г. Чита |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А19-27612/2023 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2024 года по делу N А19-27612/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, д. 92) к обществу с ограниченной ответственностью "ТайрикуИгирма Групп" (ОГРН 1193850017745, ИНН 3811462996, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, д. 125, офис 408) о взыскании штрафных санкций в размере 5 000 рублей,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области, фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "Тайрику-Игирма Групп" (далее - общество, ООО "Тайрику-Игирма Групп") с заявлением о взыскании 5 000 рублей, составляющих сумму штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2024 года заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "Тайрику-Игирма Групп" в пользу ОСФР по Иркутской области взысканы штрафные санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 2500 рублей, в том числе:
по форме ЕФС-1 за январь 2023 - в размере 500 рублей (по решению от 11.05.2023 N 048S19230006974);
по форме ЕФС-1 за январь 2023 - в размере 500 рублей (по решению от 11.05.2023 N 048S19230007232);
по форме ЕФС-1 за январь 2023 - в размере 500 рублей (по решению от 16.05.2023 N 048S19230007443);
по форме СЗВ-стаж за 2022 год - в размере 1 000 рублей (по решению от 20.06.2023 N 048S19230010760, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ОСФР по Иркутской области обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за апрель и май 2020 года в размере 1 000 рублей. По мнению ОСФР по Иркутской области, материалы дела содержат сведения об отправке и получении страхователем уведомлений об устранении расхождений и ошибок. У ОСФР по Иркутской области имелись правовые основания для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ в размере 1000 рублей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на судебный акт по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (пункт 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10).
В рассматриваемом случае о принятии апелляционной жалобы к производству лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации 15 марта 2024 года на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, в котором было предложено в срок до 10 апреля 2024 года представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
ООО "Тайрику-Игирма Групп" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что общество не представило возражения, суд апелляционной инстанции проверяет решение только в обжалуемой части.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных процессуальным законодательством для пересмотра в апелляционном порядке судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, проанализировав доводы апелляционной, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что ОСФР по Иркутской области проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представленных ООО "Тайрику-Игирма Групп" в форме электронного документа, в том числе, дополняющих сведений за сентябрь 2019, апрель 2020, май 2020, июль 2021, октябрь 2021, 2022 год, а также сведений по форме ЕФС-1 за январь 2023.
В результате проверки фондом обнаружено и в соответствующих актах отражен факт несвоевременного представления сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-стаж, ЕФС-1 за указанные периоды.
По результатам рассмотрения ОПФР по Иркутской области вынесены решения, согласно которым ООО "Тайрику-Игирма Групп" привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафов на общую сумму 5 000 рублей.
Требования об уплате штрафов на общую сумму 5 000 рублей, направленные обществу, в установленные сроки не исполнены.
В связи с неисполнением требований в добровольном порядке 17 октября 2023 года ОСФР по Иркутской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ООО "Тайрику-Игирма Групп" спорных сумм штрафа.
На основании судебного приказа от 20 октября 2023 года по делу N А19-23822/2023 с ООО "Тайрику-Игирма Групп" в пользу ОСФР по Иркутской области взысканы финансовые санкции в размере 5 000 рублей, начисленные на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ, и государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 1 000 рублей.
Определением от 08 ноября 2023 года судебный приказ от 20 октября 2023 года по делу N А19-23822/2023 отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.
27 ноября 2023 года ОСФР по Иркутской области обратилось в арбитражный суд в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
ООО "ТайрикуИгирма Групп" в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании преамбулы Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Индивидуальный (персонифицированный) учет в понимании статьи 1 Закона N 27-ФЗ - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, перечисленные в данном пункте.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкции N 211н).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Пунктом 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении имеющихся расхождений в течение пяти рабочих дней вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно пункту 38 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа фонда о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган фонда уточненные индивидуальные сведения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что исходные формы сведений персонифицированного учета за сентябрь 2019, апрель 2020, май 2020, июль 2021 и октябрь 2021 год представлены страхователем в ОСФР по Иркутской области посредством электронного документооборота в установленные законом сроки.
По результатам проведенной проверки исходных индивидуальных сведений за сентябрь 2019, апрель 2020 и май 2020 года страхователю направлены соответствующие уведомления от 18 марта 2020 года, от 13 мая 2020 года и от 08 июня 2020 года об устранении расхождений.
В уведомлении от 18 марта 2020 года (получено 19.03.2020) обществу предлагалось исправить расхождения в отношении двух застрахованных лиц, в том числе, застрахованного лица Андрющенко А.А.
Согласно представленным материалам 20 марта 2020 года расхождения устранены путем преставления дополняющей формы за сентябрь 2019 на Андрющенко А.А.
Таким образом, по данному застрахованному лицу пятидневный срок устранения расхождений страхователем соблюден.
В уведомлениях от 13 мая и 08 июня 2020 года страхователю предложено устранить расхождения в отношении Болбасовой Э.П.
Как следует из решений ОСФР по Иркутской области, дополняющая форма на Болбасову Э.П. за апрель 2020 года обществом не представлена, дополняющая форма за май 2020 года представлена - 22 июня 2020 года.
ОСФР по Иркутской области посчитал, что страхователем нарушен пятидневный срок, установленный для устранения расхождений. Как на доказательство получения уведомлений ОСФР по Иркутской области сослалось на скриншоты страниц "Состояние документооборота" и "Реестр документов" в программе Пенсионного фонда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выпискам из документооборота 13 мая и 11 июня 2020 года обществу направлены протоколы проверки. Сведений об отправке и получении страхователем уведомлений об устранении расхождении выписки не содержат.
В представленных электронных реестрах содержатся сведения о дате и времени отправления протоколов проверки. Вместе с тем, в графах "Время получения" и "Время прохождения через сервер провайдера" данные не заполнены, что не позволяет сделать однозначный вывод о доставке страхователю уведомлений, ее дате и времени.
Мнение ОСФР по Иркутской области о том, что датой получения страхователем уведомления является дата его поступления на транспортный сервер оператора, о доступности с указанной даты его прочтения страхователем, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку в силу пункта 38 Инструкции N 211н датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя. Дата поступления уведомления на сервер - это промежуточная дата технического характера, свидетельствующая о промежуточном этапе движения уведомления по телекоммуникационным каналам связи.
В рассматриваемой ситуации, как правильно указал суд первой инстанции, именно дата получения уведомления является значимой для целей исчисления пятидневного срока по представлению корректировочных данных.
Вместе с тем, сформированные и направленные в адрес ООО "Тайрику-Игирма Групп" уведомления от 13 мая и 08 июня 2020 года об устранении ошибок страхователю доставлены не были. Сведения о получении страхователем в установленном порядке уведомлений об устранении имеющихся ошибок и несоответствий фондом не представлены.
Каждое лицо, участвующее в деле согласно статье 65 АПК РФ должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
ОСФР по Иркутской области не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих факт получения страхователем уведомлений об устранении ошибок от 13 мая и 08 июня 2020 года.
Ввиду отсутствия допустимых доказательств получения обществом уведомлений об устранении выявленных расхождений от 13 мая и 08 июня 2020 года суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о самостоятельном выявлении и представлении в этой связи дополнительных (исправленных) сведений апрель 2020 и май 2020, что в силу приведенных выше норм права не образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Из представленных материалов суд установил, что дополняющие формы за июль 2021 и октябрь 2021 год были представлены страхователем в связи с самостоятельным обнаружением ошибок в исходных сведениях.
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 ноября 2016 года N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ (приложение N 6 к Постановлению).
Согласно данному приложению акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган фонда до момента обнаружения ошибки территориальным органом фонда.
В материалах дела отсутствуют сведения и доказательства о направлении обществу уведомлений об устранении расхождений в исходных сведениях за июль 2021 и октябрь 2021 год, на наличие таковых фонд не ссылается.
Таким образом, в настоящем случае общество (страхователь) выявил и устранил допущенные ошибки еще до обнаружения их фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что у фонда отсутствовали основания для привлечения ООО "Тайрику-Игирма Групп" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за нарушение сроков представления дополняющих индивидуальных сведений за сентябрь 2019, апрель 2020, май 2020, июль 2021 и октябрь 2021 год в виде штрафа в размере 2500 рублей.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2024 года по делу N А19-27612/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27612/2023
Истец: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: ООО "Тайрику-Игирма Групп"