город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2024 г. |
дело N А53-29330/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Южной электронной таможни, Южного таможенного управления
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 13.03.2024 по делу N А53-29330/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Амфора"
к Южному таможенному управлению
при участии третьего лица: Южной электронной таможни
о взыскании неустойки,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Амфора" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Шандецкий В.А. по доверенности от 03.02.2023,
от Южного таможенного управления:
представитель Бирюкова Е.В. по доверенности от 07.11.2023,
от Южной электронной таможни: представители Супрунюк И.В.
по доверенности от 22.12.2023, Исламова Е.З. по доверенности от 09.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амфора" (далее - истец, общество, ООО "Амфора") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Южному таможенному управлению (далее - ЮТУ) о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне уплаченных таможенных платежей за период с 01.05.2021 по 09.06.2022 в сумме 237 389,13 рублей - процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей, 7 748 рублей - расходов по уплате государственной пошлины, возврате ООО "Амфора" излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2 026 рублей (с учетом уточнений, заявленных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Ростовской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Южную электронную таможню (далее - ЮЭТ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2024 взысканы с Южного таможенного управления в пользу общества с ограниченной ответственностью "Амфора" проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 237 389, 13 рублей и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7 748 рублей. Возвращена обществу с ограниченной ответственностью "Амфора" из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2 026 рублей, уплаченная по платежному поручению N 2479 от 07.08.2023.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЮЭТ, ЮТУ обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просили решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы ЮЭТ аналогичны доводам, изложенным в жалобе ЮТУ, и сводятся к тому, что выводы суда об отнесении спорной суммы процентов к категории процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных платежей, не согласовывается с положениями законодательства о таможенном регулировании.
В рамках дела не рассматривались факты подачи в таможенный орган каких-либо распоряжений об использовании авансовых платежей общества. Возврат обществу сумм излишне уплаченных таможенных и иных платежей по указанной ДТ в общей сумме 2 255 776, 49 рублей осуществлен 10.06.2022 во исполнение решения суда от 21.03.2022 по делу N А53-18916/2021 в форме их зачета в счет авансовых платежей ООО "Амфора".
В отзыве на апелляционные жалобы ООО "Амфора" просило решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционные жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, решением от 21.03.2022 по делу N А53-18916/2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022, Арбитражный суд Ростовской области признал недействительным решение ЮЭТ от 30.04.2021 об отказе в принятии корректировки граф ДТ N 10323010/261120/0048327 по товару N 1 в части корректировки заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС и обязал ЮЭТ устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Амфора" путем внесения соответствующих изменений в код товара N 1, заявленный по ДТ N 10323010/261120/0048327, изменив заявленный код товара с 8215 99 100 0 на 7323 93 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
10.06.2022 ЮЭТ осуществило возврат излишне уплаченных платежей участником ВЭД в размере 2 255 776, 49 рублей в форме зачета в счет авансовых платежей на счет ООО "Амфора" в ресурсе ЕЛС в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Полагая, что общество имеет право на взыскание процентов на сумму несвоевременно возвращенных излишне уплаченных таможенных платежей, ООО "Амфора" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
С 01.08.2021 применительно к вопросам возврата таможенных платежей и начисления процентов действует статья 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), частью 1 которой установлено, что обнаружение факта излишней уплаты или излишнего взыскания сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, устанавливается по результатам таможенного контроля после выпуска товаров и фиксируется следующими таможенными документами с отметками уполномоченных должностных лиц таможенного органа: корректировка декларации на товары; корректировка таможенного приходного ордера; иные таможенные документы.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ возврат (зачет) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей производится таможенными органами в форме их зачета не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты, в счет авансовых платежей.
Частью 18 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что если на дату подачи в таможенный орган плательщиком распоряжения об использовании авансовых платежей в соответствии с частью 3 статьи 35 или частью 1 статьи 36 Федерального закона N 289-ФЗ таможенный орган не произвел возврат (зачет) в авансовые платежи сумм излишне уплаченных таможенных платежей в сроки, установленные частью 3 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ, подлежат начислению проценты. Проценты начисляются со дня подачи в таможенный орган плательщиком распоряжения об использовании авансовых платежей в соответствии с частью 3 статьи 35 или частью 1 статьи 36 Федерального закона N 289-ФЗ по день фактического зачета в размере 1/360 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Таким образом, при нарушении установленного законом срока на возврат (зачет) излишне уплаченных таможенных платежей, на сумму таких таможенных платежей, не возвращенных в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Начисление процентов в административной процедуре предусмотрено для случаев, когда возврат (зачет) в авансовые платежи сумм излишне уплаченных таможенных платежей не произведен в течение трех рабочих дней с момента регистрации корректировки декларации на товары (появления корректировки декларации на товары с отметками уполномоченных должностных лиц таможенного органа) при соблюдении условий, установленных частью 18 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ.
Таким образом, срок совершения таможенными органами всех необходимых действий по возврату излишне уплаченных таможенных платежей устанавливается таможенным законодательством - 30 дней на рассмотрение обращения и регистрацию КДТ + 3 рабочих дня на возврат (зачет).
Установленная статьей 67 Федерального закона N 289-ФЗ административная процедура выплаты процентов предусматривает самостоятельное установление таможенным органом факта наличия и размера излишне уплаченных таможенных платежей, а также факта наличия и размера подлежащих уплате процентов и направление уведомления лицу о сумме подлежащих уплате процентов, на основании которого лицо может обратиться в таможенный орган с заявлением о выплате процентов.
Судом первой инстанции верно установлено, что такое уведомление таможенным органом в адрес ООО "Амфора" не направлялось, в связи с чем заявитель был лишен возможности воспользоваться административной процедурой получения процентов в порядке частей 14 и 16 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ.
Из материалов дела следует, что обращение ООО "Амфора" зарегистрировано в ЮЭТ - 15.02.2021.
Таким образом, таможенный орган был обязан рассмотреть обращение о внесении изменений в ДТ N 10323010/261120/0048327, зарегистрировать КДТ и возвратить ООО "Амфора" денежные средства в форме их зачета в счет авансовых платежей в тридцатидневный срок с момента поступления соответствующего обращения + 3 рабочих дня на возврат средств.
Между тем, денежные средства возвращены обществу в форме зачета авансовых платежей лишь 09.06.2022, то есть с существенным нарушением установленного законодательством срока.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что установленное неправомерное бездействие таможенного органа, повлекшее нарушение срока регистрации корректировки декларации на товары, не может служить основанием от освобождения последнего от уплаты процентов за период их неправомерного бездействия: проценты должны начисляться с того дня, который бы являлся предельным для возврата излишне уплаченных таможенных платежей при условии совершения таможенными органами всех необходимых действий в установленные таможенным законодательством сроки, а их взыскание с таможенного органа возможно в судебном порядке, так как в рамках административной процедуры такая возможность отсутствует.
Судом апелляционной инстанции проверен расчет процентов и признан арифметически верным.
Доводы апелляционных жалоб со ссылкой на то, что после вступления в законную силу решения суда таможней 10.06.2022 был произведен возврат излишне уплаченных таможенных платежей в форме их зачета в счет авансовых платежей общества в ресурсе ЕЛС, апелляционный суд считает нормативно необоснованным и противоречащим положениям статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ. В данном случае восстановление таможенным органом путем зачета в счет авансовых платежей с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС" денежных средств не является возвратом средств в понимании, определенном статьей 67 Федерального закона N 289-ФЗ.
Согласно пункту 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Федерального закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Основания для отмены решения суда от 13.03.2024 и удовлетворения апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции не установлены.
Доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2024 по делу N А53-29330/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29330/2023
Истец: ООО "АМФОРА"
Ответчик: ЮЖНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Третье лицо: Южная электронная таможня