г. Красноярск |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А33-21996/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "МОНТАЖЭНЕРГОСТРОЙ": Рачковского Д.В., представителя по доверенности от 01.02.2024, удостоверение адвоката от 18.09.2018 N 2141, паспорт; Агафоновой А.В., представителя по доверенности от 09.01.2024, диплом, паспорт,
от ответчика - Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края: Павленко Н.Ю., представителя по доверенности от 28.12.2023 N 279, диплом, свидетельство о заключении брака от 18.08.2006,паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 01 марта 2024 года по делу N А33-21996/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МОНТАЖЭНЕРГОСТРОЙ" (ИНН 2460090825, ОГРН 1152468035950, далее - истец, ООО "МЭС") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (ИНН 2466266666, ОГРН 1132468055268, далее - ответчик, фонд) о взыскании задолженности за выполненные по договору N 1384987 от 11.12.2020 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ужур, ул. Профсоюзов, д. 10, в размере 2 638 688,40 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 марта 2024 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции изменить, удовлетворить требования истца о взыскании задолженности по договору в рамках дополнительного соглашения N 4 от 23.05.2022 в размере 1 465 677,39 руб.
В апелляционной жалобе указал, что сметная стоимость по выполнению капитального ремонта крыши МКД по результатам разработки проектной документации в размере 2 725 125,60 руб. превысила установленную предельную стоимость в размере 1 514 079,30 руб., а также стоимость установленную договором, между Фондом и подрядчиком в силу пункта 5.3. договора подписано дополнительное соглашение N 4 от 23.05.2022, где определена стоимость выполнения работ по капитальному ремонту крыши указанного многоквартирного дома с учетом понижающего коэффициента в размере - 1 465 677,39 руб. Считает, что истец и ответчик согласовали стоимость выполненных работ в дополнительном соглашении N 4 от 23.05.2022, уже после изготовления проектной документации (в т.ч. сметы), тем самым зафиксировали стоимость выполнения работ, применив понижающий коэффициент. Полагает, что дополнительное соглашение N 4 от 23.05.2022 к договору было заключено сторонами, путем их свободного волеизъявления, и в соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны зафиксировали стоимость выполняемых работ в размере 1 465 677,39 руб.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 07.05.2024.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным, указывает, что работы приняты без замечаний, предельная стоимость работ по капитальному ремонту крыши МКД увеличена до 3 106 072,32 руб. Постановлением Правительства Красноярского края от 31.05.2022 N 1178-п, сметная стоимость согласована заказчиком.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (заказчик) и ООО "МЭС" (подрядчик) заключен договор N 1384987 от 11.12.2020 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора подрядчик обязуется выполнить работы по оценке технического состояния общего имущества многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края (далее - работы) в соответствии с:
- описанием объекта закупки (техническим заданием) - приложение N 1 к договору;
- локальными сметными расчётами, согласованными заказчиком приложение N 2 к договору,
- графиком выполнения работ на объекте - приложение N 3 к договору,
- требованиями к передаче документации - приложение N 4 к договору,
а заказчик обязуется обеспечить приемку, осуществить оплату работ в соответствии с Разделом 5 "Цена и порядок расчетов" договора.
Пунктом 1.2 договора установлены виды работ на объектах: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, ремонт фундамента многоквартирного дома, а также перечислены объекты капитального ремонта, в том числе Красноярский край, Ужурский р-н, г. Ужур, ул. Профсоюзов, д. 10.
Как предусмотрено пунктом 5.1 договора в редакции дополнительного соглашения N 4 от 23.05.2022, общая стоимость работ по договору составляет 170 060 743,15 руб. 15 коп., в том числе НДС 20%, в соответствии с Приложением N 2, Приложением N 6 к договору.
Согласно пункту 5.2 договора, цена договора включает стоимость выполненных работ, в том числе: стоимость разработки проектной документации (в объёме технического задания - приложение N 1 к договору) на выполнение капитального ремонта объекта, стоимость выполненных работ по капитальному ремонту объекта, стоимость материалов, трудозатраты, стоимость государственной экспертизы проектной документации, проведенной в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта транспортные расходы, расходы на оборудование, грузоподъемные и иные механизмы, транспортные расходы, расходы на доставку материалов, сметную прибыль, накладные расходы, непредвиденные затраты, командировочные расходы, страховые взносы, все обязательные налоги, пошлины, сборы и другие обязательные платежи, прочие возможные работы, необходимые для исполнения условий договора.
Цена договора не подлежит увеличению, кроме случая, предусмотренного пунктом 5.7.2 договора (абз. 3 пункта 5.2 договора).
В соответствии с пунктом 6 дополнительного соглашения N 4 к договору, цена договора подлежит уточнению и корректировке по окончании выполнения работ по последнему объекту, исходя из фактически выполненных работ по всему перечню объектов на основании Актов КС-2 и Справок КС-3. Согласования окончательной цены договора оформляется путем подписания сторонами дополнительного соглашения к договору.
Разделом 6 договора сторонами согласован порядок сдачи и приемки работ.
Пунктом 6.7 договора предусмотрено, что по окончании работ подрядчик направляет заказчику на проверку и подписание следующие документы: акты приемки выполненных работ по форме N КС-2; акты комиссионной приемки выполненных работ; справки о стоимости выполненной работы и затрат по форме N КС-3; акты на скрытые работы; акты испытаний (в случае если производится капитальный ремонт систем газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения или канализации); счет-фактура (счет); техническую и исполнительную документацию.
В соответствии с пунктом 6.9.1 договора сдача подрядчиком и приемка заказчиком (приемочной комиссией) результата работ (законченного объекта) оформляются подписанием акта комиссионной приемки выполненных работ. Акт комиссионной приемки выполненных работ подписывается членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком.
В соответствии с пунктом 6.9.3 договора заказчик, получивший сообщение подрядчика с полным комплектом документов (п. 6.7), в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней рассматривает представленные документы, выполняет проверку соответствия параметров объекта проектной и сметной документации, условиям договора, требованиям СП и иных нормативных правовых актов в области проектирования и строительства и возвращает подрядчику один экземпляр подписанных документов либо направляет обоснованный отказ.
В соответствии с пунктом 15 Приложения N 2 к техническому заданию в редакции дополнительного соглашения N 4 стоимость капитального ремонта крыши в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу Красноярский край, Ужурский р-н, г. Ужур, ул. Профсоюзов, д. 10, составляет 1 506 790 руб. 78 коп., включая стоимость строительно-монтажных работ 1 465 677,39 руб.
Работы по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши в МКД выполнены подрядчиком в полном объеме, приняты по акту приема-сдачи от 28.02.2022, с указанием, что объем и качество выполненных работ соответствует условиям Договора.
Согласно сведениям, содержащимся в ИАС, сметный расчет, представленный 08.12.2021, имеет статус "согласован".
Таким образом, сметный расчет стоимости работ по указанному объекту был согласован с Региональным фондом, получил положительное заключение Краевого государственного автономного учреждения "Красноярская краевая государственная экспертиза" от 21.01.2022.
В соответствии с актом комиссионной приемки от 28.02.2022 комиссия, рассмотрев, в числе прочего, сметную документацию (в соответствии с которой стоимость работ по сводному сметному расчету 2 725 125 руб. 60 коп.), пришла к выводу о том, что выполненные работы и (или) оказанные услуги соответствуют условиям договора.
Работы по капитальному ремонту крыши МКД выполнены подрядчиком в полном объеме, сметная стоимость составила 2 638 688 руб. 40 коп.
04.04.2023 ООО "МЭС направило в адрес заказчика уведомление о завершении работ по капитальному ремонту крыши МКД. Указанное уведомление оставлено Региональным фондом КРМДКК без рассмотрения.
20.04.2023 ООО "МЭС" сопроводительным письмом от 19.04.2023 исх. N 272 передало в Региональный фонд КРМДКК следующую документацию по закрытию объемов выполненных работ по капитальному ремонту: локальный сметный расчет N 1384987-16; ведомость объемов работ N1384987-16; акт о приемке выполненных работ КС-2 N 1384987-16; справку о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 N 1384987-16 (отметка штампа входящей корреспонденции от 20.04.2023 N ПИ-3069).
21.04.2023 ООО "МЭС" повторно направило в адрес заказчика уведомление о завершении работ по капитальному ремонту крыши МКД.
26.04.2023 осуществлен комиссионный осмотр МКД, по результатам которого работы по капитальному ремонту крыши приняты не были, от подписания Акта комиссионной приемки представитель Фонда отказался; в Акте комиссионной приемки проставлены подписи представителей подрядчика, собственников МКД, ОМС.
10.05.2023 заказчиком, подрядчиком и Администрацией г. Ужур подписан акт передачи общего имущества многоквартирного дома после выполнения работ по капитальному ремонту (ПСД+СМР), что подтверждает выполнение подрядчиком работ по капитальному ремонту и отсутствие замечаний к выполненным работам со стороны заказчика.
28.06.2023 в адрес ООО "МЭС" поступило письмо от 14.06.2023 N 8359/2023, в котором Региональный фонд КРМДКК указал, что цена договора не подлежит увеличению со ссылками на пункты 5.3., 5.7.2 договора.
Согласно расчету истца долг ответчика составляет 2 638 688,40 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 16.06.2023 подрядчиком в адрес Регионального фонда КРМДКК направлена претензия от 16.06.2023 исх. N 471, согласно которой ООО "МЭС" просило в течение 10 (десяти) календарных дней со дня получения претензии оплатить выполненные по договору работы по капитальному ремонту крыши МКД в размере 2 638 688 руб. 40 коп. Претензия получена заказчиком 16.06.2023, о чем свидетельствует отметка штампа о приеме входящей корреспонденции Регионального фонда КРМДКК. Претензия оставлена Региональным фондом КРМДКК без удовлетворения.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Между сторонами заключен договор, являющейся по своей правовой природе договором подряда, отношения по которому регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (пункт 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из положений статей 702, 711, 740, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основанием для возникновения у заказчика денежного обязательства по оплате выполненных работ по договору подряда является сдача результата работ заказчику и принятие его последним.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором подряда. Заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, работы по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши в МКД выполнены подрядчиком в полном объеме, приняты по акту приема-сдачи от 28.02.2022, с указанием, что объем и качество выполненных работ соответствует условиям договора. Сметный расчет стоимости работ по указанному объекту был согласован с Региональным фондом, получил положительное заключение Краевого государственного автономного учреждения "Красноярская краевая государственная экспертиза" от 21.01.2022.
В соответствии с актом комиссионной приемки от 28.02.2022 комиссия, рассмотрев, в числе прочего, сметную документацию (в соответствии с которой стоимость работ по сводному сметному расчету 2 725 125 руб. 60 коп.), пришла к выводу о том, что выполненные работы и (или) оказанные услуги соответствуют условиям договора.
Таким образом, работы по капитальному ремонту крыши МКД выполнены подрядчиком в полном объеме, сметная стоимость составила 2 638 688 руб. 40 коп., что ответчиком не оспорено.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для оплаты в связи с тем, что договором не предусмотрена возможность увеличения стоимости работ, подлежат отклонению.
Абзац третий пункта 5.2 договора предусматривает, что цена договора не подлежит увеличению, кроме случая, предусмотренного пунктом 5.7.2 договора.
В силу пункта 5.7.2 договора, цена договора может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ, с учетом ограничений, установленных ЖК РФ.
Таким образом, пункт 5.2 договора предусматривает условие об изменении цены в случае изменения объема выполненных работ.
Пунктом 5.3 договора предусмотрено, что цена договора в части стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах подлежит изменению в соответствии с результатами выполнения работ по разработке проектной документации на выполнение капитального ремонта объекта в пределах размера, установленного договором, с учетом процента снижения по результатам электронного аукциона, путем подписания сторонами дополнительного соглашения.
Таким образом, пункт 5.3 договора предусматривает условие об изменении цены в соответствии с результатами выполнения работ по разработке проектной документации на выполнение капитального ремонта объекта.
Факт согласования ответчиком сметного расчета последним не оспаривается. Сметный расчет получил положительное заключение Краевого государственного автономного учреждения "Красноярская краевая государственная экспертиза" от 21.01.2022.
Работы фактически приняты ответчиком, претензий нет, объем и качество выполненных работ соответствует условиям договора.
При этом в разделе 3 Технического задания, являющегося Приложением N 1 к договору, предусмотрено, что в числе разделов рабочей документации содержится пояснительная записка. Подрядчиком в составе проектной документации представлена пояснительная записка, согласно которой сметная стоимость в текущих ценах с НДС составляет 2 726 146,80 руб.
Вопреки доводам ответчика, то обстоятельство, что акты КС-2 и КС-3 на сумму 2 638 688,40 руб. не подписаны заказчиком, не свидетельствует о том, что работы на указанную сумму не выполнены. Мотивированных возражений по качеству и объему выполненных подрядчиком работ заказчиком не приведено. 10.05.2023 заказчиком, подрядчиком и Администрацией г. Ужур подписан акт передачи общего имущества многоквартирного дома после выполнения работ по капитальному ремонту (ПСД+СМР), что подтверждает выполнение подрядчиком работ по капитальному ремонту и отсутствие замечаний к выполненным работам со стороны заказчика.
Учитывая, что истцом подтверждён факт направления ответчику подписанных в одностороннем порядке актов о приемке выполненных работ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика возникла обязанность принять результат работ в соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 753, статями 702, 711, 740, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о необходимости оплачивать работы по сумме, установленной дополнительным соглашением N 4 от 23.05.2022, подлежат отклонению на основании следующего.
В пункте 6 дополнительного соглашения N 4 к договору отражено, что цена договора подлежит уточнению и корректировке по окончании выполнения работ по последнему объекту, исходя из фактически выполненных работ по всему перечню объектов на основании актов КС-2 и справок КС-3.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" (Далее - Постановление N 709-п) утверждены этапы и сроки реализации программы капитального ремонта.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2022 N 1001-п в Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п внесены изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края в части периода проведения капитального ремонта крыши МКД, расположенного по адресу: Красноярский край, Ужурский р-н, г Ужур, ул. Профсоюзов, д. 10: 2023 -2025 годы (строка 57.122).
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2022 N 1178-п внесены изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 31.05.2022 N 1178-п "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утверждённой Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, на 2023-2025 годы" в отношении МКД, расположенного по адресу: Красноярский край, Ужурский р-н, г Ужур, ул. Профсоюзов, д. 10.
Так, Постановление Правительства Красноярского края от 31.05.2022 N 1178-п дополнено пунктами, изложенными в следующей редакции: минимальный размер взноса за счет средств собственников (всего) 3 147 185,71 руб., удельная стоимость капитального ремонта 1 кв. м. общей площади помещений многоквартирного дома 14 604,11 руб./кв.м., утвержденная предельная стоимость капитального ремонта 1 кв.м. общей площади помещений многоквартирного дома 14 604,11 руб./кв.м.
Таким образом, с учетом указанных изменений предельная стоимость капитального ремонта крыши МКД на момент уведомления заказчика о завершении работ по договору составляет 3 106 072 руб. 32 коп. (3 147 185,71 руб. (предельная стоимость с учетом Постановления от 27.12.2022 N 1178-п) - 17 113,39 руб. (стоимость ПСД) - 24 000 руб. (стоимость экспертизы)) = 3 106 072 руб. 32 коп.).
При установленных по делу обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая, что на момент передачи документации по закрытию объемов выполненных работ приняты изменения предельной стоимости капитального ремонта, а также учитывая согласование Региональным фондом сметной документации, то обстоятельство, что цена договора в отношении МКД не является превышающей предельную стоимость капитального ремонта и нарушающей действующее законодательство, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании стоимости выполненных работ в сумме 2 638 688,40 руб.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 марта 2024 года по делу N А33-21996/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21996/2023
Истец: ООО "МОНТАЖЭНЕРГОСТРОЙ"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ