г. Санкт-Петербург |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А56-87911/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43807/2023) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2023 по делу N А56-87911/2023 (судья Домрачева Е.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 231327 руб. 01 коп. вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 24.11.2023 (в виде резолютивной части) в удовлетворении исковых требований отказано; мотивированное решение суда изготовлено 04.12.2023.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 04.12.2023 и возвратить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Податель жалобы полагает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Управления полномочий на предъявление требований о возмещении вреда, причиненного почвам в отношении земельного участка с категорией земель для сельскохозяйственного назначения.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Управления отклонены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 09.08.2022 N 201-ЗМ/2022 Управлением 11.08.2022 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - выездное обследование по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лепсари, граница СЗЗ участка с кадастровым номером: 47:07:0941002:8 (земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0941002:32, 47:07:0000000:90356).
В ходе выездного обследования должностными лицами Управления произведен осмотр земельных участков по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лепсари, граница СЗЗ участка с кадастровым номером: 47:07:0941002:8 (земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0941002:32, 47:07:0000000:90356), по результатам которого составлен протокол осмотра от 11.08.2022 N 201ЗМ/2022 с фотофиксацией.
В протоколе осмотра отражено, что произведен осмотр близлежащей территории около объекта размещения отходов, эксплуатируемого ООО "Полигон ТБО" 47:07:0941002:8 (земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0941002:32, 47:07:0000000:90356), в ходе которого установлено, что вблизи полигона твердых бытовых отходов обнаружена жидкость неизвестного происхождения (предположительно заросший обводненный овраг), а также водоем неизвестного происхождения (предположительно пруд), в которых отобраны пробы жидких отходов, а также пробы почвы с привлечением специалистов ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" (заявка на экспертное сопровождение от 05.08.2022 N 02-13/15863; протокол отбора проб от 11.08.2022 N 84.2.22).
Согласно заключению ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" от 26.08.2022 N 061-З-22 установлено превышение концентраций загрязняющих веществ в пробах почвы, отобранных с пробной площадки N 2 по следующим загрязняющим веществам: хлорид-ион, сульфат-ион, алюминий, кальций, кадмий, кобальт, магний и марганец (валовое содержание).
На основании изложенного Управление пришло к выводу о том, что Обществом был причинен вред почвам в результате разлива фильтрата в результате работы полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лепсари, граница СЗЗ участка с кадастровым номером: 47:07:0941002:8 (земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0941002:32, 47:07:0000000:90356).
Расчет размера вреда произведен Управлением на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, предназначенной для исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
По расчету Управления, представленному в суд первой инстанции, размер вреда составил 231327 руб. 01 коп.
Управлением в адрес Общества была направлена претензия от 20.07.2023 N 02-13/14083 о добровольном возмещении вреда, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 04.12.2023 в связи со следующим.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле.
Как определено в статье 1 Закона N 7-ФЗ компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В силу статьи 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу части 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
При этом в силу пункта 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статье 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Из положений статей 15, 1064 ГК РФ следует, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N49) разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
Как указано в пункте 7 Постановления N 49, по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В рассматриваемом случае, исследовав и оценив представленные Управлением в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управлением не доказана совокупность условий, необходимых для возложение на Общество гражданско-правовой ответственности за причинение вреда почвам как объекту охраны окружающей среды.
Из материалов дела усматривается, что на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 09.08.2022 N 201-ЗМ/2022 Управлением 11.08.2022 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - выездное обследование по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лепсари, граница СЗЗ участка с кадастровым номером: 47:07:0941002:8 (земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0941002:32, 47:07:0000000:90356).
В ходе выездного обследования должностными лицами Управления произведен осмотр земельных участков по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лепсари, граница СЗЗ участка с кадастровым номером: 47:07:0941002:8 (земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0941002:32, 47:07:0000000:90356), по результатам которого составлен протокол осмотра от 11.08.2022 N 201ЗМ/2022 с фотофиксацией.
Согласно части 1 статьи 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом (часть 2 статьи 75 Закона N 248-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 75 Закона N 248-ФЗ входе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
В силу части 4 статьи 75 Закона N 248-ФЗ выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Закона N 248-ФЗ под осмотром в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи (часть 2 статьи 75 Закона N 248-ФЗ).
В рассматриваемом случае, в нарушение части 2 статьи 75 Закона N 248-ФЗ проведенный должностными лицами Управления в ходе выездного обследования осмотр территории около объекта размещения отходов, эксплуатируемого ООО "Полигон ТБО" 47:07:0941002:8 (земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0941002:32, 47:07:0000000:90356), произведен без применения видеозаписи.
В нарушение требований части 2 статьи 81 Закона N 248-ФЗ отбор проб (образцов) почвы и жидких отходов также произведен 11.08.2023 без применения видеозаписи.
Отсутствие видеозаписи осмотра и отбора проб лишает возможности оценить соблюдение процедуры отбора проб; из фототаблицы к протоколу осмотра от 11.08.2022 N 201ЗМ/2022 не представляется возможным установить координаты места фотосъемки.
Из представленных Управлением в материалы дела документов (протокол отбора проб от 11.08.2022 N 84.2.22, заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" от 26.08.2022 N 061-З-22) не представляется возможным однозначно установить на каком конкретно земельном участке 47:07:0941002:32 или 47:07:0000000:90356 находится пробная площадка N 2, в пробах почвы с которой установлено превышение концентраций загрязняющих веществ (указаны координаты места отбора проб без привязки к конкретному земельному участку). При этом, согласно расчету размера вреда Управлением применен коэффициент Кисп = 1.6, что соответствует землям сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, Управлением не представлены также доказательства наличия причинно-следственной связи между осуществляемой Обществом деятельности по эксплуатации полигона на земельном участке с кадастровым номером: 47:07:0941002:8 и выявленным в ходе осмотра загрязнением жидкими отходами земельных участков 47:07:0941002:32 или 47:07:0000000:90356, приведшим к превышению концентраций загрязняющих веществ в пробах почвы.
Выводы Управления о том, что именно Обществом был причинен вред почвам в результате разлива фильтрата в результате работы полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лепсари, участок с кадастровым номером: 47:07:0941002:8, не подтверждены с достаточной степенью достоверности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии у Управления полномочий на предъявление в рассматриваемом случае требований о возмещении вреда, причиненного почвам.
В соответствии пунктом 2 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 (далее - Положение N 1081), предметом государственного земельного надзора является, в том числе, соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Согласно подпункту "г" пункта 9 Положения N 1081 Федеральная служба по надзору и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
При этом в силу пункта 10 Постановления N 1081 полномочия, указанные в пункте 9 настоящего Положения, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель и земельных участков, предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, Управлением было проведено выездное обследование в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0941002:32, 47:07:0000000:90356, на что прямо указано в письме Управления от 20.07.2023 N 02-13/14083. Из экспертного заключения от 26.08.2022 N 061-З-22 также следует, что фактическим адресом места контроля являлись земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0941002:32, 47:07:0000000:90356.
При этом, при расчете размера вреда Управлением применен коэффициент Кисп = 1,6, что соответствует землям сельскохозяйственного назначения, из чего следует, что Управление установило причинение вреда почве на земельном участке сельскохозяйственного назначения, которым является участок с кадастровым номером 47:07:0941002:32.
Вместе с тем, в силу приведенных положений Постановления N 1081 Управление не обладает полномочиями на проведение земельного надзора и на предъявление требований о возмещении вреда, причиненного почвам в отношении земельного участка с категорией земель для сельскохозяйственного назначения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Управлением требований.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 04.12.2023 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 декабря 2023 года по делу N А56-87911/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-87911/2023
Истец: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ПОЛИГОН ТБО"
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12470/2024
31.10.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43807/2023
13.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43807/2023
04.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-87911/2023