г. Москва |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А41-103099/23 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стрелковой Е.А., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу акционерного общества "Шереметьево-Карго" на решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2024 года по делу N А41-103099/23 по заявлению акционерного общества "Шереметьево-Карго" (ОГРН 1027700247068, ИНН 7712014197)
к Шереметьевской таможне (ОГРН 1037739527176, ИНН 7712036296)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.11.2023 N 10005000-5471/2023 и представления от 02.11.2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Шереметьево-Карго" (далее - заявитель, общество, АО "Шереметьево-Карго") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 02.11.2023 N 10005000-5471/2023, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 16.15. КоАП РФ; о признании незаконным и отмене представления от 02.11.2023.
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2024 года по делу N А41-103099/23 акционерному обществу "Шереметьево-Карго" в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе акционерное общество "Шереметьево-Карго" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, поскольку состав правонарушения в его действиях отсутствует.
Шереметьевская таможня в материалы дела представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции по делу N А41-103099/23 оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы АО "Шереметьево-Карго" отказать.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ. Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Шереметьевской таможней в рамках проведения камеральной проверки (уведомление о проведении камеральной таможенной проверки от 21.09.2023 N 06-13/27216, проверяемый период 01.01.2023-15.01.2023) в отношении АО "Шереметьево-Карго" установлены факты нарушений исполнения обществом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Согласно материалам проверки, 21.12.2022 на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) по авианакладной N 860-03326853 прибыл товар в количестве 100 грузовых мест, весом - 1,214 кг.
22.12.2022 товары помещены на временное хранение на СВХ АО "Шереметьево-Карго" (Свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ от 27.11.2018 N 10005/230712/10031/5), о чем на таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) Шереметьевской таможни представлен отчет по форме ДО-1 N 85459 от 22.12.2022 о принятии товаров на хранение, зарегистрированный в таможенном органе под N 10005020/221222/0198140.
Часть партии указанных товаров была выпущена по пассажирской таможенной декларации на товары (далее - ПТД) N 10005020/311222/П408676.
Согласно сведениям, указанным в "Уведомлении о выпуске товаров по ПТД", зарегистрированном по журналу регистрации ТО за N 10005020/311222/0543611, товары по ПТД N 10005020/311222/П408676, представляют собой:
- штаны мужские джинсовые: код товара - 620462; фактурная стоимость -23.10 USD; вес брутто / объем: количество товара - 0.680000 кг, код единицы измерения -166; количество в дополнительных единицах измерения: количество товара -1.000000 шт., код единицы измерения - 796; транспортные документы: общая авианакладная N 860-03326853 от 18.12.2022, индивидуальная накладная N AER000461515 от 19.12.2022; код решения по товару в соответствии с классификатором решений, принимаемых ТО - 10.
01.01.2023 товары выданы с СВХ АО "Шереметьево-Карго", о чем обществом предоставлен отчет по форме ДО-2 о выдаче товаров с СВХ N 143, зарегистрированный в таможенном органе под N 10005020/030123/0000574.
В графе 17 "Основания выдачи товара со склада" отчета по форме ДО-2 указано следующее: "Уведомление N 10005020/311222/0543611", "ПТД N 10005020/311222/П408676"; в графе 6 "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС" - информация отсутствует, что является нарушением требований приложения N 5 к Приказу ФТС России N 444.
30.09.2023 в отдел документационного обеспечения Шереметьевской таможни, отдел документационного обеспечения таможенного поста Аэропорт Шереметьево (грузовой) направлены служебные записки N N 42-01-14/0420, 42-04-13/2408 о возможных обращениях общества (уполномоченных обществом лиц), по вопросу внесения изменений и предоставления достоверных сведений в отчет по форме ДО-2 N 143 от 01.01.2023. Согласно ответам, представленных указанными структурными подразделениями Шереметьевской таможни, обращений от общества (уполномоченных обществом лиц) не поступало.
В процессе временного хранения информации о внесении изменений по средствам Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов "Комплекс программных средств учета и контроля за товарами, находящимися на временном хранении" (ЕАИС КПС "Учет и контроль товаров на ВХ") обращений от общества на таможенный пост не поступало, изменения в КПС "Учет и контроль товаров на ВХ не вносились.
По факту установления в действиях заявителя достаточных признаков административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом таможенного органа в отношении АО "Шереметьево-Карго", составлен протокол от 20.10.2023 N 10005000-5471/2023 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.15 КоАП РФ.
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Шереметьевской таможни в отношении АО "Шереметьево-Карго", вынесено постановление от 02.11.2023 N 10005000-5471/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6 000 руб. на основании которого выдано представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях АО "Шереметьево-Карго" события и состава вменяемого правонарушения.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого обществу правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок предоставления отчётности при оформлении товаров на территории Российской Федерации и пересечении таможенной границы.
Объективную сторону составляют действия (бездействие), в результате которых представленные соответствующие отчеты в таможенный орган не представляются или нарушаются сроки их направления либо отчеты содержат недостоверные сведения.
Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец СВХ обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом в отношении хранения товаров и совершения операций на складах временного хранения, вести учет товаров, находящихся на СВХ, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Приказом Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 таможенного кодекса евразийского экономического союза, определении условий и порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ ФТС России от 18.03.2019 N 444) определен способ представления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности.
В соответствии с пунктом 12 приложения N 1 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 ТК ЕАЭС, определении условий и порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ ФТС России N 444) таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ, на котором размещены подлежащие выдаче и вывозу товары, в течение 1 часа с момента оформления документов направляет владельцу СВХ уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ содержащее информацию о факте оформления, реквизитах указанных документов, а также сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров).
Пунктом 2 Приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 предусмотрено, что владельцы складов временного хранения (далее - СВХ) и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам (ДО-1, ДО-2, ДО-3).
Согласно пункту 3 приложения N 5 к Приказу ФТС России N 444, отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется лицами, указанными в пункте 2 приложения N 5 к Приказу ФТС России N 444, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24.01.2008 N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, регистрационный N 11201), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
В соответствии с абзацами 2, 4, 5 пункта 4 приложения N 5 к Приказу ФТС России N 444, отчет по форме ДО-2 представляется владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения).
Согласно пункту 6 приложения N 5 к Приказу ФТС России N 444, заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данный отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помешенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к Приказу ФТС России N 444).
Графы "Наименование товара", "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС", "Складской номер товара", "Количество грузовых мест", "Вес товара брутто (в кг.) или объем товара (в куб. м.) (либо в дополнительных единицах измерения)", "Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м), исключая контейнеры и другое транспортное оборудование", "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" заполняются на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 приложения N 1 к приказу ФТС России N 444, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 приложения N 1 к приказу ФТС России N 444.
Пунктом 8 приложения N 5 к приказу ФТС России от 18 марта 2019 г. N 444 установлено, что таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета.
Представленным отчетам присваивается номер, формируемый по схеме: 11111111/222222/3333333 где:
11111111- код таможенного поста;
222222 - день, месяц, последние две цифры года;
3333333 - порядковый регистрационный номер.
Журнал регистрации документов отчета ведется раздельно для отчетов по формам ДО-1, ДО-2, ДО-3 и имеет единую сквозную нумерацию в пределах календарного года для всех СВХ (иных мест временного хранения товаров), функционирующих в регионе деятельности таможенного поста.
Отказ в регистрации документов отчета, представляемых владельцами складов временного хранения, действующими нормами права ЕАЭС и Российской Федерации не предусмотрен. Таким образом, в соответствии с пунктом 8 приложения N 5 к приказу ФТС России от 18 марта 2019 г. N 444, таможенный пост обязан зарегистрировать представленные владельцами складов временного хранения документы отчета.
В соответствии с пунктом 9 приложения N 1 к Приказу ФТС России N 444, если в процессе временного хранения товаров владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) осуществляется разделение товарной партии и (или) устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах), указанным в транспортных или коммерческих документах, или в случае прибытия товаров воздушным транспортом без транспортных документов владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) извещает об этом таможенный пост путем представления соответствующих документов. Указанные документы представляются таможенному посту в течение шести часов с момента их оформления.
В процессе временного хранения информации о внесении изменений по средствам Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов "Комплекс программных средств учета и контроля за товарами, находящимися на временном хранении" (ЕАИС КПС "Учет и контроль товаров на ВХ") и обращений от владельца СВХ АО "Шереметьево-Карго" на таможенный пост не поступало и изменения не вносились КПС "Учет и контроль товаров на ВХ".
Таким образом, АО "Шереметьево-Карго, предоставило таможенному посту отчетность по форме ДО-2 N 85459 от 22.12.2022 (рег. N 10005020/221222/0198140), формируемую при выдаче товаров с СВХ, с нарушением установленного порядка, тем самым совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ. Допущенное обществом нарушение заключается незаполнении им в отчёте по форме ДО-2 от 01.01.2023 N 143 графы N 6 "Код товара (не менее четырёх знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС".
Статья 400 ТК ЕАЭС устанавливает ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в соответствии с законодательством государств-членов за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
При указанных обстоятельствах наличие в действиях АО "Шереметьево-Карго" события вменяемого правонарушения подтверждается следующими доказательствами: копия авианакладной N 860-03326853; копия ДО-2 N 85459 от 22.12.2022 (рег. N 10005020/221222/0198140); копия уведомления N 10005020/311222/0543611; и другими доказательствами, находящимися в деле в их совокупности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, пункт 6 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 применён правильно в совокупности с другими нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец СВХ обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий.
В соответствии с пунктом 12 приложения N 1 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 ТК ЕАЭС, определении условий и порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ ФТС России N 444) таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ, на котором размещены подлежащие выдаче и вывозу товары, в течение 1 часа с момента оформления документов направляет владельцу СВХ уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ содержащее информацию о факте оформления, реквизитах указанных документов, а также сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров).
Согласно пункту 6 приложения N 5 к Приказу ФТС России N 444, заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к Приказу ФТС России N 444).
Графы "Наименование товара", "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС", "Складской номер товара", "Количество грузовых мест", "Вес товара брутто (в кг.) или объем товара (в куб. м.) (либо в дополнительных единицах измерения)", "Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м), исключая контейнеры и другое транспортное оборудование", "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" заполняются на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 приложения N 1 к приказу ФТС России N 444, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 приложения N 1 к приказу ФТС России N 444.
Таким образом, Общество ошибочно считает, что раздел "Приход" в отчетности ДО-2 заполняется только на основании отчета ДО-1.
Приказ N 444 не содержит ссылки на заполнение раздела "Приход" на основании только сведений из отчета ДО-1, а других разделов, в том числе из уведомления.
Общество правильно указывает, что Приказ какой-либо приоритет в выборе вышеуказанных источников при заполнении отчета по форме ДО-2 не устанавливает.
Однако Приказ устанавливает обязанность владельца СВХ заполнить все графы отчета ДО-2. И при наличии уведомления (имеется в материалах дела об АП) это возможно, так как уведомление содержат сведения о "коде товара", "стоимости товара", то есть позволяет заполнить все графы.
Довод Общества на недостаточность сведений в отчете ДО-1 является несостоятельным, так как восполняется за счет иных документов, которые доступны владельцу СВХ при выдаче товаров со склада.
Таким образом, ввиду того, что уведомление - это разрешение таможенного органа на выдачу товаров с СВХ, а ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ, соответственно на момент подачи данного отчета, для которого установлена определенная форма, Общество владеет сведениями для правильного заполнения всех его граф с целью соблюдения требований Приказа ФТС России N 444.
Статья 400 ТК ЕАЭС устанавливает ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в соответствии с законодательством государств-членов за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
Таким образом, АО "Шереметьево-Карго" предоставило таможенному органу отчетность по форме ДО-2 N 143 от 01.01.2023 (рег. N 10005020/030123/0000574), формируемую при выдаче товаров с СВХ, с нарушением установленного порядка в графах NN 6, 10, 11, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения является лицо, ответственное за предоставление отчетности в таможенный орган, в данном случае - АО "Шереметьево- Карго".
Общество является владельцем склада временного хранения (далее - владелец СВХ). Владельцы складов временного хранения таможенным законодательством ЕАЭС и Российской Федерации относятся к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере таможенного дела. Для включения в реестр владельцев складов временного хранения юридическое лицо должно отвечать ряду требований, предусмотренных статьей 355 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Деятельность владельцев СВХ из-за специфики оказываемых услуг находится под пристальным вниманием таможенных органов. В первую очередь это связано с тем, что СВХ, несмотря на то, что по сути является коммерческим предприятием, используется государством для контроля за перемещением через таможенную границу товарами.
Именно поэтому в главе 16 КоАП РФ устанавливается отдельная ответственность владельцев складов СВХ за нарушения в сфере таможенного дела.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Вина АО "Шереметьево-Карго" состоит в неисполнении требований законодательства при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей. То есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 16.15 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях, согласно статье 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Из материалов административного дела следует, что в целях установления повторности совершения однородного административного правонарушения, проведена проверка по КПС "Административные правонарушения" АИС "Правоохрана" ЦБД ЕАИС ТО, в ходе которой установлено, что АО "Шереметьево-Карго" ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения по ст. 16.15 КоАП РФ (постановление по делу об АП N 10005000-3541/2020 от 19.01.2021 вступило в законную силу 24.01.2022, исполнено: 26.01.2022), что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, суд первой инстанции признал обстоятельством, отягчающим административную ответственность общества.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность АО "Шереметьево- Карго", предусмотренные ст. 4.2 КоАП РФ, не установлены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, с учётом разъяснений, изложенных в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и конкретных обстоятельств дела, судом первой инстанции не установлено.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции пришёл к выводу, что положения статей 4.4, 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено и на наличие таковых обществом не указывалось.
Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и порядке назначения административного наказания.
Срок давности, привлечения лица к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
Вид и размер административного наказания соответствует санкции статьи 16.15 КоАП РФ.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для признания его незаконным и отмены.
Рассматривая требование заявителя о признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренной статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции исходил из следующего.
Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, на основании части 1 статьи 29.13 КоАП уполномочено вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.
Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП).
Таким образом, действия по выяснению причин и условий совершения административного правонарушения направлены на предупреждение совершения новых правонарушений, и поэтому являются обязанностью должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
По каждому случаю установления таких обстоятельств должно быть вынесено соответствующее представление в адрес любой организации или любого должностного лица, действия (бездействие) которых способствовали совершению правонарушения.
В рассматриваемом случае представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения административного органа, способствовавших совершению административного правонарушения, соответствует части 1 статьи 29.13 КоАП РФ и фактическим обстоятельствам дела, поскольку наличие в действиях заявителя события и состава вменяемого правонарушения признается доказанным материалами, оснований для отмены указанного представления также не имеется.
Доводы заявителя, положенные в основу рассматриваемого заявления, рассмотрены судом первой инстанции, однако они не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления, как основанные на неверном применении норм права, направленные на уклонение от административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и основаны на действующем законодательстве.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат законодательству, материалам дела и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все материалы дела, установил все обстоятельства, подлежащие доказыванию по настоящему делу, в том числе вину общества в совершении правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2024 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А41-103099/23, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия с учетом особенностей, установленных статьёй 288.2 АПК РФ.
Судья |
Е.А. Стрелкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-103099/2023
Истец: АО ШЕРЕМЕТЬЕВО-КАРГО
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ