г. Чита |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А19-27386/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2024 года по делу N А19-27386/2023 по заявлению Местной религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Источник Жизни" г. Железногорск-Илимский (ОГРН 1143850004968, ИНН 3805999285) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980) о признании незаконным решения от 26.09.2023 N38- сн/11569,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Администрация Нижнеилимского Муниципального района (ОГРН 1063847001020, ИНН 3834011301),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация Церковь Христиан Веры Евангельской "Источник Жизни" г. Железногорск-Илимский (далее также - заявитель, Религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ТУ Росимущества в Иркутской области, Территориальное управление) с заявлением о признании незаконным решения N 38-сн/11569 от 26 сентября 2023 года.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 26 декабря 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Нижнеилимского муниципального района (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2024 года заявленные требования удовлетворены. Отказ Территориального управления, выраженный в письме от 26 сентября 2023 года N 38-НС/11569, в передаче объекта в собственность, признан незаконным, как несоответствующий Федеральному закону от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ).
На ТУ Росимущества в Иркутской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Местной религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Источник Жизни" г. Железногорск-Илимский.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Иркутской области обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним. По мнению Территориального управления, судом первой инстанции не дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, по мотивам, изложенным в жалобе.
Религиозная организация в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет. При этом, заявитель апелляционной жалобы не указал, какие именно обстоятельства, имеющие значение для дела, были не полностью выяснены судом первой инстанции, все перечисленные в жалобе обстоятельства судом были рассмотрены.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Территориальное управление и религиозная организация явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Религиозная организация представила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Религиозная организация в порядке статьи 6 Закона N 327-ФЗ обратилась в Территориальное управление с заявлением о передаче в собственность заявителя объекта недвижимости - "Лекционное здание Зал Царства на 120 мест" площадью 166,6 кв.м, к.н. 38:12:010105:1212, по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, кв-л 3, д. 8 (далее также - спорный объект).
Решением, выраженным в письме N 38-СН/11569 от 26 сентября 2023 года (далее также - решение от 26 сентября 2023 года), Территориальное управление отказало в передаче спорного объекта в собственность заявителя, сославшись на то обстоятельство, что объект недвижимости - "Лекционное здание Зал Царства на 120 мест" площадью 166,6 кв. м, к.н. 38:12:010105:1212, по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, кв-л 3, д. 8, построен для осуществления религиозных собраний Местной религиозной организации Свидетели Иеговы г. Железногорск-Илимский, признанной Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года N АКПИ17-238 запрещенной на территории Российской Федерации.
Заявитель, полагая, что решение от 26 сентября 2023 года об отказе в безвозмездной передаче указанного объекта недвижимости не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Заинтересованное лицо в силу части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель в свою очередь по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1.1, 1.5, 1.6 Устава данной Религиозной организации она является местной религиозной организацией, образованной гражданами для совместного исповедания и распространения веры; имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Религиозная организация наряду с заявлением о передаче имущества представила документы, предусмотренные статьей 6 Закона N 327-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдаче".
Как указывалось выше, решением, выраженным в письме от 26.09.2023 N 38-СН/11569, Территориальное управление отказало в передаче спорного объекта в собственность заявителя, сославшись на то обстоятельство, что объект недвижимости - "Лекционное здание Зал Царства на 120 мест" площадью 166,6 кв.м, к.н. 38:12:010105:1212, по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, кв-л 3, д. 8, построен для осуществления религиозных собраний Местной религиозной организации Свидетели Иеговы г. Железногорск-Илимский, признанной Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 N АКПИ17-238 запрещенной на территории Российской Федерации.
Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, определен Законом N 327-ФЗ.
Имущество религиозного назначения для целей применения Закона N 327-ФЗ в понимании пункта 1 статьи 2 Закона N 327 - это недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 327-ФЗ государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
При этом Закон N 327-ФЗ также допускает возможность безвозмездной передачи религиозным организациям отдельных видов государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения.
В силу части 3 статьи 5 Закона N 327-ФЗ такая возможность обусловлена предназначением данного имущества для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Передача осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи.
В соответствии со статьей 6 Закона N 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. Если на дату подачи заявления религиозной организации соответствующее имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному или муниципальному унитарному предприятию либо государственному или муниципальному учреждению либо на ином праве третьим лицам, копия заявления религиозной организации направляется ею в адрес указанных лиц.
В статье 8 Закона N 327-ФЗ закреплены основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
Частью 1 данной статьи предусмотрено, что решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в одном из следующих случаев, если:
1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;
3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;
4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;
5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.
В части 2 данной статьи установлено, что решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается также в случае, если данное имущество:
1) не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом;
2) является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу приведенных правовых норм, возможность передачи испрашиваемого имущества религиозной организации закон ставит в зависимость от цели, в соответствии с которой осуществлялось строительство спорного здания, то есть цели осуществления и обеспечения религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных собраний, поучения религии, профессионального религиозного образования, монашеской жизнедеятельности, религиозного почитания (паломничества).
Для решения вопроса о безвозмездной передаче имущества религиозной организации юридически значимым обстоятельством является назначение истребуемого имущества, то есть функциональная предопределенность использования имущества для конкретных целей (в рассматриваемом случае - для религиозных целей), выраженная в его архитектурных или технических особенностях. При этом из системного толкования правоустанавливающих норм следует, что цель использования должна определяться на момент строительства объекта недвижимости, а не на момент обращения религиозной организации с заявлением в уполномоченный орган. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 августа 2018 года N 305-ЭС18-1323.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с постановлением Мэра Нижнеилимского района от 07 июля 2003 года N 499 земельный участок общей площадью 964,72 кв.м. по адресу: Иркутская область. Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, квартал 3, N 8 был предоставлен Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Железногорск-Илиский, в аренду сроком на 5 лет, под строительство лекционного здания "Зал Царства".
Согласно акту от 26 декабря 2003 года приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденному Распоряжением Мэра района от 17 февраля 2004 года N 167, спорный объект введен в эксплуатацию.
Разделом IV технического паспорта на объект "Лекционное здание "Зал Царства" на 120 мест", к.н. 38:12:010105:1212, находящийся по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, кв-л 3, д. 8, указаны назначение здания - религиозное, использование - религиозное.
Из выписки из ЕГРН следует, что испрашиваемый Религиозной организацией объект, является собственностью Российской Федерации; с 06.04.2023 по 12.03.2028 передан в аренду Леонову В.В., который, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является Пастором Местной религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Источник Жизни" г. Железногорск-Илимский.
Таким образом, представленными в материал дела документами, подтверждается принадлежность здания к имуществу религиозного назначения. Доказательств обратного Территориальным управлением не представлено.
Пункты 1, 2 статьи 8 Закона N 327-ФЗ устанавливают исчерпывающий перечень оснований отказа в передаче запрошенного имущества в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций.
При этом указанные Территориальным управлением основания для отказа - спорный объект построен для осуществления религиозных собраний Местной религиозной организации Свидетели Иеговы г. Железногорск-Илимский, признанной Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года N АКПИ17-238 запрещенной на территории Российской Федерации, не входят в данный перечень.
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 327-ФЗ, передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо, государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество. В случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности указанной организации культуры, взамен здания, помещения, занимаемых организацией культуры и передаваемых религиозной организации (далее - мероприятия по высвобождению имущества), такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 (далее - Положение N 432), уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.4 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 23 июня 2023 года N 131 "Об утверждении положений о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Территориальное управление осуществляет безвозмездную передачу религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения, а также федерального имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ, в собственность и (или) в безвозмездное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случая, указанного в пункте 6.6 настоящего положения.
Суд первой инстанции, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришёл к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и обязания Территориального управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Религиозной организации в соответствии с нормами действующего таможенного законодательства.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2024 года по делу N А19-27386/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27386/2023
Истец: Местная Церковь Христиан Веры Евангельской "Источник Жизни" г.Железногорск-Илимский
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Третье лицо: Администрация Нижнеилимского Муниципального района