город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2024 г. |
дело N А53-46013/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.02.2024 по делу N А53-46013/2023
по заявлению ГУФССП России по Ростовской области (ИНН 6164229665, ОГРН 1046164044827)
к Отделу N 11 Управления Федерального казначейства по Ростовской области, УФК по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060)
при участии третьего лица: Администрации г. Новочеркасска (ОГРН: 1026102224884, ИНН: 6150022660)
о признании незаконными действий по отказу в принятии к исполнению постановлений по делу об административном правонарушении; об обязании устранить допущенные нарушения, приняв к исполнению постановления,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее - ГУФССП России по Ростовской области) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Отделу N 11 Управления Федерального казначейства по Ростовской области, к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий по отказу в принятии к исполнению постановлений по делу об административном правонарушении в отношении Администрации г. Новочеркасска Ростовской области, оформленных письмом от 20.11.2023 года за исх. N 58-111-45/369; об обязании устранить допущенные нарушения, приняв к исполнению постановления.
Определением от 18.12.2023 суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию города Новочеркасска Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2024 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федерального казначейства по Ростовской области обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ГУФССП России по Ростовской области к Управлению отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что органы Федеральной службы судебных приставов обладают полномочиями по самостоятельной организации исполнения постановлений судебных приставов без направления их в органы Федерального казначейства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом путем публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы, выполненного в форме электронного документа, на сайте арбитражного суда в срок, установленный частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, Новочеркасским городским отелом службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области в отношении Администрации г. Новочеркасска были вынесены следующие постановления:
- от 27.12.2021 по делу об административном правонарушении N 866, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей;
- от 18.02.2022 по делу об административном правонарушении N 245, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей;
- от 01.04.2022 по делу об административном правонарушении N 374, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей;
- от 20.05.2022 по делу об административном правонарушении N 500, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей;
- от 24.06.2022 по делу об административном правонарушении N 624, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей;
- от 01.08.2022 по делу об административном правонарушении N 882, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей;
- от 09.09.2022 по делу об административном правонарушении N 971, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей;
- от 28.10.2022 по делу об административном правонарушении N 1023, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей;
- от 19.12.2022 по делу об административном правонарушении N 1327, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей;
- от 27.01.2023 по делу об административном правонарушении N 70, которым Администрация г. Новочеркасска была привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Вышеуказанные постановления не были оплачены должником. Денежные средства на депозитный счет Новочеркасского городского отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области не поступали.
В связи с тем, что Администрация г. Новочеркасска является бюджетным учреждением и не имеет счетов, открытых в учреждениях Банка России или в кредитных организациях, Новочеркасским городским отделением судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской вышеуказанные неисполненные постановления были направлены в адрес отдела N 11 Управления Федерального казначейства по Ростовской области для исполнения.
Письмом от 12.11.2023 N 58-111-45/369 Управлением Федерального казначейства по Ростовской области Новочеркасскому городскому отделению судебных приставов было сообщено о том, что вышеуказанные постановления были перенаправлены Администрации г. Новочеркасска для дальнейшего исполнения.
Не согласившись с действиями Управления Федерального казначейства по Ростовской области, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как предусмотрено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 указанной статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Федерального закона, в порядке, установленном Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 7 Закона N 229-ФЗ).
Статьей 12 Закона N 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами, выдаваемыми судами, и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган, осуществляющий в соответствии с Кодексом открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законом об исполнительном производстве предусмотрен внесудебный порядок исполнения требований исполнительных документов, в том числе постановлений судебного пристава о взыскании с должника расходов на совершение исполнительных действий. Судебный порядок их взыскания с бюджетных учреждений указанным законом не предусмотрен.
Положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с казенных учреждений расходов на совершение исполнительных действий, которые, согласно Федеральному закону N 229-ФЗ, подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава-исполнителя.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы управления о том, что органы Федеральной службы судебных приставов обладают полномочиями по самостоятельной организации исполнения постановлений судебных приставов без направления их в органы Федерального казначейства, поскольку при неисполнении казенными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о привлечении к административной ответственности, постановлений по делу об административном правонарушении, судебный пристав-исполнитель в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
Доводы Управления Федерального казначейства по Ростовской области о том, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с главой 24.1 Кодекса производится на основании судебных актов правомерно не приняты судом первой инстанции по следующим основаниям.
Из анализа положений главы 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящих наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, а также пункта 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающего бесспорный порядок исполнения решений административных органов, и статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ, относящей постановления административных органов к исполнительным документам, следует, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судебным приставом-исполнителем установлено отсутствие у Администрации г. Новочеркасска счетов в банке или в иных кредитных организациях. Доказательств обратного Управления Федерального казначейства по Ростовской области не представлено.
В связи с этим, постановления судебного пристава о взыскании штрафа с Администрации, источником финансовых ресурсов которой являются бюджетные средства, обоснованно направлены для исполнения в Управления Федерального казначейства по Ростовской области, которое обязано было принять меры для надлежащего исполнения исполнительного документа.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N 310-КГ15-4770.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь изложенными нормами права, с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, финансирования деятельности должников исключительно за счет бюджетных средств и отсутствия у администраций открытых расчетных счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных организациях, пришел к правильному выводу о том, что постановления о привлечении к административной ответственности подлежат исполнению Управлением, являющимся органом Федерального казначейства, в порядке статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 5-7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи.
При неисполнении должником требований, установленных указанным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Как установлено судом первой инстанции, Управление Федерального казначейства по Ростовской области, получив исполнительные документы, ограничилось направлением их копий должнику, указав о необходимости представить платежные документы для их исполнения.
До настоящего времени постановления должником не исполнены, никаких предусмотренных статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации мер в случае неисполнения исполнительных документов Управлением Федерального казначейства по Ростовской области не принято.
Судом первой инстанции верно указано, что оспариваемое бездействие Управления Федерального казначейства по Ростовской области, выразившееся в неисполнении требований статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является незаконным, нарушает принцип обязательности постановлений судебного пристава-исполнителя, в нарушение действующего правового регулирования способствует освобождению должника по исполнительному производству от мер принудительного воздействия и, в конечном счете, к игнорированию требований судебного акта.
Указанные выводы соответствуют выводам, изложенным в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2020 N 306-ЭС20-3944/2018, в постановлении Арбитражного Суда Поволжского округа от 24.12.2019 по делу N А12-32744/2018.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы Управления Федерального казначейства по Ростовской области о том, что бездействия со стороны Управления Федерального казначейства по Ростовской области не допущено, постановления направлены должнику для исполнения, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает иные меры в случае неисполнения должником направленных исполнительных документов, которые казначейством не приняты, что фактически свидетельствует об отказе Управления Федерального казначейства по Ростовской области в исполнении постановлений.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
В целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно посчитал необходимым обязать Управление Федерального казначейства по Ростовской области устранить допущенные нарушения прав, приняв к повторному рассмотрению обращение заместителя начальника Новочеркасского городского отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области - Таибова С.У. от 27.07.2023 N 61064/23/725196 о принятии к исполнению постановлений о взыскании с Администрации г. Новочеркасска Ростовской области штрафов.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2024 по делу N А53-46013/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-46013/2023
Истец: Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, ГУФССП ПО РО
Ответчик: ОТДЕЛ N11 УФК ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация города Новочеркасска, Отдел N11 Управления Федерального казначейства по Ростовской области