город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2024 г. |
дело N А53-34526/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии:
от истца: председателя Луговенко В.П. на основании выписки из ЕГРЮЛ N ЮЭ9965-24-54169721,
от ответчика: представителя Тютиной А.А. по доверенности N 6/24-Р от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Агат" (ИНН 6168202424, ОГРН 1036168006148)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2024 по делу N А53-34526/2023
по иску жилищно-строительного кооператива "Агат" (ИНН 6168202424, ОГРН 1036168006148)
к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761)
об обязании осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Агат" (далее - истец, кооператив, ЖСК "Агат") обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (далее - ответчик, общество, ООО "ГК "Чистый город"):
- об обязании во исполнение п. 1 и 2, п. п. "д", п. 13, разд. 4 договора от 21.01.2019 N 0109/00296 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установить контейнер (при ежедневном вывозе ТКО), объемом 1.1 куб.м, по адресу площадки для сбора ТКО, дом. 23/3 (ул. 339 Стрелковой Дивизии), вместо сломанных двух и вывезенных ответчиком, 27.04.2022;
- об отказе в требованиях оплаты за прием ТКО с площадки по сбору ТКО по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. 339 Стрелковой дивизии, д. 23/3 за период с июля 2021 по настоящее время в сумме 645644,57 руб. (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЖСК "Агат" обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе кооператив просит отменить решение суда, ссылаясь на следующее:
- в решении суда отражены исковые требования истца без учета, внесенных уточнений в формулировку (л.д. 130);
- договор подписан сторонами с актом разногласий (л.д. 15). В акте указано не согласие истца с выбором, сделанным ответчиком при подписании договора по методу коммерческого учета объема оказываемых услуг, что никаким образом не регулирует обязанность ответчика выполнить обязательства по замене сломанных контейнеров и оказывать услуги по обращению ТКО, с площадки, дом. 23/3;
- ответчик по договору обязуется принимать ТКО в объеме и местах, указанных в договоре (л.д. 126), а не указанных в реестре площадок ТКО;
- ответчик не оказывал услуги истцу по обращению с ТКО, в спорный период, с площадки для сбора ТКО, указанной в реестре, дом. 25/1;
- ответчик обязан закупать, ремонтировать контейнеры, а в случае поломки заменить его на площадке ТКО, дом 23/3, ул. 339 Стрелковой дивизии, согласно договору сторон (л.д. 127);
- в предварительном судебном заседании ответчик передал суду реестр мест накопления ТКО на территории Ростова-на-Дону, в котором истец указан на площадке для накопления ТКО, дом, 25/1, ул. 339 Стрелковой дивизии (л.д. 84), истец пояснил суду, что в предъявленном реестре выявлены ошибки. Ошибка в Реестре исправлена 05.03.2024;
- суд не принял во внимание обстоятельства, доказывающие, что истец неоднократно указывал ответчику на несоблюдение договорных обязательств и законодательства, в связи с его отказом истцу в замене сломанных контейнеров на площадке, дом 23/3, в спорный период;
- ответчик, в спорный период, ни по адресу накопления ТКО, д. 23/3, ни по адресу, д. 25/1 не оказывал истцу услуги по обращению с ТКО.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ГК "Чистый город" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, региональным оператором в соответствии со ст. 8.10 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 (далее - Постановление N 1156) и по форме, утвержденной указанным нормативно-правовым актом в адрес ЖСК "АГАТ" направлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО для его рассмотрения, подписания и предоставления в адрес регионального оператора.
Рассмотрев представленный проект договора, кооперативом направлен мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений, которые не приняты региональным оператором в силу противоречия нормам Постановления N 1156, в том числе материальным и процессуальным условиям типового договора, о чем кооператив уведомлен.
Региональным оператором в адрес кооператива 04.06.2019 направлен подписанный уполномоченным представителем регионального оператора проект договора с приложениями и расчетом в двух экземплярах, составленный с учетом условий типового договора, утвержденного Постановлением N 1156 и урегулированных региональным оператором разногласий.
Указанный проект получен кооперативом 10.06.2016 (л.д. 9).
14.06.2019 кооперативом составлен акт разногласий.
Направленный 04.06.2019 проект договора подписан кооперативом, как указано на представленной копии (л.д. 13), с учетом указанного акта разногласий.
Таким образом, между ООО "ГК "Чистый город" (далее - региональный оператор) и ЖСК "Агат" (далее - исполнитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 21.01.2019 N 0109/00296 (в редакции, направленной региональным оператором 04.06.2019) (далее - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, образуемые потребителями (собственниками жилых помещений) многоквартирного дома, в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель, оказывающий коммунальную услугу по обращению с отходами указанным потребителям на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору (пункт 2 договора).
Способ складирования ТКО определяется с учетом имеющихся технологических возможностей многоквартирного дома и с учетом фактической возможности осуществления сбора ТКО региональным оператором и может осуществляться следующим способом (указать применимый):
- в мусоропроводы и мусороприемные камеры многоквартирного дома;
- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках предназначенные для сбора ТКО;
- в пакеты или другие емкости, предоставленные за отдельную плату региональным оператором для сбора ТКО потребителю (при бестарном способе сбора ТКО) (пункт 3 договора).
Согласно приложению к договору (л.д. 13) отходы подлежат вывозу от объекта накопления - г. Ростов-на-Дону, ул. 339-й Стрелковой Дивизии, д. 23,3 объемом 625,24 м3, местом сбора определено - г. Ростов-на-Дону, ул. 339-й Стрелковой Дивизии, д. 23, корп. 3.
Сторонами не отрицается, что учет объема отходов осуществлялся исходя из объема контейнеров.
Как указывает истец, с момента заключения договора и до мая 2021 года на площадке рядом с домом N 23/3 по ул. 339-й Стрелковой Дивизии, являвшейся местом сбора отходов, установлено два пластиковых контейнера, в которые жильцами дома собирались отходы.
Истец указывает, в начале мая 2021 года указанные контейнеры сломаны и впоследствии перевернуты верх дном представителями ответчика, что препятствовало сбору отходов.
26.05.2021 представителями кооператива в одностороннем порядке составлен акт, которым зафиксировано перевернутое состояние контейнеров (л.д. 19-20).
Согласно иску, 27.04.2022 представителями ответчика указанные сломанные контейнеры вывезены с территории площадки рядом с домом N 23/3 по ул. 339-й Стрелковой Дивизии без предоставления новых контейнеров.
Таким образом, истец указывает на отсутствие с мая 2021 года рядом с домом N 23/3 по ул. 339-й Стрелковой Дивизии какой-либо оборудованной контейнерной площадки.
Истец также указывает, что с мая 2021 года ответчиком неправомерно производится начисление платы за указанные кооперативу услуги по вывозу отходов, поскольку ввиду отсутствия контейнеров сбор отходов жильцами дома N 23/3 по ул. 339-й Стрелковой Дивизии невозможен, в связи с чем, истец полагает, что услуга не оказывалась.
07.08.2023 кооперативом региональному оператору вручена претензия исх. N 20, в которой кооператив требует от ответчика не выставлять счета на оплату неоказанных услуг, а также установить один контейнер на площадку рядом с домом N 23/3 по ул. 339-й Стрелковой Дивизии.
В ответе от 18.08.2023 N 8141-ЧГ/КП на претензию региональный оператор сообщил кооперативу обратиться с адрес органа местного самоуправления, поскольку именно он является собственником контейнерной площадки по адресу ул. 339-й Стрелковой Дивизии, д. 23/2.
Полагая требования претензии от 07.08.2023 N 20 не выполненными, кооператив обратился в суд с настоящим иском.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 779, 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 13.4, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктами 8(4), 8 (10), 8(14), 8(15) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и установил отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Из приведенных правовых норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Постановлением Правительства N 1039 от 31.08.2018 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (далее -Правила N 1039), пунктом 3 которых предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4 Правил N 1039 предусмотрено, что, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 7 Правил N 1039).
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 29.09.2020 N 1028 урегулированы вопросы согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Так, пунктом 6 постановления от 29.09.2020 N 1028 предусмотрено, что подразделение, уполномоченное координировать вопросы обращения с отходами в территориальных границах района, которое осуществляет прием заявок о согласовании создания, размещения (переноса) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; принятие решения по итогам рассмотрения поступивших заявок, уведомляет заявителя о принятом решении, а также ведет реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района города Ростова-на-Дону, утверждается распоряжением главы администрации района города.
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района г. Ростова-на-Дону сведений о созданном, размещенном (перенесенном) месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, такие сведения размещаются подразделением администрации района города на официальном сайте администраций соответствующих районов г. Ростова-на-Дону в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
Сводный реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Ростова-на-Дону, сформированный Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону на основании реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района г. Ростова-на-Дону.
Фактически требование истца об обязании ответчика установить контейнер (при ежедневном вывозе ТКО), объемом 1.1 куб. м, по адресу площадки для сбора ТКО, д. 23/3 (ул. 339 Стрелковой Дивизии), вместо сломанных двух и вывезенных ответчиком 27.04.2022, свидетельствует о требовании кооператива к ответчику осуществлять вывоз отходов именно с площадки, расположенной рядом с домом N 23/3 по ул. 339-й Стрелковой Дивизии.
Вместе с этим апеллянтом не отрицается отсутствие согласованной с органом местного самоуправления и включенной в реестр площадки, расположенной по адресу ул. 339-й Стрелковой Дивизии, д. 23/3. Так истец указывает, что подтверждается материалами дела (л.д. 82-83), что 03.10.2023 истец обратился в орган местного самоуправления с заявлением о включении контейнерной площадки в реестр.
Согласно письму МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района г. Ростова-на-Дону от 14.02.2024 N 59.628/192 заявление кооператива находится на рассмотрении.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что в отношении площадки, расположенной по адресу ул. 339-й Стрелковой Дивизии, д. 23/3, у регионального оператора отсутствовали правовые основания для размещения на ней контейнеров для сбора отходов и, соответственно, для оказания услуг истцу по договору по указанному адресу.
То обстоятельство, что приложение к договору содержит ссылку на адрес места накопления и сбора отходов ул. 339-й Стрелковой Дивизии, д. 23/3, не является безусловным основанием для возложения обязанности на регионального оператора по организации контейнерной площадки и оказанию услуг по указанному адресу, поскольку публичный характер договора по обращению с ТКО подразумевает, в первую очередь, соблюдение региональным оператором установленных требований, предъявляемых к порядку оказания услуги.
В связи с изложенным, принимая во внимание наличие согласованного и включенного в реестр в отношении кооператива места накопления отходов (ул. 339-й Стрелковой Дивизии, д. 25/1), суд полагает неправомерным требования истца и возложение на регионального оператора обязанности по организации контейнерной площадки по адресу ул. 339-й Стрелковой Дивизии, д. 23/3 путем обязания ответчика установить один контейнер объемом 1.1 куб.м по указанному адресу.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы кооператива, апелляционная коллегия руководствуется следующим.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ) Региональным оператором обеспечивается сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории зоны деятельности Регионального оператора в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, в соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Обязанность по обслуживанию контейнерных площадок, являющихся общим имуществом многоквартирного дома в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, включая работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, возложены на управляющие организации / товарищества, осуществляющие управление многоквартирным домом (далее - управляющие организации).
Приложение N 7 к Правилам N 170 предусматривает перечень работ относящихся к текущему ремонту, проводимым по внешнему благоустройству - ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание и ремонт общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В соответствии с пунктом 11(1) Правил N 491 постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
- в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
- в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290).
Пунктом 26 (1) Минимального перечня установлено, что в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входят работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов:
- организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;
- организация сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
При этом под организацией понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр.
В соответствии с пунктом 4.4 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников жилья относится принятие решения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, совокупность вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что именно на собственников помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, на котором сформировано место (площадка) накопления ТКО, возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО (самих конструкций с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру), сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Данную позицию Минприроды России изложило в своих письмах от 07.03.2019 "О приобретении контейнеров" и от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО".
Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что ООО "ГК "Чистый город" наделено вещным или каким-либо иным права на объекты недвижимости (земельные участки, контейнерные площадки), расположенные по указанному в исковом заявлении адресу.
Согласно п. 3.7.1. Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Региональный оператор в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления, а также за подбор оброненных (просыпавшихся и др.) отходов в местах их погрузки.
Обязанность регионального оператора по своевременной замене поврежденных контейнеров распространяется на контейнеры, принадлежащие региональному оператору на праве собственности или на ином законном основании.
Обязанность регионального оператора по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, в том числе по обслуживанию (установке/ремонту/замене) контейнеров, не принадлежащих региональному оператору, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена и осуществляется силами управляющих организаций.
Согласно п. 15 договора N 0109/00296 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 21.01.2019, заключенного между ООО "ГК "Чистый город" (региональный оператор) и ЖСК "Агат" (исполнитель) региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору; обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28.01.2021 N 3) 2.1.3684-21 (далее -СанПин 2.1.3684-21), на территории городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Аналогичная обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления, установлена п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в статьи 13.4. Закона N 89-ФЗ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Требование к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пп д(2) пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с пп. 3.7.1. Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с подпунктом 3.7.7 Правил N 170 количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (пункт 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Согласно пункту 26 (1) минимального перечня работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок относятся к работам по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.
Поскольку ЖСК "Агат" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, оно обязано соблюдать требования действующего законодательства, обеспечивать надлежащее содержание общего имущества домов, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов в объемах и количестве, необходимых для надлежащего оказания собственникам помещений МКД коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Правил N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, то есть региональный оператор не отвечает за соблюдение норм федерального законодательства, в том числе санитарных норм, на этапе накопления ТКО. Учитывая приведенные выше нормы законодательства, суд считает, что в данном случае отсутствует коллизия норм пункта 3.7.1 Правил N 170 и нормативно-правовых актов в сфере обращения с ТКО.
Поскольку управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, следовательно, обязанность по обеспечению контейнерами лежит на управляющей организации.
Указанные выводы подтверждаются судебной практикой, в частности, определение Верховного суда Российской Федерации от 15.12.2020 N 307-ЭС20-14838 по делу N А21-3055/2019, определением Верховного суда Российской Федерации от 14.02.2022 N 307-ЭС21-28496 по делу N А13-3564/2021.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор N 0109/00198 от 01.02.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сторонами подписан, согласованы все существенные условия: определен предмет договора, определены объекты, по которым необходимо оказывать услуги, определен объем оказываемых услуг, а также стоимость.
Гражданским законодательством предусмотрен принцип свободы договора (статьи 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), подразумевающий, в том числе, добросовестность действий сторон, разумность и справедливость его условий, включая их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашения.
Свобода договора предполагает, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что стороны при заключении договора могут действовать и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц (своих контрагентов), а также ограничений, установленных Кодексом и другими законами.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Спорный договор по своей правовой природе подпадает под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также подлежит специальному регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласие апеллянта с представленным объёмом услуг подтверждается отсутствием замечаний к акту оказанных услуг в срок, установленный договором. Как следует из пункта 43 договора, после получения по электронной почте с подтверждением посредством уведомления акта оказанных услуг (выполненных работ), счета и иных первичных документов, потребитель в течение 5 календарных дней с даты отправления указанных документов подписывает и предоставляет или направляет почтой заказной корреспонденцией с описью вложения региональному оператору акт оказанных услуг (выполненных работ) по адресу, либо направляет в адрес регионального оператора мотивированный письменный отказ от его подписания. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта оказанных услуг (выполненных работ), направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
При этом срок направления возражений рассчитывается от даты окончания периода предоставления услуг (расчётного месяца) в силу наличия условий договора о самостоятельном получении счета и акта выполненных работ у исполнителя заказчиком (пункт 46 договора)
Разделом VI договора предусмотрен порядок фиксации нарушений по договору. Так, согласно пункту 20 договора, в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Таким образом, сторонами согласован порядок приёмки услуг и предъявления претензий по качеству таковых. Однако истцом не заявлялось о некачественном оказании услуги, ни в устном, ни в письменном порядке, в период её предоставления, хотя этот порядок прямо регламентирован условиями договора.
Истцом не заявлены в согласованном порядке возражения при получении актов оказанных услуг и не реализован порядок составления актов о нарушении Региональным оператором обязательств по договору. Вышеуказанные доводы также находят свое отражение в материалах судебной практики, а именно дело N А53-33037/2020 (определение Верховного суда Российской Федерации N 308-ЭС21-27259 от 01.02.2022).
Истец, являясь потребителем по публичному договору, форма которого, в том числе период оплаты, утверждена Правительством Российской Федерации, не представил доказательств, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором договорных обязательств или опровергающих факт оказания услуг в согласованном объеме по заключенному договору.
Вопреки доводам апеллянта 3 пункт просительной части содержит не исковые требования, а требование о возмещении расходов по оплате государственной пошлины в размере 12000 руб., которое подлежит рассмотрению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 36 от 27.03.2024) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2024 по делу N А53-34526/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить жилищно-строительного кооперативу "Агат" (ИНН 6168202424, ОГРН 1036168006148) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. по платежному поручению N 37 от 27.03.2024.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34526/2023
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "АГАТ"
Ответчик: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД"