город Самара |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А65-25715/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Котельникова А.Г., Сафаевой Н.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой С.А., с участием: от ответчика: представитель Хузятов А.М. (доверенность от 09.01.2024), от других лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2024 (судья Холмецкая Е.А.) по делу N А65-25715/2023 по иску индивидуального предпринимателя Валиуллина Ильдара Рахматулловича к акционерному обществу "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" о взыскании неосновательного обогащения, третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Валиуллин Ильдар Рахматуллович (далее - ИП Валиуллин И.Р., истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к акционерному обществу "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" (далее - АО "АПТС", ответчик) о взыскании 203 631 руб. 56 коп. неосновательного обогащения в связи с переплатой по договорам от 27.12.2022 N 87, от 27.12.2021 N 144/21, от 22.12.2020 N 163/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, (далее -Татарстанское УФАС России, третье лицо 1) Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, (далее - Госкомитет, третье лицо 2).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2024 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2024 отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец (заказчик) и ответчик (исполнитель) заключили договор от 22.12.2020 N 163/20 об оказании услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать следующие услуги: производить переработку сточных вод заказчика на биологических очистных сооружениях исполнителя, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик собственными силами и средствами доставляет сточные воды на БОС на автотранспортных средствах:
- ГАЗ 33073-ассенизатор с государственным регистрационным номером Т737ЕЕ 116RUS, объем цистерны 3,7 м3;
- КО-503В с государственным регистрационным номером С961КН 116RUS, объем цистерны 3,7 м3.
Согласно пункту 3 договора при исполнении договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражение в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующим законодательством, в частности: Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации г. Азнакаево, утв. Исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района.
В соответствии с пунктом 6 договора расчет стоимости приема и переработки 1м3 сточной жидкости определяется по утвержденному расчету исполнителя, действующему на момент оплаты услуг. Исполнитель вправе изменять стоимость услуг в связи с увеличением собственных затрат, изменением законодательства, нормативов, инфляции. Оплата производится по талонам.
Согласно пункту 5 договора исполнитель выборочно производит отбор проб хозяйственно-бытовых стоков. В случае обнаружения превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках заказчик дополнительного оплачивает стоимость лабораторного анализа, а также возмещает убытки исполнителя на восстановление работоспособности БОС до нормативных параметров, в том числе плату за сверхнормативный сброс.
В дальнейшем истец (заказчик) и ответчик (исполнитель) заключили договор от 27.12.2021 N 144/21 об оказании услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать следующие услуги: производить переработку сточных вод заказчика на биологических очистных сооружениях исполнителя, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик собственными силами и средствами доставляет сточные воды на БОС на автотранспортных средствах:
- ГАЗ 33073-ассенизатор с государственным регистрационным номером Т737ЕЕ 116RUS, объем цистерны 3,7 м3;
- КО-503В с государственным регистрационным номером С961КН 116RUS, объем цистерны 3,7 м3.
Согласно пункту 3 договора при исполнении договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражение в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующим законодательством, в частности: Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации г. Азнакаево, утв. Исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района.
В соответствии с пунктом 6 договора расчет стоимости приема и переработки 1м3 сточной жидкости определяется по утвержденному расчету исполнителя, действующему на момент оплаты услуг. Исполнитель вправе изменять стоимость услуг в связи с увеличением собственных затрат, изменением законодательства, нормативов, инфляции. Оплата производится по талонам.
Согласно пункту 5 договора исполнитель выборочно производит отбор проб хозяйственно-бытовых стоков. В случае обнаружения превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках заказчик дополнительного оплачивает стоимость лабораторного анализа, а также возмещает убытки исполнителя на восстановление работоспособности БОС до нормативных параметров, в том числе плату за сверхнормативный сброс.
Истец (заказчик) и ответчик (исполнитель) заключили договор от 27.12.2022 N 87 об оказании услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать следующие услуги: производить переработку сточных вод заказчика на биологических очистных сооружениях исполнителя, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик собственными силами и средствами доставляет сточные воды на БОС на автотранспортных средствах:
- ГАЗ 33073-ассенизатор с государственным регистрационным номером Т737ЕЕ 116RUS, объем цистерны 3,7 м3;
- КО-503В с государственным регистрационным номером С961КН 116RUS, объем цистерны 3,7 м3;
- ГАЗ 3307 с государственным регистрационным номером К303РТ716, объем цистерны 3,7 м3.
Согласно пункту 3 договора при исполнении договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражение в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующим законодательством, в частности: Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации г. Азнакаево, утв. Исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района.
В соответствии с пунктом 6 договора расчет стоимости приема и переработки 1м3 сточной жидкости определяется по утвержденному расчету исполнителя, действующему на момент оплаты услуг. Исполнитель вправе изменять стоимость услуг в связи с увеличением собственных затрат, изменением законодательства, нормативов, инфляции. Оплата производится по талонам.
Согласно пункту 5 договора исполнитель выборочно производит отбор проб хозяйственно-бытовых стоков. В случае обнаружения превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках заказчик дополнительного оплачивает стоимость лабораторного анализа, а также возмещает убытки исполнителя на восстановление работоспособности БОС до нормативных параметров, в том числе плату за сверхнормативный сброс.
Истец оплатил ответчику услуги по вышеуказанным договорам.
20.04.2022 истец направил заявление в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о проведении проверки в отношении акционерного общества "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" на предмет нарушения антимонопольного законодательства в связи с монопольно высокой ценой на предоставленные услуги.
Согласно заключению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16.02.2023 об обстоятельствах дела N 016/01/10-1620/2022, УФАС России пришло к выводу о необходимости квалифицировать действия акционерного общества "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" как нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по приему и переработки сточной жидкости.
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20.06.2023 акционерное общество "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях.
Управление указало, что стоимость переработки сточной жидкости, ввозимой сторонними организациями, определялась АО "Азнакаевское ПТС" самостоятельно, без учета тарифов, установленных Госкомитетом, что привело к ущемлению интересов получателей таких услуг.
Истцом ответчику оплачено:
- в 2020 году - 143 856 руб., что составляет 2664 м3 сточной жидкости, цена, установленная ответчиком, 54 руб. за один м3, согласно заключению УФАС РТ должна быть 30,44 руб., за один м3;
- в 2021 год - 111 925 руб., что составляет 2035 м3 сточной жидкости, цена, установленная ответчиком, 55 руб. за один м3, согласно заключению УФАС РТ должна быть 30,44 руб. за один м3;
- 2022 год - 184 482 руб., что составляет 3074,7 м3 сточной жидкости, цена, установленная ответчиком, 60 руб. за один м3, согласно заключению УФАС РТ должна быть 30, 44 руб. за один м3.
По мнению истца, на его стороне образовалась переплата в период с 2020 г. по 2022 г. в сумме 203 631 руб. 56 коп.
Истцом в адрес ответчика 19.07.2023 направлена претензия, неудовлетворение которой в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в суд с иском к ответчику.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из следующего.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, а также систем коммунальной инфраструктуры.
Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами (статья 6 Закона о естественных монополиях).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), при этом расчет тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 1 части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности относятся, в том числе очистка сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
В соответствии с подп. "б" пункта 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные п. 4 данного документа;
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Анализ приведенных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что государственному регулированию подлежат цены не только на водоотведение, включающее в себя полный комплекс услуги - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, но и на отдельные регулируемые виды деятельности, такие как очистка сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод посредством использования иных систем коммунальной инфраструктуры.
При осуществлении организацией деятельности по очистке сточных вод и (или) обращению с осадком сточных вод орган регулирования устанавливает тариф на водоотведение, учитывая расходы регулируемой организации именно на указанные виды деятельности.
Указанный тариф устанавливается для организаций, не являющихся гарантирующими, но эксплуатирующих отдельные объекты системы водоотведения в целях оказания технологически присоединенным абонентам услуг в сфере очистки сточных вод и обращения с их осадком.
АО "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" является гарантирующей организацией в сфере водоотведения на территории г. Азнакаево (постановление Исполнительного комитета г.Азнакаево Азнакаевского муниципального района от 17.02.2014 N 04), на территории пгт. Актюбинский (постановление Исполнительного комитета пгт. Актюбинский Азнакаевского муниципального района от 27.06.2013 N 9), на территории пгт. Джалиль (постановление Исполнительного комитета пгт. Джалиль Сармановского муниципального района от 07.11.2014 N 8), на территории Сармановского сельского поселения (постановление Исполнительного комитета муниципального образования "Сармановского сельского поселения" Сармановского муниципального района от 18.01.2018 N 1).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции исходил из того, что деятельность АО "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" по оказанию ИП Валиуллину И.Р. услуг по очистке сточных вод подлежит тарифному регулированию.
В этой связи судом первой инстанции отклонен довод ответчика о том, что регулируемый тариф на водоотведение устанавливается в отношении АО "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" при условии, что абоненты, которым оказывал услуги истец, имеют договор с ответчиком на водоотведение.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 424 названного Кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии пунктом 6 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
При расчете стоимости оказанных услуг необходимо применять тариф, равный 30,44 руб. за м3.
Ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции пояснил, что для потребителей г. Азнакаево, пгт. Актюбинский, пгт. Джалиль, с. Сарманово установлены разные тарифы на водоотведение: в г. Азнакаево на 2020 год - 19,34 руб. с НДС, на 2021 год - 20,11 руб. с НДС, на 2022 год - 20,29 руб. с НДС; пгт. Актюбинский - на 2020 год - 37,88 руб. за м3, на 2021 год - 38,69 руб. за м3; на 2022 год - 39,29 руб. за м3; пгт. Джалиль на 2020 год - 31,58 руб. за м3, на 2021 год - 31,84 руб. за м3, на 2022 год - 33,17 за м3.
Указанные значения противоречат и не соответствуют стоимости услуг водоотведения в размере 30,44 руб. за 1мЗ в 2020, 2021 и 2022 годах, учитывая, что стоки истец возил на очистные сооружения в г. Азнакаево.
Также ответчик указал на то, что при проведении лабораторных исследований в 2020, 2021, 2022 годах выявлено превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в стоках, поступивших от истца. Декларация о составе сточных вод, перевозимых истцом, не представлена.
Ответчик полагал, что при расчете стоимости услуг необходимо учитывать тариф на водоотведение, утвержденный Госкомитетом РТ по тарифам, плату за негативное воздействие, плату за сверхнормативное воздействие на окружающую среду. По мнению ответчика, с учетом данных показателей на стороне истца имеется задолженность за переработку сточных вод в сумме 69 093 руб. 76 коп.
Суд первой инстанции не согласился с данными доводами в части возможности включения в размер стоимости услуг платы за негативное воздействие, платы за сверхнормативное воздействие на окружающую среду на основании следующего.
В соответствии с пунктом 5 договоров, в случае обнаружения превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках заказчик дополнительно оплачивает стоимость лабораторного анализа, а также возмещает убытки исполнителя на восстановление работоспособности БОС до нормативных параметров, в том числе плату за сверхнормативный сброс.
Таким образом, стоимость лабораторного анализа, убытки исполнителя (в том числе, плата за сверхнормативный сброс) в стоимость услуг не входят, а оплачиваются отдельно, при условии установления данных обстоятельств.
Кроме этого, абонент обязан соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований (подпункт "и" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644).
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент в силу пункта 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, пункта 118 Правил N 644 обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены этими Правилами.
Порядок отбора проб сточных вод и анализа отобранных проб сточных вод регламентирован в пунктах 147 - 149 Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 и Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728).
Отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод (абзац второй пункта 9 Правил N 728).
По смыслу приведенных положений Правил N 728 аккредитованная лаборатория, которая может быть привлечена для отбора проб, выполняет соответствующие мероприятия в интересах и по поручению организации, осуществляющей водоотведение, для целей проверки выполнения абонентом условий договора водоотведения в части соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения. Данные действия по существу проводятся в интересах организации, осуществляющей водоотведение, как стороны договора водоотведения.
Следовательно, вне зависимости от участия в отборе проб аккредитованной лаборатории организация, осуществляющая водоотведение, должна обеспечить соблюдение при данной процедуре обязательных требований действующего законодательства, направленных на обеспечение достоверности результатов соответствующего исследования.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 728 по результатам отбора проб сточных вод на месте их отбора организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме согласно приложению N 1 (далее - акт отбора проб сточных вод), который подписывается представителями организации, осуществляющей водоотведение, и абонента. В акте отбора проб сточных вод указываются номера пломб контрольной, параллельной и резервной проб.
Кроме акта отбора проб сточных вод дополнительно на каждую пробу, отобранную в одном канализационном колодце, организацией, осуществляющей водоотведение, может составляться сопроводительный документ (акт отбора отдельной пробы, акт передачи пробы в лабораторию и т.д.), передаваемый вместе с отобранной пробой в аккредитованную лабораторию. В сопроводительном документе указывается информация для аккредитованной лаборатории, необходимая ей при приемке и регистрации пробы (дата отбора пробы, время начала и окончания отбора пробы, данные о консервации, идентификации емкостей для отбора пробы и т.д.). Сопроводительный документ подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, а также представителем аккредитованной лаборатории (если аккредитованная лаборатория и организация, осуществляющая водоотведение, являются разными лицами).
Из материалов дела следует, что результаты отбора проб зафиксированы в актах.
При этом данные акты не соответствует требованиям Правил N 728, которые в приложении N 1 прямо определяют требования к форме и содержанию акта, составляемом по результатам отбора проб сточных вод.
Такой акт должен содержать, в числе прочего, данные абонента; сведения об уведомлении абонента о проведении отбора проб; сведения о договоре; номер контрольного канализационного колодца по договору водоотведения, в котором была отобрана проба: сведения об идентификации контрольного канализационного колодца; информацию о времени начала и окончания отбора проб.
Указанные сведения в актах отсутствуют.
Кроме этого абонент вправе изложить свои возражения относительно сведений, изложенных в соответствующем акте.
Судом первой инстанции установлено, что в актах отбора проб отсутствуют сведения об участии абонента при отборе проб; акты не подписаны со стороны абонента; отсутствуют отметки абонента о несогласии с содержанием актов отбора проб сточных вод, равно как и отсутствуют отметки о наличии возражений или особого мнения абонента.
Кроме того, названные акты и протоколы результатов исследования не содержат сведений об опломбировании проб сточных вод, что автоматически влечет недействительность результатов исследования таких проб.
В силу пункта 29 Правил N 728 установлено, что пробы сточных вод пломбируются одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение, либо осуществляется общая пломбировка тары, в которую складируются емкости с отобранными пробами.
Требование об обязательном наличии пломб организации, осуществляющей водоотведение, на емкостях с пробами сточных вод направлено на обеспечение возможности достоверно установить факт того, что предметом лабораторного исследования являлись именно те фрагменты сточных вод, которые были отобраны на объекте абонента (то есть, по сути, на обеспечение достоверности и допустимости результатов последующего анализа проб сточных вод).
Данные требования, будучи установленными нормативно-правовым актом, подлежат обязательному соблюдению при проведении процедуры отбора проб, каких-либо исключений в его применении Правилами N 728 не установлено.
На необходимость неукоснительного соблюдения требований законодательства при оборе проб применительно к обстоятельствам идентификации фрагментов сточных вод, подлежащих лабораторному исследованию, неоднократно указывалось в судебной практике.
По смыслу приведенных положений подпись абонента в акте не только подтверждает сам факт отбора пробы в сетях водоотведения, но и позволяет установить с учетом нанесения пломб на емкости обстоятельства отправки на исследование именно отобранных в установленном порядке образцов, что является гарантией достоверности результатов такого исследования.
Ответчик как субъект, на профессиональной основе осуществляющий деятельность по водоотведению, должен обеспечить соблюдение требований законодательства при проверке соблюдения истцом условий договора. Допущенные нарушения имеют существенный характер и, учитывая характер неблагоприятных последствий для истца, не могут быть устранены при помощи косвенных доказательств, непосредственно не фиксирующих обстоятельства, с которыми законодательство связывает обязанность внести плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку акты составлены с нарушением требований законодательства по форме и содержанию, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они не могут быть признаны надлежащим доказательством, подтверждающим допущенное нарушение.
Ввиду изложенных обстоятельств, в частности, не соблюдения ответчиком требований, изложенных в Правилах N 728, в части надлежащего оформления актов отбора проб, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учет при расчете стоимости услуг платы за негативное воздействие и сверхнормативный сброс не обоснован.
Поскольку деятельность АО "Азнакаевское предприятие тепловых сетей" по оказанию ИП Валиуллину И.Р. услуг по очистке сточных вод подлежит тарифному регулированию, при расчете стоимости услуг за переработку сточных вод подлежат применению тарифы, установленные уполномоченным органом.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 20.11.2019 N 10-49/КС, тариф на водоотведение с 01.01.2020 по 30.06.2020 составляет 18,82 руб./куб. м, с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 19,34 руб./куб. м, с 01.01.2021 по 31.06.2021 - 19,34 руб./ куб. м, с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 19,87 руб./куб.м, 01.01.2022 по 30.06.2022 - 19,87 руб./ куб. м, с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 21,37 руб./куб.м. Судом первой инстанции запрошены у сторон сведения об объеме сточных вод, переданных ответчику.
Истец пояснил, что такие сведения у него отсутствуют.
Согласно пояснениям ответчика объем сточных вод, переданных ответчику, составил: за первое полугодие 2020 года - 592 м3, за второе полугодие 2020 года - 2 072 м3, за первое полугодие 2021 года - 1 110 м3, за второе полугодие 2021 года - 925 м3, за первое полугодие 2022 года - 1 113, 70 м3, за 2 полугодие 2022 года - 1 961 м3. Указанный объем сточных вод подтвержден представленными ответчиком универсальными передаточными документами, истцом не оспорен.
Таким образом, учитывая установленные Комитетом тарифы и переданные объемы сточных вод, стоимость переработки сточных вод составила 155 096 руб. 86 коп. и рассчитана следующим образом:
592 м3 * 18,82 руб./куб. м = 11 141 руб. 44 коп.,
2 072 м3 *19,34 руб./куб. м = 40 072 руб. 48 коп.,
1 110 м3 * 19,34 руб./ куб. м = 21 467 руб. 40 коп.,
925 м3 * 19,87 руб./ куб. м = 18 379 руб. 75 коп.,
1 113, 7 м3 * 19,87 руб./ куб. м = 22 129 руб. 22 коп.,
1 961 м3 * 21,37 руб./куб. м. = 41 906 руб. 57 коп.
Поскольку истцом оплачено в 2020 году - 143 856 руб., в 2021 году - 111 925 руб., в 2022 году - 184 482 руб., вместо 155 096 руб. 86 коп., на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело, исходя из предмета заявленных исковых требований, и не вправе выходить за их пределы.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, не выходя за пределы заявленных требований, пришел к выводу об их обоснованности и взыскании с ответчика в пользу истца 203 631 руб. 56 коп. неосновательного обогащения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 421 424, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 51, 71, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 14, 31 Федерального закона 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 "О защите конкуренции", статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2024 по делу N А65-25715/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
А.Г. Котельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25715/2023
Истец: ИП Валиуллин Ильдар Рахматуллович, г. Азнакаево
Ответчик: АО "Азнакаевское предприятие тепловых сетей", г.Азнакаево
Третье лицо: Государственный комитет РТ по тарифам, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Отдел адресно-справочной службы УФМС России по РТ, Управление Федеральной Антимонопольной службы по РТ, Одиннадцатый арбитражный апеляционный суд