г. Хабаровск |
|
13 мая 2024 г. |
А73-7836/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Коваленко Н.Л.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ": Гужин К.В., представитель по доверенности N 2 от 09.01.2024;
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ Невада": Романова И.С., представитель по доверенности от 01.01.2023;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
на решение от 01.02.2024
по делу N А73-7836/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548, адрес: 680017, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, помещ. III (1-72), 43, 44, 45, 46)
к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ Невада" (ОГРН 1192724011919, ИНН 2723205733, 680006, г. Хабаровск, ул. Индустриальная, д. 14, каб. 24)
о взыскании 963 912 руб. 38 коп.
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Рядом"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (далее - ООО "Хабавтотранс ДВ", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ Невада" (далее - ООО "ДВ Невада", ответчик) о взыскании 910 838,52 руб. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с июля по октябрь 2022 года, неустойки в размере 53 073,86 руб. за период с 11.02.2023 по 22.05.2023.
В соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Рядом" (далее - ООО "Рядом", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции ошибочно сделаны выводы относительно недоказанности факта оказания истцом услуг ответчику за спорный период. Апеллянт указывает на отсутствие в действующем законодательстве у регионального оператора обязанности по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО); в спорный период у ответчика отсутствовала контейнерная площадка на территории торгового центра "Воронежский", при этом торговый центр в спорный период был включен в территориальную схему Хабаровского края в качестве источника образования отходов, в реестр мест (площадок) накопления ТКО была включена контейнерная площадка арендодателя ИП Шихова Г.В., которая использовалась в том числе и ответчиком.
Полагает, что суд первой инстанции ошибочно принял в качестве доказательств неоказания ответчику услуг региональным оператором договор на обращение с ТКО, заключенный с ООО "Рядом", поскольку это противоречит положениям пункта 4 Правил N 1156, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 23.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" согласно которым оказывать услуги по обращению с ТКО может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся ТКО потребителя; с начала деятельности регионального оператора в своей зоне ранее заключенные договоры потребителей с третьими лицами, прекращаю свое действие в части вывоза ТКО и действуют только в части обращения с отходами; собственники обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО, и находятся места их накопления.
Представленный в материалы дела журнал учета движения отходов является ненадлежащим доказательством, поскольку ответчик является одним из арендаторов помещения торгового центра и не осуществляет контроль за въездом на территорию.
ООО "Рядом", не обладая статусом регионального оператора, не осуществляя деятельность по обращению с ТКО, не имея тарифов по обращению с ТКО, утвержденных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, оказывать услуги по обращению с ТКО ООО "Рядом" не имело право в силу закона.
ООО "ДВ Невада" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении приведенных в апелляционной жалобе доводов.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, указав на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Третье лицо, извещенное в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие неявившегося участника процесса.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Хабавтотранс ДВ" с 01 июля 2022 года является региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края, в том числе, на территории городского округа "Город Хабаровск".
В соответствии с пунктом 8(17) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (далее - Правила N 1156), региональный оператор извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Правилами N 1156.
ООО "Хабавтотранс ДВ" опубликовало в газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 г. (N 67,68) соответствующее информационное сообщение для потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии со статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Оферта договора опубликована также 13.04.2022 на официальном сайте ООО "Хабавтотранс ДВ" (https://www.tko27.ru) с активными ссылками для скачивания типовых договоров.
ООО "ДВ Невада" осуществляет торговую деятельность в арендуемых помещениях здания торгового центра по адресу: г. Хабаровск, ул. Воронежская, 31.
От ООО "ДВ Невада" в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" 06.07.2022 поступила заявка о заключении договора на вывоз ТКО (вх. N 3654).
Регистрация за потребителем контейнерной площадки осуществлена 30.09.2022. ООО "ДВ Невада" в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" направлено уведомление от 18.10.2022 о включении в реестр контейнерной площадки N 033724.
После предоставления ООО "ДВ Невада" (Потребитель) необходимых документов, в том числе о включении в реестр контейнерной площадки N 033724, собственником которой является ООО "ДВ "Невада", ООО "Хабавтотранс ДВ" в адрес ответчика направлен проект договора N ТКО-613/ЮЛ от 25.10.2022, который подписан потребителем с протоколом разногласий по пункту 5, предусматривающему начало срока оказания услуг - с 01.07.2022. На протокол разногласий региональным оператором подготовлен протокол согласования разногласий, который потребителем не подписан.
Имеющиеся у ООО "ДВ Невада" разногласия с региональным оператором для их разрешения в порядке статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации или дополнения договора на основании пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на разрешение суда не переданы, в связи с чем, в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ и пунктом 8 (12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которым также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком считается заключенным на условиях публичного типового договора по цене указанный региональным оператором в предложенном тексте договора.
В обоснование исковых требований региональный оператор указал, что в период с 01.07.2022 по 31.10.2022 фактически оказывал ООО "ДВ Невада" услуги по вывозу ТКО с установленной территориальной схемой обращения отходов.
Поскольку ответчиком выставленные ООО "Хабавтотранс ДВ" счета за спорный период не оплачены, истцом в адрес ООО "ДВ Невада" направлена претензия с требованием погашения задолженности за период с 01.07.2022 по 31.10.2022.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "Хабавтотранс ДВ" с настоящим иском в арбитражный суд.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), а также нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, регулирующие обращение с отходами производства и потребления.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Таким образом, оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу положений пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется разделом I(1) Правил N 1156, согласно пункту 8(4) которых основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
В соответствии с положениями Закона N 89-ФЗ, пунктами 8(5) - 8(18) Правил N 1156 при отсутствии заключенного между сторонами самостоятельного договора, в том числе, при наличии неурегулированных в предусмотренном Правилами порядке разногласий, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, по общему правилу, в случае, когда между сторонами договор не подписан, договор является заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156, в связи с чем, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в отношении соответствующей категории объектов, на которых осуществляется деятельность.
На основании приведенных положений законодательства и обстоятельств конкретного спора, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным в отношении источника образования отходов и соответствующего места накопления ТКО согласно территориальной схеме на условиях публичного типового договора по цене указанный региональным оператором в предложенном тексте договора.
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 5 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем, исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.
Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Размер платы за обращение с ТКО для каждого конкретного потребителя производится согласно соглашению с ним о производстве учёта объёма и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов".
Расчет платы по договору за услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12.03.2018 N 18 (далее - Приказ Министерства ЖКХ Хабаровского края N 18) и тарифа, установленного Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1, Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 47/104.
В рассматриваемом случае спора между сторонами о порядке расчета, применяемом тарифе и нормативе не имеется, спор касается самого факта оказания услуг региональным оператором в спорный период.
ООО "Хабавтотранс ДВ" утверждает, что в период с 01.07.2022 по 31.10.2022 оказывал услуги по адресу деятельности ООО "ДВ Невада" в торговом центре по адресу: г. Хабаровск, ул. Воронежская, 31, общая стоимость оказанных услуг составила 910 838,52 руб.
Возражая относительно заявленных требований, ООО "ДВ Невада" ссылается на необходимостью обеспечить вывоз ТКО с незарегистрированного места накопления отходов, не исполнение обязанностей региональным оператором, в связи с чем, в спорный период услуги оказывало ООО "Рядом", имеющее действующую лицензию (N Л020-00113-2/00103188, приказ 83 от 09.03.2021) на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В подтверждение доводов ответчиком представлены следующие документы:
- договор от 01.04.2021 N Р1Хбр, заключенный с ООО "Рядом";
- акты оказанных услуг по вывозу ТКО от 30.07.2022 N 215, от 30.07.2022 N 247, от 31.08.2022 N 249 и N 251, от 30.09.2022 N 282, от 31.10.2022 N 313, счета на оплату;
- платежные поручения от 23.08.2022 N 36189, от 31.08.2022 N 41612, от 27.09.2022 N 63591, от 28.09.2022 N 64414, от 21.11.2022 N 3342, от 20.12.2022 N 25406;
- журнал по ведению учета в области обращения с отходами I-III квартала 2022 год обособленного подразделения ООО "ДВ Невада", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Воронежская, 31.
Как следует из материалов дела, на 01.07.2022 у ответчика отсутствовала зарегистрированная за ним контейнерная площадка по ул. в г. Хабаровске, соответствующая площадка включена в реестр мест накопления ТКО 30.09.2022, что подтверждено уведомлением от 30.09.2022 N 9.1-19/6802 Управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска.
Внутренняя территория торгового центра "Самбери" по адресу: г. Хабаровск, ул. Воронежская, 31, огорожена, въезд на нее производится через отдельные ворота, ведется видеосъемка, ведутся журналы движения отходов ООО "ДВ Невада", в которых отражен вывоз отходов в объеме 0,75куб.м. контейнера ответчика силами ООО "Рядом" в спорный период. Никаких сведений о вывозе ТКО силами ООО "Хабавтотранс ДВ" журналы не содержат.
В подтверждение оказания услуг по вывозу ТКО силами ООО "Рядом", а не регионального оператора, ООО "ДВ Невада" представлены материалы проверки, проводившейся Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в период с 25.10.2022 (акт выездной проверки от 09.11.2022 N 36/04-2022, постановление N А2022-04-154/155 об административном правонарушении от 25.01.23), которыми также установлено, что в спорный период услуга по вывозу ТКО региональным оператором не оказывалась. Проверкой из журналов по ведению учета в области обращения с отходами I-III квартала 2022 года (далее-журналы движения отходов) подразделения ответчика, расположенного по адресу ул. Воронежская, д.31, установлено, что прием отходов производства и потребления от ООО "ДВ Невада" в период с 01.01.2022 по 31.10.2022 осуществляло ООО "Рядом".
ООО "Рядом" осуществляло вывоз ТКО в полном объеме (в объеме, производимом ООО "ДВ Невада"), что исключает возможность задвоения оказания указанной услуги или повторного вывоза и оказания аналогичной услуги со стороны регионального оператора.
В свою очередь, ООО "Хабавтотранс ДВ" указывает, что при осуществлении деятельности регионального оператора он осуществлял вывоз ТКО со всех контейнерных площадок, находящихся в территориальной схеме, расположенных на территории общего пользования в г. Хабаровска, в связи с чем, услуги для ООО "ДВ Невада" оказывались вне зависимости от места образования и складирования его отходов. Учитывая общедоступность контейнеров для сбора ТКО, ООО "ДВ Невада" имело возможность беспрепятственно складировать отходы на любой контейнерной площадке.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку услуги по вывозу ТКО за период с 01.07.2022 по 31.10.2022 оказывались ООО "Рядом", что подтверждается представленной в материалы дела первичной документацией.
Поскольку в удовлетворении основного долга отказано, требование о взыскании неустойки также удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что на момент оказания услуг ООО "Рядом" имеет действующую лицензию (N Л020-00113-2/00103188, приказ N 83 от 09.03.2021) на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При осуществлении лицензируемой деятельности ООО "Рядом" полученные отходы ООО "ДВ Невада" для последующей утилизации передавало ООО "Чистая планета" по договору от 01.01.2022 для последующего захоронения и утилизации в уполномоченный орган, осуществляющий деятельность по сбору, транспортированию и захоронению ТКО МУП "Спецавтохозяйство".
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела приемными квитанциями за спорный период, талонами и актами приема-сдачи отходов на городской полигон ТБО.
Таким образом, судом установлен характер движения ТКО ООО "ДВ Невада" в период с 01.07.2022 по 31.10.2022 от источника образования (ул. Воронежская, 31) до законно установленного места переработки без участия ООО "Хабавтотранс ДВ".
Как уже указано выше, в ходе выездной неплановой проверки деятельности ООО "ДВ Невада", проводившейся Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, в результате которой установлено, что в период с 01.07.2022 по 31.10.2022 услуги по вывозу ТКО оказаны именно ООО "Рядом" (постановление N А2022-04-154-155 об административном правонарушении от 25.01.2023).
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ООО "Хабавтотранс ДВ" в материалы дела не представлено.
В обоснование довода о фактическом оказании услуг по вывозу ТКО заявитель жалобы ссылается на данные системы ГЛОНАСС, трекинги движения мусоровозов, маршрутные задания.
С учетом конкретных обстоятельства дела и представленных доказательств, которые повторно оценил апелляционный суд, указанный довод апелляционным судом не принимается.
Данные из системы ГЛОНАСС, трекинги движения мусоровозов не подтверждают фактическое оказание услуг на заявленную сумму. Из содержания отчетов системы ГЛОНАСС возможно установить нахождение транспортного средства на определенном маршруте, однако само по себе указанное обстоятельство не свидетельствует об оказании региональным оператором спорных услуг, в том числе транспортирование ТКО с объекта отходов, их обработку, обезвреживание и захоронение.
Довод апеллянта об использовании ООО "ДВ Невада" в спорный период принадлежащей ИП Шихову Г.В. контейнерной площадки противоречит материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Судом первой инстанции обоснованно принят во внимание факт того, что складирование отходов в чужие контейнерные площадки (в объемах ежедневной деятельности торгового центра) было бы явно обнаружено и вызвало бы неизбежные конфликты с владельцами этих контейнеров, что также относится и к иным близлежащим к торговому центру местам накопления.
Доводы заявителя жалобы о возможности складирования ООО "ДВ Невада" ТКО в иных общедоступных местах накопления отклоняется апелляционным судом, поскольку презумпции продуктирования отходов потребителем в совокупности с возможностью их складирования в иных общедоступных местах накопления недостаточно для вывода о предполагаемом (презюмиремом) оказании услуг региональным оператором, так как в такой ситуации не соблюдается прозрачность движения отходов, что препятствует обеспечению безопасности и минимизации причиняемого им вреда (определение Верховного суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944).
В абзаце втором пункта 9 Правил N 1156 установлено, что в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В настоящем деле ООО "Хабавтотранс ДВ" не представило сведения о том, что в порядке исполнения данного пункта региональным оператором выявлены не предусмотренные схемой места накопления ТКО по ул. Воронежская, 31, либо в непосредственной к нему близости, и соответствующая информация направлена в орган исполнительной власти субъекта.
Между тем, ООО "Хабавтотранс ДВ" считает, что обязанность по вывозу ТКО возложена на органы местного самоуправления.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Реестр мест (площадок) накопления ТКО должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО; данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО; данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО (пункт 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
Согласно пункту 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 9, 13 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с пунктами 5, 7 Правил N 1039.
В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор, согласно пунктов 16, 17 Правил N 1156 обязан в течение 5 рабочих дней уведомить орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО.
Таким образом, обязанность по вывозу ТКО возложена на ООО "Хабавтотранс ДВ".
Доводы апеллянта о том, что осуществление деятельности по обращению с ТКО входит исключительно в компетенцию регионального оператора, подлежат отклонению, поскольку в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона об отходах о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
ООО "ДВ Невада" предоставлены доказательства осуществления вывоза ТКО иным лицом (ООО "Рядом") на основании заключенного с ним договора.
Присвоение истцу статуса регионального оператора и утверждение тарифа на услуги по обращению с ТКО (с установленным сроком введения его в действие), сами по себе не означают автоматическое оказание истцом услуг и, как следствие, не являются основанием для взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств в условиях недоказанности факта оказания соответствующих услуг ответчику (определение Верховного Суда РФ от 15.12.2022 N 306-ЭС22-23869 по делу N А55-7613/21).
Ссылка заявителя жалобы на то, что ООО "Рядом" не является региональным оператором, что в соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ, пунктом 4 Правил N 1156 исключает возможность данного лица оказывать услуги по обращению или транспортированию ТКО, является несостоятельной ввиду вышеуказанного.
Довод относительного того, что ООО "Чистая планета" не может являться уполномоченными лицами по приему ТКО ООО "ДВ Невада" отклоняется апелляционным судом как опровергающийся материалами дела.
Согласно пункту 4.2.12 Приложения N 5 к территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края Постановления Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 N 477-пр "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Хабаровского края" места обработки нахождения объектов обработки ТКО ООО "Чистая планета" вправе:
- принимать на обработку отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, V класс опасности (ФККО 73510002725.);
- принимать на утилизацию отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, V класс опасности (ФККО 73510002725.);
Таким образом, ООО "Чистая планета" является уполномоченным лицом по приему ТКО, осуществляющим деятельность на основании действующей лицензии от 17.05.2018 N 2700329.
Имеющиеся в решении описки в дате подачи потребителем заявки в адрес регионального оператора и дате регистрации контейнерной площадки, на наличие которых апеллянт ссылается в жалобе, не повлияли на существо принятого решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01 февраля 2024 года по делу N А73-7836/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Л. Коваленко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7836/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: ООО "ДВ Невада"
Третье лицо: ООО "Рядом"