город Чита |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А19-8550/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.Н.,
судей: Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О.., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Хомутовского муниципального образования - Администрация сельского поселения, на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2024 года по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745) к Администрации Хомутовского муниципального образования - Администрация сельского поселения (ОГРН: 1053827059560, ИНН: 3827020760) о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию жилья, предоставлению отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и электроснабжения.
в отсутствие в судебном заседании лиц и их представителей, участвующих в деле
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что он по договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 09.08.2018 N 3-УЖФ/ВКС принял в управление жилищный фонд и обязался выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность, в том числе жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности Хомутовского муниципального образования по адресам: 640055, Иркутская область, Иркутский район, п. Горный, ул. М. Шидловского, дом 9, кв. 1, 13, 16, 20, 39 и 640055, Иркутская область, Иркутский район, п. Горный, ул. А. Попова, дом 9, кв. 17, 50, 57, 70. За период с 01.04.2020 по 28.02.2021 ответчик, как собственник названных квартир, свои обязательства по оплате услуг по ЖКУ производил не в полном объеме, в связи с чем, ко взысканию предъявляют 182 522 руб. 90 коп.
Постановленным по делу решением иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой ссылается на наличие действующего муниципального контракта по теплоснабжению, тогда как суд указывает, что отсутствие договорных отношений не освобождает ответчика от оплаты коммунальных ресурсов, ответчиком представлялся контррасчет, согласно которому по заключенному договору долг составил 98081,14 руб., вместе с тем, судом указано в решении на отсутствие такового.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
О месте и времени судебного заседания, участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, в пределах, изложенных в ней доводов (абз.3 п. 27 Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12),
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции приказом министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Устава, истец осуществляет основные виды деятельности такие как производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды); производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения); транспортировка по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя; забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям; оказание услуг, связанных с транспортировкой воды; удаление и очистка сточных вод, отходов; оказание услуг связанных с транспортировкой сточных вод; производство и распределение электроэнергии; передача электроэнергии и технологическое присоединение по распределительным электросетям; деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; ремонт электрического оборудования; распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям; сбор, обработка и утилизация отходов; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха; кондиционирование воздуха; деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений; электромонтажные работы, строительные специализированные работы; гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы; инженерные изыскания для строительства; управление недвижимым имуществом; транспортирование по трубопроводу газа; хранение и складирование газа.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12.07.2017 N 1140 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" за истцом закреплено недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему приказу.
Между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и истцом заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 09.08.2018 N 3-УЖФ/ВКС, на основании которого истец принял в управление жилищный фонд и обязался выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность, в том числе жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности Хомутовского муниципального образования по адресам: 640055, Иркутская область, Иркутский район, п. Горный, ул. М. Шидловского, дом 9, кв. 1, 13, 16, 20, 39, 640055, Иркутская область, Иркутский район, п. Горный, ул. А. Попова, дом 9, кв. 17, 50, 57, 70.
Между истцом и ответчиком заключен муниципальный контракт теплоснабжения N 09-12-38-01-336 от 11.08.2020, в соответствии с условиями которого, истец обязуется подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию и/или теплоноситель, а ответчик обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и/или теплоноситель в объеме, сроки на условиях, предусмотренных контрактом, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
Согласно пункту 2.1 контракта расчет стоимости тепловой энергии и/или теплоносителя производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов, как для прочих потребителей. Тарифы на тепловую энергию и/или теплоноситель считаются согласованными Сторонами и действующими с момента их утверждения и введения в действие уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В соответствии с пунктом 2.2 цена контракта составляет 40 123 руб. 55 коп. Согласно пункту 8.1 договора оплата за фактически потребленную тепловую энергию и/или теплоноситель производится ответчиком на основании представленных истцом счетов, счетов - фактур и актов приема-передачи энергоресурсов.
Из акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 11.08.2020 следует, что границы раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между истцом и ответчиком для квартир (не жилых помещений) расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся по адресам: 640055, Иркутская область, Иркутский район, п. Горный, ул. М. Шидловского, дом 9, кв. 1, 13, 16, 20, 39, 640055, Иркутская область, Иркутский район, п. Горный, ул. А. Попова, дом 9, кв. 17, 50, 57, 70 - определяются исходя из Правил содержания общего имущества, внешняя граница определяется по внутридомовой системе отопления - граница эксплуатационной ответственности устанавливается по первым отключающим устройствам на отопительных приборах. При отсутствии отключающих устройств на отопительных приборах, граница устанавливается по первому сварному или резьбовому соединению на ответвлении от стояка, в сторону отопительного прибора.
Истцом подтверждено, что по теплоснабжению ответчиком оплачена задолженность на сумму 29 734 руб. 13 коп. за апрель 2020 года.
Истцом также направлена ответчику оферта - муниципальный контракт N 09-12-38-01-138, который не был подписан и оформлен надлежащим образом, в адрес истца не предоставлен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений ст.539-547 ГК РФ., ФЗ "О теплоснабжении", разъяснений содержащихся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", ст.155-157 ЖК РФ., придя к выводам о том, что отсутствие договорных отношений не освобождает потребителя от оплаты за ЖКУ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из буквального толкования названных правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования.
В силу пункта 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям, представляет собой муниципальный жилищный фонд.
Сторонами не оспаривается, что истец является лицом, оказывающим жилищно- коммунальные услуги в отношении домов, расположенных по адреса: 640055, Иркутская область, Иркутский район, п. Горный, ул. М. Шидловского, дом 9, и 640055, Иркутская область, Иркутский район, п. Горный, ул. А. Попова, дом 9.
Муниципальное образование, как собственник жилого помещения обязан нести расходы за потребленные ресурсы согласно требованиям статьей 210, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе на содержание общего имущества, а в силу приведенных норм права собственник помещений в МКД, наравне с другими собственниками, должен оплачивать управляющей организации услуги по содержанию общедомового имущества и его ремонту, а также коммунальные услуги независимо от наличия договора с данной организацией, что в том числе отражено в п.6 Правил N 354, где указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил, а договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (п.6).
Вместе с тем частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 60 ЖК РФ).
Согласно статье 678 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункту 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством (ст.68 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В части 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Пунктами 23, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Как следует из расчетов, представленных истцом, спорный период образования задолженности апрель 2020 - февраль 2021 года.
Материалами дела также подтверждается, что в отношении части квартир, являющихся муниципальной собственностью, истцом с гражданами заключены договоры социального найма, сведения о чем, приведены в таблице:
N |
Адрес и номер квартиры |
Номер договора |
Дата заключения договора социального найма |
Наниматель |
1 |
п. Горный, ул. А. Попова, дом 9, кв. 70 |
322 |
06.08.2020 |
Ревина Т.С. |
2 |
п. Горный, ул. А. Попова, дом 9, кв. 17 |
321 |
04.08.2020 |
Калинкина М.Д. |
3 |
п. Горный, ул. М. Шидловского, дом 9, кв. 13) |
320 |
03.08.2020 |
Лескова Е.Ю |
4 |
п. Горный, ул. М. Шидловского, дом 9, кв. 1 |
317 |
27.08.2020 |
Химченко М.С |
5 |
п. Горный, ул. А. Попова, дом 9, кв. 57 |
312 |
31.07.2020 |
Бахматова Н.А |
6 |
п. Горный, ул. М. Шидловского, дом 9, кв. 20 |
314 |
22.07.2020 |
Нерадовская Н.А. |
7 |
п. Горный, ул. М. Шидловского, дом 9, кв. 16 |
313 |
22.07.2020 |
Матвеева Н.В |
8 |
п. Горный, ул. М. Шидловского, дом 9, кв. 39 |
2 |
01.02.2021 |
Кучеренко А.А. |
9 |
п. Горный, ул. А. Попова, дом 9, кв. 50 |
2 |
01.02.2021 |
Ходько Д.А |
Расчет размера платы за коммунальные услуги также установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила).
Правилами определены формулы расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе по коммунальной услуге "отопление", в жилых помещениях многоквартирного дома с учетом наличия или отсутствия приборов учета.
Расчет размера платы по коммунальной услуге отопление
выполняется с учетом общей площади жилого помещения
норматив потребления отопительных коммунальных услуг
тариф.
Из представленного стороной истца расчета следует, что расчет задолженности ответчика за ЖКУ произведен с учетом документов, свидетельствующих о передаче отдельных квартир третьим лицам, Правил N 354 (л.д.47,48, 73-74 т.1), что установлено и проверено судом первой инстанции и с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расчет задолженности за потребленный тепловой ресурс должен определятся исходя из фиксированной стоимости, определённой по ранее заключенному контракту, суд апелляционной инстанции отклоняет, как основанный на неверном толковании Правил N 354., ст.541 ГК РФ, ст.157 ЖК РФ, в связи с чем довод заявителя апелляционной жалобы на указание суда первой инстанции по тексту решения на отсутствие контррасчёта не привело к принятию неверного по существу решения.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2024 года по делу N А19-8550/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Филиппова |
Судьи |
Е.В.Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8550/2023
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Администрация Хомутовского Муниципального образования- Администрация сельского поселения