город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2024 г. |
дело N А32-33199/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: представитель Гришина Е.А. по доверенности от 20.03.2024 (до перерыва);
остальные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Крымского городского поселения Крымского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2024 по делу N А32-33199/2023 по иску открытого акционерного общества "Российский железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) к администрации Крымского городского поселения Крымского района (ОГРН: 1052320821321, ИНН: 2337030479) при участии третьего лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российский железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Крымского городского поселения Крымского района (далее - ответчик, администрация) о признании права собственности на объект недвижимого имущества - 4-х квартирный жилой дом и насосную станцию, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101006:169 по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Лаара, 38. Также истец просит указать в решении суда, что оно является основанием для внесения Управлением Росреестра по Краснодарскому краю записи в ЕГРН о регистрации права собственности ОАО "РЖД" на указанные объекты.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что расположение на земельном участке насосной станции приведет к нецелевому использованию участка, установление насосной станции возможно только на земельном участке с видом разрешенного использования - предоставление коммунальных услуг. Расположение жилого дома на участке не соответствует данным градостроительного плана и нарушает Правила землепользования и застройки Крымского городского поселения.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании 06.05.2024 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13.05.2024 до 09 час. 35 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
За время перерыва от истца поступили письменные пояснения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "РЖД" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная застройка, площадью 960 кв.м, с кадастровым номером 23:45:0101006:169 по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Лаара, 38.
В соответствии с инвестиционной программой ОАО "РЖД" на 2016 год был подготовлен инвестиционный проект "Строительство и реконструкция зданий ЦСР, технологическое жилье", предусматривающий строительство 4-квартирного жилого дома в г. Крымске.
Задание на проектирование утверждено 26.01.2016.
Проектная документация утверждена приказом департамента социального развития ОАО "РЖД" от 30.11.2016 N 26-ПИР-15 "Об утверждении проектной документации".
Постановлением администрации от 19.12.2018 N 1217 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка" земельному участку с кадастровым номером 23:45:0101006:169 предоставлен условно разрешенный вид использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Градостроительный план земельного участка выдан отделом архитектуры и градостроительства администрации 10.07.2019.
В связи с выделением лимитов финансирования 23.07.2019 N ЦСР-6/4 в задание на проектирование объекта внесены изменения.
Приказом департамента социального развития ОАО "РЖД" от 24.05.2021 N ЦСР-112 утверждена проектная документация объекта "Ст. Крымская, строительство 4-квартирного жилого дома". Ранее изданный приказ от 30.11.2016 N 26-ПИР-15 "Об утверждении проектной документации" признан утратившим силу.
02 декабря 2020 года между ОАО "РЖД" и ООО "Стройгрупп" заключен договор подряда N СЗС-207596/С-КАВ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Ст. Крымская, строительство 4-квартирного жилого дома".
Истцом получены акты о выполнении технических условий филиала АО "НЭСК-электросети" Крымскэлектросети от 21.12.2021 N 21-321, акт об осуществлении технологического присоединения АО "НЭСК-электросети" от 27.12.2021 N 3-39-20-3406, акты АО "Газпром газораспределение Краснодар" о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); о разграничении имущественной принадлежности; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также справка ООО "Водоканал Крымск" от 21.05.2021 N 179 о соответствии построенных коммуникаций электро-, газо- и водоснабжения технологическим условиям и проекту.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией ОАО "РЖД" от 30.12.2022 N НРр-6/43 объект "Ст. Крымская, строительство 4-квартирного жилого дома" соответствует проекту, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам, подготовлен к вводу в эксплуатацию и принят приемочной комиссией.
10 ноября 2021 года кадастровым инженером изготовлен технический план многоквартирного дома, а 13 июня 2023 года - технический план насосной станции.
Как указывает истец, после выделения лимита финансирования, учитывая повышенную значимость реализации объекта в сжатые сроки, начато производство строительно-монтажных работ параллельно с получением разрешения на строительство. Ввиду изменения требований действующего законодательства (в Градостроительный кодекс РФ добавлено требование о необходимости проведения экспертизы технической части проектной документации) получение разрешения на строительство по ранее разработанной и утвержденной проектно-сметной документации не представилось возможным.
В адрес главы администрации направлено заявление о выдаче разрешения на строительство социально значимого объекта от 07.09.2021 N 3530/СКАВ ДКС и аналогичное заявление от 21.04.2022 N 1532/СКАВ ДКС, ответ на которые не поступил.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд.
По правилам пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом отсутствие требуемого разрешения на строительство должно обсуждаться в контексте квалификации постройки как самовольной (пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса), а пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса регулирующий вопрос признания права собственности на постройку, в отношении которой установлено, что она является самовольной, не содержит такого условия для удовлетворения соответствующего иска, как наличие разрешения на строительство или предваряющее строительство принятие мер для получения такого разрешения.
В пункте 26 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановления N 10/22) также указано, что суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения. Приведенное разъяснение направлено на то, чтобы воспрепятствовать явным злоупотреблениям правом, легализовать постройку, которое предусмотрено пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса (статья 10 названного Кодекса). При этом разъяснение пункта 26 постановления N 10/22 не может быть истолковано так, что удовлетворение иска о признании права собственности на самовольную постройку допускается лишь тогда, когда истец своевременно и надлежаще обращался за получением недостающего разрешения. В подавляющем числе таких случаев при надлежащем обращении за разрешением оно будет выдано, а следовательно, обсуждаемый признак самовольности постройки будет отсутствовать. Подобное прочтение пункта 26 постановления N 10/22 может блокировать применение пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса в случае создания постройки без разрешения и по сути введет дополнительное условие для удовлетворения иска о признании права собственности на самовольную постройку, которое не предусмотрено данным пунктом.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 127-КГ18-5, недостаток в виде отсутствия предварительного разрешения на строительство как таковой после окончания строительства устранен быть не может и сам по себе не является основанием для отказа в иске. Данный недостаток устраняется исследованием вопроса о соответствии постройки всем необходимым нормам и правилам при рассмотрении дела судом.
Из разъяснений, данных в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020) следует, что иск о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворен при наличии условий, указанных в пункте 3 статьи 222 Гражданского кодекса, в отсутствие со стороны истца очевидных признаков явного и намеренно недобросовестного поведения.
В пункте 9 названного обзора указано, что из положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса и правовых подходов к ее применению, содержащихся в постановлении N 10/22, следует, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства (пункт 26 постановления N 10/22).
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования-малоэтажная многоквартирная застройка, площадью 960 кв.м, с кадастровым номером 23:45:0101006:169, по адресу: Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск, ул. Лаара, 38, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись N 23:45:0101006:169-23/028/2018-1 от 25 июля 2018 года.
В соответствии с инвестиционной программой ОАО "РЖД" на 2016 год, был подготовлен инвестиционный проект "Строительство и реконструкция зданий ЦСР, технологическое жилье" (источник финансирования -инвестиционный бюджет ОАО "РЖД") предусматривающий строительство 4-х квартирного жилого дома в г. Крымске, Крымского района, Краснодарского края.
Формирование специализированного жилищного фонда ОАО "РЖД" (далее - ЖФК) осуществляется в соответствии с потребностью в жилых помещениях на основе развития производственно-технологической деятельности ОАО "РЖД". Очередность строительства объектов определяется инвестиционной программой "Строительство технологического жилья". Жилые дома и жилые помещения включаются в состав ЖФК после их ввода в эксплуатацию и регистрации права собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения ЖФК предоставляются работникам ОАО "РЖД", должности и профессии которых предусмотрены в Перечне основных профессий и должностей работников ОАО "РЖД", обеспечивающих соответствующие производственно-технологические процессы, которым в связи с характером трудовой деятельности необходимо проживать вблизи от места работы, приглашенных, перемещенных руководителей и специалистов ОАО "РЖД", которые могут проживать в жилых помещениях специализированного жилищного фонда ОАО "РЖД". Данная концепция компании, прежде всего, направлена на обеспечение благополучия людей, возможность их пешей и транспортной доступности к инфраструктуре железнодорожного транспорта при выполнении своих трудовых обязанностей, обеспечения бесперебойной работы объектов стратегического назначения.
В настоящее время ввиду отсутствия регистрации права собственности на объект недвижимости - 4-х квартирный жилой дом в г. Крымске, Крымского района, Краснодарского края, жилые помещения в нем не могут быть предоставлены работникам ОАО "РЖД". В связи с чем, объект является социально-значимым, для включения в состав ЖФК и дальнейшего предоставления работникам ОАО "РЖД".
Согласно п.21 Задания на проектирование: "ст.Крымская, строительство 4-квартирного жилого дома" (Приложение 4 к исковому заявлению) в пояснительной записке необходимо отразить требования в соответствии с действующими нормами и правилами. В п. 25 Задания на проектирование указано, что необходимые исходные данные и технические условия подготавливаются проектной организацией.
В п.7 Заключения ведомственной технико-технологической экспертизы на рабочую документацию по объекту (Приложение 15 к исковому заявлению) предусмотрено, что для обеспечения бесперебойного водоснабжения жилого дома на участке строительства предусмотрена повысительная насосная. Здание насосной станции хозяйственно-питьевого водоснабжения одноэтажное с размерами в осях 3,0*2,5*3,05 (h) м бескаркасное, с несущими кирпичными стенами. Высота помещения насосной - 2,6 м.
Приказом департамента социального развития ОАО "РЖД" от 24 мая 2021 г. N ЦСР-112 "Об утверждении проектной документации "Ст.Крымская строительство 4 квартирного жилого дома" Код объекта СПиУи и ОАО "РЖД": 001.2015.10003911" утверждена проектная документация "Ст. Крымская, строительство 4-квартирного жилого дома".
В п. 10 акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией ОАО "РЖД" от 30 декабря 2022 года N НРр-6/43 указано, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта и приняты пользователями - городскими эксплуатационными организациями.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией ОАО "РЖД" от 30 декабря 2022 года N НРр-6/43 объект "ст.Крымская строительство 4-х квартирного жилого дома" соответствует проекту, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам, подготовлен к вводу в эксплуатацию и принят приемочной комиссией.
В соответствии с п.4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
П.1 ст.36 ЖК РФ, п.2 ст.287.5 Гражданского кодекса Российской Федерации определен состав общего имущества в многоквартирном доме. К общему имуществу относятся, в частности, вспомогательные помещения (например, технические этажи, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, обслуживающие более одного помещения, машино-места в этих здании или сооружении), крыши, ограждающие конструкции этих здания или сооружения, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений, машино-мест и обслуживающее более одного помещения, машино-места. Особенности отнесения имущества к общему имуществу устанавливаются законом.
То есть насосная станция является неотъемлемой частью инженерного оборудования дома для обеспечения ресурсом от водоснабжающей организации, без насосной станции ввод дома эксплуатацию невозможен.
На стр. 13 заключения специалиста от 28.10.2022 N 20/2022 (Приложение 24 к исковому заявлению) указаны сведения о потребности объекта в воде. Напор в сети в точке подключения составляет 10-12 м. Для обеспечения потребного напора на хозяйственно-питьевые нужды жилого дома, который составляет 15 м, проектными решениями предусмотрена отдельно стоящая насосная станция хозяйственно-питьевого водоснабжения с установкой насосов.
П. 13.1 "СП 30.13330.2020. "Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 920/пр) установлено, что при постоянном или периодическом недостатке напора (давления) в системах холодного и горячего водоснабжения, а также при необходимости поддержания принудительной циркуляции в системе горячего водоснабжения следует предусматривать устройство насосных установок. Насосные установки, подающие воду в здания на хозяйственно-питьевые нужды, располагаются в соответствии с требованиями "СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Насосные установки данных систем должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий" над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними не допускается размещать машинное отделение и шахты лифтов, мусороприемную камеру, ствол мусоропровода и устройство для его очистки и промывки, электрощитовую, венткамеры, насосные, индивидуальные насосные пункты с насосным оборудованием, водомерные узлы с насосным оборудованием, трансформаторные подстанции, промышленное холодильное оборудование, за исключением холодильных витрин и ларей, установленных в торговых объектах и объектах общественного питания с соблюдением гигиенических нормативов (п. 137).
Таким образом, насосная станция относится к объекту обслуживания жилого дома и ее расположение на земельном участке не приведет к нецелевому использованию земельного участка, поскольку она необходима для обеспечения потребного напора на хозяйственно-питьевые нужды жилого дома.
10 ноября 2021 года кадастровым инженером изготовлен технический план здания многоквартирного дома, а 13 июня 2023 года изготовлен технический план здания насосной станции.
После выделения лимита финансирования, учитывая повышенную значимость реализации объекта в сжатые сроки, начато производство строительно-монтажных работ параллельно с получением разрешения на строительство.
Ввиду изменения законодательства, а именно принятия Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в Градостроительный кодекс Российской Федерации добавлено требование о необходимости проведения экспертизы технической части проектной документации, получение разрешения на строительство по ранее разработанной и утвержденной проектно-сметной документации не представилось возможным.
Истцом были предприняты меры для получения разрешения на строительство.
В адрес главы Крымского городского поселения Крымского района было направлено заявление о выдачи разрешения на строительство социально значимого объекта от 7 сентября 2021 года N 3530/СКАВ ДКС (Приложение 12 к исковому заявлению), ответ на которое не поступил, а так же заявление от 21 апреля 2022 года N 1532/СКАВ ДКС (Приложение 13 к исковому заявлению), ответ на которое также не поступил в адрес истца.
Заявления о выдаче разрешения на строительство направлены на электронный адрес Отдела архитектуры и градостроительства администрации Крымского городского поселения Крымского района, указанный на официальном сайте администрации Крымского городского поселения. Подтверждение направления заявления приложены к материалам дела.
4-х квартирный жилой дом и насосная станция, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Лаара, 38 полностью соответствуют данной норме права. Единственным препятствием признания права собственности за социально важным для ОАО "РЖД" объектом является отсутствие разрешения на строительство, для получения которого Истец предпринимал необходимые действия, но не получил, с учетом длительности подготовки проектной документации и изменений законодательства Российской Федерации, регламентирующего данный вопрос.
Постановлением администрации от 19.12.2018 N 1217 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка" земельному участку с кадастровым номером 23:45:0101006:169 предоставлен условно разрешенный вид использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Градостроительный план земельного участка выдан отделом архитектуры и градостроительства администрации 10.07.2019.
Согласно градостроительному плану от 10.07.2019 N RU 23516101-2755 на момент его выдачи проект планировки территории не утвержден; участок расположен в зоне Ж-1Б "Зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы", одним из условно разрешенных видов использования которого является "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (минимальные отступы от границ земельных участков - 3 м, максимальное количество надземных этажей зданий - 3 этажа (включая мансардный этаж); максимальный процент застройки - 40%).
Из градостроительного плана земельного участка также следует, что земельный участок полностью расположен в охранной зоне ГКТП N 254, мощностью 180кВа г. Крымска.
В целях установления технических характеристик спорных построек определением суда от 02.10.2023 по ходатайству истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО "Кубанский центр экспертиз".
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1) Каковы технические характеристики спорных объектов - 4-х квартирного жилого дома и насосной станции, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101006:169 по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Лаара, 38?
2) В пределах какого земельного участка расположены спорные объекты? Описать местоположение объектов на земельном участке (с приложением схемы расположения).
3) Описать расположение объектов относительно охранных зон, расположенных на земельном участке (с приложением схемы расположения).
4) Соответствуют ли спорные объекты проектной, исполнительной документации, а также градостроительному плану?
5) Соответствуют ли спорные объекты строительным, градостроительным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим, пожарным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки?
6) Создают ли спорные объекты угрозу жизни и здоровья граждан?
В заключении от 04.12.2023 N К.103.10/2023 эксперт пришел к следующим выводам:
1) Технические характеристики многоквартирного жилого дома:
Площадь застройки - 209, 8 кв.м; площадь здания - 365 кв.м;
Этажность - 2; высота здания - 9,4 м;
Степень готовности - 100%;
Коммуникации - электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение;
Материал наружных стен - панели деревянные с утеплением минераловатной плитой, обшитые снаружи металлическим профлистом С8. С внутренней стороны стены и перегородки обшиты в два слоя листами гипсокартона.
Год завершения строительства - 2021;
Количество квартир в составе МКД - 4 (2 двухкомнатные и 2 четырехкомнатные).
Технические характеристики здания насосной станции:
Площадь застройки - 12, 93 кв.м; площадь здания - 7,5 кв.м;
Этажность - 1; степень готовности - 100%;
Высота помещения - 2,6 м;
Материал наружных стен - кирпич; год завершения строительства - 2021 года.
Количество внутренних помещений - 1.
Земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101006:169:
Площадь - 960 кв. м;
Категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка; рельеф - ровный;
Часть участка N 1 с КН 23:45:0101006:169/1, площадь 131 кв. м, обременен объектом электросетевого хозяйства - охранная зона ГКТПН-160кВа 10/04кВ N 254, с ТМ 160кВа 10/04 N 427.
Часть участка N 2, с КН 23:45:0101006:169/2, площадь 217 кв. м, обременен объектом электросетевого хозяйства - охранная зона ВЛ-10 кВ.
2) Здание многоквартирного жилого дома и здание насосной станции хозяйственно-питьевого водоснабжения расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101006:169. Расположение спорных объектов на земельном участке представлено на схеме N 1 заключения.
3) Часть (площадь 62, 6 кв.м) здания многоквартирного дома расположена в охранной зоне ВЛ-10 кВ. Охранная зона ВЛ-10кВ объекта электросетевого хозяйства расположена на участке с кадастровым номером 23:45:0101006:169/2, площадью 217 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101006:169/2. Обременение наложено согласно статье 56 Земельного кодекса РФ.
Здание насосной станции хозяйственно-питьевого водоснабжения площадью 7,5 кв.м расположено на необремененной части земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101006:169.
4) При сравнении фактических данных, полученных по результатам проведенного обследования объектов экспертизы с данными градостроительного плана земельного участка (N RU 23516101-2755) установлено несоответствие жилого дома данным градостроительного плана в части расположения жилого дома относительно места допустимого размещения объектов капитального строительства.
Согласно сравнительной Схемы 1, отражающей фактическое расположение МКД относительно места допустимого размещения объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101006:169, возведенный МКД частично расположен за пределами участка, отведенного под строительство.
Часть здания МКД (площадь 62, 6 кв.м) расположена в охранной зоне ВЛ-10 кВ.
Расположение здания насосной станции хозяйственно-питьевого водоснабжения на расстоянии 2,67 м и 3,4 м от кадастровой границы участка не противоречит данным градостроительного плана земельного участка (N RU 23516101-2755).
Максимальный процент застройки участка с кадастровым номером 23:45:0101006:169 составляет 20,6%, что соответствует данным градостроительного плана земельного участка (N RU 23516101-2755).
Фактическое расположение жилого дома от фасадной кадастровой границы участка с кадастровым номером 23:45:0101006:169 на расстоянии 1,99 - 2,05 м и фактическое расположение северо-восточного угла жилого дома от восточной кадастровой границы участка с кадастровым номером 23:45:0101006:169 на расстоянии 2,91 м не соответствует данным градостроительного плана земельного участка (N RU 23516101-2755), где указано нормативное расстояние 3 м.
Объекты исследования не соответствуют проектной документации:
Жилой дом: проектное значение площади застройки - 190 кв.м, фактическое (с учетом площади примыкающей противопожарной стены) - 209, 8 кв.м;
Здание насосной: проектное значение площади застройки - 12,26 кв.м, фактическое - 12,93 кв.м.
Жилой дом не соответствует исполнительной документации в части площади застройки, общей площади здания, общей площади квартир с учетом лоджий, общей жилой площади, строительного объема.
5) Обследуемый жилой дом не соответствует градостроительным нормам в части фактического расположения строения относительно межевых границ и охранной зоны ВЛ-10 кВ.
Обследуемый МКД расположен на расстоянии более 2-х метров по горизонтали от проводов воздушных линий электропередачи, что соответствует Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160).
Здание МКД соответствует требованиям строительных, санитарных, экологических, противопожарных норм и правил.
6) Здание МКД и здание насосной станции не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, экспертом установлено, что многоквартирный жилой дом частично расположен в охранной зоне ВЛ-10 кВ.
В силу пункта 39 постановления N 44 для целей признания права собственности самовольная постройка должна отвечать требованиям, установленным правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории, обязательным требованиям к параметрам постройки, установленным на день обращения в суд (абзац четвертый пункта 2, абзац третий пункта 3 статьи 222 ГК РФ, пункты 4, 7 статьи 2 ГрК РФ).
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена обязанность лица, осуществляющего строительство, осуществлять строительство капитального объект в том числе с учетом ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным законом; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 21 постановления N 44 одним из ограничений в использовании земельного участка является его расположение в границах зоны с особыми условиями использования территории (статья 105 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранные зоны объектов электроэнергетики отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
Ограничения использования земельных участков в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства установлены в разделе III Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160).
Пунктом 10 Правил N 160 (в ред. от 18.02.2023) установлены условия размещения в охранных зонах электросетевого хозяйства зданий и сооружений.
Подпунктом "а" пункта 10 Правил N 160 предусмотрено, что допускается размещение зданий и сооружений в охранных зонах при условии, что размещаемое здание или сооружение не создает препятствий для доступа к объекту электросетевого хозяйства (создаются или сохраняются, в том числе в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, проходы и подъезды, необходимые для доступа к объекту электроэнергетики обслуживающего персонала и техники в целях обеспечения оперативного, технического и ремонтного обслуживания оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, проведения работ по ликвидации аварий и устранению их последствий на всем протяжении границы объекта электроэнергетики).
Выявленные в ходе обследования недостатки, связанные с отклонением от градостроительного плана земельного участка от 10 июля 2019 года, в части размещения 4-квартирного жилого дома на земельном участке, его расположения частично в охранной зоне "ВЛ-10 кВ", а так же частичном не соблюдении отступов от границ земельного участка, а так же незначительном превышении фактической площади застройки относительно проектируемой являются неустранимыми, однако не влияют на конструктивную, противопожарную и санитарную безопасность объекта.
Так в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" допускается размещение построенных спорных объектов в охранной зоне "ВЛ-10 кВ".
В целях недопущения возможных нарушений, ОАО "РЖД" обратилось в АО "НЭСК-электросети" "Крымскэлектросеть" с соответствиующим письмом от 27 ноября 2023 г. N 4944/СКАВ ДКС, на что был получен ответ от 8 декабря 2023 года N ЭК/39/08/1547 о согласовании размещения построенных объектов на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101006:169.
Письмом от 08.12.2023 N ЭК/39/08/1547 АО "Электросети Кубани" в лице филиала "Крымскэлектросеть" согласовало ОАО "РЖД" размещение малоэтажной жилой застройки на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101006:169 в охранной зоне электрических сетей.
Кроме того, проектная документация согласована главным инженером филиала АО "НЭСК-электросети" 20.04.2021 и заместителем директора по РиРу "Крымскэлектросеть" - филиала АО "НЭСК-электросети". В рамках договора о технологическом присоединении от 07.10.2020 N 3-39-20-3406, актами от 21.12.2021 N 21-321 и от 27.12.2021 N 3-39-20-3406 подтверждено выполнение технических условий, выданных филиалом АО "НЭСК-электросети" "Крымскэлектросеть", а также осуществление технологического присоединения в соответствии с необходимыми правилами и нормами. Ограничения и обременения в выданных технических условиях не предусмотрены.
С учетом правовой позиции, приведенной в абзаце 3 пункта 29 постановления N 44, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленное экспертным путем отступление от градостроительного плана земельного участка при строительстве жилого дома несущественно, поскольку само по себе данное нарушение, а также размер отклонений не являются достаточными для сноса объекта ввиду отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, а также соблюдения строительных и иных установленных для аналогичных построек норм и правил.
Учитывая возведение спорных объектов недвижимости на легитимном земельном участке в соответствии с его целевым назначением, принимая во внимание отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, исковые требования о признании права собственности на многоквартирный жилой дом и насосную станцию удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2024 по делу N А32-33199/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33199/2023
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: Администрация Крымского городского поселения Крымского района
Третье лицо: Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю