г. Пермь |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А60-59031/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Коньшиной С.В., Маркеевой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хасаншиной Э.Г.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации Камышловского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2024 года
по делу N А60-59031/2023
по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (ОГРН 1169658019123, ИНН 6671035429)
к Администрации Камышловского городского округа (ОГРН 1026601077733, ИНН 6613002150)
о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации Камышловского городского округа (далее ответчик, Администрация) об обязании исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс мельзавода", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Пролетарская, д. 66, а именно: провести работы по консервации и противоаварийные работы по защите объекта культурного наследия в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), в порядке, установленном статьей 45 данного Федерального закона, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтены все обстоятельства дела, вывода суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно определены правоотношения, из которых возник спор, и нормы права, подлежащих применению при разрешении дела. Отмечает, что в собственности Камышловского городского округа (в том числе общей собственности с иными лицами) находится 37 объектов культурного наследия, включенных в реестр. Полномочия муниципального органа в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с п.п. 3 статьи 10 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ возложены на администрацию КТО и Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодежи администрации Камышловского городского округа. На ряде объектов культурного наследия систематически проводились ремонтные работы, в том числе работы, затрагивающие элементы, относящиеся в соответствии с Охранными обязательствами, к предметам охраны объектов культурного наследия (оконные и дверные заполнения, конструкции крыши). Администрацией КГО предприняты меры, направленные на соблюдение требований Федерального закона от 25 июня 2002 N 73-ФЗ, в части обеспечения работ по сохранению объектов культурного наследия, в порядке, установленном ст. 45 данного Федерального закона. В 2022 году администрацией Камышловского городского округа выполнены работы по определению зон охраны объектов культурного наследия, что подтверждается приложенными к отзыву муниципальными контрактами, в частности в соответствии с муниципальным контрактом от 28.09.2022 года N 01-04.2022 проведены научно-исследовательские и проектные работы по сохранению объекта культурного наследия "Жилой дом", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Свердлова, 43; в 2022-2023 гг. разработана проектно-сметная документация на ремонт (реставрацию) крыши объекта культурного наследия регионального значения, произведен непосредственно ремонт кровли объекта культурного наследия (контракты прилагаются); в 2024 году в бюджете Камышловского городского округа запланированы денежные средства на реставрацию фасада здания, замену окон, дверей, организацию отмостки в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия (выкопировка из бюджета прилагается). Обращает внимание, что Камышловский городской округ является дотационной территорией и относится к муниципальным образованиям, в бюджетах которых доля дотаций в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, что в свою очередь налагает ряд ограничений на расходные полномочия и невозможность исполнения Охранных обязательств в полном объеме. В связи с чем Администрация Камышловского городского не сможет исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс мельзавода", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Пролетарская, д. 66, в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Пролетарская, д. 66, зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости как "Нежилое здание. Мельзавод" с кадастровым номером 66:46:0107001:1567 общей площадью 1405,1 кв.м, является объектом культурного наследия регионального значения "Комплекс мельзавода", находится в собственности муниципального образования Камышловский городской округ, регистрационная запись от 21.12.2017 N 66:46:0107001:1567-66/020/2017-1.
Объект культурного наследия принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 18.02.1991 N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 661720975590005.
Уполномоченным должностным лицом Управления 12.08.2021 в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 7 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ, проведен осмотр объекта культурного наследия, по результатам которого установлено следующее: общее состояние неудовлетворительное; в комплекс мельзавода входят здания мельницы, здание котельной и здания складов; в настоящее время комплекс мельзавода находится в руинированном состоянии; состояние архитектурно-конструктивных элементов объекта:
- состояние цоколя неудовлетворительное; цоколь сохранившейся части стен кирпичный, наблюдается массовое выветривание и выкрашивание лицевого слоя кирпичной кладки на глубину до одного и более кирпича; отмостка отсутствует;
- стены: состояние неудовлетворительное; стены зданий ансамбля выполнены в лицевой кирпичной кладке; стены зданий частично окрашены известковым раствором, наблюдается выкрашивание кирпича и частичное разрушение стен;
- крыши всех объемов полностью утрачены;
- внешнее декоративное убранство: на всех декоративных элементах наблюдается выветривание швов кирпичной кладки, выкрашивание и обрушение кирпича;
- элементы водоотведения: состояние неудовлетворительное; водостоки, воронки, трубы, сливы отсутствуют; внутренние архитектурно-конструктивные и декоративные элементы:
- перекрытия: перекрытия в большей части отсутствуют, в здании (Литер А1) сохранились межэтажные ребристые кирпичные перекрытия, наблюдаются трещины и разрушения;
- полы: полы отсутствуют, наблюдаются строительный мусор, фрагменты перекрытий, произрастание деревьев и кустарников;
- потолки: в здании (Литер А1) отделка потолков не сохранилась, наблюдаются трещины и разрушения;
- стены: стены кирпичные, сохранились отдельные фрагменты отделочного слоя, наблюдается отслоение штукатурного слоя, вандальные надписи, выветривание швов кирпичной кладки, выкрашивание и обрушение кирпичной кладки;
- двери: дверные проемы прямоугольной и лучковой формы, заполнение дверных проемов отсутствует;
- окна: оконные проёмы прямоугольные, с лучковым, заполнение оконных проемов отсутствует.
Фактическое состояние объекта подтверждается фотоматериалами
Приказом Управления от 15.12.2021 N 479 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта культурного наследия (далее - Охранное обязательство), копия которого направлена в адрес Администрации Камышловского городского округа.
В соответствии с Охранным обязательством в отношении собственника Объекта культурного наследия установлены следующие обязанности:
- обеспечивать финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение требований к сохранению объекта культурного наследия (пункт 2.3 раздела 2);
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3).
В соответствии с Составом (перечнем) работ по сохранению Объекта культурного наследия (далее - Перечень работ), который является неотъемлемой частью охранного обязательства, Администрация Камышловского городского округа обязана провести следующие мероприятия:
- в 2022 году получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- в 2022 году противоаварийные и консервационные работы в отношении объекта культурного наследия;
- в 2023-2024 годах научно-исследовательские, изыскательские, проектные работы по сохранению Объекта культурного наследия;
- в 2025-2030 годах производственные работы по сохранению объекта культурного наследия.
Письмом от 11.10.2021 N 38-01-22/3525 Управление направляло в адрес Администрация Камышловского городского округа для согласования Перечень работ, ответным письмом от 29.10.2021 N 7188 Администрация Камышловского городского округа согласовала Перечень работ.
В силу требования пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности.
Управлением 31.05.2023 проведено контрольное (надзорное) мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), установленных охранным обязательством требований к сохранению объекта культурного наследия от 15.12.2021 N 479, по результатам которого составлен акт от 31.05.2023 N 38-03-32/21-23, подтверждающий, что предусмотренные составом (перечнем) работ противоаварийные и консервационные работы по сохранению объекта культурного наследия в срок, установленный охранным обязательством, Администрацией Камышловского городского округа не выполнены.
Управлением 28.01.2022 по заявлению Администрации Камышловского городского округа выдано задание N 38-04-22/09 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия сроком действия до 31.12.2030, однако по состоянию на 04.10.2023 никаких мероприятий по сохранению Объекта культурного наследия, в том числе противоаварийный и консервационных работ по его сохранению, проведено не было.
По состоянию на 04.10.2023 заявлений на предоставление государственных услуг по выдаче разрешения на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия в Управление от Администрации Камышловского городского округа или иных лиц не поступало.
Ссылаясь на то, что Администрация Камышловского городского округа, осуществляя полномочия собственника объекта культурного наследия, не принимает мер по обеспечению его сохранности, не проводит работ по сохранению объекта культурного наследия, чем нарушает положения Федерального закона N 73-ФЗ и охранного обязательства, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных истцом требований, доказанности нахождения объект культурного наследия в ненадлежащем состоянии, обязанности ответчика обеспечить соблюдение требований Федерального закона N 73-ФЗ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Преамбулой к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу положений статьи 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.
В частности такими требованиями являются осуществление расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; недопущение ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддержание территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ установлены требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, которые должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В силу положений п. 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимают меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия (ст. 41 Федерального закона N 73-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 11 ст. 47.6. Федерального закона N 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.
Как разъяснено в пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), законодательство связывает возникновение и прекращение обязанности по сохранению объекта культурного наследия (охранное обязательство) с наличием у субъекта этой обязанности соответствующего вещного или обязательственного права на данный объект.
Установив, что ответчик является собственником Объекта культурного наследия, приказом Управления от 15.12.2021 N 479 утверждено охранное обязательство, в соответствии с которым в отношении собственника Объекта культурного наследия установлены обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, обеспечивающих выполнение требований к сохранению объекта культурного наследия (пункт 2.3 раздела 2); содержанию объекта культурного наследия и поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3), Перечень работ, запланированных к выполнению на 2022-2030 годы, является неотъемлемой частью охранного обязательства, ответчиком указанные работы не выполнены, согласно акту технического состояния от 12.08.2021 объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, в отсутствие мер по сохранению продолжает разрушаться, что следует из акта 31.05.2023, составленного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный иск, возложив на Администрацию обязанность по проведению работ по консервации объекта, проведению противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия в целях предотвращения ухудшения его состояния.
Доводы апеллянта об отсутствии необходимого финансирования для проведения работ по консервации объекта и проведению противоаварийных работ были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены, поскольку отсутствие финансирования не освобождает Администрацию от исполнения обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия.
В частности пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа, отнесены к вопросам местного значения.
Аналогичным образом определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия ст. 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ.
Статьей 6 Устава Камышловского городского округа Свердловской области, принятого Решением Камышловской городской Думы от 26.05.2005 N 257, к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п.п.3); сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа (п.п.19).
Пунктом 1 статьи 30 Устава к полномочиям администрации Камышловского городского округа, помимо прочего, отнесены: управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п.п. 14); сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа (п.п. 26).
Таким образом, отсутствие финансирования не должно рассматриваться в качестве обстоятельства, исключающего проведение тех мероприятий в отношении объекта культурного наследия, необходимость которых обусловлена требованиями охранного обязательства, техническим состоянием объекта. Между тем, ответчик не лишен права при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, обратиться в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения, что предусмотрено ч. 1 ст. 324 АПК РФ.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2024 года по делу N А60-59031/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
С.В. Коньшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-59031/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КАМЫШЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА