г. Владивосток |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А59-7495/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Столповской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-1925/2024
на решение от 16.02.2024
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-7495/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению областного казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности службы занятости населения Сахалинской области" (ИНН 6518006066, ОГРН 1026501202683)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960)
о признании недействительным приказа от 24.10.2023 N 56-С4 "Об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на 2024 год, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 года,
при участии: представители лиц, участвующих в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Областное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности службы занятости населения Сахалинской области" (далее - заявитель, учреждение, ОКУ "Центр по обеспечению деятельности службы занятости населения Сахалинской области") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее - Фонд, ОСФР по Сахалинской области) от 24.10.2023 N 56-С4 "Об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на 2024 год, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год.
Решением суда от 16.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОСФР по Сахалинской области обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что законодательством не предусмотрено установление страхователю скидки к страховому тарифу при нулевых показателях расчета. Кроме того, по утвержденной формуле расчета невозможно рассчитать размер скидки при нулевых показателях.
ОКУ "Центр по обеспечению деятельности службы занятости населения Сахалинской области" по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела и поддержанного его представителем в судебном заседании, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в их отсутствие.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
18.03.2023 от ОКУ "Центр по обеспечению деятельности службы занятости населения Сахалинской области" в ОСФР по Сахалинской области поступило заявление об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год в порядке, установленном Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524)..
24.10.2023 Фонд издал приказ N 56-СН об отказе в установлении скидки к страховому тарифу, указав в качестве причины на результат расчета скидки к страховому тарифу, при котором один из рассчитанных основных показателей, указанных в пункте 3 Правил N 524, больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Не согласившись с указанным приказом Фонда от 24.10.2023 N 56-СН, ОКУ "Центр по обеспечению деятельности службы занятости населения Сахалинской области" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования учреждения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказ N 56-СН от 24.10.2023 об отказе в установлении скидки по тарифу на 2024 год не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Фонда и в отзыве учреждения на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Федерального закона.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно статье 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Пунктом 1 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 524 скидки и надбавки к страховому тарифу, соответствующему основному виду экономической деятельности страхователя, устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом. Размер скидки или надбавки не может превышать 40 процентов установленного страхового тарифа.
Пунктом 3 Правил N 524 предусмотрено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н (далее - Приказ N39н), установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года (пункт 2).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 524 скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
- осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трех лет с момента государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
- отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (пункт 8 Правил N 524).
Согласно пункту 10 Правил N 524 размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Данные, используемые для расчета скидки и надбавки, предоставляются страховщиком страхователю по его требованию (пункт 11 Правил N 524).
Из указанного следует, что заявителю может быть отказано в установлении скидки, если:
- он ведет финансово-экономическую деятельность менее трех лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
- у него есть задолженность по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки;
- в предшествующем финансовом году у него имеется страховой случай со смертельным исходом, произошедший не по вине третьих лиц;
- один из рассчитанных основных показателей больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности заявителя.
В рассматриваемом случае арбитражным судом установлено, что основным видом деятельности ОКУ "Центр по обеспечению деятельности службы занятости населения Сахалинской области" является деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию (ОКВЭД 69.20).
По указанному виду деятельности Приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 31.05.2023 N 944 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2024 год" установлены следующие показатели:
1) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности и страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0,00;
2) количество страховых случаев по виду экономической деятельности и на тысячу работающих - 0,06;
3) количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности и на один несчастный случай, признанный страховых, исключая случаи со смертельным исходом - 48,38.
Основные показатели учреждения, определенные по итогам деятельности страхователя за 3 года, предшествующих текущему году, фактически составляют:
1) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0,00;
2) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих - 0,00;
3) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом - 0,00.
Из указанного следует, что основной показатель "а" согласно пункту 3 Правил N 524 и показатель "а" по соответствующему виду деятельности учреждения на 2024 год одинаковые и составляют 0,00.
При этом отклоняя доводы апелляционной жалобы Фонда о том, что законодательством не предусмотрено установление страхователю скидки к страховому тарифу при нулевых показателях расчета, апелляционная коллегия исходит из того, что заявитель объективно не может представить показатель ниже, чем утвержденный в Приказе от 31.05.2023 N 944 нулевой показатель по соответствующему виду деятельности на 2024 год, поскольку объективно отношение двух положительных величин делимого и делителя (например, "суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями" и "начисленной суммы страховых взносов") не может иметь отрицательное значение, то есть быть меньше нуля.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, основания для отказа в предоставлении скидки у Фонда отсутствовали.
Довод апеллянта о том, что по утвержденной формуле расчета невозможно рассчитать размер скидки при нулевых показателях, противоречит положениям Правил N 524 и Приказа N 39н, в связи с чем также признается апелляционным судом несостоятельным.
Недостоверность представленных учреждением сведений судом апелляционной инстанции не установлена. Доказательства обратного Фондом в материалы дела не представлены.
Формальный подход заинтересованного лица, обозначенный в апелляционной жалобе, без учета принципов разумности и целесообразности, направленности обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на обеспечение социальной защищенности застрахованных лиц, а также обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, препятствует страхователю в получении меры поддержки в виде скидки к тарифу страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве, носящей стимулирующий характер, способствующей принятию работодателем эффективных мер по улучшению условий и повышению безопасности труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Приказ ОСФР по Сахалинской области от 24.10.2023 N 56-С4 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год не соответствует положениям Закона N125-ФЗ и нарушает права и законные интересы ОКУ "Центр по обеспечению деятельности службы занятости населения Сахалинской области" как плательщика страховых взносов, возлагая на него обязанность производить уплату страховых взносов в большем размере, чем предусмотрено для него законом.
В качестве способа обеспечения восстановления нарушенного права учреждения суд первой инстанции обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем издания приказа о предоставлении ОКУ "Центр по обеспечению деятельности службы занятости населения Сахалинской области" скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год, окончательный размер которой определить на стадии исполнения решения суда.
Апелляционная коллегия полагает, что избранная судом первой инстанции восстановительная мера соответствует предмету заявленного требования и обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценив доводы апелляционной жалобы применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемых актов и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.02.2024 по делу N А59-7495/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-7495/2023
Истец: ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ