели отопления, горячего водоснабжения жителей и объем теплоносителя, возвращенного по обратному трубопроводу в сети теплоснабжающей организации и не обеспечивают учет объема (масса) теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения, отдельно от всей массы теплоносителя, поступившего в жилой дом.
Более того, как верно указал суд первой инстанции, согласно руководству по эксплуатации ВКТ-7 каждый ТВ1 и ТВ2 может иметь трубопроводы: подающий (тр1), обратный (тр2) и ГВС, подпитки или питьевой воды (тр3).
В моделях 03, 04 и 04Р с помощью термодатчика t5 можно по выбору измерять температуры: воды в трубопроводе 3 ТВ1, наружного воздуха или холодной воды. В системах ТВ1 и ТВ2 измерению подлежит также Мг - масса воды, отобранной из системы. В данном деле согласно отчетам этот показатель стабильно равен 0, что свидетельствует об отсутствии учета на внутренней разводке.
Между тем, необходимость измерения расхода горячей воды в системе отбора для целей горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений также следует из руководств по эксплуатации тепловычислителей.
В этой связи общедомовые приборы учета ВКТ-7 и КМ-5 установленные в жилых домах, вопреки доводам жалобы, даже в отсутствие отопительного сезона не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения.
Из системного анализа частей 4.1, 19.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, пункта 3 Правил N 1034, пункта 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, следует, что особенности открытой системы теплоснабжения в многоквартирном доме заключаются в ее одновременном использовании для целей горячего водоснабжения и для отопления, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети.
Это обусловливает невозможность соблюдения принципа полного возврата теплоносителя в тепловую сеть, свойственного закрытым системам теплоснабжения (пункт 60 Методических указаний от 06.08.2004 N 20-э/2).
В силу пунктов 36, 37 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), для открытой системы теплоснабжения теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также следующие параметры: массу теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу; массу теплоносителя, возвращенного по обратному трубопроводу; средневзвешенные значения температуры теплоносителя; среднее значение давления теплоносителя; массу теплоносителя, использованного на подпитку; время работы теплосчетчика в штатном и нештатном режимах.
Дополнительно в системе горячего водоснабжения регистрируются масса, давление и температура горячей воды; масса, давление и температура циркуляционной воды (теплоносителя).
Оказание двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения имеют двухкомпонентную структуру с разделением компонентов на теплоноситель и тепловую энергию, а потребители приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, по особому договору теплоснабжения и поставки горячей воды (часть 5 статьи 9, статья 15.1 Закона N 190-ФЗ, пункт 87 Основ ценообразования, пункты 154 - 156 Методических указаний от 13.06.2013 N 760-э и приложение 6.8 к ним, пункты 38, 42, 50 Правил N 354).
Специфика открытой системы теплоснабжения также влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор, в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (пункты 97, 100 Правил N 1034, пункты 36, 37 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, пункт 3.1.1 Правил 12.09.1995 N Вк-4936, действовавших до вступления в силу Правил N 1034).
Из анализа положений пунктов 94, 95, 97, 100 Правил N 1034, пунктов 36, 37 Методики N 99-пр следует, что в открытых системах теплоснабжения для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета конкретно горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В рассматриваемом случае в спорных МКД водосчетчики на трубопроводе горячего водоснабжения не установлены, установленные в МКД общедомовые счетчики ВКТ-7 и КМ-5, не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения, в том числе - горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, объем горячей воды, предоставленной на цели содержания общего имущества многоквартирного дома, в данном конкретном случае подлежит определению в соответствии с пунктом 48 Правил N 354, то есть исходя из норматива соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на содержание общего имущества за расчетный период в многоквартирных домах.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отклонении довода истца о том, что объем горячей воды на общедомовые нужды должен определяться как разница объемов VI - V2, т.е. разница между поступившим в МКД теплоносителем и возвращенным теплоносителем в РСО.
Таким образом, учитывая приведенное правовое регулирование и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что расчет потребленного домами ответчика ГВС на ОДН надлежит исчислять по нормативу потребления.
При отсутствии в МКД только общедомового прибора учета горячей воды или только общедомового прибора учета холодной воды, либо при отсутствии общедомовых приборов учета обоих коммунальных ресурсов, объем сточных вод, отведенных из МКД в целях содержания общего имущества, подлежит определению на основании подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 (указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2021 года N 309-ЭС21-16634).
Следовательно, расход водоснабжения ГВС для целей водоотведения на СОИ также определяется на основании норматива потребления.
Расчет по объему и стоимости с учетом норматива потребления, представленный сторонами в суде первой инстанции, повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Указанная правовая позиция находит свое отражение в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.04.2024 N Ф02-824/2024 по делу N А33-22350/2022.
При это как установлено судом первой инстанции, ответчиком произведена оплата в большем размере, чем предусмотрено с учетом корректировки расчета, в связи с чем суд первой инстанции верно указал на отсутствие оснований для взыскания долга с ответчика в пользу истца.
Доводы истца в части требования о взыскании потерь тепловой энергии и промывки в сетях в июне судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанные доводы в суде первой инстанции заявлены не были.
При этом оснований для взыскания задолженности за промывку с учетом поступивших от ответчика оплат также не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 декабря 2023 года по делу N А33-19182/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Пластинина |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19182/2022
Истец: АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13"
Ответчик: Администрация города Минусинска, ООО "ТВОЙ ДОМ"
Третье лицо: МУП города Минусинска "Минусинское городское хозяйство", Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, УФК по КК