г. Киров |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А29-16740/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Верещагиной М.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми представителя Прокуратуры Республики Коми Эдигер Е.Г., действующей на основании доверенности от 27.12.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.02.2024 по делу N А29-16740/2023
по заявлению Первого заместителя прокурора Республики Коми Нестерова М.А. к Воркутинскому территориальному отделу Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 1103001093, ОГРН 1021100813799),
третье лицо: акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" (ИНН 1103019252, ОГРН 1021100807452),
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Республики Коми Нестеров М.А. (далее - Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника Воркутинского территориального отдела Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кирсанова А.Г. (далее - Управление, административный орган) от 08.12.2023 N 25-03-364/2023 о привлечении акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" (далее - АО "Воркутауголь", Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Воркутауголь".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебный актом, административный орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указало, что так как уведомление о составлении протокола административном правонарушении было вручено уполномоченному представителю юридического лица Судыко Д.Ю., то АО "Воркутауголь" было извещено о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении; так как определение о назначении времени и места рассмотрения дела на 08.12.2023 в 17 час. 00 мин. направлено сопроводительным письмом от 07.12.2023 N 250-7189 генеральному директору Общества вместе с протоколом об административном правонарушении, то Общество было надлежаще извещено о дате, месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.03.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.03.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность принятого судебного акта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании Прокурор поддержал письменно изложенную позицию.
Управление и Общество явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Прокуратурой на основании решения 13.11.2023 N 27 проведена проверка Управления в целях оценки исполнения требований закона при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в отношении хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
В ходе проверки установлено, что постановлением начальника Управления от 08.12.2023 N 25-03-364/2023 АО "Воркутауголь" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
При этом административным органом не соблюден установленный законом порядок привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с данным постановлением, Прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции отменил оспариваемое постановление, установив нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Исходя из положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
О совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше положений КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен, а постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено при непосредственном участии лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, а также и в его отсутствие, но при условии надлежащего извещения о времени и месте совершения указанного процессуального действия. Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, у административного органа до рассмотрения административного дела должны быть в наличии достоверные данные о его надлежащем извещении. Административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения привлекаемого к ответственности лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи. Однако при выборе способа доставки извещения надлежит учитывать, что по смыслу нормы части 1 статьи 25.15 КоАП РФ соответствующий способ должен обеспечивать фиксирование (контролирование) извещения или вызова лица и его вручение адресату. Подтверждение вручения извещения адресату является обязательным и необходимым условием признания факта его надлежащего извещения о совершении значимых процессуальных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Аналогичные, по сути, выводы содержатся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 по делу N 310-АД14-6262 со ссылкой на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009.
Таким образом, о соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения соответствующего уведомления. При этом с учетом обозначенного правового регулирования, возможное или предполагаемое наличие у административного органа доказательств направления данному лицу такого уведомления не свидетельствует о соблюдении процессуальных требований.
Вышеуказанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности, для защиты его прав и законных интересов непосредственно либо через представителя при рассмотрении дела об административном правонарушении с момента его возбуждения. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган также нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Из материалов дела и пояснений представителя административного органа следует, что 07.12.2023 в период с 08 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин. Управлением в отношении Общества проведены контрольные (надзорные) мероприятия по оценке соблюдения обязательных требований при эксплуатации объекта повышенной опасности;
07.12.2023 в 16 час. 30 мин. составлен протокол осмотра территорий, помещений, 07.12.2023 в 17 час. 00 мин. вынесено предписание об устранении нарушений N 25-03/34-А/2023.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий присутствовал представитель Общества Судыко Д.Ю. на основании общей доверенности от 04.09.2023 N ДОВ/0201-23-000154. Судыко Д.Ю. вручены протокол осмотра и предписание.
Кроме того, Судыко Д.Ю. вручено уведомление о составлении 07.12.2023 в 17 час. 00 мин. протокола об административном правонарушении (л. д. 44-46).
Указанное уведомление также направлено Обществу посредством электронной почты 07.12.2023 в 16 час. 52 мин.
Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении зарегистрировано в Обществе 07.12.2023 вход. N Вх.184-23-4088.
07.12.2023 в 17 час. 00 мин. (одновременно с вынесением предписания) должностным лицом Управления в отношении АО "Воркутауголь" вынесен протокол N 25-030364/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества (л. д. 47-59).
07.12.2023 в 17 час. 30 мин. должностным лицом Управления вынесено определение о рассмотрении 08.12.2023 в 17 час. 00 мин. дела об административном правонарушении (л. д. 62-63).
Указанное определение сопроводительным письмом от 07.12.2023 N 250-7189 направлено генеральному директору Общества вместе с протоколом об административном правонарушении. Копия определения также направлена Обществу посредством электронной почты 08.12.2023 в 14 час. 26 мин. Документы зарегистрированы в Обществе 08.12.2023 вход. N Вх.184-23-4098 (л. д. 64).
08.12.2023 в 17 час. 00 мин. должностным лицом Управления рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, по результатам которого АО "Воркутауголь" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. Постановление N 25-03-364/2023 вынесено в отсутствии законного представителя Общества.
Исследовав обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком при производстве по делу об административном правонарушении не были приняты необходимые и достаточные меры для уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении административного дела. Названные процессуальные действия совершены в отсутствие Общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его совершения.
Основания для иного вывода у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Направление Обществу уведомления 07.12.2023 в 16 час. 52 мин. о составлении протокола об административном правонарушении на 07.12.2023 в 17 час. 00 мин., а также направление Обществу 08.12.2023 в 14 час. 26 мин. определения о назначении времени и места рассмотрения дела на 08.12.2023 в 17 час. 00 мин. не свидетельствует о заблаговременном извещении Общества о времени и дате совершения процессуальных действий.
Также, вопреки мнению административного органа, о заблаговременном извещении Общества о времени и дате составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует получение уведомления представителем Общества Судыко Д.Ю. за несколько минут до совершения процессуального действия.
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные ответчиком при производстве по административному делу процессуальные нарушения являются существенными, поскольку в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, объективно было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в данном случае имеет место нарушение предусмотренных КоАП РФ требований о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.02.2024 по делу N А29-16740/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с положениями части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ и статьи 208 АПК РФ вопрос об уплате государственной пошлины по жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.02.2024 по делу N А29-16740/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-16740/2023
Истец: Прокуратура Республики Коми, Прокуратура Республики Коми Первому заместителю прокурора Нестереву М.А.
Ответчик: Воркутинский территориальный отдел Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: АО по Добыче Угля "Воркутауголь", Второй арбитражный апелляционный суд, ООО "Воркутинская Управляющая Компания", Печорское Управление Федеральной Службы по Экологическому, Технологическому и Атомному Надзору