г. Москва |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А40-157636/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Новомосковская акционерная компания "АЗОТ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 декабря 2023 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-157636/23, по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) к АО "Новомосковская акционерная компания "АЗОТ" (ОГРН 1027100507378) о взыскании 751 555 руб. 20 коп. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на ж/д путях общего пользования
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Акционерному обществу " Новомосковская акционерная компания "АЗОТ" о взыскании 751 555 руб.. 20 коп. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на ж/д путях общего пользования.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 22 декабря 2023 года по делу N А40-157636/23 Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Указывает, что истцом не представлены доказательства, достоверно подтверждающие невозможность принятия вагонов на пути необщего пользования по причинам, зависящим от АО "НАК "Азот".
Дело рассмотрено в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В установленный определением от 22 января 2024 года срок, от истца поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что предусмотренных законом оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акт не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 31.01.2022 г. N 7 11/146 (далее договор).
В обоснование требований истец указал, что в периоды с 29.07.2022 по 17.08.2022, с 15.08.2022 по 28.08.2022, с 31.08.2022 по 30.09.2022, с 29.11.2022 по 03.12.2022, 01.10.2022 по 15.10.2022, с 13.10.2022 по 28.10.2022 в адрес ответчика прибывали вагоны (контейнеры) (556, 543, 438, 280, 772 и 608 штук соответственно указанным периодам) на станцию назначения Северная и простаивали в ожидании их подачи на путь ответчика, так как пути необщего пользования АО "Новомосковская акционерная компания "Азот" были заняты вагонами, прибывшими ранее. Памятки приемосдатчика, а так же анализ занятости пути в спорные периоды подтверждают, что места выгрузки ответчика были заняты на все время задержки спорных вагонов ранее прибывшими вагонами ответчика, что привело к невозможности подачи вагонов на пути клиента.
В соответствии с §5 и §6 Договора от 31 января 2022 года N 7-11/146 Ответчик был уведомлен о прибытии и готовности контейнеров к подаче за 2 часа до их подачи, что подтверждается уведомлениями о времени подачи вагонов.
За время нахождения вагонов на ж.д. путях общего пользования в ожидании подачи на выставочные пути по накопительным ведомостям начислена плата в размере 751 555,20 руб. с НДС.
Поскольку направленные в адрес ответчика претензии оставлены без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьей 309, 310, 779, 785, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", учитывая доказательства, свидетельствующие о простое вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, требований истца о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 751 555,20 руб. признал обоснованными.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлены доказательства вины ответчика в допущенном простое вагонов, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В материалы дела представлены памятки приемосдатчика на весь период простоя вагонов на станции назначения именно в ожидании их подачи на выставочный путь АО "ПАК "АЗОТ", согласно памяток приемосдатчика, которые согласованы АО "НАК "АЗОТ" без замечаний, именно ответчиком несвоевременно возвращались вагоны на выставочный путь, тем самым нарушались сроки оборота вагонов.
В соответствии с п. 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности па железнодорожной станции в ожидании подачи их па железнодорожный пучь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов, в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт обшей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
В соответствии с §5 и §6 Договора ответчик уведомлен о прибытии и готовности контейнеров к подаче за 2 часа до их подачи.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и п. 14 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003 года по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать груз грузополучателю, а грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз.
На момент подачи спорных вагонов выставочные пути заняты ранее прибывшими вагонами, вновь прибывшие вагоны остались стоять на путях общего пользования в ожидании подачи. После получения от АО "Новомосковская акционерная компания "Азот" уведомления о готовности к уборке ранее прибывших вагонов, вышеуказанные вагоны были сняты с простоя.
Руководствуясь приказом Минтранса от 20.07.2020 г. N 256, п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003, Перевозчиком были составлены акты общей формы N 12 от 13.07.2022 на окончание простоя, удостоверяющие обстоятельства и сроки простоя вагонов. Данный акт общей формы представитель АО "Новомосковская акционерная компания "Азот" подписать отказался, о чем составлены акты общей формы на отказ от подписи.
За время нахождения вагонов на ж.д. путях общего пользования в ожидании подачи на выставочные пути по накопительным ведомостям 160975, 160976, 160977, 160979, 160980, 160981, 160982, 160983, 160984, 160985, 210901, 210902, 031218, 031216, 031215, 021206, 021207, 021208, 131089, 131090, 131091, 141097, 141098, 141099, 141001, 141002, 141003, 141004, 141005, 141006, 141007, 141008, 141009, 141010, 141011, 141013, 181003, 191011, 191012, 191013, 191014, 201014, 201015, 01016, 201017, 211018, 211019, 211020, 211022, 2011023,211024,211025,221030,230838,230840, 140887, 150894, 150898,221031,231032, 231033, 231034, 210903, 210904, 300992, 030821, 030822, 030823, 030820, 100875, 100876, 100877, 10078, 100879, 160801, 170803, 310792, 190824, 190825, 220835, 230836, 30837, 150896, 230841, 310898, 030912, 231035, 241036, 241037, 281057, 281058, 281059, 281060, 281061, 281062, 131088, 300993, 300994, 181004, 181005, 181006, 181007, 181008, 310897, 131087, 030818, 030819, 150899, 160802, 260856, 260862, 260863, 270856, 270857, 270858, 021209, 021210, 031213, 031241, 061038, 071044, 071045, 071046, 071047, 071048, 071049, 071050, 071051, 01099, 270859, 300885, 310895, 310896, 030913, 230839, 030914, 030915, 030916, 03091 начислена плата в размере 751 555,20 руб.
В материалы дела со стороны истцом в полном объеме представлены документы в обоснование предъявляемых требований.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 2.3. Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (далее - Тарифное руководство) оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки, подачи, приема вагонов исчисляется по истечении 2 часов с момента направления Клиенту уведомления о готовности подачи вагонов ГУ-2в ВЦ/Э (при подключении Клиента к соглашению об оказании информационных услуг и предоставления электронных сервисов в сфере грузовых перевозок (далее - Соглашение об ЭОД), либо направления уведомления о готовности подачи порядком, предусмотренным договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов (далее - Договора).
Пунктом 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, установлено, что на каждый случай задержки вагонов на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, составляется акт общей формы ф. ГУ-23 ВЦ с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. При этом, уведомление о готовности подачи вагонов необходимо оформлять на все вагоны, прибывшие в адрес Клиента.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Требование пункта 4.7 Правил о наличии основания для начисления платы при нарушении со стороны грузополучателей, получателей технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов распространяется только па процесс взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами.
Таким образом, освобождение Клиентов от платы за время ожидания подачи, приема вагонов ввиду занятости грузового фронта при соблюдении установленных договорами технологических норм на выполнение грузовых операций или технологических сроков оборота вагонов нормами транспортного законодательства не предусмотрено.
С учетом требований пункта 2.3. Тарифного руководства, в зависимости от наличия или отсутствия у Клиента Соглашения об ЭОД окончание простоя вагонов в ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов осуществляется следующим образом:
- при наличии Соглашения об ЭОД, после готовности Клиента к приему вагонов, простаивающих на путях общего пользования, Клиент направляет уведомление ф. ГУ-2г ВЦ/Э о готовности к приему вагонов. Приемосдатчик оформляет акт общей формы ф.ГУ-23ВЦ на окончание простоя вагонов, указанных в уведомлении ГУ-2г ВЦ/Э.
Вне зависимости от наличия или отсутствия у Клиента Соглашения об ЭОД, оставшаяся партия вагонов продолжает простаивать на путях общего пользования по ответственности Клиента.
Вопреки доводам ответчика у ОАО "РЖД" отсутствует необходимость обоснования невозможности ОАО "РЖД" уборки части ранее поданной партии вагонов с пути необщего пользования, по которой получено уведомление о завершении грузовой операции ГУ-26.
Пунктом 3.6 Правил установлено, что уборка части поданной группы вагонов это право перевозчика, а не обязанность.
В этой связи, уборка части поданной партии вагонов может быть осуществлена при наличии технических и технологических возможностей. Дальнейшая подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования осуществляется только после получения от Клиента уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке ГУ-26 на оставшуюся часть поданной партии вагонов.
Таким образом, со стороны истца в материалы дела со стороны в полном объеме представлены документы в обоснование предъявляемых требований.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, которые не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения, кроме того, доводы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и суд оценив их в совокупности на основании статей 67-68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал им надлежащую оценку.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2023 года по делу N А40-157636/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157636/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "НОВОМОСКОВСКАЯ АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "АЗОТ"