г. Самара |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А65-34759/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корнилова А.Б.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2024 года (резолютивная часть от 16 февраля 2024 года) по делу N А65-34759/2023 (судья Минапов А.Р.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "аАкцент" (ОГРН 1151690047486, ИНН 1656050455)
к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "аАкцент" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 29.08.2023 N 16032350000377.
Заявление принято судом к производству и рассмотрено в упрощенном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2024 года (резолютивная часть от 16 февраля 2024 года) заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал недействительным решение ОСФР по Республике Татарстан от 29.08.2023 N 16012350000377 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части взыскания штрафа в сумме, превышающей 6 200 руб., а также в части начисления пени в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Обязал ОСФР по Республике Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "аАкцент" в указанной части.
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по Республике Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить по изложенным основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 АПК РФ.
В порядке ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От ООО "аАкцент" поступил отзыв, в котором заявитель просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, отделением пенсионного фонда проведена выездная проверка заявителя на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 (решение о проведении проверки от 23.05.2023 N 16032350000371).
По результатам выездной проверки был составлен акт от 27.07.2023 N 16032350000374, которым выявлено нарушение законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки вынесено решение от 29.08.2023 N 16032350000377 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым заявителю начислен штраф в размере 62.000 руб., пени на сумму 24 руб. 47 коп. за период с 01.01.2020 по 31.12.2022, а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая оспариваемое ОСФР по Республике Татарстан решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих мотивов.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Федеральный закон N 125-ФЗ) страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
23.05.2023 представителю ООО "аАкцент" было вручено требование о представлении необходимых документов к проверке. Документы, которые были истребованы в ходе проверки, должны быть представлены страхователем в течение десяти рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (ч. 6 ст. 26.18 Федерального закона N 125-ФЗ).
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти рабочих дней, это лицо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц территориального органа страховщика о невозможности представления в установленные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 7 ст. 26.18 Федерального закона N 125-ФЗ).
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 19 Федерального закона N 12 -ФЗ.
В нарушение части 7 статьи 26.18 Федерального закона N 125-ФЗ в письме от 01.06.2023 за подписью директора ООО "аАкцент" не указаны объективные причины, по которым истребуемые документы не могли быть представлены в установленные сроки. Более того, в указанном письме страхователь частично предоставил запрашиваемые документы, а также предоставил документы, которые не запрашивались Пенсионным фондом.
В связи с тем, что 24.05.2023 страхователь письменно отказался от предоставления помещения для проведения выездной проверки, проверка проводилась на территории Пенсионного фонда запрашиваемые документы страхователем должны были предоставляться в виде оригиналов, как этого требует п. 22 ст. 26.16 Федерального закона N 125-ФЗ.
Страхователем в установленные сроки представлены к проверке прошитые и пронумерованные копии документов:
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения формы 4-ФСС за 2020-2022 гг. поквартально;
- расчеты по страховым взносам РСВ (требованием о предоставлении документов не запрашивались);
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 69.11 за 2020 г., 2021 г., 2022 г.;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету 70 за 2020 г., 2021 г., 2022 г.;
- сведения о сумме выплат и вознаграждений (требованием о предоставлении документов не запрашивались).
14.06.2023 страхователем представлены не прошитые и не пронумерованные копии документов с сопроводительным письмом (после истечения срока предоставления документов):
- трудовые договоры в количестве 13 штук, в том числе: 5 - на 2020 г., из них 4 - с дополнительными соглашениями о пролонгации их на 2021 г.; 8 - на 2022 г.;
- отчет по проводкам 69,11/51 за 2020-2022 гг. (требованием о предоставлении документов не запрашивались);
- заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности (далее-ОВЭД) и справки-подтверждения ОВЭД за 2020-2022 гг. (требованием о предоставлении документов не запрашивались).
Таким образом, в ходе выездной проверки в ответ на требование о предоставлении документов от 23.05.2023 N 16032350000371 после истечения сроков представлены 13 документов.
Согласно сведениям о сумме выплат и вознаграждений общая численность работников за 2020-2023 гг. составляла 31 человек, из них работали:
- в 2020 г. от 13 до 18 человек ежемесячно (к проверке представлено 5 трудовых договоров);
- в январе 2021 г. 15 человек (представлено 4 дополнительных соглашения к договорам за 2020 г.), с февраля по декабрь - 1 человек ежемесячно (ТД не представлен);
- в 2022 г. от 14 до 20 человек в месяц (к проверке представлено 8 трудовых договоров).
Итого, не представлено к проверке 36 трудовых договоров: 13 - за 2020 г., 11 - за 2021 г., 12 - за 2022 г.
В ходе выездной проверки в ответ на требование о предоставлении документов от 23.05.2023 N 16032350000371 не были представлены следующие документы:
- информация по руководящему составу за период с 01.01.2020 по настоящее время (приказы (решения) о назначении (освобождении от должности) руководителя и главного бухгалтера, доверенности и т.п.) - 2 документа;
- сведения о всех открытых счетах в банках - 1 документ;
- штатное расписание - 1 документ;
- бухгалтерская отчетность страхователя, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним (либо книга учета доходов и расходов) за 2020 г. -1 документ;
- бухгалтерская отчетность страхователя, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним (либо книга учета доходов и расходов) за 2021 г. -1 документ;
- бухгалтерская отчетность страхователя, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним (либо книга учета доходов и расходов) за 2022 г. -1 документ;
- главная книга (оборотная ведомость) за 2020 г. - 1 документ;
- главная книга (оборотная ведомость) за 2021 г. - 1 документ;
- главная книга (оборотная ведомость) за 2022 г. - 1 документ;
- аналитические регистры бухгалтерского учета по счетам: сч. 50 "Касса"; сч. 51 "Расчетные счета"; сч. 55 "Специальные счета в банках"; сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"; сч. 70 "Расчеты с персоналом"; сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами"; сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"; сч. 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"; сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"; сч. 91 "Прочие расходы и доходы" за 2020-2022 гг. по годам - 30 документов;
- выписка по операциям на банковском счете за 2020 г. - 1 документ;
- выписка по операциям на банковском счете за 2021 г. - 1 документ;
- выписка по операциям на банковском счете за 2022 г. - 1 документ;
- табели учета рабочего времени за 2020 г. помесячно - 12 документов;
- табели учета рабочего времени за 2021 г. помесячно - 12 документов;
- табели учета рабочего времени за 2022 г. помесячно - 12 документов;
- расчетные ведомости за 2020 г. помесячно - 12 документов;
- расчетные ведомости за 2021 г. помесячно - 12 документов;
- расчетные ведомости за 2022. помесячно - 12 документов;
- карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2020 г. - 18 документов;
- карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2021 г. - 15 документа;
- карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2022 г. - 20 документ;
- трудовая книжка (либо приказ об увольнении, расторжении трудового договора) - 31 документ;
- заявления о приеме - 31 документ;
- приказы о приеме - 31 документ;
- трудовые договоры - 36 документов;
- документы по подотчетным суммам: авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы (командировочные удостоверения, приказы о командировке, билеты, счета гостиниц, отелей, платежные документы (чеки ККТ, квитанции), акты и т.п. за 2020-2022 гг.;
- расходные кассовые ордера за 2020-2022 гг.;
- после истечения сроков предоставления документов, представлены трудовые договоры - 13 штук.
Всего не представлено к проверке в установленные сроки 310 документов. Чтобы правильно начислить страховые взносы, страхователю необходимо установить, облагается ли выплата физ. лицу взносами, рассчитать базу за период и применить установленный тариф.
Заявитель в своем заявлении указал, что в нарушение ст. 65 АПК РФ Пенсионный фонд не представил доказательства того, что все запрашиваемые у страхователя документы являются необходимыми и без них невозможно осуществить контроль за правильностью исчисления страховых взносов. Кроме того, некоторые из запрашиваемых документов не могли быть представлены страхователем по причине отсутствия самого факта их формирования страхователем в процессе своей финансово - хозяйственной деятельности.
Данный довод заявителя правомерно отклонен в силу следующих обстоятельств.
Необходимо отметить, что Фонд социального страхования (до реорганизации с 01.01.2023) персонифицированный учет, застрахованных лиц не ведет, в связи с чем, запрашивал документы необходимые для проведения проверки, такие как штатное расписание, табеля учета рабочего времени и др. для определения базы для начисления страховых взносов.
Заявитель не известил Пенсионный фонд о невозможности предоставления истребуемых документов в установленные законом сроки для предоставления запрашиваемых документов.
В соответствии со ст. 26.31 Федерального закона N 125-ФЗ отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
В связи с чем страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 62 000 руб. (310х200 = 62 000).
ООО "аАкцент" в своем заявлении указывает, что табели учета рабочего времени помесячно за период с 2020 по 2022 гг. не представлены по причине того, что страхователем не формируются и отсутствуют у страхователя.
Однако, работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником в соответствии со ст. 91 ТК РФ.
Таким образом, страхователь обязан был предоставить 36 документов (табель учета рабочего времени) на проверку Пенсионному фонду.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения, ОСФР по Республике Татарстан не допущено. Оснований для освобождения заявителя от ответственности по делу не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОСФР по Республике Татарстан правомерно привлекло заявителя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 26.31 Федерального закона N 125-ФЗ.
В части выводов, о наличии выявленного входе проверки правонарушения, решение суда сторонами не обжалуется.
Однако суд, с учетом принципа справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера штрафа, исходя из следующего.
Действующее законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не предусматривает возможности снижения штрафных санкций вследствие наличия смягчающих ответственность обстоятельств и не возлагает на орган контроля по уплате страховых взносов выявление и учет таких обстоятельств.
Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П пп. "а" п. 22 и п. 24 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст.ст. 1 (ч. 1), 2, 8 (ч. 2), 19 (ч.ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч.ч. 1 - 3) и 55 (ч.ч. 2 и 3).
Одновременно с этим, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений с учетом особой роли суда как независимого и беспристрастного арбитра и наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти допускается принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
В рассматриваемом деле суд, с учетом пояснений заявителя, верно принял в качестве исключительных смягчающих обстоятельств, влияющих на размер финансовых санкций, совершение правонарушения не умышленно, впервые и отсутствие негативных последствий для бюджета Пенсионного фонда.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень общественной опасности правонарушения и вины правонарушителя, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности, индивидуализации и дифференциации наказания, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности вывода суда о необходимости снижения размера взыскиваемых штрафных санкций по решению от 29.08.2023 N 16012350000377 до 6 200 руб., что повлекло частичное удовлетворение заявленных требований.
Штраф в общем размере 6.200 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенных учреждением правонарушений.
Доказательств, опровергающих правомерность выводов суда относительно установленных обстоятельств по делу о наличии смягчающих обстоятельств, ОСФР по Республике Татарстан в материалы дела в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции сделал обоснованный и законный вывод о неправомерном начислении Пенсионным фондом пени за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Таким образом, оспариваемое решение от 29.08.2023 N 16012350000377 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части начисления пени в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", является недействительным.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании вышеизложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу о законности оспариваемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными.
Сведений и оснований, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2024 года (резолютивная часть от 16 февраля 2024 года) по делу N А65-34759/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ, в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-34759/2023
Истец: ООО "аАкцент", г.Казань
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд