13 мая 2024 г. |
Дело N А85-324/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2024.
В полном объёме постановление изготовлено 13.05.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В., Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Машлахяном С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А85-324/2022 правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
по иску Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики
к частному акционерному обществу "Мако Холдинг"
при участии в деле в качестве третьего лица Государственного резервного фонда Донецкой Народной Республики
о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
при участии в судебном заседании:
от частного акционерного общества "Мако Холдинг": Шалык Анатолий Николаевич, представитель по доверенности от 07.08.2023 N 11; Пшеничный Сергей Вячеславович, представитель по доверенности от 07.08.2023 N 12;
УСТАНОВИЛ:
фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики (далее - истец, фонд) обратился в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики с иском к частному акционерному обществу "Мако Холдинг" (далее - ответчик, общество) о признании за государством Донецкая Народная Республика в лице фонда права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - помещения общей площадью 574,00 кв.м, а именно: коридор 1 общей площадью 94,6 кв.м; кабинет 6 общей площадью 5,5 кв.м; туалет 7 общей площадью 5,8 кв.м; кабинет 8 общей площадью 62,4 кв.м; кабинет 9 общей площадью 63,3 кв.м; тамбур 10 общей площадью 5,1 кв.м; туалет 11 общей площадью 5,8 кв.м; умывальная 12 общей площадью 5,5 кв.м; санузел 13 общей площадью 13,0 кв.м; кабинет 14 общей площадью 27,9 кв.м; кабинет 15 общей площадью 75,2 кв.м; кабинет 16 общей площадью 40,2 кв.м; кабинет 17 обшей площадью 52,4 кв.м; кабинет 18 общей площадью 75,1 кв.м; кабинет 19 общей площадью 26,8 кв.м; санузел 20 общей площадью 13,4 кв.м; шкаф 23 общей площадью 0,2 кв.м; шкаф 24 общей площадью 0,3 кв.м; шкаф 25 общей площадью 0,2 кв.м; шкаф 26 общей площадью 0,3 кв.м; шкаф 27 общей площадью 0,5 кв.м; шкаф 28 общей площадью 0,5 кв.м, расположенные на 16-м этаже административного здания со встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и подземной автостоянкой лит. Б-5, 17, расположенного по адресу ДНР, г. Донецк, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 102 (далее - спорное имущество). Исковые требования мотивированы тем, что недвижимая вещь - спорное имущество является бесхозяйным в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики, в связи с чем просит признать право собственности на указанное недвижимое имущество за государством в лице фонда.
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 13.05.2022 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции руководствовался тем, что заявленный объект относится к бесхозяйному недвижимому имуществу, поставлен на учет в отделе государственной регистрации вещных прав в установленном законом порядке, что никем не оспорено.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт ссылается на ненадлежащее извещение ответчика о судебном процессе; отсутствие оснований для признания спорных помещений объектом бесхозяйного имущества; общество является собственником спорного имущества.
На основании определения от 01.12.2023 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Апелляционный суд руководствовался отсутствием в материалах дела надлежащих сведений об извещении ответчика о судебном процессе.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы приведенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав и исследовав доводы искового заявления, изучив материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 31.03.2021 в адрес истца поступило заявление Государственного резервного фонда Донецкой Народной Республики Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики (далее - Государственный резервный фонд) от 31.03.2021 N 01-32/157 о выявлении недвижимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной. В указанном заявлении Государственный резервный фонд просил вынести на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйными недвижимыми вещами вопрос по определению Государственного резервного фонда органом управления нежилых помещений, расположенных на 16 этаже административного здания по адресу г. Донецк, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 102, на период действия в отношении данного объекта государственного управления и в зависимости от его функционального назначения (л.д. 13).
Согласно акту осмотра недвижимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной вещи, расположенной по адресу г. Донецк, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 102, этаж 16, комиссией вынесено заключение, из которого следует, что недвижимая вещь, расположенная по указанному адресу пригодна к эксплуатации по целевому назначению. Признаки ведения хозяйственной деятельности отсутствуют (л.д. 14).
В соответствии с информационной справкой о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их ограничениях (обременениях) от 10.08.2021 N IS 137215, выданной отделом государственной регистрации вещных прав Донецкого городского управления юстиции, собственником помещений на 16-м этаже лит. Б-5, 17: площадью 648,6 кв.м, расположенное по адресу г. Донецк, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 102, является ответчик (л.д. 17).
Согласно письму Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 26.05.2021 N 10363/6/10-03-13-3, общество не состоит на налоговом учёте в Министерстве доходов и сборов Донецкой Народной Республики и его территориальных органах (л.д. 16 т. 1).
Согласно выписке из протокола заседания Межведомственной комиссии по комиссии по вопросам управления бесхозяйными недвижимыми вещами от 11.08.2021 N 08/2021, комиссией принято решение о введении управления бесхозяйной недвижимой вещью, а именно: помещением площадью 714,8 кв.м, расположенным на 16 этаже административного здания лит. Б-5, 17, по адресу г. Донецк, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 102 (л.д. 18 т. 1).
12.08.2021 фондом принят приказ N 2785 "О введении управления бесхозяйной вещью", в соответствии с пунктом 1 которого введено управление бесхозяйной недвижимой вещью - помещением площадью 714,8 кв.м, расположенным на 16 этаже административного здания лит. Б-5, 17, по адресу г.Донецк, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 102 (л.д. 19 т. 1).
Согласно приказу фонда от 12.08.2021 N 2784 органом управления бесхозяйной недвижимой вещью определён Государственный резервный фонд Донецкой Народной Республики (л.д. 20 т. 1).
13.08.2021 информация об объектах недвижимого имущества, в отношении которых введено государственное управление, в том числе в отношении вышеуказанного имущества размещена на официальном сайте пресс-центра Донецкой Народной Республики (dnr-online.ru) (л.д. 21, т. 1).
В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества - помещения площадью 714,8 кв.м, расположенные на 16 этаже административного здания лит. Б-5, 17, по адресу ДНР, г. Донецк, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 102 от 24.08.2021, комиссией в ходе осмотра установлено, что объект недвижимого имущества находится в удовлетворительном состоянии; на момент осмотра используется Государственным резервным фондом Донецкой Народной Республики; выявлено движимое имущество с признаками бесхозяйного (л.д. 22).
Согласно извлечению о постановке (взятии) на учёт бесхозяйного недвижимого имущества от 17.09.2021 серия ИЗ N 227255, вышеуказанное помещение площадью 714,80 кв.м, поставлено на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 16.09.2021 (л.д. 23 т. 1).
12.11.2021 Государственный резервный фонд Донецкой Народной Республики обратился в фонд с письмом N 01-32/698, в котором просил обратиться в судебные органы с заявлением о признании за Донецкой Народной Республикой права собственности не бесхозяйную недвижимую вещь: помещения площадью 714,8 кв.м, расположенных на 16 этаже административного здания лит. Б-5.17, по адресу ДНР, г. Донецк, пр. Богдана Хмельницкого, 102 (с учётом корректировок, направленных в адрес фонда письмом N01-32/651 от 27.10.2021).
На основании решения Межведомственной комиссии по вопросам управления бесхозяйными недвижимыми вещами от 23.11.2021 N 15/2021, приказом фонда от 25.11.2021 N 4102 внесены изменения в пункт 1 приказа фонда от 12.08.2021 N2875 "О введении управления бесхозяйной недвижимой вещью", изложив его в следующе редакции: "Ввести управление бесхозяйной недвижимой вещью - помещения общей площадью 574,0 кв.м, расположенные на 16-ом этаже административного здания со встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и подземной автостоянкой лит.Б-5.17 по адресу ДНР, г. Донецк, пр-т Богдана Хмельницкого, 102, а именно: 1) коридор 1 общей площадью 94,6 кв.м; 2) кабинет 6 общей площадью 5,5 кв.м; 3) туалет 7 общей площадью 5,8 кв.м; 4) кабинет 8 общей площадью 62,4 кв.м; 5) кабинет 9 общей площадью 63,3 кв.м; 6) тамбур 10 общей площадью 5,1 кв.м; 7) туалет 11 общей площадью 5,8 кв.м; 8) умывальная 12 общей площадью 5,5 кв.м; 9) санузел 13 общей площадью 13,0 кв.м; 10) кабинет 14 общей площадью 27,9 кв.м; 11) кабинет 15 общей площадью 75,2 кв.м; 12) кабинет 16 общей площадью 40,2 кв.м; 13) кабинет 17 общей площадью 52,4 кв.м; 14) кабинет 18 общей площадью 75,1 кв.м; 15) кабинет 19 общей площадью 26,8 кв.м.; 16) санузел 20 общей площадью 13,4 кв.м; 17) шкаф 23 общей площадью 0,2 кв.м; 18) шкаф 24 общей площадью 0,3 кв.м; 19) шкаф 25 общей площадью 0,2 кв.м; 20) шкаф 26 общей площадью 0,3 кв.м; 21) шкаф 27 общей площадью 0,5 кв.м; 22) шкаф 28 общей площадью 0,5 кв.м." (л.д. 29, 30 т. 1).
Согласно выписке из протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам управления бесхозяйными недвижимыми вещами от 17.12.2021 N 16/2021 фонду постановлено обратиться в судебные органы с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (спорное имущество) за государством (л.д. 33).
Изложенные обстоятельства положили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" (далее - Закон N 5-ФКЗ) Донецкая Народная Республика принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 5-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются (часть 3 статьи 2 Закона N 5-ФКЗ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорные правоотношения регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно правовыми актами Донецкой Народной Республики в части не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Аналогичные нормы материального права закреплены в Гражданском кодексе Донецкой Народной Республики (далее - ГК ДНР) (статья 284 кодекса).
В соответствии с частью 14-2 статьи 1642 ГК ДНР, введённой в действие Законом Донецкой Народной Республики от 24.09.2020 N 194-ШС, до 1 января 2025 года выявление, учёт, хранение, оценка и распоряжение бесхозяйными недвижимыми вещами, за исключением жилых помещений, жилых домов, хозяйственных построек и хозяйственных сооружений, осуществляются в порядке, установленном Главой Донецкой Народной Республики.
Согласно пункту 22 Порядка выявления, учёта, хранения, оценки и распоряжения бесхозяйными недвижимыми вещами, утверждённого Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01.02.2021 N 25, при вступлении в силу решения суда Донецкой Народной Республики о признании за Донецкой Народной Республикой права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (или о передаче бесхозяйной недвижимой вещи в собственность Донецкой Народной Республики) Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики на основании решения Межведомственной комиссии о прекращении управления бесхозяйными недвижимыми вещами подаёт в соответствующий орган государственной регистрации вещных прав заявление о государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного недвижимого имущества. После государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного недвижимого имущества органы управления проводят работу по подготовке и согласованию проекта нормативного правового акта о закреплении такого имущества на соответствующем вещном праве согласно законодательству Донецкой Народной Республики.
Согласно пункту 1 Положения о Фонде государственного имущества Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 12.09.2019 N 25-6, Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики является республиканским органом исполнительной власти со специальными полномочиями, среди прочего, реализующим республиканскую политику, а также координирующим деятельность органов государственной власти в сфере управления объектами государственной собственности, в сфере управления бесхозяйным недвижимым имуществом и имуществом, обращённым в собственность государства, а также использования и отчуждения государственного имущества, в том числе путём приватизации.
В соответствии с пунктом 1.9 вышеуказанных положений к основным задачам фонда, в частности, отнесено управление бесхозяйным недвижимым имуществом и имуществом, обращённым в собственность государства.
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указа Главы Донецкой Народной Республики "О некоторых вопросах управления бесхозяйными недвижимыми вещами и имуществом, обращённым в собственность Донецкой Народной Республики" от 26.11.2020 N 412 Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики наделён полномочиями по выявлению, учёту, хранению, оценке и распоряжению бесхозяйными недвижимыми вещами (за исключением жилых помещений, жилых домов, хозяйственных построек и хозяйственных сооружений), а также по управлению имуществом, обращённым в собственность Донецкой Народной Республики, в том числе по обращению в суд с заявлением о признании права государственной или муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
Из указанных норм следует, что фонд является органом, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества, а также органом, реализующим государственную политику, в том числе, в сфере бесхозяйного имущества.
Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01.02.2021 N 25 создана Межведомственная комиссия по вопросам управления бесхозяйными движимыми вещами (далее - межведомственная комиссия), которая наделена полномочиями по решению вопросов управления бесхозяйными недвижимыми вещами. Утверждено положение о ней (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 2.1.1 - 2.1.3 Положения основными задачами межведомственной комиссии являются: рассмотрение заявлений о выявлении недвижимых вещей, имеющих признаки бесхозяйных недвижимых вещей, ходатайств о ведении управления бесхозяйными недвижимыми вещами, рассмотрение вопросов введения управления недвижимыми вещами, имеющими признаки бесхозяйных недвижимых вещей: определение (назначение) органа управления бесхозяйными недвижимыми вещами в зависимости от функционального назначения.
С целью реализации политики Донецкой Народной Республики в сфере государственного регулирования имущественных прав, повышения эффективности использования объектов недвижимого имущества, а также с целью упорядочения и усовершенствования учёта имущества, находящегося на территории Донецкой Народной Республики, 05.05.2016 Приказом Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики N 891 утверждён Порядок государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений (далее - Порядок N 891).
Согласно пунктам 2, 3 Порядка N 891 государственное управление бесхозяйными объектами недвижимого имущества (целостными (едиными) имущественными комплексами предприятий, их структурных подразделений (филиалов, цехов, участков), а также недвижимого имущества в виде зданий, сооружений, помещений, их частей и иного индивидуально определённого имущества, необходимого для осуществления уставной деятельности), бесхозяйными объектами недвижимого имущества жилого фонда (кроме выморочного), собственник которого не выявлен, отсутствует, либо право которого на указанное недвижимое имущество не подтверждено согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики, осуществляет Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики. Под иным индивидуально определённым имуществом в настоящем порядке понимается имущество целостных (единых) имущественных комплексов, являющееся их неотъемлемой частью (механизмы, оборудование, материалы, основные средства) и необходимое для их нормального функционирования. Управление бесхозяйным недвижимым имуществом осуществляется в соответствии с приказом Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики по введению государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, изданным на основании решения межведомственной комиссии по вопросами государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом.
Согласно подпункту 10.1 пункта 10 Порядка N 891 после издания приказа о введении государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики направляет в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере массовых коммуникаций, информацию об объекте недвижимого имущества, в отношении которого введено государственное управление, с целью размещения данной информации в средствах массовой информации Донецкой Народной Республики.
В соответствии с пунктами 7.1, 7.4, 7.8, 7.9 Порядка государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений) и предоставления информации, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17.12.2016 N 13-41 (далее - Порядок госрегистрации вещных прав), для постановки на учёт бесхозяйного недвижимого имущества Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики подаёт органу государственной регистрации прав заявление о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, акт осмотра бесхозяйного недвижимого имущества с указанием характеристик данного объекта, выписку из протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом и приказ о государственном управлении бесхозяйным недвижимым имуществом и другие документы, предусмотренные настоящим Порядком.
По результатам рассмотрения заявления о постановке на учёт бесхозяйного или выморочного недвижимого имущества государственный регистратор прав принимает решение о постановке на учёт бесхозяйного или выморочного недвижимого имущества или решение об отказе в постановке на учёт бесхозяйного или выморочного недвижимого имущества. На основании принятого решения о постановке на учёт бесхозяйного или выморочного недвижимого имущества государственный регистратор прав вносит записи в Государственный реестр прав и открывает учётное дело.
Пунктом 7.13 Порядка госрегистрации вещных прав установлено, что одним из оснований принятия государственным регистратором прав решения об отказе в постановке на учёт бесхозяйного или выморочного недвижимого имущества является то, что в отношении объекта недвижимого имущества, подлежащего постановке на учёт как бесхозяйное, в органе государственной регистрации прав имеются сведения о зарегистрированных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Из материалов дела видно, что 11.08.2021 межведомственной комиссии введено управление бесхозяйной недвижимой вещью - помещением площадью 714,8 кв.м, расположенным на 16 этаже административного здания лит. Б-5, 17, по адресу: г. Донецк, пр. Богдана Хмельницкого, 102.
Приказом фонда от 12.08.2021 N 2784 "Об управлении бесхозяйной недвижимой вещью" органом управления бесхозяйной недвижимой вещью - вышеуказанным помещением площадью 714,8 кв.м, определён Государственный резервный фонд, о чём 13.08.2021 на официальном сайте пресс-центра Донецкой Народной Республики (dnr-online.ru) размещена соответствующая информация.
В последующем, на основании решения межведомственной комиссии от 23.11.2021 N 15/2021, приказом фонда от 25.11.2021 N 4102 внесены изменения в пункт 1 приказа фонда от 12.08.2021 N2875 "О введении управления бесхозяйной недвижимой вещью", изложив его в следующе редакции: "Ввести управление бесхозяйной недвижимой вещью - помещения общей площадью 574,0 кв.м, расположенные на 16-ом этаже административного здания со встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и подземной автостоянкой лит.Б-5.17 по адресу ДНР, г. Донецк, пр-т Богдана Хмельницкого, 102, а именно: 1) коридор 1 общей площадью 94,6 кв.м; 2) кабинет 6 общей площадью 5,5 кв.м; 3) туалет 7 общей площадью 5,8 кв.м; 4) кабинет 8 общей площадью 62,4 кв.м; 5) кабинет 9 общей площадью 63,3 кв.м; 6) тамбур 10 общей площадью 5,1 кв.м; 7) туалет 11 общей площадью 5,8 кв.м; 8) умывальная 12 общей площадью 5,5 кв.м; 9) санузел 13 общей площадью 13,0 кв.м; 10) кабинет 14 общей площадью 27,9 кв.м; 11) кабинет 15 общей площадью 75,2 кв.м; 12) кабинет 16 общей площадью 40,2 кв.м; 13) кабинет 17 общей площадью 52,4 кв.м; 14) кабинет 18 общей площадью 75,1 кв.м; 15) кабинет 19 общей площадью 26,8 кв.м.; 16) санузел 20 общей площадью 13,4 кв.м; 17) шкаф 23 общей площадью 0,2 кв.м; 18) шкаф 24 общей площадью 0,3 кв.м; 19) шкаф 25 общей площадью 0,2 кв.м; 20) шкаф 26 общей площадью 0,3 кв.м; 21) шкаф 27 общей площадью 0,5 кв.м; 22) шкаф 28 общей площадью 0,5 кв.м.".
Материалы дела не содержат сведений об отмене или оспаривании вышеуказанных решений межведомственной комиссии, а также приказов фонда о введении государственного управления бесхозяйной недвижимой вещью (с учётом внесённых изменений).
Также материалы дела не содержат информации о том, что после издания приказа фонда от 12.08.2021 N 2785 о введении государственного управления в отношении спорного объекта бесхозяйного недвижимого имущества и опубликования соответствующей информации в средствах массовой информации, объявился собственник, права которого на указанное недвижимое имущество подтверждено согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
Отделом государственной регистрации вещных прав Донецкого городского управления юстиции спорное имущество было поставлено на учет как бесхозяйное недвижимое имущество, что подтверждается Извлечением серия ИЗ N 227255 от 17.09.2021 (с учетом внесенных изменений в записи Государственного реестра прав от 14.12.2021 серия ИЗ N 241303).
Согласно части 2 статьи 293 ГК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Доказательства наличия решения об отказе в постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества спорного объекта в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств признания недействительными соответствующих решений государственного регистратора прав.
По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости в установленном порядке принят на регистрационный учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, анализируя исследованные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленный объект относится к бесхозяйному недвижимому имуществу, состоящему на учёте в Государственной регистрационной палате Министерства юстиции Донецкой Народной Республики; принят на учёт в установленном порядке, факт его постановки на учёт как бесхозяйного в установленном законом порядке не опровергнут, в связи с чем заявленные Фондом государственного имущества Донецкой Народной Республики в отношении указанного объекта недвижимости требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу статьи 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 13.05.2022 по делу N А85-324/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования фонда государственного имущества Донецкой Народной Республикой удовлетворить.
Признать за Донецкой Народной Республикой в лице фонда государственного имущества ДНР права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - помещения общей площадью 574,00 кв.м, а именно: коридор 1 общей площадью 94,6 кв.м; кабинет 6 общей площадью 5,5 кв.м; туалет 7 общей площадью 5,8 кв.м; кабинет 8 общей площадью 62,4 кв.м; кабинет 9 общей площадью 63,3 кв.м; тамбур 10 общей площадью 5,1 кв.м; туалет 11 общей площадью 5,8 кв.м; умывальная 12 общей площадью 5,5 кв.м; санузел 13 общей площадью 13,0 кв.м; кабинет 14 общей площадью 27,9 кв.м; кабинет 15 общей площадью 75,2 кв.м; кабинет 16 общей площадью 40,2 кв.м; кабинет 17 обшей площадью 52,4 кв.м; кабинет 18 общей площадью 75,1 кв.м; кабинет 19 общей площадью 26,8 кв.м; санузел 20 общей площадью 13,4 кв.м; шкаф 23 общей площадью 0,2 кв.м; шкаф 24 общей площадью 0,3 кв.м; шкаф 25 общей площадью 0,2 кв.м; шкаф 26 общей площадью 0,3 кв.м; шкаф 27 общей площадью 0,5 кв.м; шкаф 28 общей площадью 0,5 кв.м, расположенные на 16-м этаже административного здания со встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и подземной автостоянкой лит. Б-5, 17, по адресу Донецкая Народная Республика, г. Донецк, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 102.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А85-324/2022
Истец: Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики
Ответчик: ООО "МАКО ХОЛДИНГ"
Третье лицо: Государственный резервный фонд Донецкой Народной Республики, Управление Росреестра по Донецкой Народной Республике, Федеральное государственное казенное учреждение "Складской комплекс N 1"